1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Места, 23 Августа 1666
Места, 1 Января 1648
Герои, 27 Июля 1784
События, 9 Марта 1917
События, 6 Октября 1916
Воспоминания, 13 Сентября 1949
События, 1 Января 1996
Воспоминания, 22 Февраля 1970
Места, 13 Сентября 1648
События, 18 Марта 1736
События, 13 Сентября 1648
Фото, 4 Сентября 1900
Фото, 4 Сентября 1845
Фото, 4 Сентября 1900
Фото, 25 Июля 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1912
Фото, 13 Сентября 1908
Фото, 17 Апреля 1900
Фото, 30 Апреля 1880
Фото, 25 Мая 1903
Фото, 18 Апреля 1848
Фото, 12 Декабря 1883
Фото, 5 Июня 1872
Фото, 5 Июня 1872
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото дня
В книгу отзывов
Популярное
Видеоархив
Тэги
События, 26 Апреля 1995
Свадебные традиции районов Ульяновской области. Часть 3

После запоя, о котором мы рассказывали в предыдущей статье, в течение двух-трех недель шла подготовка к собственно свадьбе. Подруги невесты помогали готовить приданное, жених с друзьями чуть ли не каждый вечер навешал свою "суженую-ряженую", не забывая, конечно, о гостинцах и угощениях для девушек. В одних селах такие вечера назывались девишниками, и других - вечорками. Звучали на них свадебные лирические песни, причеты невесты.

Но самым напряженным, насыщенным обрядами был день накануне венчания. В этот день, как правило, устраивали для невесты баню. Именно "устраивали", а не "топили", ибо ритуальный, магический смысл ее был виден и понятен всем.

Но прежде, чем невесту понести в баню, подруги шли к жениху. И это был яркий и красочный обряд. Очень разный не только в различных районах области, но и в селах одного района. Он имел около десяти названий, в зависимости от того, что считалось главным в этом "походе". Если этим главным было "несение" жениху рубашки, сшитой самой невестой как подарок к свадьбе, как знак соединения двух семей, то и обряд соответственно назывался "ходить с рубашкой", "косить рубашку" (Старомайнский, Сурский районы), в других случаях он мог получать такие названия - "ходить с зеркалом" (Новоспасский район), "ходить за мылом" (Барышский район), "ходить за веником" (Сурский, Новоспасский районы ), "ходить с "кустом", "с садом", "с репьем" (Барышский район), "ходить за веником и мылом" (Сурский район).

Как видно из перечня названий, они весьма условны, ибо часто наряду с рубашкой несли репей; мыло и веник давали девушкам для невесты почти в каждом селе. Как и на запое, отдельные акты этого обряда могли превращаться и превращались в небольшие сценки –импровизации в духе народного театра. Например, вручение рубашки жениху. В с. Архангельском (Новоспасский район) девушек встречает мать жениха и провожает их в дом. На столе стоит пустая тарелка, гостьи покрывают ее рубашкой, поверх нее кладут перчатки и требуют выкуп, и чтобы выкуп заплатил жених. Вместо жениха один за другим выходят из чулана ею друзья. Последним выходит жених и несет выкуп - курник.

Девушек угощали также пряниками и конфетами, а потом они вместе с женихом и его друзьями шли к невесте на поклон. Невеста встречала гостей на крыльце и причитала (в шутку):

Уж вы, девоньки, вы, подруженьки,

Укатайте-ка мне гору крутую,

Чтоб нельзя Ивану-болвану

Не проехать, не пройти.

Жених становился рядом с невестой, они оба кланялись, а друзья клали им гостинцы: ленточку, платочек, сладости. В Барышской Слободе (Сурский район) девушки приносили жениху не одну, а дне рубашки: "хорошую" и "худую", т.е. рваную, с заплатками. В с.Большая Кандала (Старомайнский район) вместе с рубашкой несли утиральник, а в с. Ждамирово (Сурский район) "девушки вручали жениху вначале старую, заплатанную рубашку, потом маленькую, потом великую и только лишь в конце отдавали хорошую рубашку со словами: "Носи, да не марай, по праздничкам надевай". Здесь же вместе с рубашками носили "наряженную веточку".

А вот как поэтично проходило вручение рубашки жениху и с.Новый Дол (Барышский район): "девушки, отдавая рубашку, говорили: "Михаил Дмитрич, выдь сюда, повыступь сам, себя покажи и на нас посмотри. Наша невеста, Валентина Ивановна, дарит вас белыми дарами, своим рукодельем. С тарелочки - возьми, на тарелочку положи. Милости просим - рубликов восемь. Просим в честь - рубликов шесть. А помощи по силе - хоть рублика четыре. А уж скоко сможете, стоко и положите". В с. Сара (Сурский район), выкупив рубашки, же-их "старую рубаху на глазах у девок рвал. Это признак того, что молодые не будут нищими". Там же зафиксирован и другой вариант интересного и удивительно яркого разыгрывания этого акта: "жених их (подруг) не встречает. Встречают товарищи его, ну, двое. А остальные в это время наряжают елочку тряпочками да конфетами. И еще поленья строгают, чтобы ровные были. Девчата приходят и дают худую рубашку, пусть мол, жених померит. А парни оденут ее на деда какого и выведут. "Нет, - говорят девки, - не наш, для нашего жениха другая рубашка есть, чтобы в ней наш жених еще лучше был".

Большую роль в данном обряде играли травы и деревья. Пришло это из календарных обрядов, прежде всего, - семицко-троицких, и также символизировало силу природы, цветение, являясь одновременно и символом девушки-невесты. Наиболее традиционными видами растительности, используемыми в описываемом обряде, были репей и елка. "Репей наряжали в субботу (в воскресенье венчались). Девки наряжались к вечеру, к жениху идут. Стоят у ворот, песню поют:

Не вьюн над водой увивается,

Зять у ворот (2 раза) убивается,

Просит он свою (2 раза) суженую,

Просит он свою (2 раза) ряженую..

Стоят. Отец вперед вышел. Не идут. Опять поют. Жених выйдет - зайдут. Репей на стол ставят. Его потом на коней разделят х им нарядят" (Барышский район). А в селе Поливаново (Барышский район) "подруги невесты за мылом ходили к жениху с елошкой. У жениха стол собирали, вином угощали, рубашку на тарелку клали". В Ханинеевке (Барышский район) репей, наряженный бумажками, называли "головой". Его к жениху не носили, но продавали в день венчания после выкупа невесты. Обязательным было угощение девушек. В Барышском районе во многих селах пекли для них специальный пирог, причем и сам пирог и действия, совершаемые с ним, могли становиться основой для ярко-комической сценки, как, например, это было в с. Силаевка.

Когда девушки садятся за стол, свахи выносят специальный пирог с необычной начинкой, хотя бы,-"семечки с кожурой." Но и девки тоже не дремлют они стараются этот пирог незаметно... украсть, спрятать. Хозяева же, заметив пропажу пирога, начинают изображать возмущение, ругать девушек, которые в свою очередь тоже в карман за словом не лезут. Наконец, наругавшись и насмеявшись, приступают к угoщению. Иногда и вино девушкам подносили, но - "по рюмочке". Выпьют, и одна из девушек убавляет свет в керосиновой лампе (ходили под вечер), а все остальные начинают кричать: " Мы ослепли, мы ничего не видим!"- это значит, что они требуют жениха. Выходит жених, девки встают, и он со всеми должен поздороваться за ручку. Только в этот момент девушки запевают песню и пиром вручают уже настоящий, хороший.

В с. Араповка (Сурский район) от курника, который давала мать жениха, "коренная подруга отрезает краюху и кладет ее за пазуху. Приходит к невесте и отдаст ей эту краюху. А когда невеста идет под венец, то кладет ее за пазуху и потом ночью с мужем съедает".

Обязательным во всех селах было исполнение за столом специальных свадебных песен (они назывались величальными) жениху, его родным и друзьям. В большинстве сел девушкам вручали веник и мыло. Традиционное бытовое объяснение этому "подарку" –

попарить невесту в бане. В Барышской Слободе (Сурский район) мать жениха отдает девушкам "веник разряженный". Веник разукрашен конфетами, в блестящей обертке завернуто мыло. Будущая свекровь приговаривает: "Попарьте веничком Таню, конфеты и мальце ей".

В Чирково (Сурский район) «жених готовил два веника - плохой и хороший, крашенный красными тряпочками (позднее и конфетами)". В с. Сара (Сурский район) мыло будущая свекровь вешала на веник, а "коренная подруга" хлыстала этим веником жениха прежде чем отправиться к невесте». В Барышский Слободе веник девкам давал отец жениха, но не так, а за выкуп. "Выкупом же за веник служил поцелуй одной из подруг невесты. Затем, спев несколько песен, девки лупили жениха этим веником, а остатки веника несли невесте".

Вообще во многих селах редко когда веник в целости и сохранности доносили до дома невесты, до бани. В Сурском, Барышском и других районах по дороге из дома жениха девушки выдергивали из веника прутики и хлестали друг друга или прохожих. В с .Сара, где девушкам также давали поленья, они, возвращаясь, в них стучали. Потом поленья отдавали свахам, а свахи, в свою очередь, заталкивали их невесте в перин.

Очень необычно проходил этот обряд в с. Колюпановка (Сурский район). "Девушки обязательно наряжались. Обычно это были маски цыганки, пастуха с кнутом, лошади (двое накрывались попоной, делали морду из соломы), овцы (выворачивали тулуп, блеяли). Ряженых встречала будущая свекровь, давала им разукрашенный веник и кусок мыла, угощала. Это традиционные персонажи второго дня свадьбы, участники обряда "поиски ярки". В данном случае перед нами явный перенос элемент одного обряда в другой - явление очень типичное для позднего периода существования традиционной свадьбы.

Очень часто, вернувшись от жениха с веником и мылом, подруги вели невесту в баню, где не только мыли ее, парили, но и гадали о выходе замуж, хлестали невесту веником уж не в шугну, требуя, чтобы она правильно и полностью назвала жениха и его родню.

Возвращаясь из бани, невеста часто причитала, а на крыльце родительского дома ее встречала мать. Ближайшие подруги оставались ночевать с невестой. Они должны были помочь ей собраться к венцу, проводить завтра из «девичьей воли» в «бабью жизнь».

Михаил Матлин, доцент кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова.

Журнал «Мономах», №2(3), 1995 г.

Свадебные традиции районов Ульяновской области. Часть 1

Свадебные традиции районов Ульяновской области. Часть 2

Темы: Фольклор Праздники

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев.

© 2019. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru