Красивое название населённого пункта «Панская Слобода» в Ульяновске слышали немногие. Однако некоторые горожане всё же знают, что село это стоит на невысоком живописном берегу Волги, недалеко от него есть пруд и сосновый бор. Вот где хорошо было бы приобрести дачные участки, чтобы отдохнуть в экологически чистой атмосфере, не отказываясь от благ цивилизации: в селе есть электричество и газ. Да и от города оно недалеко. С 2004 года Панская Слобода входит в состав городского округа с административным центром в Новоульяновске.
Мало кто бывал здесь, а уж историю этого старого поселения знает ещё меньшее число людей. Да и не мудрено, ведь в Панской Слободе не наберётся и полторы сотни постоянных жителей. Осталось здесь пять улиц с названиями, отражающими вехи советской истории: Горького, Ленина, Рыбака, Новая Линия и Коммунаров. А было когда-то всё совсем по-другому...
Дореволюционная жизнь села
От прежней истории осталось лишь название населённого пункта «польского происхождения». Дело в том, что летом 1663 года в Симбирск прибыли поляки, взятые в плен под Смоленском во время русско-польской тринадцатилетней войны. Часть их поселилась в самом городе на улице позже названной Панской (с 1918 года – ул. Энгельса), а другие обосновались на свободных землях недалеко от города между Кремёнской и Криушинской дворцовыми слободами. Вновь образованную на берегах речки Змеевки деревню назвали Панской Слободой. Землепашцами вновь прибывшие не были, они защищали край от внешних врагов.
Очень скоро переселенцы смешались с местными русскими, и по прошествии полувека кроме названия уже ничто не напоминало о поляках.
Поселение, добавленное изначально к арбугинским слободам, было небольшим.
«И в Панской деревне – всего 32 двора, людей в них: иноземцев 84 человека, да захребетников 10 человек и 6 дворов русских бобылей, в которых жило 12 человек», – пишет о состоянии села на 1678 год в начале XX века симбирский краевед П.Л. Мартынов в своей книге «Селения Симбирского уезда». И продолжает: «Панская слобода ... и в настоящее время значительно уступает, в этом отношении (размере. – Ред.), соседним сёлам. В ней 253 двора и 1435 жителей (692 муж. и 743 жен.). При освобождении крестьян от крепостной зависимости, общество с. Панской слободы получило в надел, на 402 ревизских души, 1289 дес. 600 саж. земли... и с тех пор делит эту землю по ревизским душам, при чём на одну приходится по десятине в каждом поле. Вследствие дурнаго качества земли, жители мало занимаются ея обработкой, так как сколько её не удабривали она никогда хорошаго урожая не даст».
Вполне объяснимо, что сельчане занимались больше садоводством и огородничеством. Урожаи здесь выращивали знатные. Даже выставку садоводства, огородничества и пчеловодствав июле 1913 года местное сельскохозяйственное общество в Панской Слободе организовало. Другой вид деятельности местных жителей – рыболовство. А ещё, конечно, бурлачество. В 1913 году в селе, по сведениям Ульяновской-Симбирской энциклопедии, проживало 1850 жителей, было земское училище, две пароходные пристани. Мужчины работали матросами, лоцманами, грузчиками на волжских судах и пристанях.
Весной кормильцы семей собирались вместе и отправлялись пешком в Симбирск, неся в мешках за плечами свой нехитрый скарб, содержащий смену белья да небольшой запас еды.
Ехать им предстояло в разные волжские города – туда, откуда получали они по почте приглашения. В марте симбирские транспортники, ожидая наплыва на вокзалах и пристанях бурлаков, шутили: «Грачи прилетели». В рассказе рабочего корреспондента Ивана Агуреева, обнаруженного краеведом Людмилой Дягилевой в фонде П.С. Бейсова, подробно описывается, как проходил длинный путь бурлаков от Панской Слободы и других близлежащих сёл до Симбирска.
«Незаметно подошли до Винновки и стали подниматься в гору. Многие заходили в дома, брали молоко. Иван Матвеевич и другие выпили «аппетитных капель», так называли бурлаки водку. Немного попало и Всеручу (фамилия главного героя рассказа. – Ред.). Сам Всеруч ничего не заказывал, у него денег хватало только на билет на пароход. Шла мимо молодуха, зазвала в дом: «Вы как грачи – весной улетаете бедные, а осенью прилетаете богатые».
Когда замерзала Волга, бурлаки возвращались домой, заработав денег для своих многодетных семей на долгие зимние месяцы.
Девочки сидели по домам
Панская Слобода была селом далеко не самым отсталым. И даже как-то сумела отличиться: женская школа по документам здесь появилась раньше мужской! Однако приехавший в Панскую Слободу в начале 1871 года с инспекцией И.Н. Ульянов обнаружил, что всё это существует только на бумаге. В действительности оказалось, что девочки сидели по домам, а мальчики ходили учиться в школу соседнего села Криуши. С помощью Ильи Николаевича Ульянова 15 октября 1871 года, по сведениям майнского краеведа В.К. Воробьёва, в общественном доме села открылось мужское училище, в котором священник Вознесенский обучал 19 мальчиков.
Новое кирпичное здание школы для сельских детишек было построено полвека спустя, в 1914 году, и прослужило ровно сто лет. Этот разрушающийся образец гражданской архитектуры конца XIX–начала ХХ века и сейчас можно увидеть в центре села на ул. Новая Линия, бесхозный и заброшенный, но ещё сохраняющий свои индивидуальные черты. Ведущий консультант Комитета Ульяновской области по культурному наследию Елена Бирюкова рассказывает:
«Школа села Панская Слобода 1914 года постройки была включена в список объектов культурного наследия с 1999 года, но в 2015 году её из этого списка исключили. Из местных памятников истории в нём остались только три крестьянских дома в северо-восточной части села и памятники археологии – остатки древнего поселения и селища, относящиеся ко II тыс. до нашей эры и к I тыс. нашей эры».
Кадриль как визитная карточка Панской Слободы
Была у села своя культурная особенность, которая в отличие от крестьянских домов, увы, до наших дней не дожила. Это был танец, который, по мнению старожилов, существовал только в Панской Слободе и вёл свою историю чуть ли не от первых поселенцев. Многофигурную кадриль сначала танцевали на улицах. В первой половине XX века она постепенно перешла в помещение, в клуб, где в советское время бурлила культурная жизнь, не затихавшая даже в годы Великой Отечественной, когда в селе остались лишь молодёжь, женщины да старики. После тяжёлой работы жители села не унывали, пели жизнеутверждающие частушки, пронизанные верой в то, что их родные вернутся с победой и все трудности будут преодолены. Клуб как единственное место проведения досуга был важной составляющей жизни села.
Родившийся в Панской Слободе ульяновский художник Анатолий Иванович Солуянов хорошо запомнил те годы. В детстве он часто ходил в клуб и с удовольствием слушал песни в исполнении сельчан, смотрел, как танцуют.
«Особенный интерес у меня вызывал «длинный» танец – кадриль. Его исполняли сравнительно редко, ибо в танце участвовало одновременно большое количество исполнителей. В 1953 году был объявлен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, поэтому областной дом народного творчества обратил внимание на искусство наших плясунов. Как отмечали специалисты, панско-слободская кадриль манерой исполнения была совершенно не похожа на танцы, бытующие в нашей области. Ульяновские хореографы под руководством В. Хамитовой занялись её обработкой. Набрали сельчан от 20 до 38 лет. Для кадрили нужно было 8 девушек и 8 мужчин. Однако восьмого танцора найти не удалось: одну из мужских партий отдали девушке».
Анатолий Иванович вспомнил всех участников того звёздного для села конкурса: председатель местного колхоза «Красный рыбак» Иван Суханов, братья Егор и Семён Цыбины (комбайнёр МТС и колхозник), медработник Зинаида Ильина, учительница Серафима Баранова, рабочие леспромхоза Галина Янина, Вера Калинина, Лидия Нахратова, Лидия Подмарёва, Валентина Декалина, Вера Цыбина, Николай Плаксин, Аркадий Маслюков, Константин Цыбин, зав. сельским клубом Виктор Марунов и работник школы Раиса Костина. Гармонист из Ульяновска Юрий Каткин им аккомпанировал.
Благодаря старожилам Панской Слободы участникам художественной самодеятельности удалось воссоздать очень красивые и давно забытые фигуры кадрили – «плетень» и «гулянье». Последняя фигура исполнялась на мотив плясовой свадебной песни «Никогда я таковая не бывала». Женские костюмы сшили, взяв за образец старинные кофту и юбку, найденные у пожилой сельчанки. На областном конкурсе среди танцевальных групп сельчане из Панской Слободы заняли первое место и вошли в группу кандидатов на поездку в Москву.
19 марта 1954 года помещение центрального Дома работников искусства СССР, где проходил Всероссийский смотр, было переполнено. К неописуемой радости ульяновцев жюри включило панско-слободскую кадриль в программу концерта по Москве и отметило её в числе лучших народных танцев «как образец чистого воплощения народного фольклора». Все были награждены почётными грамотами, а танцевальной группе вручили баян.
«Тогда было кому ходить в клуб и радоваться за танцоров, – вспоминал Анатолий Иванович. – Местные жители работали в совхозе «Красный садовод». Яблоки из Панской Слободы славились по всему региону за свой вкус и богатые урожаи. С затоплением Волги жизнь села резко изменилась. Село пустело. Ликвидировали сельсовет, колхозы, библиотеку; а славный клуб, с которым у сельчан было связано столько радостных моментов в жизни, разобрали».
Мы будем жить теперь по-новому
Наступавшая эра электрификации входила в жизнь постепенно, но от этого не менее неотвратимо и стремительно. Для подготовки водохранилища вырубались тысячи гектаров леса, переселялись целые деревни.
Анатолий Иванович Солуянов рассказывал нам, как за месяц до начала заполнения водохранилища в ноябре 1955 года он ходил по будущему дну рукотворного моря и рассматривал, как рабочие заканчивали земляные работы по поднятию уровня берега для будущего Ульяновского речного порта. Для очистки островов и побережья Волги от деревьев в зоне затопления в 1952 году был создан леспромхоз с главной конторой в Кремёнках. В Панской Слободе работало его отделение, разместившееся в доме В.А. Декалина, председателя колхоза «Красный садовод» в 1943–1947 годах. На Застенном острове построили землянки для рабочих. Платили им хорошо. За полтора месяца можно было заработать 5000 рублей и приодеться. Бостоновый костюм тогда стоил 1200 рублей. На работу лесорубов доставляли на барже от Мамахина взвоза. Наверное, мало кто из них думал, что после подготовительных работ им придётся испытать огромный стресс, увидев, как огромная вода постепенно поглощает их кормилицу – старую Волгу.
16 ноября 1955 года было начато затопление котлована. Пожилые люди сердцем принять это не смогли. Всю оставшуюся жизнь им по ночам снилась старая Волга.
Ушли под воду огромные площади заливных лугов – пришлось сокращать поголовье скота. Личные подсобные хозяйства терпели удар. Тогда же прекратил работу колхоз «Красный рыбак». В Панской Слободе до заполнения водохранилища был самый лучший улов стерляди. Два сезона после затопления старой Волги коренные рыбаки ещё пытались заниматься рыболовством, но вскоре стало понятно: хороших уловов больше не будет. Вслед за рыболовством в небытие ушло и луговое пчеловодство.
Строительство ГЭС позволило электрифицировать многие сёла и повысить энерговооружённость предприятий, но такие сёла, как Панская Слобода, пережили небывалую трагедию.
«Например, в соседних Криушах не было такой тесной связи со старой Волгой, – рассуждал Анатолий Иванович. – Большая часть жителей работала на судоремонтном заводе затона в двух километрах от села на прибрежной полосе Криушинской горы. А позднее завод построили непосредственно в селе в образовавшемся большом заливе на месте речушки Тушёнка».
Мученики за веру
Была в истории Панской Слободы ещё одна знаменательная страница, которая не позволит пропасть селу в полном забвении. В конце XIX века здесь родилась девочка, которая православной церковью ныне объявлена пресвятой мученицей инокиней Екатериной (Декалиной). Она появилась на свет в ноябре 1875 года в селе Панская Слобода Симбирского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье. Среди детей отличалась особой набожностью. Уже в 15 лет Катя приняла твёрдое решение посвятить себя служению Богу. Не сразу, но родители приняли это. Ноябрьским утром 1890 года местный крестьянин Дмитрий Декалин, отец Екатерины, отвёз дочь в симбирский Спасский женский монастырь. Двадцать три года она была в нём воспитанницей и трудницей. В 1913 году указом Симбирской духовной консистории стала насельницей монастыря и трудилась при часовне.
В 1920 году обитель власти закрыли и организовали на её территории концентрационный лагерь. Куда было податься монахиням? Кто-то из них вернулся в родные деревни. Монахини Екатерина Дмитриевна Декалина и Анастасия Степановна Фокина остались в Симбирске: они купили небольшой домик с садом на ул. Степана Разина. Какое-то время работали в «Техлессемкультуре», затем их уволили. Тогда они стали зарабатывать себе на жизнь шитьём. И вот неожиданно женщин арестовали. Племянники Е.Д. Декалиной были в недоумении. Долгое время они ничего не знали о судьбе своей тёти. Правда обнаружилась гораздо позже.
В 1937 году в ульяновском НКВД открыли дело о «контрреволюционной церковно-монархической фашистско-повстанческой организации». Руководителями этой несуществующей в действительности организации были указаны обновленческий архиепископ Иоанн (Никольский), архиепископ Митрофан (Гринев) и григорианский митрополит Иоанникий Соколовский. Целью заговорщиков, по мнению НКВД, было свержение советской власти. По этому сфальсифицированному делу были осуждены десятки верующих мирян и представителей духовенства. В их числе оказались и бывшие сёстры-монахини Спасского женского монастыря Екатерина и Анастасия.
Поздним вечером 18 декабря 1937 года их заточили в городскую тюрьму. На допросе 62-летняя Екатерина Дмитриевна Декалина подтвердила, что она недовольна существующим порядком. Всё её преступление состояло в том, что она в разговорах с верующими людьми выражала настойчивое желание объединиться всем и потребовать у властей, чтобы опять открыли церкви.
29 декабря 1937 года в Куйбышеве по решению «тройки» при УНКВД по Куйбышевской области Е.Д. Декалина в числе других арестованных верующих была приговорена к расстрелу. Жизнь «заговорщиков» оборвалась поздней ночью 17 февраля 1938 года в подвале здания Ульяновского НКВД. Среди расстреляных был ещё один уроженец села Панская Слобода Симбирского уезда священник Алексей Иванович Боголюбов (Книга «Симбирская Голгофа. 1917–1938» / сост. священник В. Дмитриев. Ульяновск, 1996). Его отец и дед служили в той самой сельской церкви Николая Чудотворца, в которую маленькая Катя Декалина ходила молиться вместе со всеми православными жителями села. Алексей Иванович продолжил дело династии священников Боголюбовых. С 1902 года он был рукоположен во священники Никольской церкви села Панская Слобода. Когда церковь в 1917 году закрыли, перебрался в Симбирск, служил священником в городе. Родился Алексей Боголюбов на три года позже Екатерины, а закончил свой земной путь в один с нею год – 1938-й.
Их место погребения не известно. По инициативе жителей Панской Слободы, обратившихся за помощью в администрацию города Новоульяновска, 12 сентября 2016 года на въезде в село установлены поклонные крест и камень в память о преподобной Екатерине Декалиной. Большую помощь в этом оказал глава городского округа Г.П. Деникаев. День общецерковной памяти мученицы Екатерины инокини Симбирской установлен в день её кончины – 17 февраля.
Лилия Янушевская
Фото Ярославы Евдокимовой
Фото 1950-х годов из архива А.И. и Т.И. Гришаевых предоставлены Евгением Бурдиным
«Мономах», №6(96), 2016 г.