После запоя, о котором мы рассказывали в предыдущей статье, в течение двух-трех недель шла подготовка к собственно свадьбе. Подруги невесты помогали готовить приданное, жених с друзьями чуть ли не каждый вечер навешал свою "суженую-ряженую", не забывая, конечно, о гостинцах и угощениях для девушек. В одних селах такие вечера назывались девишниками, и других - вечорками. Звучали на них свадебные лирические песни, причеты невесты.
Но самым напряженным, насыщенным обрядами был день накануне венчания. В этот день, как правило, устраивали для невесты баню. Именно "устраивали", а не "топили", ибо ритуальный, магический смысл ее был виден и понятен всем.
Но прежде, чем невесту понести в баню, подруги шли к жениху. И это был яркий и красочный обряд. Очень разный не только в различных районах области, но и в селах одного района. Он имел около десяти названий, в зависимости от того, что считалось главным в этом "походе". Если этим главным было "несение" жениху рубашки, сшитой самой невестой как подарок к свадьбе, как знак соединения двух семей, то и обряд соответственно назывался "ходить с рубашкой", "косить рубашку" (Старомайнский, Сурский районы), в других случаях он мог получать такие названия - "ходить с зеркалом" (Новоспасский район), "ходить за мылом" (Барышский район), "ходить за веником" (Сурский, Новоспасский районы ), "ходить с "кустом", "с садом", "с репьем" (Барышский район), "ходить за веником и мылом" (Сурский район).
Как видно из перечня названий, они весьма условны, ибо часто наряду с рубашкой несли репей; мыло и веник давали девушкам для невесты почти в каждом селе. Как и на запое, отдельные акты этого обряда могли превращаться и превращались в небольшие сценки –импровизации в духе народного театра. Например, вручение рубашки жениху. В с. Архангельском (Новоспасский район) девушек встречает мать жениха и провожает их в дом. На столе стоит пустая тарелка, гостьи покрывают ее рубашкой, поверх нее кладут перчатки и требуют выкуп, и чтобы выкуп заплатил жених. Вместо жениха один за другим выходят из чулана ею друзья. Последним выходит жених и несет выкуп - курник.
Девушек угощали также пряниками и конфетами, а потом они вместе с женихом и его друзьями шли к невесте на поклон. Невеста встречала гостей на крыльце и причитала (в шутку):
Уж вы, девоньки, вы, подруженьки,
Укатайте-ка мне гору крутую,
Чтоб нельзя Ивану-болвану
Не проехать, не пройти.
Жених становился рядом с невестой, они оба кланялись, а друзья клали им гостинцы: ленточку, платочек, сладости. В Барышской Слободе (Сурский район) девушки приносили жениху не одну, а дне рубашки: "хорошую" и "худую", т.е. рваную, с заплатками. В с.Большая Кандала (Старомайнский район) вместе с рубашкой несли утиральник, а в с. Ждамирово (Сурский район) "девушки вручали жениху вначале старую, заплатанную рубашку, потом маленькую, потом великую и только лишь в конце отдавали хорошую рубашку со словами: "Носи, да не марай, по праздничкам надевай". Здесь же вместе с рубашками носили "наряженную веточку".
А вот как поэтично проходило вручение рубашки жениху и с.Новый Дол (Барышский район): "девушки, отдавая рубашку, говорили: "Михаил Дмитрич, выдь сюда, повыступь сам, себя покажи и на нас посмотри. Наша невеста, Валентина Ивановна, дарит вас белыми дарами, своим рукодельем. С тарелочки - возьми, на тарелочку положи. Милости просим - рубликов восемь. Просим в честь - рубликов шесть. А помощи по силе - хоть рублика четыре. А уж скоко сможете, стоко и положите". В с. Сара (Сурский район), выкупив рубашки, же-их "старую рубаху на глазах у девок рвал. Это признак того, что молодые не будут нищими". Там же зафиксирован и другой вариант интересного и удивительно яркого разыгрывания этого акта: "жених их (подруг) не встречает. Встречают товарищи его, ну, двое. А остальные в это время наряжают елочку тряпочками да конфетами. И еще поленья строгают, чтобы ровные были. Девчата приходят и дают худую рубашку, пусть мол, жених померит. А парни оденут ее на деда какого и выведут. "Нет, - говорят девки, - не наш, для нашего жениха другая рубашка есть, чтобы в ней наш жених еще лучше был".
Большую роль в данном обряде играли травы и деревья. Пришло это из календарных обрядов, прежде всего, - семицко-троицких, и также символизировало силу природы, цветение, являясь одновременно и символом девушки-невесты. Наиболее традиционными видами растительности, используемыми в описываемом обряде, были репей и елка. "Репей наряжали в субботу (в воскресенье венчались). Девки наряжались к вечеру, к жениху идут. Стоят у ворот, песню поют:
Не вьюн над водой увивается,
Зять у ворот (2 раза) убивается,
Просит он свою (2 раза) суженую,
Просит он свою (2 раза) ряженую..
Стоят. Отец вперед вышел. Не идут. Опять поют. Жених выйдет - зайдут. Репей на стол ставят. Его потом на коней разделят х им нарядят" (Барышский район). А в селе Поливаново (Барышский район) "подруги невесты за мылом ходили к жениху с елошкой. У жениха стол собирали, вином угощали, рубашку на тарелку клали". В Ханинеевке (Барышский район) репей, наряженный бумажками, называли "головой". Его к жениху не носили, но продавали в день венчания после выкупа невесты. Обязательным было угощение девушек. В Барышском районе во многих селах пекли для них специальный пирог, причем и сам пирог и действия, совершаемые с ним, могли становиться основой для ярко-комической сценки, как, например, это было в с. Силаевка.
Когда девушки садятся за стол, свахи выносят специальный пирог с необычной начинкой, хотя бы,-"семечки с кожурой." Но и девки тоже не дремлют они стараются этот пирог незаметно... украсть, спрятать. Хозяева же, заметив пропажу пирога, начинают изображать возмущение, ругать девушек, которые в свою очередь тоже в карман за словом не лезут. Наконец, наругавшись и насмеявшись, приступают к угoщению. Иногда и вино девушкам подносили, но - "по рюмочке". Выпьют, и одна из девушек убавляет свет в керосиновой лампе (ходили под вечер), а все остальные начинают кричать: " Мы ослепли, мы ничего не видим!"- это значит, что они требуют жениха. Выходит жених, девки встают, и он со всеми должен поздороваться за ручку. Только в этот момент девушки запевают песню и пиром вручают уже настоящий, хороший.
В с. Араповка (Сурский район) от курника, который давала мать жениха, "коренная подруга отрезает краюху и кладет ее за пазуху. Приходит к невесте и отдаст ей эту краюху. А когда невеста идет под венец, то кладет ее за пазуху и потом ночью с мужем съедает".
Обязательным во всех селах было исполнение за столом специальных свадебных песен (они назывались величальными) жениху, его родным и друзьям. В большинстве сел девушкам вручали веник и мыло. Традиционное бытовое объяснение этому "подарку" –
попарить невесту в бане. В Барышской Слободе (Сурский район) мать жениха отдает девушкам "веник разряженный". Веник разукрашен конфетами, в блестящей обертке завернуто мыло. Будущая свекровь приговаривает: "Попарьте веничком Таню, конфеты и мальце ей".
В Чирково (Сурский район) «жених готовил два веника - плохой и хороший, крашенный красными тряпочками (позднее и конфетами)". В с. Сара (Сурский район) мыло будущая свекровь вешала на веник, а "коренная подруга" хлыстала этим веником жениха прежде чем отправиться к невесте». В Барышский Слободе веник девкам давал отец жениха, но не так, а за выкуп. "Выкупом же за веник служил поцелуй одной из подруг невесты. Затем, спев несколько песен, девки лупили жениха этим веником, а остатки веника несли невесте".
Вообще во многих селах редко когда веник в целости и сохранности доносили до дома невесты, до бани. В Сурском, Барышском и других районах по дороге из дома жениха девушки выдергивали из веника прутики и хлестали друг друга или прохожих. В с .Сара, где девушкам также давали поленья, они, возвращаясь, в них стучали. Потом поленья отдавали свахам, а свахи, в свою очередь, заталкивали их невесте в перин.
Очень необычно проходил этот обряд в с. Колюпановка (Сурский район). "Девушки обязательно наряжались. Обычно это были маски цыганки, пастуха с кнутом, лошади (двое накрывались попоной, делали морду из соломы), овцы (выворачивали тулуп, блеяли). Ряженых встречала будущая свекровь, давала им разукрашенный веник и кусок мыла, угощала. Это традиционные персонажи второго дня свадьбы, участники обряда "поиски ярки". В данном случае перед нами явный перенос элемент одного обряда в другой - явление очень типичное для позднего периода существования традиционной свадьбы.
Очень часто, вернувшись от жениха с веником и мылом, подруги вели невесту в баню, где не только мыли ее, парили, но и гадали о выходе замуж, хлестали невесту веником уж не в шугну, требуя, чтобы она правильно и полностью назвала жениха и его родню.
Возвращаясь из бани, невеста часто причитала, а на крыльце родительского дома ее встречала мать. Ближайшие подруги оставались ночевать с невестой. Они должны были помочь ей собраться к венцу, проводить завтра из «девичьей воли» в «бабью жизнь».
Михаил Матлин, доцент кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова.
Журнал «Мономах», №2(3), 1995 г.