По адресу: ул.Гончарова, 30а до сих пор располагается Трёхсвятская (Трёхсвятительская) церковь, построенная в 1840 году. Краевед Владислав Ястребов посвятил этой церкви одну из глав своей книги "Храмы Симбирска". Ниже приводим текст автора.
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ
- Домовая церковь Симбирской духовной семинарии,
- Семинарская церковь,
- Семинарская церковь во имя святителя Петра,
- Митрополита Московского,
- Трёхсвятительская церковь,
- Трёх-Святительская церковь,
- Храм Симбирской духовной семинарии,
- Храм Трёх Святителей,
- Храм Трёх Святителей Великих,
- Церковь во имя Трёх Святителей,
- Церковь Трёх Святителей.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В четверг 22 августа [3 сентября] 1840 г. (1) была открыта Симбирская духовная семинария (2). Уже в следующем 1841 г. в северо-восточной части семинарского двора на месте ветхих каретников была построена большая ученическая столовая с кухней и кладовой.
В 1853–1854 гг. при преосвященном Феодотии (в миру Феодор Адрианович Озеров, 1797–1858), епископе Симбирском и Сызранском, столовая была перестроена и обращена в церковь, которую освятили в 1853 г. во имя Святителя Петра, Митрополита Московского (Церковь Петра,святителя и чудотворца Московского). Некоторое время в этом же здании также располагалось семинарское правление.
Может возникнуть вопрос, в какую же церковь ходили семинаристы на протяжении 14 лет, пока у них не было собственной домовой церкви? Ответ: в недалеко расположенный от здания семинарии Спасо-Вознесенский собор.
Семинария и церковь сильно пострадали во время катастрофической девятидневной серии пожаров, бушевавших в Симбирске с 13 по 21 августа [с 25 августа по 2 сентября] 1864 г. и при восстановлении были перестроены по новому плану, составленному Симбирским губернским архитектором Александром Анисимовичем Белоусовым (?–?) (3). При этом восстановление церкви началось только в 1867 г. Она была значительно расширена («надложена и несколько распространена») и «особенноизящно устроена»:
И как отмечал историк-краевед Павел Любимович Мартынов (1847–1921): «Украшения этой церкви, исполненныя в течении последних лети прекрасный хор воспитанников семинарии, сделали ее лучшею домовою церковью в городе» (5).
По инициативе преосвященного Феоктиста (в миру Фёдор Аполлонович Попов, 1826–1894), епископа Симбирского и Сызранского, во вторник 30 января [11 февраля] 1879 г., в храмовый праздник, при домовой церкви семинарии было открыто Симбирское духовно-просветительское братство Трёх Святителей (9), целью учреждения которого состояла:«а) в заботах о нуждах и благолепии храма и б) в доставлении материальнаго пособия бедным ученикам Семинарии, которые не пользуются казенным содержанием и не получают пособия из епархиальных сумм за неимением вакансий на том и другом» (10).
«К 1 января 1898 года в братстве Трёх Святителей было членов: пожизненных – 18, действительных – 451 и членов соревнователей – 46, а всего 515 лиц; капитал братства составлял суммув 17 316 руб. 94 коп.» (11).
В конце XIX в. к церкви была пристроена двухъярусная колокольня (некоторые исследователи даже называют конкретный год строительства – 1893 г., впрочем, не приводя никаких доказательств).
«Колокольня кирпичная, отштукатуренная, на бутовом фундаменте (12). Основание колокольни представляет собой четырехгранник, прорезанный крупными арочными проемами. Главный вход (с юго-западнойстороны) имеет вид перспективного портала, образованного столбами в двух уровнях. Во втором уровне это два спаренных небольших столбика с толстым абаком (13), поддерживающих треугольный фронтон (14) с зубчиками. Второй ярус колокольни, также четырехгранный, меньших размеров, имеющий арки звона с перспективными наличниками на импостных (15) полуколоннах, архивольты (16) которых представляют собой рядзубчиков. Наличники имеют килевидные завершения. Четырехгранник заканчивается многоступенчатым карнизом и фризом (17) в виде поребрика. Колокольню венчает восьмигранный шатер, окруженный у основания рядом кокошников (18), и имеющий на четырех гранях декоративные наличники с треугольными фронтонами. Колокольню венчает луковичная главка (19), покоящаяся на высокой граненой шейке (20) с тремя поясками (21).Покрытие шатра и луковки – металлическое. Внутри стены и потолки оштукатурены» (22).
Решение о закрытии семинарии было принято в четверг 3 октября 1918 г. на заседании коллегии Губернского отдела по народномуобразованию:
«Постановлено: существующую в Симбирске духовную семинарию закрыть» (23).
Разумеется, была закрыта и семинарская церковь. В ноябре1 918 г.всё церковное имущество (в т. ч.святые мощи, найденные в дубовом кресте) было передано по описи притчу Спасо-Вознесенского собора (24).
С семинарией, а значит, безусловно, и с её домовой церковью в той или иной степени были связаны жизнь и деятельность наших именитых земляков: священномученика епископа Вяземского, викария Смоленской епархии Макария (в миру Михаил ВасильевичГневушев, 1858–1918); архимандрита Гавриила (в миру Василий Николаевич Воскресенский, 1795–1868); в 1840–1841 гг. бывшего на должности ректора Симбирской духовной семинарии, епископа Вологодскогои Тотемского Антония (в миру Михаил Симеонович Флоренсов, 1847–1918); церковного историка, исследователя древнерусской литературыи педагога Капитона Ивановича Невоструева (1816–1872); художника (выпускника Императорской Академии художеств) Павла Ильича Пузыревского (1860–1922); художника-оформителя, архитектора и педагога Саввы Ниловича Огонь-Догановского (1863 (или 1862) – 1924);художника-живописца, Народного художника СССР (с 1962 г.) Аркадия Александровича Пластова (1893–1972); художника-графика и пейзажиста Дмитрия Ивановича Архангельского (1885–1980); великого архидиакона Константина Васильевича Розова (1874–1923), провозгласившего «Многие лета» при избрании в храме Христа Спасителя в воскресенье 5 [18] ноябре 1917 г. на патриарший престол святителя Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин, 1865–1925); оперного певца (бас), режиссёра и педагога Семёна Ивановича Ильина (1888–1972); выдающегося педагога Андрея Ивановича Анастасиева (1852–1914); богослова Евфимия Александровича Малова (1835–1918); историка церкви и богослова Владимира Александровича Керенского (1868 – не ранее 1927); коллекционера живописи и мецената Ивана Евменьевича Цветкова (1845–1917)и многих других.
Координаты (приблизительно): 54.316926, 48.397344.
ПРИЧТ
-
Введенский Серафим Иванович (?–?, священник),
-
Говоров Владимир Д. (?–?, священник),
-
Лебяжьев Николай (?–?, священник),
-
Лукьянов Николай (?–?, диакон),
-
Малинин Константин А. (?–?, диакон),
-
Малиновский Пётр Иванович (?–?, священник),
-
Новинский Николай Иванович (?–?, священник),
-
Снежинский Павел Андреевич (?–1890, священник),
-
Стернов Андрей Васильевич (1855–1938, протоиерей),
-
Реморов Алексей Васильевич (1874–?, священник),
-
Успенский Владимир Михайлович (1852–?, протоиерей).
ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК:
30 января.
P. S.
В 1960–1996 гг. в здании бывшей церкви находились скульптурные мастерские Ульяновского отделения Художественного фонда РСФСР (25). (26)
В 1992 г. по решению мэрии здание было передано Симбирскому казачьему землячеству для устройства в нём полковой церкви во имя Архангела Михаила, под чьим покровительством оно находится. Но, видимо, у землячества что-то не сложилось, и в 1996 г. здание бывшего храма передали Русской православной церкви.
В том же 1996 г. при обследовании здания выяснилось, что оно находится в аварийном состоянии: все стены были покрыты трещинами, изъедены грибком и сыростью, а значит, оно не подлежит восстановлению:
«Мастера использовали часть помещения для гашения, замешивания глины, растворов, и в здании было очень сыро, влажно. В полах были вырыты ямы, которые художники «забили» глиной, залили водой. Таким образом, они, чтобы далеко не ходить, не ездить, сделали для себя запас, что обернулось катастрофой для всего здания» (27).
И потому было принято вполне разумное решение – остатки бывшей церкви сломать и восстанавливать храм Трёх Святителей заново, начиная с фундамента. Была сохранена лишь двухъярусная колокольня, построенная ещё в конце XIX в., но, к счастью, находившаяся ещё в относительно удовлетворительном состоянии.
Средств на строительство нового большого храма катастрофически не хватало. И потому было решено примерно в десяти метрах восточнее бывшего алтаря домовой семинарской церкви, там, где раньше находился семинарский сад, построить небольшой деревянный храм в честь Архистратига Божия Михаила.
Строительство было начато настоятелем храма протоиереем Николаем (в миру Николай Алексеевич Косых, род. 8 декабря 1961 г.) во вторник 22 октября 1996 г. (28) А уже ровно через четыре месяца (в субботу 22 февраля 1997 г.) по благословению епископа Ульяновского и Мелекесского Прокла (в миру Николай Васильевич Хазов, 1943–2014) храм, построенный исключительнона пожертвования прихожан, был освящён, и в нём состоялось первое богослужение (29). К слову, на тот момент он стал 73-м по счёту православным храмом, действующим в епархии (30).
Общеизвестно, что первый в постсоветское время пасхальный крестныйход в Ульяновске на бывшую Соборную площадь состоялся на Пасху того же 1997 г. В этот праздничный день впервые после многих лет духовенство и прихожане всех храмов города во главе с владыкой Проклом снова вышли на улицы с иконами и хоругвями. Но при этом мало кто знает, что чуть раньше – в саму пасхальную ночь (на воскресенье 27 апреля 1997 г.) – первым по центральным улицам города (Гончарова, Бебеля, Карла Маркса (31)) прошел крестный ход храма Архангела Михаила. Это было вызвано тем, что восточная стена храма практически вплотную примыкала к стене соседнего двухэтажного дома (32), и обойти церковь можно только вокруг квартала (33).
«Главными святынями храма являются: чудотворные иконы Архангела Михаила и Владимирской Пресвятой Богородицы, а также ковчег (34) с частицами мощей многих древних и новых святых, в том числе местных (преподобноисповедника Гавриила Мелекесского и блаженного Андрея Симбирского). В ковчеге хранятся такие величайшие христианские святыни, как частицы Креста Господнего и Ризы Господней» (35).
В четверг 12 июля2001 г. в Михаило-Архангельском храме произошло чудо:
«…после Божественной литургии в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла замироточила икона Архангела Михаила. Струйки растекалисьсо лба и с плеч Архангела, причём не просто вертикально вниз, как растекалась бы жидкость естественно, а вниз и в стороны. Мироточащая икона была сфотографирована и снята на видеокамеру. На следующий день чудо было засвидетельствовано Высокопреосвященнейшим Архиепископом Проклом, и перед иконой был отслужен молебен. Через неделю замироточила вторая икона – Владимирской Пресвятой Богородицы» (36).
Но параллельно с деятельностью малого храма ещё в 1998 г. на месте демонтированного начались строительные работы по возведению новогои более величественного храма. Его проект составил главный архитекторгорода Вячеслав Иванович Некрасов (род. 21 октября 1948 г.) (37). Новое строение предполагалось построить больше и грандиознее прежней церкви. Так, к примеру, если старая церковь была ниже колокольни (см. поздравительный адрес, «открывающий» эту статью), то новый храм обещал быть в полторараза выше.
Однако грянул экономический кризис 1998 г., средств на восстановление (а фактически – на новое строительство) большого храма не хватало, и строительные работы на время пришлось приостановить. Впрочем, вскоре благодаря инициативе и находчивости протоиерея Николая (Косых) строительство возобновилось с ещё большей интенсивностью.
В четверг 31 мая 2001 года Высокопреосвященнейшим Проклом, архиепископом Ульяновским и Мелекесским, в основание будущего приходского храмаво имя Трёх Святителей был заложен первый камень, содержащий частицы мощей святых палестинских мучеников. Уже тогда стало известно, что церковь будет иметь девять куполовь (38), а высота её вместе с крестом составит 31 м. Особо подчёркивалось, что «12-й по счёту городской храм будет строиться на пожертвования прихожан» (39).
В понедельник 1 ноября 2004 г. в 7 часов утра состоялось поднятие малых куполов на строящийся храм. А в 12 часов дня при большом стечении народа Высокопреосвященнейший владыка Прокл совершил чин освящения куполов,п осле чего был поднят центральный купол.
На следующий день, 2 ноября, был установлен надкупольный кресть (40).
Интересно, что несколько лет в первый день Светлой Седмицы архиепископ Прокол служил именно в этом маленьком деревянном храме.
На Пасху в воскресенье 1 мая 2005 г. именно в Михаило-Архангельскийхрам из Москвы был привезён Благодатный огонь, сходящий каждый год в Великую Субботу на Гроб Господень в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Тогда Благодатный огонь впервые прибыл на симбирскую землю.
2 апреля 2010 г., в Великую Пятницу, храм в честь Трёх Святителей обрёлсвой голос – настоятель храма протоиерей Николай (Косых) освятил колокола.На колокольне была установлена система электронного управления колоколами, звонить в которые можно как вручную, так и с помощью пульта управления. Это была первая (и долгое время – единственная) подобная установкав Симбирской епархии.
«После революции разрушены были не только храмы, но затерялось и древнее звонарное искусство, – отметил отец Николай. – Сейчас пришло такое время, когда технически можно восполнить этот пробел. Так как звонарей сейчаснет, мы решили поставить установку «Электронный звонарь». У нас в городе это первый случай. Колокольный звон – это тоже ведь молитва. Когда церковный хор красиво поет – молиться приятно, так и с колокольным звоном: когда он стройный, то и слушать радостно» (41).
В воскресенье 25 декабря 2011 г.,в день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, состоялось освящение храмаво имя Трёх Святителей (42) (праздник –30 января [12 февраля]). Чин освящения церкви возглавил архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл.
«Это событие сопровождалось чудесным знамением. С самого утрабыло хмуро и лил дождь. Причем дождь постепенно усиливался. Многие, ожидавшие приезда Владыки, даже стали сомневаться: не отменят ли молебен по случаю закладки храма, так как служить его надо было на фундаменте, то есть под открытым небом… Но произошло чудо: за десять минут до начала молебна дождь стал стихать, и, когда Владыка начал службу, прекратился совсем. И выглянуло солнышко… Когда же камень был заложен и служба подходила к концу, снова набежали тучи и заморосил дождь. Солнце скрылось, но на душе у всех осталось светло. Уже не от естественного, а от божественного Света. В проповеди Владыка сразу же отметил это чудо, и все действительно ощутили, что пришествием видимого Света Бог показал нам Свое невидимое посещение» (43).
После освящения Трёхсвятской (Трёхсвятительской) церкви бывший деревянный Михаило-Архангельский храм несколько лет простоял законсервированным.
Летом 2017 г. он был разобран и перевезён на новое место, рядом с «Чувашским подворьем» (в комплексе «Национальная деревня» (44) за Парком «Победа») (45).
В воскресенье 15 октября 2017 г. по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия (в миру Александр Михайлович Меткин, род. 27 августа 1944 г.) был совершён чин основания церкви в честь Архистратига Божия Михаила. Богослужение совершил благочинный Симбирского округа, настоятель храма во имя Трёх Святителей протоиерей Николай (Косых) (46).
В ноябре 2018 г., в преддверии осеннего празднования Казанской иконы Божией Матери, на церковь были установлены купола, освящение которых совершил настоятель Казанско-Богородицкого прихода иерей Андрей (Козловский)(в миру Андрей Борисович Козловский, род. 11 июля 1973 г.).
В воскресенье 21 июля 2019 г., в день явления образа Пресвятой Богородицы во граде Казани, состоялось освящение храма, которое совершил митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий.
А на месте бывшей церкви (по её контуру) к востоку от храма во имяТрёх Святителей была обустроена небольшая площадка (со скамейками на месте бывшей трапезной и с вазонами перед бывшим алтарём), окружённая сквериком с туями по краями розами разных сортов в центре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Трех Святителей церковь // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования :сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 140–141.
2. III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел // Справочная книжка иадрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ; под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-литогр., 1916. – С. CVI.
3. Киселёв, А. В. Духовная семинария // Ульяновская-Симбирская энциклопедия : в 2 т. – Ульяновск, 2000. – Т. 1 : А–М. – С. 185.
4. Котляревская, Л. Н. Духовно-просветительское братство трех святителей // УльяновскаяСимбирская энциклопедия : в 2 т. – Ульяновск, 2000. – Т. 1 : А–М. – С. 186.
5. Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб.кн., 2001. – С. 44, 83–85.
6. Макаров, Д. В. История прихода Храма Архангела Михаила как один из эпизодов церковнойжизни города Ульяновска (Симбирска) // Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картинамира : Материалы Всерос. науч. конф., Ульяновск, 19–20 июня 2003 года / [редкол.: А. А. Дырдин(отв. ред. и сост.) и др.]. – Ульяновск : Ульян. гос. тех. ун-т, 2003 (Тип. УлГТУ). – С. 166–168.
7. Духовная семинария. Комплекс // Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска : каталог / Гос. ист.-мемор. заповедник «Родина В. И. Ленина». – Ульяновск : Корпорациятехнологий продвижения, 2006. – С. 118–119.
8. Колокольня домовой Трёхсвятительской церкви // Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска : каталог / Гос. ист.-мемор. заповедник «Родина В. И. Ленина». – Ульяновск :Корпорация технологий продвижения, 2006. – С. 120.
9. Макаров, Д. В. Загорелись над Симбирском золотые купола : (к десятилетию храма МихаилаАрхангела на ул. Гончарова) // Розовские чтения : Материалы Вторых духовно-познавательныхчтений (5–6 мая 2009 г., г. Ульяновск) / под ред. И. В. Кривошеевой, Е. Г. Сковиковой. – Ульяновск :УлГУ, 2009. – С. 98–102.
10. Храм Трёх Святителей // Илюшин, Д. 100 православных мест Ульяновской области. – Ульяновск : [Б. и.], 2012. – С. 20–21.
11. Где строить семинарию? // Улица Гончарова / М-во искусства и культурной политикиУльян. обл., Гос. архив Ульян. обл. ; авт.-сост. А. Ю. Шабалкин ; отв. ред. Л. А. Сомова. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2015. – С. 170–172.
12. Семинарская церковь // Улица Гончарова / М-во искусства и культурной политикиУльян. обл., Гос. архив Ульян. обл. ; авт.-сост. А. Ю. Шабалкин ; отв. ред. Л. А. Сомова. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2015. – С. 173–174.
†
13. Сведения о воскресной школе, существующей при Симбирской духовной семинарии //СГВ. – 1870. – 8 авг. (№ 60). – Отд. неоффиц. – С. [4]; 18 авг. (№ 62). – Отд. неоффиц. – С. [7–8].
14. Освящение храма в возобновленной после пожара Симбирской духовной семинарии //СГВ. – 1870. – 17 нояб. (№ 84). – Отд. неоффиц. – С. [6].
15. Охотин, П. Слово при освящении (8 ноября 1870 г.) в возобновленной после пожараСимбирской Духовной Семинарии храма во имя трех Вселенских великих учителей и святителейВасилия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго // СГВ. – 1870. – 17 нояб. (№ 84). –Отд. неоффиц. – С. [6–7].
16. Известия. Открытие Братства Трех Святителей при Симбирской духовной семинарии //СЕВ. – 1879. – № 5 (1 марта). – С. 93–96.
17. Устав Братства трех Святителей при церкви Симбирской духовной Семинарии // СЕВ. –1879. – № 5 (1 марта). – С. 96–100.
18. Державин, П. Обозрение епархиальной жизни в 1895-м году (продолжение) : [о деятельТр¸хсвятская (Тр¸хсвятительская) церковь420 Храмы Симбирсканости Симбирского духовно-просветительного Братства св. Трёх Святителей] // СЕВ. – 1896. – № 9(1 мая). Отд. неоффиц. – С. 309–315.
19. Престольный праздник в церкви духовной семинарии // СЕВ. – 1913. – № 4 (15 февр.). Отд.неоффиц. – С. 191–192.
20. Введенский, С., протоиерей. «Пассия» // СЕВ. – 1915.– № 4 (15 февр.). Отд. неоффиц. –С. 161–163.
21. Престольный праздник в церкви духовной семинарии // СЕВ. – 1916. – № 4 (15 февр.). Отд.неоффиц. – С. 103–104.
22. Ткачун, А. Семинарская церковь // Ульяновский комсомолец. – 1986. – 24 мая (№ 9). – С. 5.
23. Петров, С. Трехсвятительская церковь : [о начале восстановительных работ Трёхсвятительской церкви] // Ульяновская правда. – 1994. – 19 марта (№ 51/52). – С. 9.
24. Золотые купола. Вход со двора // Симбирский курьер. – 1996. – 25 июля. (№ 97). – С. 5.
25. Баранов, А. В самом центре Ульяновска будет храм Михаила Архангела // СГВ. – 1996. –15 авг. (№ 155). – С. 2.
26. Купцов, М. Владыка Прокл благословил строительство нового храма // СГВ. – 1996. –23 окт. (№ 204). – С. 1.
27. Фадеева, Е. Храм Трёх Святителей начинается с Михайловской церкви // Симбирскийкурьер. – 1996. – 24 окт. (№ 149). – С. 1.
28. Возрождается храм // Ульяновская правда. – 1996. – 26 окт. (№ 187/188). – С. 3.
29. [Михайло-Архангельский храм] // Открытая газета. – 1997. – 26 февр. – 4 марта (№ 8). –С. 2.
30. Бобрович, А. Храм Архангела Михаила откроется в день Отдания праздника СретенияГосподня // СГВ. – 1997. – 18 февр. (№ 31). – С. 2.
31. Бобрович, А. В храме Архангела Михаила прошло первое богослужение // СГВ. – 1997. –25 февр. (№ 36). – С. 1.
32. Освящён новый храм // Симбирский курьер. – 1997. – 25 февр. (№ 22). – С. 2.
33. Возрождаются храмы // Мир недвижимости. – 1997. – 27 февр. (№ 7). – С. 1.
34. Храм будет называться Трехсвятским : [о закладке Трёхсвятского храма возле церкви Архистратига Михаила в Ульяновске] // Ульяновская правда. – 2001. – 7 июня (№ 89). – С. 2.
35. Макарова, С. Духовная Семинария // Православный Симбирск. – 2003. – 22 окт. (№ 20). –С. 7.
36. Макарова, С. Возрождая семинарскую церковь // Православный Симбирск. – 2003. –26 нояб. (№ 22). – С. 2.
37. Макарова, С. От начала строительства далеко, а до конца не близко // ПравославныйСимбирск. – 2004. – 10 нояб. (№ 21). – С. 2.
38. Макаров, Д. Купола над улицей Гончарова // Мономах. – 2007. – № 2 (49). – С. 56–57.
39. Нафанаил. Освящение храма Трех Святителей // Православный Симбирск. – 2011. –28 дек. (№ 24). – С. 1, 2.
40. Митриев, А. Кафе наехало на церковь? // Народная газета. – 2015. – 4 марта (№ 9). – С. 12.
41. Манякова, К. К юбилею духовной семинарии // К. Манякова, А. Киселев // ПравославныйСимбирск. – 2015. – 9 сент. (№ 17). – С. 9.
42. Шабалкин, А. Первые шаги Симбирской духовной семинарии // Православный Симбирск. –2016. – 30 марта (№ 6). – С. 8–9.
Ссылки:
-
В некоторых современных публикациях совершенно ошибочно утверждается, что «Духовная семинарияоткрылась 2 декабря 1840 года» (см.: Ткачун, А. Семинарская церковь // Ульяновский комсомолец. – 1986. –24 мая (№ 9). – С. 5.), или что семинария «учреждена 16 дек. 1840 г.…» (см.: 1) Киселёв, А. В. Духовная семинария // Ульяновская-Симбирская энциклопедия : в 2 т. – Ульяновск, 2000. – Т. 1 : А–М. – С. 185; 2) Нафанаил.Освящение храма Трех Святителей // Православный Симбирск. – 2011. – 28 дек. (№ 24). – С. 1).
-
см.: 1) Сенатский. – Об открытии в Симбирске епархиальной Семинарии. 23 августа 1840 г. // 2 ПСЗ(1825–1881). – Т. 15 (1840), ч. 1, ст. 13737. – С. 542; 2) Об открытии в Симбирске Правления Духовной Семинарии // СГВ. – 1840. – 14 сент. (№ 37). – Ч. оффиц. – С. 253.
-
см.: Дело о восстановлении сгоревшего здания Симбирской духовной консистории. 23 августа 1864 г. –15 мая 1874 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповеданияг. Симбирск). Оп. 8. Д. 42. ЛЛ 2–3.
-
см.: Освящение храма в возобновленной после пожара Симбирской духовной семинарии // СГВ. –1870. – 17 нояб. (№ 84). – Отд. неоффиц. – С. [6].
-
см.: Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 141.
-
см.: Освящение храма в возобновленной после пожара Симбирской духовной семинарии // СГВ. –1870. – 17 нояб. (№ 84). – Отд. неоффиц. – С. [6].
-
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – общий (соборный) праздник в честьверных служителей Божиих – архангелов и ангелов, которые под предводительством архистратига (главы небесного воинства) архангела Михаила победили сатану и бесов.
-
По традиции РПЦ все семинарские церкви России носили имя «Трёхсвятительские» в честь Великихучителей Ц
-
см.: Известия. Открытие Братства Трех Святителей при Симбирской духовной семинарии // СЕВ. –1879. – № 5 (1 марта). – С. 94.
-
см.: Устав Братства трех Святителей при церкви Симбирской духовной Семинарии // СЕВ. – 1879. – № 5(1 марта). – С. 96.
-
см.: Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 236–237.
-
Бутовый фундамент (от заимствованного из фр. языка сл. Бут (букв. «рваный» камень)) – фундамент, основу которого составляют крупные (до полуметра в поперечнике) неровные куски плитнякового и остелистогорваного камня, булыжника, – главным образом плотные известняк и ракушечник, песчаник, доломит, гранит,диорит, базальт. Различают ленточный фундамент бутобетонный и из бутовой кладки.
-
Абак (архит.) – верхняя плита капители колонны, полуколонны или пилястры.
-
Фронтон (фр. Fronton; архит.) – треугольная (или полукруглая) верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей.
-
Импост (итал. Imposto, лат. Incumbo, нем. Kämpfer; арх.) – завершающая часть колонны (или полуколонны), имеющая вид полочки (или фигурного карниза) и являющаяся опорой для вышерасположенной арки.
-
Архивольт (архит.) – обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости и служащее,как правило, элементом декорирования фасадов и интерьеров.
-
Фриз (фр. Frise; архит.) – декоративная полоса, расположенная в верхней части стены (под карнизомили потолком), украшенная лепным рельефом, орнаментом, живописью или выделенная цветом.
-
Кокошник (архит., в русской церковной архитектуре XVI–XVII вв.) – полукруглая (или килевидная) фальшивая закомара, напоминающая женский кокошник и имеющая декоративное назначение. Кокошники располагались на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.
-
Главка (уменьш. от Глава (Купол храма); церк.) – декоративное завершение на барабанах церквейв форме шлема (или луковицы), обычно венчаемых крестом. Главки (главы) на храме имеют символическоезначение: одна – символ Иисуса Христа, три являются знамением трёх ипостасей Святой Троицы, пять символизируют Господа нашего Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь обозначают семь таинств, семь Вселенских Соборов, семь даров Святого Духа, девять знаменуют Девять чинов ангельских, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов.
-
Шейка (арх., церк.) – не имеющее проёмов круглое (или многогранное) основание главы (т. е. купольногопокрытия храма, на которое устанавливается купольный крест) с более крупным поперечником.
-
Поясок (или Гурт; архит.) – арка из тёсаных клинчатых камней, укрепляющая рёбра крестового свода.
-
см.: Колокольня домовой Трёхсвятительской церкви // Историко-архитектурные памятники СимбирскаУльяновска : каталог / Гос. ист.-мемор. заповедник «Родина В. И. Ленина». – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2006. – С. 120.
-
см.: О закрытии в Симбирске духовной семинарии // Известия Симбирскаго Губернскаго Совета Рабочихи Крестьянских Депутатов. – 1918. – 12 окт. (№ 162). – С. 3.
-
см.: Дело о перемещении церковного имущества безприходных церквей в приходские церкви городаСимбирск. 09 декабря 1917 г. – 15 января 1920 г. // ГАУО. Ф. Р-3022 (Ульяновский епархиальный Совет г. Ульяновск Ульяновской губернии). Оп. 1. Д. 49. ЛЛ. 1–2, 34.
-
Художественные мастерские фонда находились по адресу: г. Ульяновск, ул. Нариманова, 100/1, а контора – по адресу: г. Ульяновск, ул. Бебеля, 9.
-
«Я коренной москвич и к вашему городу никакого отношения не имею. Фото было снято 1 июля 1985 г. во время теплоходной прогулки, это была единственная церковь в городе, которую я тогда заметил». Источ.: Письмо Андрея Юрьевича Агафонова (род. 12 апреля 1968 г.) от 3 августа 2016 г.
-
см.: Новости Симбирской митрополии РПЦ: 26 декабря 2011 г. // URL : https://www.eparhia.ru/simbirsk_news/?id=44478&print=1 (дата обращения:11.11.2021).
-
см.: 1) Купцов, М. Владыка Прокл благословил строительство нового храма // СГВ. – 1996. – 23 окт.(№ 204). – С. 1; 2) Фадеева, Е. Храм Трёх Святителей начинается с Михайловской церкви // Симбирскийкурьер. – 1996. – 24 окт. (№ 149). – С. 1; 3) Возрождается храм // Ульяновская правда. – 1996. – 26 окт.(№ 187/188). – С. 3.
-
см.: 1) [Михайло-Архангельский храм] // Открытая газета. – 1997. – 26 февр. – 4 марта (№ 8). – С. 2; 2) Бобрович, А. В храме Архангела Михаила прошло первое богослужение // СГВ. – 1997. – 25 февр. (№ 36). – С. 1;3) Первая служба // Мир недвижимости. – 1997. – 27 февр. (№ 7). – С. 1.
-
см.: Освящён новый храм // Симбирский курьер. – 1997. – 25 февр. (№ 22). – С. 2.
-
С декабря 2016 г. часть ул. Карла Маркса от Спасской ул. до ул. Гончарова вновь стала называтьсяДворцовой ул.
-
В настоящее время (осень 2021 г.) в этом здании располагается Учебный центр «Выстрел», адрес:г. Ульяновск, ул. Гончарова, 30б.
-
см.: Макаров, Д. В. История прихода Храма Архангела Михаила как один из эпизодов церковной жизнигорода Ульяновска (Симбирска) // Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира : МатериалыВсерос. науч. конф., Ульяновск, 19-20 июня 2003 года / [редкол.: А. А. Дырдин (отв. ред. и сост.) и др.]. – Ульяновск : Ульян. гос. тех. ун-т, 2003 (Тип. УлГТУ). – С. 166.
-
Ковчег был установлен в храме весной 2001 г.
-
см.: Макаров, Д. Купола над улицей Гончарова // Мономах. – 2007. – № 2 (49). – С. 56–57.
-
Там же.4
-
Вячеслав Иванович Некрасов (род. 21 октября 1948 г.) – член Союза архитекторов России, почётныйархитектор России, в 1981–2001 гг. – главный архитектор г. Ульяновска, в 2001–2006 гг. – главный архитектор Ульяновской области.
-
Девять глав (куполов) знаменуют Девять чинов ангельских. Однако в результате над Трёхсвятским (Трёхсвятительским) храмом возвышаются пять глав, символизирующих Господа нашего Иисуса Христа и четырёхевангелистов. Купола были изготовлены по специальной технологии из нитрит-титана с эффектом золотогонапыления предприятием «Грант» из г. Волгодонска (ныне ЗАО «Инженерный центр “Грант”», адрес: Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Степная, 16).
-
см.: Храм будет называться Трехсвятским : [о закладке Трёхсвятского храма возле церкви АрхистратигаМихаила в Ульяновске] // Ульяновская правда. – 2001. – 7 июня (№ 89). – С. 2.
-
см.: Макарова, С. От начала строительства далеко, а до конца не близко // Православный Симбирск. –2004. – 10 нояб. (№ 21). – С. 2.
-
см.: Храм в честь Трех Святителей / текст подгот. Максим Косых // URL : http://xram3svyat.ru/храм-в-честьтрех-святителей/ (дата обращения: 10.11.2021)
-
адрес: г. Ульяновск, ул. Гончарова, 30а.
-
см.: Макаров, Д. В. История прихода Храма Архангела Михаила как один из эпизодов церковной жизнигорода Ульяновска (Симбирска) // Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира : МатериалыВсерос. науч. конф., Ульяновск, 19–20 июня 2003 года / [редкол.: А. А. Дырдин (отв. ред. и сост.) и др.]. – Ульяновск : Ульян. гос. тех. ун-т, 2003 (Тип. УлГТУ). – С. 68.
-
Проект «Национальная деревня» был заложен осенью 2013 г. в р-не Парка «Победа» (г. Ульяновск).Для его реализации регион предоставляет землю для строительства, а национальные диаспоры возводятна ней свои национальные комплексы в виде музеев под открытым небом. Осенью 2013 г. был заложен первый камень Культурного комплекса «Чувашское подворье» (адрес: г. Ульяновск, ул. Юности, д. 2, стр. 10).
-
Ныне храм в честь Казанской иконы Божией матери, адрес: г. Ульяновск, ул. Юности, д. 2, стр. 3.
-
В середине октября 2021 г. после 35 с половиной лет служения в Ульяновске протоиерей Николай(в миру Николай Алексеевич Косых, род. 8 дек. 1961 г.) переведён на службу в храм св. апп. Петра и Павлаг. Химки (адрес: Московская обл., Химки, Ленинский проспект, 31). В понедельник 8 ноября 2021 г. на должность настоятеля храма в честь Трёх Святителей с сохранением должности, по совместительству, штатногосвященника Воскресенско-Германовского храма (→ Воскресенская (Германовская) церковь) назначен иерейФеодор Троицкий (в миру Эдуард Владимирович Троицкий, род. 15 октября 1976 г.)
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979История новогодних игрушек: чем украшали ёлку и где ульяновцам научиться делать фигурки из ваты
Без рубрики, 1.1.1648