
Продолжение книги Владимира Анатольевича Миронова «1918. Симбирскъ» - из серии «Симбирские тайны».
Часть 1. Тернистый путь к власти советов
Глава 7. Конструкторы власти
В одной из предыдущих глав упоминалось о том, что 1 января 1918 года на заседании исполнительных комитетов Совета рабочих и солдатских депутатов была сформирована организационная комиссия по созданию аппарата власти. В неё вошли семеро: Крымов, избранный в тот же день Губернским народным комиссаром, Маторин, Палкин, Цыганков, Кузьмин и Крамич (ГАУО Ф. Р-87. Оп. 1. Д. 6. Л. 12). Обратите внимание – фамилии Ксандрова в этом списке нет.
Итогом работы Комиссии, скорее всего, и стал «Проект Конструирования Исполнительного Комитета Совета Крестьянских, Солдатских и Рабочих Депутатов» – многостраничный документ, подробно описывающий цели, структуру, задачи и принципы функционирования исполкома (ГАУО. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 5. Л. 2, 2 об.) Оговорка «скорее всего» связана с тем, что ни даты создания «проекта», ни подписей его авторов на документе нет. Тем не менее, принадлежность его к упомянутой выше комиссии наиболее вероятна, поскольку в то бурное, опасное и перенасыщенное событиями время вряд ли кто-то ещё мог просто так, в свободное от службы время заняться такой работой.
Возможно, когда-нибудь данное предположение автора будет аргументированно опровергнуто. Ну а пока этого не произошло, будем считать, что «Проект» и есть детище «Комиссии Крымова».
Полностью документ будет приведён в Приложении. Здесь же мы рассмотрим лишь ряд наиболее важных, на наш взгляд, его положений.
Итак, согласно «Проекту» Исполнительный комитет является высшей властью Симбирской губернии, которая должна руководствоваться следующими положениями:
«1) Действительное осуществление власти трудового народа выражается в непосредственном руководстве жизнью и деятельностью губернии.
2). Организация всех сил революционной демократии для закрепления и расширения завоеваний революции и проведение их в жизнь.
3). Незамедлительное проведение в жизнь всех декретов Центрального Правительства Народных Комиссаров».
Далее подробно описывается регламент работы Комитета: периодичность собраний, порядок их проведения, вопросы, подведомственные рассмотрению, в частности, утверждение отчётов о деятельности Совета народных комиссаров и отдельных комиссариатов, кворум и пр. Отдельный раздел посвящён Президиуму исполкома, который состоит из председателя, трёх товарищей председателя, двух секретарей и казначея.
Избирается Президиум общим собранием Исполнительного комитета, является его официальным представителем. Далее следует подробный перечень отделов и комиссариатов, на которые делится исполком, с кратким описанием их функций:
«1). Военный Комиссариат с подотделами:
а). Снабжения,
б). Организационный.
2). Комиссариат Внутренних дел. Проведение в жизнь постановлений Совета Народных Комиссаров, общественная безопасность (Здесь и далее выделено автором), революционный порядок, взаимоотношения с государственными и общественными организациями, печать, общественное благоустройство, реквизиции и пр.
3). Продовольственный с подотделами:
а). заготовочный,
б). учетный,
в). Распределительный.
4). Финансовый, ведению которого подлежат налоги, казначейства и банки.
5). Комиссариат Национальных Дел.
6). Земельный комиссариат, в ведении коего – регулирование земельных отношений, лесное дело, реки, озера и проч.
7). Комиссариат труда, в ведении котораго – профессиональные союзы, фабрично-заводские комитеты, биржи труда, вопросы заработной платы, страхование и проч.
8). Комиссариат Торговли и Промышленности ведает – государственной монополией, регулированием цен, организацией служащих кооперативами и контролем над организациями буржуазии.
9). Комиссариат Народного Просвещения.
10). Комиссариат Юстиции – реорганизация судов, революционный трибунал, следственныя комиссии.
11). Отдел призрения ведает: богодельнями, приютами, беженцами и проч.
12). Отдел почты и телеграфа.
13). Дорожный Комиссариат.
14). Отдел местного хозяйства.
Кроме указанных отделов, при исполн. комитете учреждаются четыре комиссии: а). редакционная, б). информации и связи, в). хозяйственная и г). временная комиссия по ликвидации земских и городских самоуправлений, которая займется окончательной ликвидацией в возможно непродолжительном времени путем назначения туда сначала комиссаров для ознакомления с делами и постановкой и постепенной передачей разных отделов означенных самоуправлений в ведение Советов.
В своей работе отделы автономны. Руководители отделов именуются Комиссарами. Дела в Комиссариатах решаются коллегиально».
Для координации действий Комиссаров и решения особо важных вопросов образуется Совет Народных Комиссаров, в который входят: комиссары всех отделов и временно, вплоть до сконструирования Губернского Исполнительного Комитета – члены президиума исполнит. комитета все – с правом решающего голоса.
Комиссары и президиум Совета Народных Комиссаров выбираются общим собранием исполнит. комитета.
Совет Народных Комиссаров докладывает о своей деятельности каждому собранию исполнит. комитета и, кроме того, устраивает по возможности часто публичныя собрания для докладов всему населению о своей деятельности.
Последний раздел содержит предложения «об удовлетворении содержанием членов Исполкома».
В частности, жалование членов Президиума и комиссаров предлагалось назначить по 500 руб. в месяц. Их помощниками, заведующим отделами в комиссариатах, председателям комиссий – 450 руб. Всем остальным члены комитета – по 400 руб. Тем же из них, у кого сохранялось содержание по иной службе, полагалось доплачивать разницу, чтобы довести итоговую сумму до нормы советского оклада. Члены комитета, совмещавшие две должности, получали лишь один оклад – тот, который выше.
Кроме того, все члены комитета на каждого несовершеннолетнего ребёнка и нетрудоспособного члена семьи получали дополнительно содержание в 50 руб. в месяц, если семейство проживает в городе, и 25 руб., если в деревне.
Таким образом, согласно «Проекту» высшей властью в губернии становился исполком Советов, а главным его исполнительным органом, по сути, губернским правительством (вероятно, по аналогии с Центром) – Совет народных комиссаров, он же СНК, он же совнарком.
Кстати, о Центре примерно в это же время – 9 января – на заседании коллегии при народном комиссаре по внутренним делам была принята «Инструкция об организации Советов Рабочих и Солдатских депутатов» (ГАУО. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 5. Л. 1). По сравнению с симбирским «Проектом»» она была значительно короче, поскольку носила более общий характер. При беглом же сравнении обоих документов видно, что, по сути, они во многом совпадали. В частности, как «Проектом», так и Инструкцией предписывалось при всех Советах взамен старых отживших правительственных учреждений организовать в первую очередь следующие отделы и комиссариаты:
- УПРАВЛЕНИЯ, ведающие «внутренния и внешния» сношения в Республике и технической объединяющий все другие отделы.
- ФИНАНСОВ, на обязанности котораго лежит составление местнаго бюджета и сбор местных и общегосударственных налогов, проведение мер по национализации банков, управление Национальным банком, контроль по расходованию народных средств и т. д.
- СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, организующий производство необходимых продуктов фабрично-заводской и ремесленной промышленности, определяющий наличность сырых материалов и топлива, добывающий и распределяющий их, организующий и обслуживающий сельское хозяйство и т. д.
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ, на обязанности которого лежит точный учет земли, лесов, вод и иных угодий, распределение их для использования.
- ТРУДА, который должен организовать и объединять профессиональные союзы, фабрично-заводские комитеты, крестьянские артели и т. д., а также создать страховыя организации всех видов.
- ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, на обязанности которого лежит проведение мер по национализации железных дорог и пароходных предприятий, руководство этой важнейшей отраслью Народного Хозяйства, проведение новых дорог местного значения.
- ПОЧТЫ, ТЕЛЕГРАФА и ТЕЛЕФОНА, который должен поддерживать и развивать эти государственные предприятия.
- НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, который ведает школьное, дошкольное и внешкольное образование и воспитание населения, создает новыя школы, детския сады, университеты, библиотеки, клубы и т.д., проводит меры про по национализации типографий, печатию необходимых газет (журналов, книг) и распространению их среди населения.
- СУДЕБНАГО, который должен ликвидировать старые суды, организовать народные и третейские суды, ведать местами заключения, реформировать их и т. д.
- ВРАЧЕБНО-САНИТАРНАГО, на обязанности котораго лежит санитарно-гигиенический надзор, организация доступной всем медицинской помощи, национальное устройство городских и сельских поселений и т. д.
- УПРАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ НЕДВИЖИМОМ ИМУЩЕСТВОМ, на обязанности котораго лежит урегулирование жилищнаго вопроса, надзор за конфискованными и общественными зданиями, возведении новых и т. д.
Примечание: Советам рекомендуется при образовании отделов использовать организационный аппарат земских и городских самоуправлений с соответствующими изменениями».
Как видим, в целом совпадают и многие названия, но, главным образом, функционал ряда отделов (комиссариатов). Например, и там, и там есть (назовём их нейтрально) подразделения финансов, труда, земельный, судебный, просвещения, почты и телеграфа и ряд других.
При этом в Инструкции отсутствуют военный и комиссариат национальных дел. А функции, которые согласно «Положению» отнесены к компетенции Комиссариата внутренних дел, в Инструкции принадлежат Отделу управления.
Забегая вперёд, скажем, что на основании резолюции I Всероссийского съезда представителей губсовдепов и заведующих отделами управления (I-й Всероссийский съезд председателей губисполкомов и заведующих отделами управления исполкомов проходил с 30 июля по 1 августа 1918 г. // Грозовые будни : сайт. URL: https://1917.ixbb.ru/viewtopic.php?id=16 (дата обращения: 11.08.2021), переименование и реорганизация комиссариатов в отделы, в том числе НКВД – в Отдел управления губернией, произойдёт повсеместно в стране летом 1918 года, а в Симбирске, в силу известных причин – в сентябре (ЦГАОР. Ф. 393. Оп. 3. Д. 357. Л. 251–257).
Ну а пока в январе, точнее, 30 числа на заседании Симбирского исполкома, который, напомним, состоял из 105 членов, первым рассматривался вопрос об организации Советской власти. По итогам обсуждения «Конструкция об организации Советской власти, предложенная фракцией большевиков, принята целиком для намечивания кандидатов в комиссары по отделам» (АУМВДУО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 28. Л. 3, 3 об.) О том, что речь идёт, скорее всего, о принятии рассмотренного выше «Проекта», свидетельствует, во-первых, фраза о «намечивания кандидатов в комиссары по отделам», то есть и руководителей, и подразделений, предусмотренных «Проектом». А во-вторых, в документах, подписанных Крымовым после 30 января, в название должности «Губернский Народный комиссар» добавляются слова «по Внутренним Делам». Таким образом, губернская «вертикаль власти» ещё немного подросла – у неё появилось законное основание для формирования механизма местного отраслевого управления – комиссариатов и руководящего ими исполнительного органа – Совета народных комиссаров. В чём чрезвычайный губернский комиссар П. Н. Солоноко и… обвинил… председателя Губисполкома В. Н. Ксандрова.
Глава 8. Такой Совет нам не нужен?
«Случайные попутчики заполонили местный Совет. Одним из них и оказался и председатель Совета В. Н. Ксандров… Прежде всего чрезвычайному комиссару надлежало избавить Симбирский Совет от такого председателя», – вспоминает Павел Николаевич (Прометей : альманах. С. 124–125). Среди многочисленных прегрешений, которые ЧК ставит ему в вину, есть и такое: «Должность Председателя Совета ему показалась не внушительной, и он решил сформировать Симбирское правительство – Совет Народных Комиссаров» (Прометей : альманах. С. 124–125). Но позвольте! Комиссию, которая готовила документ, предусматривающий создание губернского СНК, назначил не Ксандров. Её избрал исполком Совета, и среди фамилий семи её членов фамилия Ксандрова не значится. А утверждал «Проект» опять же исполком коллегиально, путём голосования. Причём же здесь Владимир Николаевич? Тем не менее, «это был едва ли не единственный случай, когда я воспользовался чрезвычайными полномочиями, – пишет Солонко, – и объявил об отстранении Ксандрова с поста председателя губсовнаркома впредь до решения Совета. Большевистская организация Симбирска поддержала меня». То есть получается, что Ксандров возглавлял не только губисполком, но и только ещё формируемый губернский Совет народных комиссаров – губсовнарком? Но как же тогда быть с утверждением М. Д. Крымова, что именно он возглавлял эту структуру, оставаясь одновременно и губернским комиссаром по внутренним делам (ГАНИУО. Ф. 57А. Оп. 2. Д. 630. Л. 13а)?
Далее Солонко вспоминает о том, что предложил вообще упразднить должность председателя губсовнаркома, а его обязанности передать председателю исполкома, которым он называет М. А. Гимова. Это, пожалуй, единственный представитель симбирской верхушки, к которому Солнко относился без откровенной неприязни. По его словам, Гимов – «хотя и, безусловно, честный и порядочный человек, но малоопытный коммунист-рабочий, который всячески отказывался от новой нагрузки. Он боялся не справиться с тяжелыми обязанностями. Общими усилиями мы все же уговорили его и обещали помогать… Так была ликвидирована излишняя надстройка над губисполкомом, неудачно копировавшая центральные органы советской власти», – подводит итог чрезвычайный комиссар (Прометей : альманах. С. 128). Однако, если обратиться к документам, то выяснится удивительная вещь.
Оказывается, Солонко просто не мог снять Ксандрова с должности председателя губсовнареома, поскольку тот её… не занимал. На том же заседании Губисполкома 30 января, на котором первым вопросом было принятие «Конструкции об организации Советской власти», вторым рассматривалось внеочередное заявление т. Ксандрова о снятии звания председателя исполкома. То есть он занимал ту самую должность, на которой, по мнению Солонко, уже находился Гимов?
После короткого перерыва большинством голосов заявление т. Ксандрова было принято к сведению, а должность председателя предложили занять т. Гимову, впредь до полного съезда членов исполкома Крестьянской секции (АУМВДУО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 28. Л. 3, 3 об.)
О мотивах отставки в протоколе ничего не сказано. Зато очевидно, что она была добровольной, и ни о каком участии в ней чрезвычайного комиссара в документе не упоминается. Ксандров же занял должность председателя Симбирского уездного Совета, оставаясь при этом и членом губисполкома (АУМВДУО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 28. Л. 18). А якобы упразднённая тогда же «излишняя надстройка над Губисполкомом» просуществовала, по крайней мере, до конца апреля 1918 года (АУМВДУО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 28. Л. 2 об.)
Забегая вперёд, скажем, что Солонко на этом не успокоился. На заседании Симбирского исполкома 29 апреля он обратился к присутствующим с требованием передать в следственную комиссию любой компромат на т. Ксандрова, если таковой у кого-нибудь имеется. И ему «передали» – выговор за то, что он выдвигает обвинения против члена исполкома, не имея для этого никаких улик (АУМВДУО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 28. Л. 458 об.) На этом, похоже, «дуэль» между двумя комиссарами закончилась. Но В. Н. Ксандров оказался далеко не единственным человеком в Симбирске, к кому у неугомонного Павла Николаевича имелись претензии. Среди таковых оказался, например, тот же М. Д. Крымов. У него, кстати, с бывшим председателем губисполкома тоже сложились натянутые отношения. Во всяком случае, в своей биографии Крымов называл Ксандрова самозванцем, «другом Ленина» в кавычках и главным тормозом в своих начинаниях по советизации Симбирской губернии (ГАНИУО. Ф. 57А. Оп. 2. Д. 630. Л. 13а). Однако это не уберегло Михаила Дмитриевича от участи оказаться «под колпаком» чрезвычайного комиссара и пасть жертвой его интриг. Но это случится чуть позже.
Книгу "1918. Симбирскъ" (В. А. Миронов) читайте по ссылкам:
Часть 1. Тернистый путь к власти советов
От автора. Глава 1. Родина Ленина и колыбель революции и Глава 2. Узок круг этих революционеров
Глава 3. Которые тут временные? Слазь! и Глава 4. ЧК не дремлет
Глава 5. Тяжело в деревне без нагана и Глава 6. Неравная битва с Бахусом
Глава 7. Конструкторы власти и Глава 8. Такой Совет нам не нужен?
Глава 9. Вот они расселись по местам и Глава 10. НКВД губернского масштаба
Глава 11. Юстиция в алой косынке и Глава 12. Фемида против Бахуса
Глава 13. Финансы для диктатуры пролетариата и Глава 14. Под шелест кадетских знамён
Глава 17. Охота на комиссара и Глава 18. ГубЧК. Первые шаги
Глава 19. С пулемётом – за картошкой
Часть 2. «Да здравствует Красная Армия!»
Глава 1. Дело на миллион и Глава 2. «Армия» губернского масштаба
Глава 3. Через день – на ремень и Глава 4. Надо ли бояться человека с ружьём?
Глава 5. Переприём и Глава 6. Красноармейская Пасха
Глава 7. «Ополчение», мобилизация, оружие
Часть 3. Милиция
Глава 1. Первая жертва и Глава 2. В состоянии переходном
Глава 3. Спасение утопающих… и Глава 4. Новые власти и старые грабли
Глава 5. Стратегия и тактика и Глава 6. Если кто-то кое-где у нас порой…
Часть 4. Тучи над городом встали
Глава 2. Смело мы в бой пойдём…
Глава 3. Под Самарой и Глава 4. На запасном пути…
Глава 5. Штабные игры и Глава 6. Золотой куш
Глава 7. Симбирская группа войск и Глава 8. Главком Муравьёв
Часть 5. Загадки июльской ночи
Глава 1. Зигзаги памяти, Глава 2. Взгляд изнутри и Глава 3. …И «снаружи»
Глава 4. Мятеж подкрался незаметно и Глава 5. Тюрьма или цитадель?
Часть 6. Катастрофа
Глава 1. Враг у ворот и Глава 2. Мелекесский фронт
Глава 3. У семи нянек... и Глава 4. Разгром
Глава 5. На Сенгилеевском направлении и Глава 6. «Тяжелый, но необходимый урок»
Часть 7. Под властью КОМУЧа
Глава 3. И в воздух чепчики бросали… и Глава 4. Заводской брак по расчёту
Глава 5. «В жестокой борьбе за демократию»
Глава 7. Вперёд, к прошлому и Глава 8. Земля – крестьянам. Фабрики – рабочим
Глава 10. Добрым словом и револьвером
Часть 8. Ответный удар
Глава 1. «За свою молодую свободу»
Глава 2. Кровь – за кровь и Глава 3. На Симбирск!
Глава 4. В городе и Глава 5. Операция «Мост»
Глава 6. Последний и решительный
Часть 9. Чёрные дни миновали
Глава 1. «Гнёзда пролетариата» и Глава 2. Навстречу Октябрю!
Глава 4. Карающий меч революции… и Глава 5. …И пролетарское правосудие
Глава 6. Война за хлеб (продолжение)
Глава 7. Пролетарская Мельпомена и Глава 8. Больше советов. Хороших и «красных»
Часть 10. Милиция «нового стиля»
Глава 1. Соединённые штаты милиции и Глава 2. Форма и содержание
Глава 4. Симбирская городская милиция
Глава 5. Романтики большой дороги
Глава последняя. Время – вперёд (эпилог). Список источников
Фото - «Мономах», 2009 г., №4(59)
"1918. Симбирскъ" В. А. Миронов.
Книга в популярной и доступной форме повествует о событиях, происходивших в 1918 году в Симбирской губернии – в период, когда здесь стала зарождаться советская власть, формироваться её структуры и кадровый состав.
Именно в 1918 году через Симбирск прокатились два опаснейших мятежа – муравьёвский и чехословацкий, каждый из которых, по мнению ряда историков, мог привести к полному разрушению ещё не окрепшей Советской Республики.
Именно в 1918 году Симбирская губерния, впервые в своей истории была вовлечена в полномасштабные боевые действия с участием армий и фронтов, развернувшиеся на ее территории. А сам город подвергался массированным артиллерийским обстрелам с разрушением зданий и жертвами среди мирного населения.
Используя обширный архивный материал, а также воспоминания участников тех событий, автор рассказывает о том, как в этих непростых условиях, на фоне беспрецедентного разгула преступности, в губернии продолжалось формирование новой правоохранительной системы в целом и, в частности, милиции, которая более или менее успешно боролась с криминалом.
Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся историей Симбирского края.
Воспоминания Бориса Тельнова о первой областной фотовыставке. У колыбели ульяновского фотоискусства
Воспоминания, 20.4.1963