1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Герои, 5 Августа 1864
Герои, 30 Декабря 1906
Герои, 23 Мая 1861
Герои, 10 Ноября 1903
Герои, 3 Июня 1796
Герои, 21 Сентября 1760
Герои, 27 Июля 1784
Места, 31 Августа 1749
Герои, 2 Октября 1896
Герои, 10 Сентября 1778
Места, 8 Апреля 1803
Герои, 24 Октября 1938
Герои, 9 Июня 1892
Герои, 29 Сентября 1899
Воспоминания, 20 Августа 1813
Герои, 31 Марта 1822
Герои, 29 Августа 1868
Воспоминания, 12 Декабря 1766
Герои, 1 Октября 1791
Герои, 27 Ноября 1842
Фото, 25 Октября 2000
Герои, 7 Июня 1902
Герои, 2 Апреля 1888
Герои, 24 Июля 1828
Герои, 9 Сентября 1828
Герои, 19 Января 1863
Герои, 7 Мая 1847
Герои, 12 Ноября 1909
События, 6 Июня 1799
Герои, 9 Июня 1823
Фото дня
Пробка на Майской горе
Популярное
Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВладыка ПроклВоейковыГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорячевГранинГречкинГусевДавыдовДемочкинДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКоринфскийКругликовКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛенинЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовН.И. НикитинаНазаровНаримановНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.ПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСергей НеутолимовСеровСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофееваТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФилатовХитровоХрабсковЧижиковЧириковШадринаШартановШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯшин
АвиацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКосмосКультураМедицинаМитинги/демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОктябрята/Пионеры/КомсомолОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПожарыПолитикаПраздникиПрирода/экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦены
Места, 16 Ноября 1955
Линии истории Панской Слободы

Красивое название населённого пункта «Панская Слобода» в Ульяновске слышали немногие. Однако некоторые горожане всё же знают, что село это стоит на невысоком живописном берегу Волги, недалеко от него есть пруд и сосновый бор. Вот где хорошо было бы приобрести дачные участки, чтобы отдохнуть в экологически чистой атмосфере, не отказываясь от благ цивилизации: в селе есть электричество и газ. Да и от города оно недалеко. С 2004 года Панская Слобода входит в состав городского округа с административным центром в Новоульяновске.

Мало кто бывал здесь, а уж историю этого старого поселения знает ещё меньшее число людей. Да и не мудрено, ведь в Панской Слободе не наберётся и полторы сотни постоянных жителей. Осталось здесь пять улиц с названиями, отражающими вехи советской истории: Горького, Ленина, Рыбака, Новая Линия и Коммунаров. А было когда-то всё совсем по-другому...

 

Дореволюционная жизнь села

От прежней истории осталось лишь название населённого пункта «польского происхождения». Дело в том, что летом 1663 года в Симбирск прибыли поляки, взятые в плен под Смоленском во время русско-польской тринадцатилетней войны. Часть их поселилась в самом городе на улице позже названной Панской (с 1918 года – ул. Энгельса), а другие обосновались на свободных землях недалеко от города между Кремёнской и Криушинской дворцовыми слободами. Вновь образованную на берегах речки Змеевки деревню назвали Панской Слободой. Землепашцами вновь прибывшие не были, они защищали край от внешних врагов.

Очень скоро переселенцы смешались с местными русскими, и по прошествии полувека кроме названия уже ничто не напоминало о поляках.

Поселение, добавленное изначально к арбугинским слободам, было небольшим.

«И в Панской деревне – всего 32 двора, людей в них: иноземцев 84 человека, да захребетников 10 человек и 6 дворов русских бобылей, в которых жило 12 человек», – пишет о состоянии села на 1678 год в начале XX века симбирский краевед П.Л. Мартынов в своей книге «Селения Симбирского уезда». И продолжает: «Панская слобода ... и в настоящее время значительно уступает, в этом отношении (размере. – Ред.), соседним сёлам. В ней 253 двора и 1435 жителей (692 муж. и 743 жен.). При освобождении крестьян от крепостной зависимости, общество с. Панской слободы получило в надел, на 402 ревизских души, 1289 дес. 600 саж. земли... и с тех пор делит эту землю по ревизским душам, при чём на одну приходится по десятине в каждом поле. Вследствие дурнаго качества земли, жители мало занимаются ея обработкой, так как сколько её не удабривали она никогда хорошаго урожая не даст».

Вполне объяснимо, что сельчане занимались больше садоводством и огородничеством. Урожаи здесь выращивали знатные. Даже выставку садоводства, огородничества и пчеловодствав июле 1913 года местное сельскохозяйственное общество в Панской Слободе организовало. Другой вид деятельности местных жителей – рыболовство. А ещё, конечно, бурлачество. В 1913 году в селе, по сведениям Ульяновской-Симбирской энциклопедии, проживало 1850 жителей, было земское училище, две пароходные пристани. Мужчины работали матросами, лоцманами, грузчиками на волжских судах и пристанях.

Весной кормильцы семей собирались вместе и отправлялись пешком в Симбирск, неся в мешках за плечами свой нехитрый скарб, содержащий смену белья да небольшой запас еды.

Ехать им предстояло в разные волжские города – туда, откуда получали они по почте приглашения. В марте симбирские транспортники, ожидая наплыва на вокзалах и пристанях бурлаков, шутили: «Грачи прилетели». В рассказе рабочего корреспондента Ивана Агуреева, обнаруженного краеведом Людмилой Дягилевой в фонде П.С. Бейсова, подробно описывается, как проходил длинный путь бурлаков от Панской Слободы и других близлежащих сёл до Симбирска.

«Незаметно подошли до Винновки и стали подниматься в гору. Многие заходили в дома, брали молоко. Иван Матвеевич и другие выпили «аппетитных капель», так называли бурлаки водку. Немного попало и Всеручу (фамилия главного героя рассказа. – Ред.). Сам Всеруч ничего не заказывал, у него денег хватало только на билет на пароход. Шла мимо молодуха, зазвала в дом: «Вы как грачи – весной улетаете бедные, а осенью прилетаете богатые».

Когда замерзала Волга, бурлаки возвращались домой, заработав денег для своих многодетных семей на долгие зимние месяцы.

Девочки сидели по домам

Панская Слобода была селом далеко не самым отсталым. И даже как-то сумела отличиться: женская школа по документам здесь появилась раньше мужской! Однако приехавший в Панскую Слободу в начале 1871 года с инспекцией И.Н. Ульянов обнаружил, что всё это существует только на бумаге. В действительности оказалось, что девочки сидели по домам, а мальчики ходили учиться в школу соседнего села Криуши. С помощью Ильи Николаевича Ульянова 15 октября 1871 года, по сведениям майнского краеведа В.К. Воробьёва, в общественном доме села открылось мужское училище, в котором священник Вознесенский обучал 19 мальчиков.

Новое кирпичное здание школы для сельских детишек было построено полвека спустя, в 1914 году, и прослужило ровно сто лет. Этот разрушающийся образец гражданской архитектуры конца XIX–начала ХХ века и сейчас можно увидеть в центре села на ул. Новая Линия, бесхозный и заброшенный, но ещё сохраняющий свои индивидуальные черты. Ведущий консультант Комитета Ульяновской области по культурному наследию Елена Бирюкова рассказывает:

«Школа села Панская Слобода 1914 года постройки была включена в список объектов культурного наследия с 1999 года, но в 2015 году её из этого списка исключили. Из местных памятников истории в нём остались только три крестьянских дома в северо-восточной части села и памятники археологии – остатки древнего поселения и селища, относящиеся ко II тыс. до нашей эры и к I тыс. нашей эры».

Кадриль как визитная карточка Панской Слободы

Была у села своя культурная особенность, которая в отличие от крестьянских домов, увы, до наших дней не дожила. Это был танец, который, по мнению старожилов, существовал только в Панской Слободе и вёл свою историю чуть ли не от первых поселенцев. Многофигурную кадриль сначала танцевали на улицах. В первой половине XX века она постепенно перешла в помещение, в клуб, где в советское время бурлила культурная жизнь, не затихавшая даже в годы Великой Отечественной, когда в селе остались лишь молодёжь, женщины да старики. После тяжёлой работы жители села не унывали, пели жизнеутверждающие частушки, пронизанные верой в то, что их родные вернутся с победой и все трудности будут преодолены. Клуб как единственное место проведения досуга был важной составляющей жизни села.

Родившийся в Панской Слободе ульяновский художник Анатолий Иванович Солуянов хорошо запомнил те годы. В детстве он часто ходил в клуб и с удовольствием слушал песни в исполнении сельчан, смотрел, как танцуют.

«Особенный интерес у меня вызывал «длинный» танец – кадриль. Его исполняли сравнительно редко, ибо в танце участвовало одновременно большое количество исполнителей. В 1953 году был объявлен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, поэтому областной дом народного творчества обратил внимание на искусство наших плясунов. Как отмечали специалисты, панско-слободская кадриль манерой исполнения была совершенно не похожа на танцы, бытующие в нашей области. Ульяновские хореографы под руководством В. Хамитовой занялись её обработкой. Набрали сельчан от 20 до 38 лет. Для кадрили нужно было 8 девушек и 8 мужчин. Однако восьмого танцора найти не удалось: одну из мужских партий отдали девушке».

Анатолий Иванович вспомнил всех участников того звёздного для села конкурса: председатель местного колхоза «Красный рыбак» Иван Суханов, братья Егор и Семён Цыбины (комбайнёр МТС и колхозник), медработник Зинаида Ильина, учительница Серафима Баранова, рабочие леспромхоза Галина Янина, Вера Калинина, Лидия Нахратова, Лидия Подмарёва, Валентина Декалина, Вера Цыбина, Николай Плаксин, Аркадий Маслюков, Константин Цыбин, зав. сельским клубом Виктор Марунов и работник школы Раиса Костина. Гармонист из Ульяновска Юрий Каткин им аккомпанировал.

Благодаря старожилам Панской Слободы участникам художественной самодеятельности удалось воссоздать очень красивые и давно забытые фигуры кадрили – «плетень» и «гулянье». Последняя фигура исполнялась на мотив плясовой свадебной песни «Никогда я таковая не бывала». Женские костюмы сшили, взяв за образец старинные кофту и юбку, найденные у пожилой сельчанки. На областном конкурсе среди танцевальных групп сельчане из Панской Слободы заняли первое место и вошли в группу кандидатов на поездку в Москву.

19 марта 1954 года помещение центрального Дома работников искусства СССР, где проходил Всероссийский смотр, было переполнено. К неописуемой радости ульяновцев жюри включило панско-слободскую кадриль в программу концерта по Москве и отметило её в числе лучших народных танцев «как образец чистого воплощения народного фольклора». Все были награждены почётными грамотами, а танцевальной группе вручили баян.

«Тогда было кому ходить в клуб и радоваться за танцоров, – вспоминал Анатолий Иванович. – Местные жители работали в совхозе «Красный садовод». Яблоки из Панской Слободы славились по всему региону за свой вкус и богатые урожаи. С затоплением Волги жизнь села резко изменилась. Село пустело. Ликвидировали сельсовет, колхозы, библиотеку; а славный клуб, с которым у сельчан было связано столько радостных моментов в жизни, разобрали».

Мы будем жить теперь по-новому

Наступавшая эра электрификации входила в жизнь постепенно, но от этого не менее неотвратимо и стремительно. Для подготовки водохранилища вырубались тысячи гектаров леса, переселялись целые деревни.

Анатолий Иванович Солуянов рассказывал нам, как за месяц до начала заполнения водохранилища в ноябре 1955 года он ходил по будущему дну рукотворного моря и рассматривал, как рабочие заканчивали земляные работы по поднятию уровня берега для будущего Ульяновского речного порта. Для очистки островов и побережья Волги от деревьев в зоне затопления в 1952 году был создан леспромхоз с главной конторой в Кремёнках. В Панской Слободе работало его отделение, разместившееся в доме В.А. Декалина, председателя колхоза «Красный садовод» в 1943–1947 годах. На Застенном острове построили землянки для рабочих. Платили им хорошо. За полтора месяца можно было заработать 5000 рублей и приодеться. Бостоновый костюм тогда стоил 1200 рублей. На работу лесорубов доставляли на барже от Мамахина взвоза. Наверное, мало кто из них думал, что после подготовительных работ им придётся испытать огромный стресс, увидев, как огромная вода постепенно поглощает их кормилицу – старую Волгу.

16 ноября 1955 года было начато затопление котлована. Пожилые люди сердцем принять это не смогли. Всю оставшуюся жизнь им по ночам снилась старая Волга.

Ушли под воду огромные площади заливных лугов – пришлось сокращать поголовье скота. Личные подсобные хозяйства терпели удар. Тогда же прекратил работу колхоз «Красный рыбак». В Панской Слободе до заполнения водохранилища был самый лучший улов стерляди. Два сезона после затопления старой Волги коренные рыбаки ещё пытались заниматься рыболовством, но вскоре стало понятно: хороших уловов больше не будет. Вслед за рыболовством в небытие ушло и луговое пчеловодство.

Строительство ГЭС позволило электрифицировать многие сёла и повысить энерговооружённость предприятий, но такие сёла, как Панская Слобода, пережили небывалую трагедию.

«Например, в соседних Криушах не было такой тесной связи со старой Волгой, – рассуждал Анатолий Иванович. – Большая часть жителей работала на судоремонтном заводе затона в двух километрах от села на прибрежной полосе Криушинской горы. А позднее завод построили непосредственно в селе в образовавшемся большом заливе на месте речушки Тушёнка».

Мученики за веру

Была в истории Панской Слободы ещё одна знаменательная страница, которая не позволит пропасть селу в полном забвении. В конце XIX века здесь родилась девочка, которая православной церковью ныне объявлена пресвятой мученицей инокиней Екатериной (Декалиной). Она появилась на свет в ноябре 1875 года в селе Панская Слобода Симбирского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье. Среди детей отличалась особой набожностью. Уже в 15 лет Катя приняла твёрдое решение посвятить себя служению Богу. Не сразу, но родители приняли это. Ноябрьским утром 1890 года местный крестьянин Дмитрий Декалин, отец Екатерины, отвёз дочь в симбирский Спасский женский монастырь. Двадцать три года она была в нём воспитанницей и трудницей. В 1913 году указом Симбирской духовной консистории стала насельницей монастыря и трудилась при часовне.

В 1920 году обитель власти закрыли и организовали на её территории концентрационный лагерь. Куда было податься монахиням? Кто-то из них вернулся в родные деревни. Монахини Екатерина Дмитриевна Декалина и Анастасия Степановна Фокина остались в Симбирске: они купили небольшой домик с садом на ул. Степана Разина. Какое-то время работали в «Техлессемкультуре», затем их уволили. Тогда они стали зарабатывать себе на жизнь шитьём. И вот неожиданно женщин арестовали. Племянники Е.Д. Декалиной были в недоумении. Долгое время они ничего не знали о судьбе своей тёти. Правда обнаружилась гораздо позже.

В 1937 году в ульяновском НКВД открыли дело о «контрреволюционной церковно-монархической фашистско-повстанческой организации». Руководителями этой несуществующей в действительности организации были указаны обновленческий архиепископ Иоанн (Никольский), архиепископ Митрофан (Гринев) и григорианский митрополит Иоанникий Соколовский. Целью заговорщиков, по мнению НКВД, было свержение советской власти. По этому сфальсифицированному делу были осуждены десятки верующих мирян и представителей духовенства. В их числе оказались и бывшие сёстры-монахини Спасского женского монастыря Екатерина и Анастасия.

Поздним вечером 18 декабря 1937 года их заточили в городскую тюрьму. На допросе 62-летняя Екатерина Дмитриевна Декалина подтвердила, что она недовольна существующим порядком. Всё её преступление состояло в том, что она в разговорах с верующими людьми выражала настойчивое желание объединиться всем и потребовать у властей, чтобы опять открыли церкви.

29 декабря 1937 года в Куйбышеве по решению «тройки» при УНКВД по Куйбышевской области Е.Д. Декалина в числе других арестованных верующих была приговорена к расстрелу. Жизнь «заговорщиков» оборвалась поздней ночью 17 февраля 1938 года в подвале здания Ульяновского НКВД. Среди расстреляных был ещё один уроженец села Панская Слобода Симбирского уезда священник Алексей Иванович Боголюбов (Книга «Симбирская Голгофа. 1917–1938» / сост. священник В. Дмитриев. Ульяновск, 1996). Его отец и дед служили в той самой сельской церкви Николая Чудотворца, в которую маленькая Катя Декалина ходила молиться вместе со всеми православными жителями села. Алексей Иванович продолжил дело династии священников Боголюбовых. С 1902 года он был рукоположен во священники Никольской церкви села Панская Слобода. Когда церковь в 1917 году закрыли, перебрался в Симбирск, служил священником в городе. Родился Алексей Боголюбов на три года позже Екатерины, а закончил свой земной путь в один с нею год – 1938-й.

Их место погребения не известно. По инициативе жителей Панской Слободы, обратившихся за помощью в администрацию города Новоульяновска, 12 сентября 2016 года на въезде в село установлены поклонные крест и камень в память о преподобной Екатерине Декалиной. Большую помощь в этом оказал глава городского округа Г.П. Деникаев. День общецерковной памяти мученицы Екатерины инокини Симбирской установлен в день её кончины – 17 февраля.

Лилия Янушевская

Фото Ярославы Евдокимовой

Фото 1950-х годов из архива А.И. и Т.И. Гришаевых предоставлены Евгением Бурдиным

«Мономах», №6(96), 2016 г.

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru