
В 17-м веке в Симбирске-Ульяновске построили Иверскую церковь, которую впоследствии переделали, а потом новое здание уничтожил пожар, и церковь пришлось отстраивать заново. В 1932 году Иверскую церковь разобрали на строительный материал. Церковь находилась на современной улице Спасской неподалёку от Спасской церкви и Спасского женского монастыря. Подробнее об истории здания рассказал в своей книге "Храмы Симбирска" ульяновский краевед Владислав Ястребов. Ниже приводим текст автора.
По величию и благолепию храм Иверския Божия Матери есть один из первых и лучших храмов в Симбирске (1)
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ
- Храм во имя Иверской Божией Матери,
- Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1693 (2)–1698 гг. (3) на территории Спасского женского (девичьего) монастыря купцом, «симбирянином гостиной сотни» Иваном Андреевым(?–?), предком Василия Ильича Андреева (1821–1882), симбирского купца 1-й гильдии, владельца Симбирского чугунолитейного завода, потомственного почётного гражданина Симбирска, была построена каменная тёплая (т. е. отапливаемая) церковь с престолом во имя Святителя Алексия, митрополита Московского (Церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского).
«На одном из напрестольных крестов надпись гласила: “лета 7202 (1694 г. – В. Я.) построил церковь во имя Алексея Митрополита и в нее крест, евангелие и всяку церковную утварь положил гостиной сотни Иван Андреев в вечное богомолие и поминовение по своихродителех”» (4).
В 1861 г. игуменья Серафима (в миру Серафима Николаевна Телегина, ?–1869) «решилась церковь Св. Алексия с придельною трех святителей и склонившуюся на бок колокольню, по ветхости этих зданий, разобрать и устроить новый трехпрестольный храм во имя Иверския Божия Матери, ради чудотворныя иконы ея, благоговейно чествуемой в сем монастыре, во имя святителя Алексия и трех вселенскихсвятителей» (5).
Строительство двухэтажной каменной церкви с четырёхъярусной колокольней началось в том же 1861 г. по проекту губернского архитектора Александра Анисимовича Белоусова (?–?).
Уже к концу 1863 г., «несмотря на свои огромные размеры», храм «вчерне» был окончен: на него были водружены кресты и заготовлены материалы для настилки полов и устройства хоров. Для предохраненияо т сырости весь заготовленный материал был сложен внутри храма, чтобы уже в следующем 1864 г. приступить к его внутреннему убранству и установке иконостаса, который был заказан в Москве.
Но в катастрофической девятидневной серии пожаров, бушевавших в Симбирске с 13 по 21 августа [с 25 августа по 2 сентября] 1864 г., вновь возведённый храм был практически уничтожен:
«Страшный пожар, испепеливший две трети города нашего, не пощадил и сего храма. Он вместе с другими храмами и зданиями монастыря почти обращен был в развалины. Пламя внутри сего храма,по множеству в нем горючаго материала страшно свирепствовало, так, что даже одна из инокинь, вероятно искавшая в нем себе спасения, как в месте, более безопасном, сделалась жертвою пламени» (6).
Сразу после пожара было приступлено к возобновлению Иверской церкви. Восстанавливали храм почти шесть лет. Полностью возобновлён и «совершенно окончен устройством» он был уже при игуменьи (в 1865–1873 гг.) Евпраксии (урожд. Евпраксия Ефимовна Андреева, ?–?).
В воскресенье 29 ноября [11 декабря] 1870 г. (7) было совершено торжественное освящение главного престола храма – во имя Иверской иконы Божией Матери (8):
«Освящение храма в Спасском монастыре совершено было при многочисленном стечении народа, в присутствии г. Начальника губернии (Еремеев Дмитрий Павлович. – В. Я.) и многих других почетных особо боего пола, Преосвященным Евгением Епископом Симбирским и Сызранским, в сослужении с Кафедральным О. Протоиереем Павлом Николаевичем Охотиным, с протоиереем Вознесенскаго Собора З. П. Рождественским и Священниками Спасскаго монастыря Я. И. Разумовскими А. И. Остроумовым» (9).
А в воскресенье 13 [25] декабря 1870 г. (10) «было совершено освящение придельнаго храма, посвященнаго имени Святителя Алексия, Митрополита Московскаго и всея России Чудотворца…» (11).
Священник монастыря Иаков И. Разумовский (?–?) так описывал Иверскую церковь в декабре 1870 г.:
«Новопостроенный храм сей замечателен и по внешнему своему виду, а особенно по внутреннему благолепию, так, что составляяне малое украшение для нашего города, он далеко не был бы последним и между столичными храмами. Он Византийской архитектуры, длина его от восточной стороны Св. Алтаря до западных выходных дверей простирается более нежели на 20 саж. (ок. 43 м. – В. Я.), а ширина со стенами до 10 саж. (ок. 21 м. – В. Я.), верх же заканчивается пятью грушеобразными главами, покрытыми белым железом <…> ; с западной стороны храма устроена во всю широту храма открытая площадка из белаго тесаннаго камня с красивою по краям железною решеткою. В храм ведут два полукруглых входа, затворяющихся совне (12) железными дверьми, очень искусной работы, а внутри полу-светлыми дверьми столярной работы с разноцветными стеклами. Своды сего обширнаго храма поддерживаются шестью четырех-гранными колоннами. Нагревается он четырьмя духовыми печами, а освещается 16-ю, пяти-аршинной (ок. 3,6 м. – В. Я.) высоты, полу-круглыми окнами, с разноцветными стеклами, и сверху восемью круглыми окнами, находящимися под самыми сводами. На западной стороне, во всю ширину храма, устроены очень поместительные хоры.
Но, предмет составляющий украшение храма сего, предмет, к коему особенно приковываются взоры каждаго, – это великолепный четырехъярусный иконостас, или, лучше сказать, три иконостаса, нераздельно соединенные между собою, и занимающие всю восточную часть храма .Иконостас сделан в Москве г. Софроновым; украшен, по белому фону, почти сплошною резьбою, вызолоченною на полимент. Работа произведена искусно и отчетливо, что делает честь г. Софронову. Особенное украшение иконостаса составляют Св. иконы, которыя также писаны были, известным, в Москве, художником г. Варламовым. Многия из них написаны художественно. Все оне стиля Византийскаго. Не малую красоту сего храма составляют и четыре киота, устроенные около колонн, украшенные так же, как и иконостас, почти сплошною резьбою, вызолоченною на полимент, что все вместе взятое представляет восхитительную картину, особенно в вечернее время, когда зажгутся трипаникадила» (13).
Исследователь симбирской церковной старины Александр Кузьмич Яхонтов (1868–?) спустя 28 лет (в 1898 г.) уточняет:
«Храм устроен в два света: в нижней части больших к верху – полуциркульных, 14 окон, и вверху под сводами на южной и северной стенах 8 циркульных окон; кроме того, на паперти под колокольнею четыре окна большого размера и три циркульных окна на западной стороне колокольни над дверьми, ведущими на паперть. Вся церковь внутрии снаружи оштукатурена (14), внутри окрашена масляною краскою. Крыша покрыта листовым железом, окрашена медянкою, а главы на храмеи колокольне покрыты белым листовым железом; кресты на главах вызолочены.
Свод храма утвержден на шести столбах большого размера, из которых два отделяют алтари от главной части храма. Пол во всей церкви деревянный, окрашенный масляною краскою; амвон и солея ограждены железною решеткою. В западной стороне храманад трапезною частию устроены хоры, которые с передней стороны ограждены деревянною решеткою. Паперть и входная площадка выложены ступенным камнем (15),площадка ограждена железною решеткою. С площади на паперть и с последней в трапезную часть храма устроено два входа, в которых снаружи двери железныя.
Храм – трехъалтарный; все алтари устроены рядом, из них средний выдается несколько вперед. В главном алтаре святый престол в честь Иверския иконы Божией Матери, в алтаре с правой стороны – престол во имя св. Алексия, митрополита Московскаго, а с левой стороны – предназначен во имя Святителя Тихона Задонскаго, но еще не освящен (16).
Святые престол и жертвенник Иверскаго храма – дубовые, верхняя доска перваго – кипарисовая, второго – липовая. Святый антиминс священнодействован преосвященным Варсонофием в 1883 году. Предъалтарный иконостас и иконы Иверскаго храма обращают на себя особенное внимание художественностью работ. Иконостас – четырехъярусный, сосновый, окрашен резными колоннами и почти сплошною резьбой, вызолоченными червонным золотом на полимент <…> По живописи замечательны иконы: Господа Вседержителя на Горнем месте в алтаре Иверскаго храма и Распятие с предстоящими в придельном Алексиевском храме; обе писаны на полотне.
Придельные иконостасы так же, как и главный, столярной работы, четырехъярусные, сосновые, окрашены в белый цвет и украшены резными колоннами и резьбою, позолоченными на полимент.
Колонны – столбы поддерживающие своды, и простенки между окнами украшены разными иконами большого и малого размера. Свод храма расписан масляною краскою разных колеров. На нем, против главнаго предъалтарнагоиконостаса, живописныя изображения Покрова Пресвятыя Богородицы, Знамения, Живоносныя Источницы и Неопалимыя Купины. На свод средней части храма – живописныя изображения четырех евангелистов, а с западной стороны, против хор, изображения трехсвятителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго и Германа, Казанскаго чудотворца» (17).
Святыней церквей монастыря и её «главной замечательностью» была Иверская икона Божией матери. Первоначально она находилась в Спасской церкви.
Вот как её описывал известный церковный историк Капитон Иванович Невоструев (1816–1872), в 1840–1849 гг. преподававший в Симбирской духовной семинарии:
«По левую сторону чудотворный Иверский образ Божией Матери (дл. 7 верш. (ок. 31 см. – В. Я.), шир. 6½ верш. (ок. 29 см. – В. Я.)) в серебреном, позолоченом киоте, с сиянием, устроенном 1791 г. На образе оклад сребропозлащенный с большими топазами и аметистами и осыпан мелкими средним жемчугом, аметистами и бирюзой. Риза на Божией Материи Спасителе из средняго и крупнаго жемчуга, первая осыпана яхонтами, а вторая украшена алмазами, аметистами и двумя звездами с крупными бриллиантами, сребропозлащенный венец унизан алмазами (средними), убрус с алмазами и крупными жемчужинами, корона из крупных бриллиантов, группированных алмазами, унизана яхонтами и изумрудами. Икона влагается во дску, с изображением чудес (дл. 2 арш. (ок. 142 см. –В. Я.), шир. 5 четв. (ок. 89 см. – В. Я)), облеченную сребропозлащенною кованою ризою (устр. 1781 г., весу 10 ф. 67 зол. (ок. 4 кг. – В. Я.)).
О сем образе есть предание, что его дала в состоявшую при монастырской стене часовню какая-то приезжая старушка на время под сохранение, доколе она приищет себе квартиру; но потом за ним не приходила. По актам и письму этот образ древний. Все вообще жители Симбирска имеют к сему образу, как чудотворному, особенное усердие и молебствуют ему в общественных и семейных случаях. В прошедшем 1847 г. (18), когда в Симбирске стала действовать холера, его носили вокруг города в крестном ходу и непрестанно по домам. Потом по миновании язвы Дек. 13 пред сею и соборною Святителя Казанскаго Германа (с частию мощей его) иконами, по желанию градскаго общества, торжественно совершен был благодарственный молебен с поминовением умерших от холеры. И в память сего общество устроило в монастырь икону Иверския Божия Матери с предстоящими: Гурием и Германом, Казанскими чудотворцами и пятичисленными (Дек. 13) мучениками (длины 3 четв. (ок. 53 см. – В. Я), шир. 10 верш. (ок. 44,5 см. – В. Я.)), в сребропозлащенной ризе, украшенной аметистами и стразами, надписями, показывающими веру и усердие жителей (На лицевой стороне написано: “написася сия икона от Симбирских граждан в память избавления от бывшей болезни – холеры молитвами Пресвятыя Владычицы и Чудотворца Германа”. На обороте имеются еще другия надписи, вверху: “в бытность Преосвященнаго Епископа Феодотия и в бытность в женском монастыре игуменьи Серафимы”. Внизу: “в городе Симбирске с 12 сентября по Декабрь месяц 1847 года болезнь была холера, которою померло разнаго звания людей близ 200 человек, но молитвами Царицы небесной Иверския Пресвятыя Богородицы и св. Угодника Германа миновалась и в память сего принесено от Симбирских граждан Господу Богу моление о блаженном успении усопших и благодарственное молебствие о миновении болезни. Почему и поставлена сия святая икона в Спасский женский монастырь в 13 день Декабря 1847 года в день написанных в ней Святых”)» (19).
Во время уже ранее упомянутого пожара «Образ Иверския Божией Матери вынесли из храма две монахини Евсевия и Афанасия (родныя сестры бывшей в то время игуменьи Евпраксии), с ним сошли под гору от общаго пожара, а, по миновании опасности, возвратили в монастырь» (20).
После Октябрьской революции 1917 г. именно в Иверскую церковь в соответствии с резолюцией архиепископа Вениамина (в миру Василий Антонович Муратовский, 1856–1930) от 7 декабря 1918 г. свозились церковные книги из всех закрываемых домовых церквей г. Симбирска (21).
В 1920 г. монастырь был закрыт (22).
В апреле 1930 г. Иверская церковь ещё функционировала, относилась к ВВЦС (23).
В июне 1930 г. с церквей монастыря уже были сняты и изъяты колокола общим весом 574 пуда 10 фунтов (ок. 9 406 кг), самый большой из которых весил 437 пудов (ок. 7 158 кг) и имел язык в 17,5 пуда (ок. 287 кг) (24).
Решением малого президиума горисполкома от 14 апреля 1932 г. обе церкви монастыря – и Иверская, и Спасская – были «переданы Краснознаменной школе им. Ленина как строительный материал для разборки» (25). И это несмотря на то, что обе входили в число охраняемых архитектурных памятников г. Ульяновска (26).
«Разборка» обеих церквей продолжалась вплоть до 1936 г.
Координаты (приблизительно): 54.316442, 48.400080.
ПРИЧТ
- Ааронов Всеволод (?–1902, диакон),
- Алмазов Алексей (?–?, диакон на псаломщической вакансии),
- Апраксин Иоанн (Иван) Петрович (1861–1938, протоиерей),
- Арнольдов Андрей Ксенофонтович (?–1902 (или 1903),священник, протоиерей),
- Архангельский Константин (?–?, псаломщик),
- Благоразумов Алексей (?–?, псаломщик, диаконна псаломщической вакансии),
- Благоразумов Василий (?–?, псаломщик, диаконна псаломщической вакансии),
- Благоразумов Павел (?–?, псаломщик),
- Богородский Василий Александрович (1887–1938, диакон),
- Векшин Александр (?–?, псаломщик),
- Воскресенский Василий (?–?, дьякон),
- Десницкий Александр Иванович (1867–?, псаломщик, диаконна псаломщической вакансии),
- Ивановский Иван (?–?, псаломщик, диакон на псаломщическойвакансии),
- Ивановский Николай (?–?, псаломщик),
- Керенский Александр Михайлович (1835–1912, священник,протоиерей),
- Лебедев Сергий (?–?, дьякон),
- Малютин Андрей Иванович (?–1918, псаломщик, диаконна псаломщической вакансии),
- Марчев Степан Фомич (1881–?, священник),
- Миртов Васильк Александрович (1853–1908, (?–?, священник) (27),
- Никольский Владимир Григорьевич (1850–1913, диаконна псаломщической вакансии, диакон),
- Овидиев Гавриил (?–?, псаломщик),
- Остроумов Александр И. (?–1895, протоиерей),
- Остроумов Иоанн (?–1897, священник),
- Охотин Георгий (Григорий) (?–1878, псаломщик),
- Павпертов Иоанн (?Михаил?) Платонович (1870–1918, диаконна псаломщической вакансии),
- Разумовский Иаков (Яков) И. (?–1885, протоирей, настоятельмонастыря),
- Реморов Алексей Васильевич (1874–?, священник) (28),
- Русановский Дмитрий (?–?, псаломщик, диаконна псаломщической вакансии),
- Сергиевский Пётр (?–?, псаломщик, диакон),
- Силецкий Пётр Семёнович (1863–?, псаломщик, посвящёнв стихарь),
- Соколов Алексей (?–?, дьякон),Тихомиров Владимир (?–?, диакон на псаломщической вакансии),
- Троицкий Дмитрий Павлович (?–1916, священник, протоиерей).
ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК:
16 августа.
P. S.
О возможном возрождении Спасского женского монастыря речь велась давно. Практическое начало этому процессу было положено в 2001 г., когда Ульяновскому епархиальному управлению мэрия г. Ульяновска передала двухэтажное здание по ул. Карла Маркса, 4 (совр. адрес: г. Ульяновск,ул. Дворцовая, 4) (29).
Более реальные очертания эти планы приняли в 2015 г. (30) Именно тогда митрополит Симбирский и Новоспасский (с 30 мая 2014 по 13 июля 2015 г.) Феофан (в миру Иван Андреевич Ашурков, 1947–2020) заявил о возрождении монастыря на своём историческом месте. И добавил:
«Наша задача – восстановить один из красивейших симбирских храмов –Иверский» (31).
Увы, в настоящее время к восстановлению отдельно стоящей Иверской церкви пока даже не приступлено. Возможно – пока. В качестве временной меры домовой храм Иверской иконы Божией Матери был освящён 5 января 2017 г. в сестринском корпусе монастыря (32).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Спасский женский монастырь // Баженов, Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года : с прил. геогр.карты Симбир. епархии. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1903. – С. 15–16.
2. Женский Спасский монастырь // Аржанцев, Б. В. Архитектурная летопись Симбирска (вторая половина XVII – начало XX вв.) / Б. В. Аржанцев, М. Г. Митропольская. – Ульяновск : Симб.кн., 1994. – С. 61.
3. Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб.кн., 2001. – С. 53–54.
4. Гарина, А. Ф. Спасский женский монастырь // Ульяновская-Симбирская энциклопедия :в 2 т. – Ульяновск, 2004. – Т. 2 : Н – Я. – С. 275.
5. Спасский женский монастырь. Комплекс // Историко-архитектурные памятники Симбирска Ульяновска : каталог / Гос. ист.-мемор. заповедник «Родина В. И. Ленина». – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2006. – С. 147–150.
6. Спасский женский монастырь. Возрождение обители / ред. Е. В. Спицына. – Ульяновск :Мастер-Студия, 2020. – 192 с.
†
7. Охотин, П., кафедральный протоиерей. Поучение, сказанное в Симбирском Спасскомдевичьем монастыре в храмовый праздник Нерукотвореннаго Образа 16 Августа 1867 г. // СГВ. –1867. – 30 сент. (№ 99). – С. [3].
8. Освящение храма во имя Иверской Божией Матери в Симбирском Спасском женском монастыре // СГВ. – 1870. – 8 дек. (№ 89). – Отд. неоффиц. – С. [3–4].
9. Разумовский, И. [«13 декабря в воскресенье…»] // СГВ. – 1870. – 22 дек. (№ 93). – Отд. неоффиц. – С. [2–3].10. Пожертвовано : [на украшение церкви Симбирскаго женскаго монастыря 200 рублей неизвестными лицами] // СЕВ. – 1882 – № 1 (1 янв.). – С. 11.
11. Разрешено : [Поновить иверский храм в Симбирском Спасском женском монастыре] //СЕВ. – 1882. – № 9 (1 мая). – С. 186.
12. Барсов, М. Сообщение о служении Его Преосвященства в Спасском женском монастыре с кратким историческим очерком онаго монастыря // СЕВ. – 1896. – № 2 (15 янв.). – Отд. неоффиц. – С. 43–49.
13. Архиерейския служения и рукоположения : [18 сентября, в 15 неделю по пятидесятнице…]// СЕВ. – 1905. – № 20 (15 окт.) – Отд. оффиц. – С. 521.
14. Сытин, А. Симбирск на старых фотографиях / А. Сытин, О. Свешникова // Открытая газета. – 1998. – 25 февр. (№ 12). – С. 11.
15. Филиал женского монастыря будет в центре города : [мэрия Ульяновска передаёт Ульяновскому епархиальному управлению здание по ул. К. Маркса, 4)] // Симбирский курьер. – 2001. –19 июня. (№ 88). – С. 2.
16. Чернышёва, В. В Ульяновске возродят Спасский монастырь : [на территории возрождённого монастыря планируется восстановить храм Иверской Божией Матери] // Российская газета. –2015. – 9–15 апр. (№ 75). – С. 20.
17. Куликова, Е. Евангелие от императрицы : [в фондах Ульяновского госархива хранится письмо епископа Симбирского и Сызранского Евгения казначее Спасского женского монастыря Евпраксии о передачи в 1865 г. в дар обители Евангелия от императрицы Марии Александровны]// Мономах. – 2019. – № 2 (№ 110). – С. 6–8.
18. Новосад, О. Уцелевшие в пожаре: история Спасских святынь // Православный Симбирск. –2019. – 28 авг. (№ 16). – С. 8.
19. Новосад, О. Настоятельницы : [о настоятельницах Симбирской женской обители (Семёно-149ва Прасковья Андреевна, Лютикова Агния Андреевна, Бутрова Анна Ивановна)] // ПравославныйСимбирск. – 2020. – 8 апр. (№ 7). – С. 9; 22 апр. (№ 8). – С. 9.
20. Шейпак, О. Спасский монастырь возрождается на историческом месте // Мономах. –2020. – № 5 (№ 119). – С. 54–57.
† †
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
21. Дело о восстановлении зданий Симбирского Спасского женского монастыря. 24 августа1864 г. – 10 июня 1870 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 8. Д. 43. ЛЛ. 1–243.
22. Рапорты благочинного Симбирского у. епископу и переписка с консисторией о переводена пенсию протоиерея Спасского женского монастыря гор. Симбирска А. Остроумова и о перемещении на его место священника Симбирской Петропавловской церкви И. Остроумова // ГАУО.Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск).Оп. 3. Д. 402. ЛЛ. 1–4. [В деле имеется ставленная грамота].
23. План участка бывшего женского монастыря города Ульяновска. Калька (прилагается экспликация) // ГАУО. Ф. Р-1941 (Управление архитектуры и градостроительства администрации (мэрии) г. Ульяновска Ульяновской области). Оп. 5. Д. 115. Л. 1.
24. Личное дело протоиерея Иверской церкви города Симбирск И. Апраксина. 11 февраля 1921 г. – 25 февраля 1925 г. // ГАУО. Ф. Р-3022 (Ульяновский епархиальный Совет г. УльяновскУльяновской губернии). Оп. 1. Д. 361. ЛЛ. 1–9.
25. Личное дело дьякона церкви Симбирского Спасского женского монастыря В. А. Богородского. 31 августа 1918 г. – 24 апреля 1920 г. // ГАУО. Ф. Р-3022 (Ульяновский епархиальный Советг. Ульяновск Ульяновской губернии). Оп. 1. Д. 379. ЛЛ. 1–10.
26. Личное дело протоиерея Иверской церкви города Симбирск А. В. Реморова. 1922 г. – 30 января 1923 г. // ГАУО. Ф. Р-3022 (Ульяновский епархиальный Совет г. Ульяновск Ульяновскойгубернии). Оп. 1. Д. 486. ЛЛ. 1–7.
- (1) см.: Освящение храма во имя Иверской Божией Матери в Симбирском Спасском женском монастыре //СГВ. – 1870. – 8 дек. (№ 89). – Отд. неоффиц. – С. [3–4].
- (2) По утверждению известного церковного историка Капитона Ивановича Невоструева (1816–1872), благословение «построить в монастыре вновь особую каменную церковь во имя св. Алексея Митрополита Московскаго» было получено в 1693 г. (см.: Невоструев, К. И. Описание Симбирскаго Спасскаго девичьяго монастыря : в пользу Симбирскаго училища девиц духовнаго звания. – Москва : В тип. В. Готье, 1852. – С. 7).
- (3) В книге Александра Иосифовича Липинского (1830–1882) (см.: Материалы для географии и статистикиРоссии, собранные офицерами Генерального штаба : [т. 1–25]. – Санктпетербург : печатано в Военной типографии, 1859–1868. [Т. 20], ч. 2: Симбирская губерния. ч. 2 / сост. Липинский ; ред. М. Скрябин. – 1868. – С. 374) годом построения церкви совершенно ошибочно указывается 1799 г. Как раз в 1799 г. в храме был устроенновый иконостас. Возможно, именно этот факт и сподвигнул уважаемого автора ошибиться.
- (4) см.: Яхонтов, А. Церкви Спасскаго женскаго монастыря гор. Симбирска : (историко-археологическое описание) : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 5.
- (5) см.: Освящение храма во имя Иверской Божией Матери в Симбирском Спасском женском монастыре //СГВ. – 1870. – 8 дек. (№ 89). Отд. неоффиц. – С. [3].
- (6) см.: Разумовский, И. [«13 декабря в воскресенье…»] // СГВ. – 1870. – 22 дек. (№ 93). – Отд. неоффиц. –С. [3].
- (7) см.: Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ;под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-литогр., 1916. – С. LXI.
- (8) см.: Освящение храма во имя Иверской Божией Матери в Симбирском Спасском женском монастыре //СГВ. – 1870. – 8 дек. (№ 89). – Отд. неоффиц. – С. [3–4].
- (9) Там же, с. [4].
- (10) см.: Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ;под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-литогр., 1916. – С. LXV.
- (11) см.: Разумовский, И. [«13 декабря в воскресенье…»] // СГВ. – 1870. – 22 дек. (№ 93). – Отд. неоффиц. –С. [2].
- (12) Совне (или Свне; устар.) – т. е. снаружи.
- (13) см.: Разумовский, И. [«13 декабря в воскресенье…»] // СГВ. – 1870. – 22 дек. (№ 93). – Отд. неоффиц. –С. [2–3].
- (14) Отметим, данное описание соответствует 1897–1898 гг. Сохранились фотоснимки, на которых Иверская церковь предстаёт неоштукатуренной. Установить хотя бы приблизительно год внешнего преображения храма пока не представляется возможным.
- (15) Ступенный камень (или Ступенник) – камень, обтёсанный по всей толщине ступени.
- (16) «Левый придел был освящен после 1903 г. во имя Успения Божией Матери, св. Николая Чудотворца,св. Феодосия Черниговского, св. Тихона Задонского, св. Иннокентия Иркутского, св. великомученика и целителя Пантелеимона, св. великомученицы Варвары, св. преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского». Источ.: Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск :Симб. кн., 2001. – С. 23.
- (17) см.: Яхонтов, А. Церкви Спасскаго женскаго монастыря гор. Симбирска : (историко-археологическоеописание) : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 12–13.
- (18) «Шел 1847 год. Тяжелый был год для всего населения Руси, тяжелый и для Поволжья. Свирепствовала холера. Симбирск она посетила 12-го сентября и пробыла в нем по 13 декабря» (источ.: Торжество принесения в город Симбирск чудотворной Жадовской-Казанской иконы Божией Матери // СЕВ. – 1899. – 1 июня(№ 11). Отд. неоффиц. – С. 397). Осенью 1847 г. эпидемия холеры унесла жизни ок. 200 симбирян. Эпидемии холеры с весьма тяжёлыми последствиями в г. Симбирске также были в 1830, 1866, 1870, 1881, 1882 и 1892 г.
- (19) см.: Невоструев, К. И. Описание Симбирскаго Спасскаго девичьяго монастыря : в пользу Симбирскагоучилища девиц духовнаго звания. – Москва : В тип. В. Готье, 1852. – С. 10–11.
- (20) см.: Барсов, М. Сообщение о служении Его Преосвященства в Спасском женском монастыре с краткимисторическим очерком онаго монастыря // СЕВ. – 1896. – № 2 (15 янв.). Отд. неоффиц. – С. 46.
- (21) см.: Дело о перемещении церковного имущества безприходных церквей в приходские церкви городаСимбирск. 09 декабря 1917 г. – 15 января 1920 г. // ГАУО. Ф. Р-3022 (Ульяновский епархиальный Совет г. Ульяновск Ульяновской губернии). Оп. 1. Д. 49. Л. 10.
- (22) см.: Краткий обзор исторической застройки города Симбирска-Ульяновска / Гос. ист.-мемор. заповедник«Родина В. И. Ленина». – Ульяновск : [б. и], 1999. – С. 51.
- (23) см.: Сведения в Средневолжское Краевое Административное Управление о действующих и закрытых религиозных обществ[ах] и церкв[ах] по городу Ульяновску и районам Ульяновского округа на 1 апреля 1930 года и на 20 июня 1930 года // ГАУО. Ф. Р-1050 (Административный отдел исполнительного комитета Ульяновского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Ульяновск Ульяновского округа Средневолжской области). Оп. 1. Д. 116. Л. 4 об.
- (24) см.: 1) Материалы о снятии колоколов и закрытии церквей в г. Ульяновске (протоколы, выписки из протоколов, список церквей). 15 декабря 1929 г. – 3 июня 1930 г. // ГАУО. Ф. Р-634 (Исполнительный комитетУльяновского городского Совета народных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 278. Л. 66;2) Петров, С. Б. Судьба симбирских колоколов // СЕВ – 1994. – № 2. – С. 57; 3) Петров, С. Последний звонарь// Ульяновская правда. – 1990. – 19 окт. (№ 240). – С. 4.
- (25) 4 см.: Протоколы заседаний малого президиума горисполкома с приложениями к ним (доклад, резолюции).11 января – 29 августа 1932 г. // ГАУО. Ф. Р-634 (Исполнительный комитет Ульяновского городского Совета народных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 607. Л. 83. об.
- (26) см.: Список архитектурных памятников Ульяновской губернии, состоящих на учете музейного отдела Главнауки НКП, к ноябрю 1927 г. // ГАУО. Ф. Р-966 (Ульяновский губернский художественный музей г. Ульяновск Ульяновской губернии). Оп. 1. Д. 37. Л. 279.
- (27) см.: Ястребов, А. В. Силуэты прошлого : мои воспоминания о жизни в Симбирске-Ульяновске / сост., подгот.текста и коммент. В. В. Ястребова ; ред. Н. В. Бороденкова. – Ульяновск : Мастер-Студия, 2020. – С. 222, 538.
- (28) см.: Андреев, И. Д. Город моего детства : воспоминания о жизни в Симбирске-Ульяновске / сост. и авт.коммент. В. В. Ястребов ; ред. Н. В. Бороденкова. – Ульяновск : Мастер-Студия, 2020. – С. 26–27
- (29) см.: Филиал женского монастыря будет в центре города : [мэрия Ульяновска передаёт Ульяновскому епархиальному управлению здание по ул. К. Маркса, 4)] // Симбирский курьер. – 2001. – 19 июня (№ 88). – С. 2.
- (30) см.: Грузинцева, Л. В Симбирске возрождается женский Спасский монастырь // Православный Симбирск. – 2015. – 24 июня (№ 12). – С. 9.
- (31) см.: Чернышёва, В. В Ульяновске возродят Спасский монастырь : [на территории возрождённого монастыря планируется восстановить храм Иверской Божией Матери] // Российская газета. – 2015. – 9–15 апр.(№ 75). – С. 20.
- (32) см.: Освящение храма Иверской иконы Божией Матери Спасского монастыря // Православный Симбирск. – 2017. – 11 янв. (№ 1). – С. 3.