Симбирский край был искони богат сырьем, а местные крестьяне от малоземелья искали побочные заработки, в том числе в земледельческих промыслах. Более всего прославились в крае нарочными мастерами Симбирский, Карсунский и Алатырский уезды. Были в их числе и гончары, а "столицей" симбирского гончарного промысла по праву считалось село Сухой Карсун.
"ВСЕ МУЖСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ [СЕЛА] ОТ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В СВОБОДНОЕ ОТ ПОЛЕВЫХ РАБОТ ВРЕМЯ, ЗАНИМАЕТСЯ ГОНЧАРНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ. ДЕЛАЮТ ОБЫКНОВЕННЫЕ ГОРШКИ, КУВШИНЫ, КОРЧАГИ, ПЕЧКИ... ПОСУДУ РАЗВОЗЯТ ПО СЕЛАМ, ОБМЕНИВАЯ НА ПРОДУКТЫ ИЛИ ПРОДАВАЯ..."
Из газеты "Симбирские губернские ведомости" за 1876 г.
Сухой Карсун был, конечно, не единственным местом, где промысловики специализировались на глиняной посуде. Но он считался самым крупным центром гончарного производства в губернии.
О времени возникновения здесь гончарства можно лить догадываться. Еще в 1863 г. "Симбирские губернские ведомости" писали о сухокарсунских переносных глиняных печах в форме английской вазы, экономичных в применении, по цене 20 копеек серебром. Здесь же о селе упоминалось - "где много гончарных изделий".
Предположительно промысел возник в двадцатых годах прошлого века или чуть позже, ибо в "Экономических примечаниях Симбирской губернии Карсунского уезда...", составленных с 1798 по 1821 гг., он среди неземледельческих занятий крестьян Сухого Карсуна не значился.
Во второй половине прошлого века в селении насчитывалось более сотни гончарных мастерских. По статистике 1910-1911 годов каждый третий сухокарсунский житель мужского пола, включая подростков, уже занимался гончарным ремеслом. Помогали им, готовя свинцовую глазурь, женщины, но земские и губернские отчеты по занятости населения различными видами промыслов их не учитывали.
Чего только не мастерили руки умельцев: квашенки, горшки, корчаги, цветочные горшки, рукомойники, балакири (кринки для молока) оригинальной формы - с низким туловом и длинной горловиной, кувшины, плошки, тарелки, тазы, смоляные горшки, печные трубы. Особо почитались огромные емкости для зерна, которые вмешали до восьми пудов ржи или пшеницы. Кар-унцы возили свою продукцию за Волгу и меняли ее на зерно.
Продавались горшки и в розницу: по 30-50 копеек серебром за штуку. В 20-ых годах века нынешнего кустарей и ремесленников объединили в промысловую кооперацию, которая просуществовала почти сорок лет. Сухокарсунские мастера, которых стало значительно меньше, и далее продолжали лепить и обжигать посуду, вывозя ее на базары да ярмарки.
Еще четверть века назад в краеведческом музее Ульяновска совсем не было образцов керамики из Сухого Карсуна. Летом 1968 г. по промысловым селам области состоялась первая научная экспедиция московского НИИ художественной промышленности, которая пришла к заключению, что керамика Сухого Карсуна очень традиционна и может по праву служить местным русским сувениром. Искусство гончаров из карсунских мест оказалось схожим с работами скопинских мастеров Рязанской области. Возможно, что навыки обработки глины привезли в наш край рязанские переселенцы...
Сегодня в Сухом Карсуне остались единицы умельцев. С прошлого года при содействии Ульяновского областного Дома народного творчества Карсунским отделом культуры в селе открыт Дом гончарного промысла. В нем обучаются местные подростки, а передают им мастерство отец и сын Акимовы. Срок обучения невелик, но если ученик проявит способности, мастер будет продолжать работу с ним, чтобы передать все тонкости ремесла и вырастить профессионала. Словом, у старого промысла появилось новое продолжение.
Журнал «Мономах», №2(3), 1995 г.