1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Места, 23 Августа 1666
Места, 1 Января 1648
Герои, 27 Июля 1784
События, 9 Марта 1917
События, 6 Октября 1916
Воспоминания, 13 Сентября 1949
События, 1 Января 1996
Воспоминания, 22 Февраля 1970
Места, 13 Сентября 1648
События, 18 Марта 1736
События, 13 Сентября 1648
Фото, 4 Сентября 1900
Фото, 4 Сентября 1845
Фото, 4 Сентября 1900
Фото, 25 Июля 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1912
Фото, 13 Сентября 1908
Фото, 17 Апреля 1900
Фото, 30 Апреля 1880
Фото, 25 Мая 1903
Фото, 18 Апреля 1848
Фото, 12 Декабря 1883
Фото, 5 Июня 1872
Фото, 5 Июня 1872
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото дня
В книгу отзывов
Популярное
Видеоархив
Тэги
Воспоминания, 18 Октября 1975
Ветеран труда «Авиастара» Юрий Куприянов: вернулся в Ульяновск, чтобы строить УАПК

Уроженец Ишеевки Юрий Куприянов (родился в 1936 году) стоял у истоков строительства УАПК – Ульяновского авиационно-промышленного комплекса. В 1975 году он решил вернуться в Ульяновск, уйдя с должности заместителя главного конструктора по новой технике Казанского моторостроительного завода. На УАПК он работал под руководством первого директора завода и будущего министра авиационной промышленности СССР Аполлона Сысцова, став заместителем главного механика и директором по персоналу. Юрий Александрович рассказал нам, как он решил вернуться в Ульяновск, где в 1975 году начал все с нуля, и о начале строительства Нового города.

- Юрий Александрович, как изменилась жизнь вашей семьи с приходом войны?

- Время тогда было тяжелое. Отца в 1941 году призвали в формируемую в Мелекессе дивизию. Брата с фронта вернули в тыл на Ишеевскую суконную фабрику. Мои сестры стали учителями русского языка и литературы, чтобы воспитывать подрастающее поколение. Всем тогда было несладко, но мы не отчаивались и продолжали жить.

- Какими были ваши школьные годы?

- Я окончил Ишеевскую среднюю школу с серебряной медалью. В моем школьном выпуске было 7 медалистов: 2 золотых и 5 серебряных из 28 человек. Из всех медалистов я был единственным мальчиком. Наша районная школа в то время была единственной десятилеткой, и все, кто хотел получить полное среднее образование, приезжали учиться к нам. Было и такое, что мои сверстники, проучившись 2-3 дня в школе, исчезали. Они пропадали в Ишеевских лугах. Эти луга были «кормилицей народа». Росли там и ягоды, и коренья, и съедобные травы, а в протекающей неподалеку Свияге водилось большое количество рыбы.

- Вы поступили в Казанский авиационный институт - как там шло обучение?

- Этот институт я выбрал по совету студентов вуза, бывших одноклассников моей сестры. Медалистам не нужно было сдавать экзамены, они проходили собеседование. Я это собеседование прошел успешно, после чего начал обучение. Учился я хорошо, также был старостой. Моя группа успешно окончила учебу. Многие мои товарищи остались в институте и в дальнейшем получили звание докторов технических наук. А один мой земляк, Дрегалин Анатолий Федорович, защитил кандидатскую диссертацию, потом докторскую и вместе с нашим преподавателем, Алемасовым Вячеславом Евгеньевичем, сделал огромный вклад в космонавтику и был удостоен звания лауреата государственной премии за научные открытия в освоении космоса.

- Что вы можете рассказать о периоде работы на Казанском моторостроительном заводе?

- После получения специальности инженера–механика в казанском институте в Ульяновск я не вернулся. В течение 16 лет трудился на Казанском моторостроительном заводе. Я занимался разработкой технологической оснастки для обработки компрессорной турбиной лопатки двигателя. Заменив механическую обработку данной детали на электрохимическую, мне удалось в разы снизить ее трудоемкость. Позднее я занимал руководящую должность и управлял процессом нововведений в гальваническом и механосварочном цехах. Затем я решил уйти с поста заместителя главного конструктора по новой технике, покинуть завод и вернуться в Ульяновск. Давно я хотел вернуться на родину, и с созданием УАПК решение было принято окончательно.

- Каким вы помните период работы на УАПК?

- Это был замечательный период. Под руководством Аполлона Сергеевича Сысцова была собрана замечательная группа специалистов со всего советского союза, в основном из отраслей авиационной промышленности, начиная от Дальнего Востока и заканчивая Москвой. Работы было много, и она была интересная. Каждый работал с большим желанием, чтобы как можно быстрее построить завод. Я приехал на УАПК не по направлению, без рекомендаций, можно сказать как кот в мешке. Из–за этого я получил должность инженера–технолога первой категории в управлении главного технолога. Сдав квартиру в Казани и предъявив соответствующий документ, я сразу же получил ключи от своего нового жилища: это была одна из квартир, сдававшихся для приглашенных из других городов специалистов, на улице Минаева. Так как у меня уже был определенный опыт общественных работ, я довольно быстро втянулся в активную партийную, профсоюзную работу, и в 1978 году партийная конференция завода включила меня в состав парткома. К тому времени я уже был начальником отдела управления главного механика.

Мной и моими товарищами было предложено организовать производство нестандартного оборудования на площади завода, поскольку подрядчики, занимающиеся этим делом, срывали сроки поставки. Наше предложение было принято, и был создан первый цех по производству нестандартного оборудования. Завод успешно справился с этой задачей. Все технологическое оборудование, кроме отдельных позиций металлургического производства и подъемно-транспортного оборудования, было смонтировано силами главного механика и главного энергетика, а позже сдано в эксплуатацию.

Также мы занимались решением проблем сельского хозяйства. Для этого был создан цех по изготовлению дождевальных машин – «Фрегат». Часть из них до сих пор работает в Старомайнском районе, в одном из сельскохозяйственных коллективов.

Осенью 1985 года был впервые поднят в небо самолет производства УАПК – «Руслан». Для завода это был невероятный успех. Именно с этого момента началось серийное производство. За время работы авиационного комплекса было выпущено чуть больше сорока «Русланов».

- Насколько сильно изменился Новый город, с тех пор как вы начали работать на УАПК?

- УАПК внес огромный вклад в создание социальной базы, структуры города Ульяновска. Строили жилые дома на Верхней террасе, на улицах Врача Михайлова и ОренбургскойВся промышленная зона и инфраструктура Нового города были построены на средства завода. В этот период все объекты жилищно-коммунального хозяйства вошли в структуру авиационного комплекса. Школы и больницы также были построены за счет средств УАПК. Те, кто в период строительства Нового города получал в нем жилье, радовались его широким, чистым и хорошо благоустроенным проспектам.

Рабочие авиационного комплекса часто уезжали в командировки в города Советского Союза и, в частности, в Самару. Селились они в знаменитой Безымянке. Ее нельзя было сравнить с нашим Новым городом. Все, кто там бывал, говорили, что Новый город в сравнении с Безымянкой просто загляденье. Конечно же, сейчас, для поддержания высокого качества Нового города, можно сделать куда больше, однако это не означает, что за порядком вовсе никто не следит. Наши широкие проспекты все такие же чистые и ухоженные. Хотелось бы, чтобы закончили все старые советские недостройки, такие как 79-я гимназия и 81-я школа, но хорошо, что уже завершается строительство главного проспекта Нового города – Ульяновского. И в целом, если рассматривать состояние Нового города, то я бы сказал, что оно вполне неплохое.

- Вы являетесь членом Совета ветеранов войны Заволжского района и членом Совета ветеранов УАПК. Расскажите об их деятельности.

- У меня и у моих сверстников родители были участниками войны, многие из которых погибли. Инициаторами создания Совета ветеранов завода были непосредственно рабочие-ветераны. Первым председателем был Ермаков Ярослав Поликарпович. Так как мы тесно общались, после его ухода с поста председателя это дело было вверено мне и моим товарищам. Затем, в начале 2000–х, мы вошли в состав Совета ветеранов Заволжского района. И все это время наша команда неустанно заботится о ветеранах.

- Юрий Александрович, а ваши дети пошли по вашим стопам в авиационную промышленность?

- Старший сын после окончания школы в Ульяновске поступил в Казанский авиационный институт. В институте, на втором курсе его обучения, была упразднена военная кафедра. В связи с этим мой сын был призван в армию. Отслужив, он вернулся и завершил второй курс. После этого, перевелся на экономический факультет филиала МГУ города Ульяновска. Окончив учебу, остался в университете на должности начальника финансового отдела. Сейчас он работает в областном казначействе. Второй сын сразу поступил на юридический факультет филиала МГУ города Ульяновска. После обучения занялся предпринимательской деятельностью, а сейчас работает служащим в одной из государственных структур города. Дочь окончила филиал Политехнического университета в Новом городе и работает начальником отдела в структуре Согаз. У нас с супругой есть домик в Юрманках, где мы регулярно, на выходных, собираемся с детьми. И каждый год вместе с младшим сыном мы отправляемся в Казань, чтобы обойти могилы родителей моей жены и посетить проживающих там родственников.

Подготовил Сергей Кудаков 29 октября 2019 г.

Источник фото

Архивные фото -  из книги Геннадия Анциферова 

Темы: Воспоминания очевидцев Промышленность Строительство

Места: Заводы Новый город

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев.

© 2019. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru