Во время своих поездок и странствий по Среднему Поволжью Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859) частенько бывал в Симбирске и Симбирской губернии. Свои впечатления писатель оставил в «Детских годах Багрова-внука» и в «Семейной хронике». В городе он обычно останавливался в доме тётки своего отца Н.И. Куроедовой.
Недалеко от станции Майна находится село Аксаково – родовое имение Аксаковых. Щедра, разнообразна и сказочна природа вокруг этого села: поля, леса и перелески, холмы, овраги, лощины, светлые ключики родников и заплутавшаяся в зарослях ивняка махонькая речушка Майна.
В произведениях писателя село Аксаково упоминается десятки раз под именем Старого Аксакова, Симбирского Аксакова, Троицкого, Симбирского Багрова. Дедушка и отец писателя дорожили Аксаковым. Описывая один из приездов семьи в Аксаково, Сергей Тимофеевич говорил:
«Я заметил, что отец чуть не заплакал, войдя в старые господские хоромы и увидя, как всё постарело, осело и покосилось... «Это, Серёжа, наше родное именье», – говорил мне отец».
Следуя семейной традиции, родители писателя считали своим долгом обязательно бывать в Аксакове. Вместе с ними, а потом и один посещал село и Сергей Тимофеевич. В начале 1830-х годов писатель прожил здесь целый месяц с сыном Константином. Побывал он в селе Аксакове также в 1851 году, когда вместе с сыновьями совершал длительное путешествие по Волге, предпринятое для свидания с родными, для хозяйственного обзора имений и положения крестьян, оставленных хозяевами 25 лет назад.
Страстный рыболов и охотник, чьё художественное творчество, по замечанию Соколова-Микитова, почти всё связано с охотничьей темой, писатель любил Аксаково за чудесную лесную охоту с ружьём. Здесь летом 1806 года, будучи студентом Казанского университета, Аксаков получил полное удовлетворение от собирания бабочек. Это было «увлечение ранней... молодости, которое, хотя недолго, но зато со всей силой страсти овладело мною и оставило глубокое, свежее до сих пор впечатление», – писал Сергей Тимофеевич незадолго до смерти. О своём увлечении писатель рассказал в сочинении «Собирание бабочек» (1858).
Село Аксаково от отца перешло к младшему брату писателя Аркадию Тимофеевичу, который энергично взялся за восстановление родового гнезда. Он воздвиг грандиозные каменные постройки, поражавшие современников своими размерами и оригинальностью. А неподалёку, в Чуфарове (по произведениям Чурасово) жила богатая тётка писателя Надежда Ивановна Куроедова, описанная под именем Прасковьи Ивановны Куролесовой. Воспитанница дедушки Аксакова, она украдкой вышла замуж за молодого, красивого, но бедного помещика М.М. Куроедова и принесла с собой в приданое Чуфарово и другие имения. Замужество оказалось неудачным. Жестокий крепостник, развратник и самодур Куроедов на всю губернию прославился своими оргиями и кутежами, зверскими истязаниями крепостных. Выведенные из терпения крестьяне в 1792 году отравили Куроедова. После смерти мужа Надежда Ивановна поселилась в Чуфарове. Умерла она в 1806 году в Симбирске, оставив отцу С.Т. Аксакова большую долю своих имений.
В конце XVIII – начале XIX века Чуфаровская усадьба была маленьким центром дворянской культуры. Влиятельная, достаточно развитая хозяйка, к которой считал своим долгом заглядывать и сам губернатор, жила широко. Огромный господский дом с флигелями был окружён обширным садом-парком с оранжереями, теплицами и двадцатью родниками, бившими из горы. Многочисленная прислуга с утра до вечера сновала по комнатам, обставленными богатой мебелью и украшенными картинами. В доме имелась изрядная библиотека. Среди ежедневных гостей часто можно было видеть А.М. Карамзина, брата знаменитого историографа, П.И. Миницкого, владельца прекрасной библиотеки и собирателя старинных документов, Н. Философова, местного острослова, и других образованных дворян.
После степного оренбургского захолустья жизнь в Чуфарове юному Аксакову казалась «городской», господский дом – «дворцом из Шехерезады», а само «знаменитое» Чуфарово с его двумя церквами и вычурными барскими постройками – «похожим на город».
Родители писателя – главные наследники Куроедовой – видели в ней «благодетельницу» и беспрекословно выполняли её желания, часто и подолгу гостили всей семьёй в Чуфарове. Здесь будущий писатель соприкоснулся с обществом культурных людей, со стихией книжной поэзии. Жизнь открылась перед впечатлительным, даровитым ребёнком новыми, ещё не виданными сторонами. Началось «исступлённое чтение» книг. Кроме русских поэтов и писателей (Карамзина, Хераскова, Долгорукова и др.), по поводу которых шли «прежаркие споры» с дочкой Миницкого, в библиотеке имелись Мейснер, Ричардсон, Гольдсмит и пр.
«Обогащённый новыми книгами и новыми впечатлениями, – признавался Аксаков, – я беспрестанно разговаривал и о том и о другом со своей матерью и с удовольствием замечал, что я стал старше и умнее, потому что мать и другие говорили, рассуждали со мной уже о том, о чём прежде и говорить не хотели».
Здесь Аксаков впервые заметил социальные контрасты. Открыл, что сама Куроедова, несмотря на её ум, ласку и любовь к его родителям, далеко «не такая добрая»: дворовых жестоко наказывает, отдаёт в солдаты, помыкает бедными гостями. Так Чуфарово способствовало формированию общественных взглядов писателя, содействовало его литературному росту.
В своих поездках в Аксаково и Чуфарово родители писателя всегда останавливались в Вишенках, принадлежавших Куроедовой, а после её смерти перешедших к отцу автора «Семейной хроники». Пребывание в Вишенках и сама деревня описаны в «Детских годах Багрова-внука». «Это было самое скучное степное место», – писал Аксаков о Вишенках. Помещичьего дома здесь не существовало, был лишь флигель, в котором во время наезда останавливались барин и управляющий. Впоследствии в окрестностях Вишенок по реке Бирля Аксаков любил ходить на уток. Страсть к охоте заставила Аксакова заглянуть в самые отдалённые уголки нашего края. Он бывал на реке Инзе, где «охотники собирались отличные и охоты бывали баснословно удачные». Завёл близкое знакомство с симбирскими охотниками.
Связи с Симбирским Поволжьем поддерживали и члены семьи С.Т. Аксакова. В 1854 году здесь побывал сын писателя, поэт и публицист И.С. Аксаков (1823–1886). С дороги он писал отцу:
«А я, едучи по Симбирской губернии, думал, что хорошо бы вам приехать сюда, милый Отесенька! Здесь-то, посреди мест, родных Вашей душе, посреди этого богатства природы и благодатного простора, вдали от Москвы, можно успокоиться душою. Когда я ехал, так мне хотелось перенесть Вас с собою в эти чудесные края».
«Мономах», №1(85), 2015 г.
Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год. Воспоминания Бориса Тельнова
События, 22.4.1970