Начало сентября 1942 г. Через Ульяновск к фронту и обратно идут сотни эшелонов. И почти каждый из них везет малолетних «неучтенных пассажиров».
«В настоящее время ж/д милиция имеет в большом количестве задержанных беспризорных детей, изъятых с товарных и пассажирских поездов и вокзалов. В среднем в день приходится задерживать 10–5 человек», – докладывал в горисполком и в горком ВЛКСМ начальник отделения милиции на станции Ульяновск‐I младший лейтенант милиции Соколов.
Но вот куда задержанных девать? Своей детской комнаты отделение не имело, как и средств на питание и содержание беспризорников. Поэтому юных путешественников везли в детскую комнату при втором (городском) отделении милиции. Но там в приеме «железнодорожных» детей категорически отказывали – «своих» девать некуда. Тогда шли на хитрость – сопровождающий оставлял задержанных в «чужой» детской комнате и тихонько сбегал. Однако следом за ним на вокзале появлялись и «забытые» беспризорники – дежурный по городскому отделению просто выпроваживал их, и те опять шли на «железку», где занимались попрошайничеством. Их опять задерживали, и все повторялось.
Отчаявшись найти общий язык с территориальными коллегами, Соколов просил городскую власть и комсомол как‐то повлиять на ситуацию. Например, дать указание горотделу принимать всех беспризорников, включая, задержанных линейной милицией (ГАУО. Ф. Р‐634. Оп. 8. Д. 5. Л. 79).
Однако подобное решение было вне компетенции как местных органов власти, так комсомола. Для этого требовалось принять решение на государственном уровне. И оно будет принято, но это случится несколько позже.
А пока приток беспризорников продолжался. По сравнение с 1 кварталом 1942 г. детская беспризорность и безнадзорность выросли – если в 1942 г. их было задержано 169 человек, то в 1943 – 180. В большинстве своем дети ехали из районов, временно оккупированных немецкими войсками и из бывших оккупированных (Сталинградская, Воронежская области).
Из 180 юных путешественников, задержанных в 1 квартале 1943 г., на Ульяновск приходилось 155, еще 28 – на Мелекесс, и 2 поймали в Сенгилее. При этом 138 из них попали в руки милиции за совершение преступлений. Таких направляли в приемник НКВД, находившийся в то время на современной улице Спасской, в доме, где сейчас размещается музей Языковых (Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 33). Еще 11 человек определили в ремесленные училища, и 31 был трудоустроен в колхозы и совхозы. Безнадзорные, не совершившие преступлений, переданы родителям, 77 из которых привлечены к административной ответственности (ГАНИУО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 171. Л. 4–6, 6 об.)
Видимо, подобная тенденция отмечалась не только в Ульяновске. Потому что 15 июня 1943 г. Совнарком СССР принял Постановление №569 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Документ не очень большой – он состоит всего из 9 пунктов, о которых подробнее мы поговорим чуть позже.
Пока же нас интересует лишь пункт №7. Он гласит: «Разрешить НКВД СССР организовать в составе НКВД СССР, НКВД союзных и автономных республик, УНКВД краев и областей, а также в составе дорожных отделов милиции отделы по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью» (Постановление СНК №569 от 15.06.1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» // Правовая Россия. Режим доступа: http://lawru.info/dok/1943/06/15/n1194286.htm). Спустя неделю – 21 июня – НКВД Союза издал приказ об образовании в системе ведомства Отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Его начальником стал комиссар госбезопасности Ф.А. Леонюк (НКВД – МВД СССР апрель 1943 г. – март 1953 г. // Исторические материалы. Режим доступа: http://istmat.info/node/38995). 14 июля аналогичная структура появилась и в УНКВД по Ульяновской области. Ее возглавил подполковник госбезопасности Григорий Яковлевич Гончаров.
В задачи подразделения входило устройство детей в детские дома, школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища, привлечение к этой деятельности сил общественности, обучение, культурно‐воспитательная работа и трудоустройство воспитанников детских трудовых колоний. При этом штат отдела состоял всего из 4 человек.
Правда, в каждом районе был свой инспектор по БДББ (борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью). Все несовершеннолетние, потерявшие родителей, были взяты на списочный учет. Выявлялись малолетние правонарушители, и принимались меры к их возвращению в школу, трудоустройству и т.д. (Симбирско‐ульяновская милиция ... С. 68). Скорее всего, одним из первых организационных шагов нового подразделения стала подготовка решения Ульяновского обкома ВКП(б) «О ликвидации в области детской беспризорности и безнадзорности».
Во всяком случае, уже 14 сентября состоялся первый доклад о ходе его исполнения, в котором говорится: «… органами милиции проделано следующее:
В Ульяновске открыты детские комнаты на Базарной площади близ центрального рынка, при Водном вокзале и при станции Ульяновск‐I.
На центральном рынке установлено 2 милицейских поста. При детской комнате на центральном рынке организовано дежурство милицейских работников и представителей от ГорОНО.
Для борьбы с уголовной преступностью среди детей создана специальная группа, возглавляемая старшим лейтенантом милиции тов. Костылевым, и вторая группа создана из работников отдела службы для организации работы по задержанию беспризорных и безнадзорных детей с улицы.
Кроме этого, периодически проводятся массовые операции по задержанию беспризорных и безнадзорных, в которых принимает участие общественность – представители ГорОНО и ВЛКСМ».
В результате этой работы «За 1 полугодие 1943 г. по всей области органами милиции было задержано 371 человек детей, в том числе 145 беспризорных и 226 безнадзорных. Из которых:
Возвращено родителям 228
Направлено в приемник‐распределитель 75
Трудоустроено 52
Определено в детдома 21» (ГАНИУО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 318. Л. 7).
Всего же за 1943 г. областные показатели выглядят так: задержано 2 494 беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Из них милицией – 1 891. Еще 250 явились в приемники‐распределители добровольно.
Возвращено родителям 372 человек, трудоустроено – 315, направлено в детские дома – 1 067, в ремесленные училища и школы ФЗО – 485, в лечебные учреждения – 27, умер – 1. Передано в следственные органы – 72, бежало – 105 (ГАНИУО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 318. Л. 16).
Как указывалось выше, значительная часть задержанных подростков проходила через ульяновский приемник-распределитель. Однако он уже с трудом справлялся со все возрастающим потоком беспризорников. И в начале 1944 г. начальник областного отдела по БДББ капитан ГБ Иванов писал в облисполком о том, что «Необходимо организовать приемник‐распределитель на ст. Инза, через которую проходит много беспризорных и безнадзорных детей. Организовать детскую комнату при милиции в Мелекессе» (ГАНИУО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 318. Л. 16).
Что же такое детский приемник‐распределитель? Эти учреждения были введены Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 31 марта 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». Пункт «г» ст. 1 гласил: «в ведении Наркомвнудела СССР (находятся – В.М.) – изоляторы, трудовые колонии и приемники‐распределители.
В приемниках‐распределителях дети должны быть не более одного месяца, причем в приемниках‐распределителях должна быть установлена строгая дисциплина. По истечении указанного срока приемник‐распределитель направляет ребенка в детское учреждение соответствующего типа, которое обязано его принять» (Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 31.03.1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Правовая Россия. Режим доступа: http://lawru.info/dok/1935/05/31/n1196139.htm).
В течение этого месяца где задержанных беспризоников принимали и где они какое‐то время жили в ожидании решения своей дальнейшей судьбы – распределения по упоминавшимся выше учреждениям (детским домам, школам ФЗО или колониям). В приемнике задержанных мыли, стригли, проводили необходимую санитарную обработку, а если нужно – лечили. И, конечно же, обували‐одевали. Во всяком случае, так должно было быть в идеале. Действительность же, как это часто бывало и тогда, и бывает сейчас, существенно отличалась от идеальной картины.
«Приемник‐распределитель несовершеннолетних, находящийся на местном бюджете, за 1943 год ничего не получал для обеспечения воспитанников вещевым довольствием. Приемник пропустил за год 2 100 чел., испытывал крайнюю нужду в обуви, белье и верхней одежде. Сейчас в приемнике находится 100 чел., которые не выводятся, потому что нет обуви и одежды, – докладывал вышестоящему руководству в декабре 1943 г. уже упоминавшийся капитан госбезопасности Иванов. – Все наши попытки наладить снабжение приемника вещевым довольствием оказались безрезультатными. В декабре зав. обл. орготделом и председатель исполкома объявили нам, что из местных ресурсов приемнику ничего выделяться не будет» (Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 31.03.1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Правовая Россия. Режим доступа: http://lawru.info/dok/1935/05/31/n1196139.htm), – констатировал он.
Ответ из Центра пришел через несколько дней. В нем разъяснялось: поскольку приемник находится на местном бюджете, то никаких фондов в центре для него не выделяется» (ГАНИУО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 318. Л. 14). В общем, дорогие товарищи, обходитесь своими силами. Что ж, своими так своими. И обошлись: только за 1945 г. через ульяновский приемник прошло 1 342 несовершеннолетних. А всего за годы войны в области здесь побывало более 6 тыс. юных бродяг. Работали же в этом не самом спокойном учреждении всего 3 человека – начальник Елена Михайловна Шаранова, заместитель по воспитательной работе Мария Андреевна Парфенова и воспитатель Клавдия Петровна Обижаева (Симбирско‐ульяновская милиция ... С. 68).
Владимир Миронов
Материал из книги Владимира Миронова «Неизвестная война. Ульяновский «фронт»» из серии «Симбирские тайны». Издание в научно-популярной форме рассказывает о жизни Ульяновска и Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны. Особое место в книге уделено работе ульяновской милиции в тот период.
СОДЕРЖАНИЕ
Если завтра война… ……………………………………………………. 5
Вставай, страна огромная…………………………………………… 14
Мобилизация…………………………………………………………… 20
Милицейский фронт………………………………………………. 30
«В Красной Армии штыки, чай, найдутся…»…………… 40
Любимый город мог ли спать спокойно? ………………. 44
Хочешь мира – готовься к войне……………………………… 51
В здоровом теле – здоровый дух…………………………….. 54
Фронтовые подруги………………………………………………… 55
Стирка оборонного значения……………………….………… 57
Путь‐дорожка фронтовая… ……………………………………. 62
Все – для фронта! …………………………………………………… 63
«Складолазы»…………………………………………………………… 68
Во имя отца, и сына, и боевого духа………………………… 70
Глас народа – глас Божий? ……………………………………… 73
Диверсанты шли в Ульяновск………………………………… 79
Люди в белых халатах……………………………………………… 83
Город в шинели………………………………………………………. 90
Парад………………………………………………………………………… 94
Ополчение………………………………………………………………… 98
Граждане! Воздушная тревога! ……………………………… 100
Бункер для Сталина? ……………………………………………… 107
В тесноте, да не в обиде…………………………………………… 109
Ты сейчас далеко, далеко… ……………………………………. 118
Похвальное слово о военной цензуре………………………125
Фабрика «КИМ» и другие………………………………………… 130
Володарка…………………………………………………………………135
Десять лет за опоздание…………………………………………. 141
«Прогулял, потому что нет одежды и обуви»………… 144
Дело «вредителей»…………………………………………………. 150
Завод имени Сталина……………………………………………… 152
Кадры решают все…………………………………………………… 156
Дело о молотке………………………………………………………… 162
Жизнь – на карту………………………………………………………167
Пища для ума и не только………………………………………. 181
НКВД – затянуть пояса! ……………………………………………184
Земля – кормилица…………………………………………………. 191
От работы кони дохли………………………………………………198
Тагайский оборонительный рубеж………………………… 202
Рокада……………………………………………………………………… 210
Кто – воюет, а кто – ворует……………………………………… 213
Нефть в обмен на продовольствие…………………………. 215
«Каждый коммунист должен быть чекистом»………. 218
В застенках НКВД…………………………………………………… 220
Сидели два товарища……………………………………………… 220
Ульяновская область……………………………………………… 223
Погоны……………………………………………………………………. 231
Новое печатное слово……………………………………………… 234
Громкое эхо Сталинграда…………………………………………238
Чем можем, тем поможем………………………………………… 243
О хлебе… ………………………………………………………………… 246
…И зрелищах…………………………………………………………… 249
Чтобы тело и душа были молоды… …………………………253
Жить стало лучше? Жить стало веселее? ……………… 256
На милицейском «фронте» – бои местного значения……………………………………………………..……………… 259
«Бесы» из собеса……………………………………………………… 261
По звериному следу………………………………………………… 265
Налет на Пролетарском спуске………………………………. 267
Убили меня, Дима…………………………………………………… 268
След………………………………………………………………………… 270
Убийство в Панской Слободе……………………………………271
Гастролеры……………………………………………………………… 273
Охотники за сундуками…………………………………………… 274
«Татарка»………………………………………………………………… 275
В лесу не фронтовом………………………………………………. 276
Лесные «братья»……………………………………………………… 277
Задонский…………………………………………………………………279
Михайлычев……………………………………………………………. 280
Про беглых знало все село……………………………………… 282
Последний бой………………………………………………………… 283
Банда Нестерова……………………………………………………… 286
Бандит‐орденононсец………………………………………………287
Мелекесская «гастроль»…………………………………………. 289
За хлебом – с вилами………………………………………………. 292
Лампочка – за ударный труд…………………………………… 300
С мыслями о будущем……………………………………………… 301
Предпоследний год войны……………………………………… 303
Чистота – залог Победы………………………………………….. 307
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»…… 311
Чтобы шли, как по маслу………………………………………… 312
Место, не столь отдаленное……………………………………. 314
Пожар……………………………………………………………………… 315
Подготовка……………………………………………………………… 317
Убийство…………………………………………………………………. 318
Приговор………………………………………………………………… 318
«Черные валеты»………………………………………………………319
Чего и сколько………………………………………………………… 322
Про «три колоска»…………………………………………………… 323
Расстрел за прогул, и «десятка» за опоздание………… 330
Последнее дело лейтенанта Миридонова……………… 333
Дети войны……………………………………………………………… 342
В войну взрослели рано……………………………………………343
«Наша крыша –небо голубое»………………………………… 347
Казенный дом…………………………………………………………. 353
«Сопливые острожники»………………………………………… 359
Колонисты……………………………………………………………… 365
Пленники или изменники? ……………………………………. 370
Эпилог…………………………………………………………………………… 376
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979