1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Места, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1648
События, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1648
Герои, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1809
Воспоминания, 1 Декабря 1911
Воспоминания, 29 Октября 1930
Места, 1 Декабря 1937
Воспоминания, 27 Мая 1924
Места, 1 Января 1648
Герои, 1 Октября 1774
Места, 22 Мая 1940
Воспоминания, 11 Июня 1916
Места, 1 Января 1919
Места, 1 Января 1717
События, 25 Августа 1864
Герои, 5 Августа 1864
Герои, 1 Апреля 1711
Герои, 27 Декабря 1987
Воспоминания, 9 Июня 1994
Воспоминания, 31 Декабря 1979
Воспоминания, 8 Февраля 1980
Воспоминания, 22 Апреля 1975
Места, 2 Августа 1898
Герои, 24 Июня 1848
События, 13 Сентября 1648
События, 28 Декабря 1898
Места, 23 Мая 1682
События, 27 Августа 1700
Фото дня
1 января на стадионе "Спартак"
Популярное
Видеоархив
Тэги
Герои, 2 Августа 1978
Будёновка для музея, или С чего начинается Родина…

В СССР самые трудолюбивые, творчески относящиеся к своейпрофессиии люди удостаивались высшего звания страны - ГеройСоциалистического Труда. Увы, таковых в Ульяновске осталосьнемного. И одна из них - Галина Михайловна Лазарева, 40 летотдавшая обучению и воспитанию будущих железнодорожников.

Трудно поверить, что ей 89 лет. Стройная, подтянутая, элегантно одетая, в глазах - молодой блеск, в каждом движении - энергия. А какая прекрасная память, светлый ум! С этой удивительной женщиной с удовольствием побеседовала корреспондент нашего издания.

- Галина Михайловна, за что Вы получили звание Героя Социалистического Труда?

- Мне присвоили его в 1978 году. Я работала преподавателем общественных дисциплин в ПТУ №15, где готовили будущих работников железнодорожного транспорта. Старалась преподавать нестандартно. Проводила занятия в музеях, на производстве, в библиотеках. Они были в виде бесед, тематических конференций, диспутов. Особенно ценны для ребят были уроки на производстве, потому что именно там они понимали, зачем пришли в профессию и почему изучают политэкономию. Им очень нравились такие занятия. Я договаривалась с руководством училища о времени уроков, чтобы они были последними в расписании. Тогда мы могли не спешить, не замыкаться на 45 минутах. Уроки были объемными, содержательными, интересными. Я приглашала выступать машинистов, представителей других профессий. С удовольствием приходил к нам поговорить с моими учениками даже секретарь обкома КПСС Владимир Николаевич Сверкалов, который ведал в Ульяновской области идейно-политическими вопросами. Благодаря такой форме подачи материала политэкономия давалась детям легко, воспринималась с интересом. Они не довольствавались только знаниями из учебника, а искали их в других источниках. В результате неуспевающих учеников у меня не было.

- Вы ведь еще и музей в училище создали…

- Да, я не ограничивалась только уроками. Мне нравилось привлекать ребят к общественной работе, к жизни училища. Хотелось, чтобы они знали не только свой предмет, свою специальность. Многие приехали учиться в Ульяновск из районов, и их нужно было познакомить с училищем, с историей города. Отсюда - наши всевозможные экскурсии по историческим местам. В результате мне пришла мысль приобщить моих учеников к изучению периода освобождения Симбирска от белогвардейцев. Мы стали собирать материалы об этом. Дети увлеклись, начали приносить фотографии, документы, вещи, относившиеся к тому времени. Один парень из Белого Ключа отыскал буденовку. Нашли участников боев за освобождение города от белогвардейцев. Так, например, разыскали Андрея Ивановича Куликова. Ребята пригласили его к нам, он с удовольствием приходил и рассказывал о самых острых, интересных моментах боев. Тогда возникла идея создания в училище музея, меня поддержала научный сотрудник краеведческого музея Мира Мироновна Савич. Мы стали потихоньку оформлять материалы, и в 1963 году у нас появился небольшой уголок. Потом мы расширили тему музея, добавив историю комсомола. Некоторые из первых комсомольцев города были тогда еще живы. Нам, в частности, удалось найти Ивана Андреевича Кислицына, секретаря первой комсомольской организации Симбирска. Он несколько раз приезжал к нам из Ленинграда, чтобы поделиться воспоминаниями о своей комсомольской молодости. Через такие встречи, поисковую работу ребята познавали место, где они живут, и таким образом у них воспитывалась любовь к малой родине.

- Музей этот жив?

- Да, и это несмотря на то, что в учебном заведении происходили большие перемены. Из училища оно стало лицеем, а затем - техникумом железнодорожного транспорта. Я помогла сохранить музей. Материалы не были утрачены. И с помощью сегодняшнего директора техникума Зои Рашидовны Рахматулиной он был возрожден. Самое главное, что нашелся человек, заинтересованный в продолжении работы музея. Это библиотекарь Ирина Львовна Кулагина. Но направление музея изменилось. Теперь он больше рассказывает об истории этого учебного заведения и о судьбах выпускников.

- А как Вы стали учителем?

- Вопроса, кем быть, передо мной не стояло: моя мама была учительницей младших классов в городе Туапсе, где мы жили. Она любила свою работу. Само собой разумеется, это не могло не повлиять на меня. Я постоянно была занята общественной работой, меня выбрали председателем совета дружины школы. Училась я в обстановке, когда шла война. На моих глазах гибли люди, потому что наш городок несколько раз в сутки бомбили немцы. Мы прятались в убежищах. Я была свидетелем того, как бомба попала в школу, в которой мама работала. Но ее в тот момент, к счастью, там не было. Школа была старинной кирпичной, в ее подвалах при сигналах тревоги прятались дети. Но однажды был неожиданный налет, и произошло прямое попадание. Я в это время шла по улице, невдалеке. Помню, что раздался сильнейший взрыв, и на какой-то момент я оглохла. Когда добралась до школы, то увидела, что на ее месте - большая воронка. Все, кто был там, погибли… Потом мы с мамой оказались в эвакуации в Азербайджане, а когда немцев отогнали от нашего города, мы вернулись. Школу я окончила в 16 лет. Поступила в Симферопольский пединститут. По распределению меня направили в Орловскую область. Сколько было в этом факте радости! Ведь я не знала, что такое зима, снег, лед, а там это все было. В Орловской области я вышла замуж за Бориса Ивановича. С ним мы до сих пор вместе.

- Галина Михайловна, Вы преподавали детям обществоведение, помогали им изучать труды Ленина. Как Вы считаете, его идеи актуальны?

- Безусловно! Повышение производительности труда, например. Сейчас об этом много говорится, но дело не двигается. А в работе «Великий почин» рассказывается, как этого можно достичь. Или - планирование. От него отказались, но оно необходимо. Не зная, куда и как двигаться, разве можно решать проблемы?..

- У педагогов часто сохраняются добрые отношения с их бывшими учениками. Вы со своими общаетесь?

- Они поздравляют меня с днем рождения. Горжусь тем, что мои ученики занимали руководящие посты. Например, Владимир Николаевич Максимов был начальником Ульяновского отделения железной дороги. Юрий Попов стал крупным руководителем на Куйбышевской железной дороге. А Володя Сергеев преподает в нашем учебном заведении. Он мне говорил: «Я использую ваши методы!».

- Расскажите о своей семье…

- Моего супруга Бориса Ивановича после работы в комсомоле взяли в органы МВД. Там он прослужил много лет, вышел в отставку в звании подполковника. У нас двое детей. Сын Александр окончил училище связи. Он подполковник, сейчас тоже в отставке, занимается дачей и пишет картины. Его дочь Юля, наша внучка, работает в областной администрации. Наша дочь Людмила окончила плановоэкономический институт. Как отец, она работала в органах МВД. В звании майора ушла в отставку. Меня очень радует то, что ее дочь Галина пошла по моим стопам - преподает английский язык в 1-й гимназии. У них с мужем растет замечательная трехлетняя дочка Ника, наша правнучка…

- Поделитесь секретом: как Вам удается сохранять форму?

- Не представляю себя без движения. По утрам делаю тибетскую гимнастику. Очень помогает! Делаю также зарядку от остеопороза и на равновесие. Затем - велотренажер и душ. Это дает энергию, появляется интерес к жизни. Питание - исключительно здоровое. Говядину употребляем редко. Предпочтение отдаем рыбе, куриным грудкам, мясу кролика, индейки. Первый завтрак в 8-9 часов: овсяная каша из цельных зерен, пропущенных через мясорубку. В нее добавляю зимой тыкву, а летом - ягоды. И масло - кунжутное или подсолнечное. В 11.00 - второй завтрак с зеленым чаем и бутербродом с красной рыбой, которую сама солю, и с пастой из зелени, моркови, сладкого перца, помидора и небольшого количества оливкового масла. Потом - обед, на который люблю запекать овощи и рыбу. Ничего жареного! В 15.00 - чай с медом. На ужин - кефир, творожок. Фрукты - в обязательном порядке. Стараемся употреблять только натуральные продукты!

Беседовала Ирина Морозова

«Ульяновск сегодня», 20 декабря 2019 г., №119 (1974)

 

 

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2019. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru