В далеком детстве, когда мы с друзьями отправлялись купаться на Волгу, моя бабушка, напутствуя внука, всегда называла волжский пляж островом. «Почему остров? – Удивлялся я. – Нет там никакого острова!». Но как ни старался, переубедить бабушку не смог. И лишь спустя много лет, листая подшивку «Пролетарского пути» за 1937 год, я понял – оказывается в годы ее молодости волжские острова, ныне полностью ушедшие под воду, были любимым местом летнего отдыха горожан. В том числе и, как сейчас говорят, пляжного.
На острова!
«В выходной день, 12 июня, на Волге и островах отдыхало около 8 тысяч трудящихся города. Осводом была организована переправа на острова. Многие трудящиеся катались на лодках. Водресторан на острове Середыше торговал фруктовыми водами и пивом. Летная школа Осоавиахима и коллектив водников провели выходной день на Пальцинском острове. Они туда выезжали со своими буфетами и оркестрами», – рассказывал «Пролетарский путь» в номере за 16 июня 1937 года.
Этот массовый пикник не был каким-то одноразовым мероприятием. По свидетельству газеты, «в прошлые выходные дни многие трудящиеся Ульяновска уже каталась на лодках по Волге». Освод организовывал переправу на острова, мобилизуя все имевшиеся лодки и катер. А на Поповом острове его пост принимал плавсредства на хранение.
В Заволжье лодочная станция спортивного общества «Зенит», также спустила на воду все свои 60 шлюпок, байдарок, рыбацких лодок и гичек для тренировки в гребле. Доставлял горожан к местам отдыха и паром горперевоза.
Понятное дело, в жару отдыхавшие охотно купались. Благо Освод подготовится к этому заранее – еще в мае отремонтировал и спустил на воду купальню с вышкой для прыжков.
Активный «островной» сезон продолжался все лето. Например, в первый выходной августа студенты пединститута и курсанты Краснознаменной школы устроили лодочную прогулку по Волге, заранее приобретя для нее необходимые плавсредства.
На острове Середыш провел воскресенье и коллектив завода «Металлист». Заводская молодежь привезла с собой баскетбольный мяч, гармонь, гитару и другие музыкальные инструменты, под аккомпанемент которых активно занималась «физкультурными играми». Катанье на лодках организовали рабочие хлебозавода, а лесозаводчане – на катере.
Пищепром заготовил для продажи на Середыше около 50 килограммов мороженого и еще около 40 кг – артель «Красная Звезда». Большой выбор кондитерских изделий и закусок к выходным завозили на острова и другие торговые организации. А пивной склад «Жигули» обеспечил отдыхающих ситро и пивом. Видимо, с учетом последнего обстоятельства гормилиция установила там милицейские посты.
Впрочем, далеко не все трудящиеся ограничивались воскресным отдыхом на реке. В отпуска многие ехали на море или на воды.
Море, горы, Крым!
«С каждым годом все больше и больше рабочих едет отдыхать на курорты, в санатории, и в дома отдыха. Па организацию отдыха рабочих затрачиваются грандиозные средства», – писал «Пролетарский путь» 8 января 1937 года. И приводил цифры за предшествующие годы: «В 1935 году на курорты и в санатории с завода им Володарского было послано 90 человек, а в 1936 г. – 207, в домах отдыха в 1935 году провели отпуск 516 человек, а в 1936 году уже 804 человека. Кроме этого для больных рабочих было организовано диетическое питание на фабрике-кухне.<…>. На оздоровительные мероприятия в течение 1936 года израсходовано шестьдесят с половиной тысяч рублей».
К весне 1937-го завком получил 793 путевки в Белоярский и другие дома отдыха. И 78 – на детей дошкольного возраста, которых на время отъезда родителей на отдых, не с кем было оставить. Еще одиннадцать путевок на курорты для рабочих и две – для инженерно-технических работников поступили на завод за два первых месяца второго квартала.
При этом «Володарка», несмотря на свой оборонный статус, не была исключением. Например, 17 тысяч рублей из директорского фонда на премирование стахановцев, закупку путевок в дома отдыха и курорты, на ремонт квартир и культурные мероприятия выделил директор спиртоводочного завода № 1.
Получили путевки в дома отдыха и 33 работника суконной фабрике имени Гимова. Так, секретчица аппаратного отдела Гнусарькова лечилась на курорте в Боржоми (Закавказье); присучальщица Галкина Л. была в Серноводске. А в конце июня в дома отдыха фабком послал еще 23 рабочих и работниц.
Завком завода «Металлист» подучил 24 путевки в белоярский и куйбышевский дома отдыха, а также приобрел еще пять в кумысо-лечебные санатории.
Кроме того, 1200 рублей предприятие потратило на покупку детских путевок в Захарьевский санаторий и еще 720 – на шесть штук в винновские лагеря. Первыми в том году уехали отдыхать дети рабочих: Маруся Уханова (ученица 4 класса 18 школы, дочь вагранщика), Боря Семенов (дошкольник, сын токаря) и Витя Степанов (сын котельщика).
Оправлялись на отдых и многие стахановцы конторы связи. Например, «13 мая телефонистка-стахановка тов. Горшкова поехала в Кисловодск, стахановка-телеграфистка т. Халевина — в Куйбышевский дом отдыха. Путевки для них приобретены администрацией. Письмоносец-стахановка т. Богаткина поедет в мае в Геленджикский дом отдыха».
Союз госторговли уже в мае выдал своим членам первые десять путевок. «В куйбышевский дом отдыха посланы рабочий магазина № 20 пищеторга т. Фомин, уборщица базы Екатерина Жаркова, в Феодосию уехал заведующий магазином культтоваров т. Михайлов, в Сосновку— продавец магазина т. Кузнецов и другие».
Кроме того, к имевшимся у Союза пяти путевкам, из обкома союза было получено еще 25 направлений на отдых, хотя. желающих приобрести их даже за свой счет в 1937 году существенно возросло: «из 400 с лишним человек, работавших в системе госторговли, поехать в дом отдыха хотели 230 человек», – рапортовал «Пролетарский путь».
Не забывали и про трудовую интеллигенцию. В горкоме профсоюза работников начальных и средних школ в апреле создали курортную комиссию, которая в ежедневном режиме рассматривала все новые и новые заявки желающих отдохнуть на курортах страны. Например, съездить в Кисловодск хотели 40 учителей. Всего же городской комитет профсоюза запросил в обкоме заявку сто путевок.
За счет средств социального страхования на отдых в Ливадию и па другие курорты южного берега Крыма, а также в Анапу, Гагры, Сочи, Кисловодск, Пятигорск и прочие южные курорты и дома отдыха Куйбышевской области летом 1937 года разъехались представители начальствующего состава летной школы Осоавнахима: летчики-инструктора, преподаватели и служащие. В том числе «лучшие люди» – товарищи Бадаев, Литвинов, Долгов, Паков, Иванов, Брежнев, Данилина, Терехов и другие.
Прекрасно отдохнули в 1937 году и рабочие городских кустарных артелей – Промстрахкасса направила на курорты девять артельщиков-стахановцев. В Кисловодске отдыхал мастер шапочного цеха комбината им. Ворошилова стахановец Торговкин, Дормидонтов из артели им. Куйбышева лечился в Серноводске, а стахановка-закройщица артели «Быстроход» Карабатова ездила в Сочи. Еще 104 работника поправили здоровье в куйбышевском доме отдыха промкооперации. Всего же отпуска па курортах провели сто двадцать восемь трудящихся ульяновских артелей.
Готовились к летнему отдыху и студенты. Например, администрация дорожно-механического техникума выделила 2 тысячи рублей на приобретение путевок в дома отдыха, а для шести студентов – на курорты. В дома отдыха съездили и 30 учащихся зоотехникума.
«Из-за острова на стрежень»
Однако пассивный отдых нравился далеко не всем парням и девчатам. Поэтому еще столько же будущих зоотехников приняли участие в «Жигулевской кругосветке» – лодочном походе по Волге, для которого подготовили шесть лодок. Тех же, кто на время каникул оставался в городе, переселяли в лучшие комнаты. Для них во дворе техникума оборудовали физкультурную площадку и организовали водную станцию.
Путевки в дома отдыха и на «кругосветку» закупили и учащимся сельхозтехникума. Кроме того, будущим агрономам организовали экскурсии на краевую сельскохозяйственную опытную станцию и в Москву для осмотра достопримечательностей столицы.
Туда же с аналогичной целью отправились и работники городских артелей. Но они, в отличие от студентов, кроме исторических мест, ознакомились с работой московских предприятий промкооперации. Еще одна группа артельщиков побывала на Днепрогэс. Стахановка швейкомбипата имени Ворошилова Исаева съездила па экскурсию в Горький, где побывала на швейных предприятиях и познакомилась с достопримечательностями города
А в первых числах июня одиннадцать рабочих, преимущественно молодых, отправилась в упоминавшуюся уже «Жигулевскую кругосветку».
Все вышесказанное очень ярко и наглядно свидетельствует о том, что право на отдых, внесенное в принятую недавно в СССР «Сталинскую» Конституцию, не было пустой декларацией, а неуклонно претворялось в жизнь.
Источник:
«Пролетарский путь» 1937 год.
Владимир Миронов
ВСЯ СЕРИЯ ПО ССЫЛКАМ:
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 1
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 4
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 5
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 6
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 9
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 9 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 11. ЖКХ прошлого века
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 11. ЖКХ прошлого века (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 12 . Мы славно поработали…
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 13 . …И славно отдохнем
ФОТО: Отдых на одном из волжских островов.Из архива Натальи Львовны Аргуткиной – ok.ru/profile/573129326309
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024