
Ульяновский краевед Владислав Ястребов написал книгу "Храмы Симбирска". Ниже приводим текст автора о Богоявленской церкви, в которой отпевали директора народных училищ Симбирской губернии Илью Ульянова, в 1831 году скончавшегося от кровоизлияния в мозг, и поэта-сатирика Дмитрия Минаева в 1889 году. В 1933 году здание было разобрано, и на его месте построили спиртотрест. Церковь находилась по адресу, где сейчас расположен дом №9/117 по улице Ленина.
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ
- Предтеченская церковь,
- Церковь Богоявления,
- Церковь Богоявления Господня,
- Церковь во имя Богоявления Господня,
- Церковь во имя св. Иоанна Предтечи,
- Церковь Иоанна Предтечи.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
По одним данным, каменная однопрестольная церковь во имя Богоявления Господня была возведена в 1654 г. (1) за городской чертой («за валом») в начале Богоявленского спуска (или Богоявленского съезда) (2) в Свияжской конной слободе (позднее – Конно-Подгородная слобода), основанной в сер. XVII в. конными казаками-переведенцами из г. Свияжска. По другим сведениям, она была построена даже ранее 1653 г., т. к. уже «В 7161 (1653) году Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович одновременно с своими царскими дарами для других Симбирских церквей (→ Свято-Троицкий собор и → Преображенская церковь) шлет некоторое церковное строение и Богоявленской церкви…» (3).Но в любом случае она вполне справедливо считалась одной из самых древних церквей в Симбирске.
Кстати, среди «церковного строения» находилось и Евангелие 1651 г. (4), которое в 1898 г. (вместе с некоторыми предметами старинной церковной утвари) было передано в музей Симбирской губернской учёной архивной комиссии (СГУАК) (5).
Стоит заметить, что данное Евангелие заключает в себе только двух евангелистов, Матфея и Марка, что по тем временам определялось как «неполное Евангелие». Один из экземпляров тиража этого издания имеется в фонде Отдела редких книг и рукописей ОГБУК «Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека им. В. И. Ленина» (6). В книгеи меется следующая надпись «по листам»:
«Лета 7161 (1653) года, февраля в 10 день. Государь, царь и великий князь Алексий Михайлович всея Русии пожаловал сию книгу Евангелие напрестольное в Конную Свияжскую слободу к церкве Богоявлению Господню» (л. 14–32; скоропись XVII в.). «Церковное предание приписывает эту надпись царю. В издании «Писем русских государей» (7) есть два faximile Алексея Михайловича, весьма близко напоминающия почеркозначенной надписи» (8).
Согласно неписаным правилам того времени, подобная запись служила не только свидетельством царской милости, но и «нерушимою защитою церковной собственности». Тем не менее в XIX в. царский подарок был утерян. Возвращение Евангелия в Богоявленскую церковь состоялось в 1854 г., о чём свидетельствует запись на верхнем припереплётном листе книги:
«Евангелие это нашлось 1865 года Генваря 8 дня. Оно принесено Священником Тихвинской церкви Елпидифором Алексеевым Успенским Священнику Симбирской Богоявленской Церкви Стефану Зернову, который и исправил его в том же виде, в каком получил».
В 1734 г. на средства симбирского купца Ивана Ивановича (Иоанна Иоанновича) Воронцова(?–?) к церкви «под-окно» был пристроен большой каменный придел («в византийском стиле», архитектор неизвестен), освященный во имя Богоявления Господня, который стал главным престолом. Прежняя церковь, ставшая малым приделом Богоявленского храма, была освящена в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (9). После чего в обиход и вошло второе названиецеркви – Предтеченская.
В том же 1734 г. на колокольне храма был устроен ещё один придел в честь Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (празднование 1 [14] августа). Впрочем, через некоторое время он был упразднён. Вновь придел с этим именем возник и был освящен в 1861 г. в главной части храма с правой стороны:
«Придел был построен уже не на колокольне, а в трапезе холоднаго храма, на правой его стороне; освящение его было совершено в том же 1861 году преосвященным Евгением. К сооружению новаго придела немалою причиною служило воспоминание о существовании церквина колокольне; но главная цель его устроения была – удовлетворить запросам прихожан в зимнее время служением ранних литургий; для этого же самаго с построением новаго придела вся трапеза была обращена в теплую церковь. Для более удобнаго сообщения были открыты две большие арки в теплый храм вместо одной, малой, бывшей дверью при прежнем расположении церкви; тогда же сравнен был и пол теплаго храма с полом холодной трапезы. Придел снова был уничтоженв 1885 году» (10).
Некоторое время к Богоявленской церкви была приписана кладбищенская Всесвятская (Всехсвятская) церковь (11).
До 1861 г. главный Богоявленский престол был холодным (т. е. неотапливаемым), а Иоанно-Предтеченский – тёплым (т. е. отапливаемым). В 1861 г. вся церковь устроена тёплой.
В 1868 г. церковь была частично перестроена и возведена новая колокольня:
«При этой перестройке и трапеза в длину приделана более прежней на две с половиной сажени (ок. 5,3 м. – В. Я.); в церковном здании помещены кладовая и караулка; в кладовую сделана в 1872 году железная дверь с двумя запорами и крючками, а в окно сделан железный створчатый закрой» (12).
Вот как описывается обновлённая Богоявленская церковь в церковной летописи от 1880 г.:
«Каменнаго здания, по внешнему виду – в Византийском стиле; занимает под собою земли в длину двадцать с половиной сажен (ок. 43,6 м. – В. Я.). Алтарь настоящаго храма полукруглый, стены – ровныя, гладкия и только по приличным местам выведены колонны» (13). Исследователь поясняет:
«Колонны, полуколонки на церковном здании, тумбы, капители, стенныя и оконныя пилястры, подоконники, все почти орнаменты быливытесаны из простого кирпича, только некоторые были выведены из алебастра. Крыльца также выложены из простого кирпича и на них настлан чугунный пол. На внешних стенах здания были местами образа, например: На Горнем месте – образ Богоявления Господня, выше его –в верхнем ярусе – образ усечения главы Иоанна крестителя, над северною дверью – при входе в храм – образ Богоявления Господня» (14).
По данным на 1882 г. церковь занимала 935 кв. саж. (ок. 4 56 м²). (15)
В среду 15 [27] января 1886 г. именно в Богоявленской церкви проходило отпевание и прощание семьи и сослуживцев с действительным статским советником (с 1877 г.), директором народных училищ Симбирской губернии Ильёй Николаевичем Ульяновым (род. 19 [31] июля 1831 г.), скончавшимся от кровоизлияния в мозг в воскресенье 12 [24] января 1886 г.
А в июле 1889 г. в этой же церкви отпевали поэта-сатирика Дмитрия Дмитриевича Минаева (1835–1889).
Летом 1892 г. от епископа Симбирского и Сызранского Варсонофия (в миру Яков Петрович Охотин, 1830–1895) последовало разрешение:
«Причту и церковному старосте Симбирской Богоявленской церкви по утвержденному строительным от делением губернскаго правления плану произвести перестройку церквина средства, пожертвованныя частными благотворителями» (16).
Тем же летом были «обновлены наружныя стены церкви; обветшавший кирпич был выбит и заменен новым; карнизы и наличники окон сделаны новые, верхний ярус колокольни разобран и сделан по новому плану, кровля вся перекрыта, сделаны небольшия главы по четырем углам как настоящаго храма, так и колокольни; размер окон увеличен» (17).
Уже в следующем 1893 г. церковь была «перестроена внутри»:
«…пробиты две арки в западной стене, отделявшей церковь от колокольни, и помещение под колокольнею обращено под церковь же; арка, соединявшая придельный храм с главным, расширена и поднята выше; в приделе Иоанна Предтечи разобрана стена, отделявшая церковь от кладовой; место последней обращено под церковь же, а кладовая перенесена в бывшее при церкви помещение диакона; разобран весь свод в придельном храме, кроме святаго алтаря, и поднят в западной частиаршина на два (ок. 140 см. – В. Я.) выше, а в восточной аршина на полтора (ок. 107 см. – В. Я.) выше; окна подняты выше. В 1896 году резьба на арке, отделяющей настоящую церковь от трапезы, перезолочена, и вся арка окрашена вновь белою масляною краскою.
В настоящем своем виде (в 1898 г. – В. Я.) Богоявленская церковь является выстроенною в новом стиле и своею внешнею архитектурою мало чем разнится от других церквей города Симбирска, отделанных или выстроенных в последнее время» (18).
Объём храма составлял 1 016 м³.(19)
Одной из наиболее чтимых икон храма являлась написанная в 1663 г.и принесенная из г. Азова стрельцами икона св. Иоанна Предтечи:
«Давность написания этой иконы не подлежит никакому сомнению. И в городе, и в народе и доселе существует предание, что она принесенав Симбирск из Азова стрельцами, – служилыми солдатами, которые, по распоряжению правительства* (* Здесь должно разуметь второй приход стрельцов в Симбирск), пришли в Симбирск и поселились в конной – подгородной Свияжской слободе.
На самой иконе есть надпись, теперь вычеканенная на ризе, следующаго содержания: “Сей святый образ Крестителя Господня Иоаннаписан в 171 году (в 1663 г. – В. Я.) и поставлен во граде Симбирску в конной Свияжской слободе в церкви Богоявления Господня и украшен сим украшением в 743 году (в 1743 году. – В. Я.) марта 30 в Москве”. Икона в длину – пять четвертей с полувершком (ок. 91 см. – В. Я.), а в ширину – один аршин и полтора вершка (ок. 78 см. – В. Я.); риза ея серебряная, вызолоченная, в 1888 году в августе возобновленная с добавлением двух фунтов (0,8 кг. – В. Я.) серебра и ценных камней; весу в ризе около 13 фунтов (5,2 кг. – В. Я.). На верху иконы надпись: “Образ Предтечи Господня Иоанна”. По углам – четыре евангелиста в таком порядке: евангелист Иоанн, ев. Матфей, Лука, Марк. По бокам – херувимы и серафимы. В середине в рост изображен Предтеча ГосподеньИоанн. Вверху его – Нерукотворенный Спасов образ, с боков – БожияМатерь и Святитель Николай Мирликийский; ниже, по бокам же, тропарь и кондак св. Предтече. На иконе – подвесок, на одной стороне котораго изображение Тайной Вечери, а на другой – Моления о чаше. –Описываемая икона ближними и дальними жителями почитается издавна и доселе за “чудотворную”.
В храмовый праздник, 29-го августа, ежегодно бывает большоестечение народа на поклонение этой иконе. С 1-го августа 1886 года,по воскресеньям, после ранних литургий пред этою иконою читается акафист и особая молитва великому Иоанну, пророку и крестителю Господню» (20).
Поэтому неудивительно, что Александр Иосифович Липинский(1830–1882) особо отмечал:
«Богоявленская, у спуска к р. Свияге, небогатая церковь, но замечательная тем, что в ней есть образ св. Иоанна Крестителя, по преданию принесенный в Симбирск стрельцами, первыми поселенцами Подгорной слободы» (21).
В начале XX в. причт Богоявленской церкви состоял «из двоих священников, диакона и двоих псаломщиков. Для священников и для одного псаломщика имеются церковные дома; диакон и другой псаломщик живут на частных квартирах, получая от церкви квартирное пособие…» (22).
На 1916 г. приход этой церкви был одним из самых многочисленных –11 893 человека. (23)
В апреле 1930 г. церковь ещё функционировала и относилась к обновленческому течению (24). В июне того же года с неё уже были сняты и изъяты колокола общим весом 300 пудов (ок. 4 914 кг) (25).
Официально Богоявленская церковь (наряду со Спасо-Вознесенскимсобором и Покровским монастырём) была закрыта 3 мая 1932 г. с последующим использованием зданий «для удовлетворения культурно-бытовых нужд рабочих города» (26).
По требованию трудящихся в Богоявленской церкви предполагалось открыть клуб работников милиции (27). Тем не менее, она была разобрана приблизительно в 1933 г. (28)
В 1952 г. на её фундаментепо проекту архитектора А. Ч. Шиваревой (?–?) было построено двухэтажное административное здание управления спиртотреста (бывшая контора спиртзавода «Центроспирт») (29).
Координаты (приблизительно): 54.312647, 48.378302
ПРИЧТ
- Александровский Сергей Данилович (1856–?, диакон),
- Алмазов Николай (?–?, псаломщик),
- Аркатовский Владимир Николаевич (1889–?, псаломщик),
- Арсеньев Пётр (?–?, священник),
- Архангельский Елпидифор Алексеевич (1869–?, диакон),
- Баляев Георгий (?–?, диакон),
- Березин Афиноген (?–?, священник),
- Благовидов Алексей Иванович (1827–?, священник, протоиерей),
- Богданов Александр Васильевич (1881–?, псаломщик),
- Васильев А. В. (?–?, дьякон),
- Введенский Пётр Михайлович (?–?, псаломщик,диакон на псаломщической вакансии),
- Вознесенский Василий Дмитриевич (1869–1938, священник,настоятель),
- Дибилин Дмитрий (?–?, псаломщик),
- Добролюбский Николай (?–?, священник),
- Евтеев Валентин Александрович (1880–?, псаломщик),
- Земляницкий Иван (?–?, псаломщик),
- Зернов Стефан (?–?, протоиерей),
- Зефиров Павел (?–?, псаломщик, дьякон),
- Знаменский Владимир (?–?, причетник),
- Знаменский Николай (?–?, псаломщик),
- Иванов Василий (?–?, священник),
- Ильин Василий Петрович (1860–?, псаломщик),
- Колосов Андрей Григорьевич (?–?, диаконна псаломщической вакансии),
- Кудрявцев Николай Семёнович (1892–?, псаломщик),
- Кузьмин Степан Алексеевич (?–?, псаломщик, диаконна псаломщической вакансии),
- Любомиров Пётр Иванович (?–?, диакон на псаломщическойвакансии),
- Майоров И. М. (?–?, дьякон, священник),
- Малютин Андрей Иванович (?–1918) – псаломщик),
- Милонов Николай (?–?),
- Минеев Василий Николаевич (1866–?, диакон),
- Наумов Николай Николаевич (?–?, диакон),
- Немков Александр (?–?, псаломщик, диакон на псаломщическойвакансии),
- Овидиев Гавриил (?–?, псаломщик, диакон на псаломщическойвакансии),
- Петров Стефан (?–?, дьякон),
- Петропавловский Василий Георгиевич (?–?, диаконна псаломщической вакансии),
- Покровский Павел Львович (1872–?, псаломщик, диаконна псаломщической вакансии),
- Преображенский Павел (?–?, псаломщик),
- Прозоров Виктор Петрович (1852–?, священник, протоиерей),
- Протопопов Василий (?–?, священник),
- Разумов Павел (?–?, священник),
- Разумовский Иван (?–?, псаломщик, диакон на псаломщическойвакансии),
- Рождественский Виктор (?–?, диакон),
- Румянцев Михаил (?–?, причетник, дьячок, псаломщик),
- Русановский Дмитрий (?–?, псаломщик),
- Саушкин Никита Михайлович (1881–1937, диаконна псаломщической вакансии),
- Сельдинский Владимир Константинович (1871–1919,псаломщик, диакон на псаломщической вакансии),
- Семёнов Дмитрий Ильич (1869–1938, псаломщик, диаконна псаломщической вакансии),
- Сергиевский Михаил Дмитриевич (1889–?, диакон),
- Сергиевский Николай (?–?, псаломщик, диаконна псаломщической вакансии),
- Сергиевский Пётр (?–?, псаломщик),
- Скворцов Иван (?–?, псаломщик),
- Смеловский Николай (?–?, псаломщик),
- Смирнов А. (?–?, диакон),
- Смирнов Василий (?–1892, диакон),
- Смирнов Иван (?–?, псаломщик),
- Смирнов Леонид Васильевич (1869–1938, священник,протоиерей),
- Смирнов Пётр (?–?, диакон),
- Соколов Александр Андреевич (1857–?, псаломщик, диаконна вакансии псаломщика),
- Сурминский Алексей Петрович (1868–1938, священник),
- Тихов Дмитрий Стефанович (1869–?, священникна псаломщической вакансии),
- Тихов Михаил (?–?, причетник),
- Тресвятский Семион Николаевич (?–?, диакон),
- Троицкий Феодор (?–?, священник),
- Утехин Виктор (?–?, священник),
- Флоринский Иаков Михайлович (1845–1912, священник,протоиерей),
- Целебрицкий Лев (?–?, священник),
- Шигин Георгий Данилович (?–?, псаломщик),
- Эсперов Степан (?–?, псаломщик),
- Яблонский Феофан (?–1888, священник).
ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
6 января. В приходской холодной церкви во имя Богоявления Господня – престольный праздник.
29 августа. В приходской Богоявленской церкви в тёплом храмево имя Усекновения Главы св. Иоанна Крестителя Господня – престольный праздник.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Богоявленская [церковь] // Материалы для географии и статистики России, собранныеофицерами Генерального штаба : [т. 1–25]. – Санктпетербург : печатано в Военной типографии,1859–1868. [Т. 20], ч. 2: Симбирская губерния. ч. 2 / сост. Липинский ; ред. М. Скрябин. – 1868. –С. 383.
2. Богоявленская (Иоанна Предтечи) церковь // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева,1898. – С. 138.
3. Богоявленская церковь // Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска : ист.-археол. описание : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 : Церквина горе. – С. 59–76.
4. Богоявленская церковь // Баженов, Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года : с прил. геогр. карты Симбир. епархии. – Симбирск : типо-лит. А. Т. Токарева, 1903. – С. 7–8.
5. III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел // Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК; под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-лит., 1916. – С. CIII.
6. Богоявленская церковь // Аржанцев, Б. В. Архитектурная летопись Симбирска (втораяполовина XVII – начало XX вв.) / Б. В. Аржанцев, М. Г. Митропольская. – Ульяновск : Симб. кн.,1994. – С. 71–73.
7. Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб.кн., 2001. – С. 45–47.
8. Богоявленская церковь // Аржанцев, Б. В. Архитектурно-исторические образы Симбирска :(Архитектурное эссе). – Ульяновск : Печатный двор, 2003. – С. 54–55.
9. Богоявленская церковь // Аржанцев, Б. В. Архитектурно-исторические образы Симбирска :(монография). – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ульяновск : Печатный двор, 2004. – С. 54–55.
10. Запись в метрической книге Богоявленской церкви Симбирска о смерти и погребении И. Н. Ульянова. 15 января 1886 года // История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области / сост. Л. А. Сомова, А. Ю. Шабалкин. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2006 – С. 95.55
11. Богоявленская церковь // Архитектурно-историческая среда : учеб. пособие / сост. Б. Е. Сотников. – Ульяновск : УлГТУ, 2010 – С. 108.
12. Богоявленская церковь // Беспалова, Е. К. Прогулки по Московской / Е. К. Беспалова,И. Э. Сивопляс ; Гос. ист.-мемор. музей-заповедник «Родина В. И. Ленина». – Ульяновск : [б. и.],2013. – С. 48–51.
†
13. [Богоявленская церковь] // СГВ. – 1855. – 22 окт. (№ 43). – Неоффиц. ч. – С. 99.
14. Распоряжения епархиальнаго начальства : [Причту и церковному старосте Симбирской Богоявленской церкви по утвержденному строительным отделением губернскаго правления плану произвести перестройку церкви на средства, пожертвованныя частными благотворителями] //СЕВ. – 1892. – № 16 (15 авг.). – С. 207.
15. Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска : VI. Богоявленская церковь // СЕВ. – 1898. – № 10 (15 мая). – Отд. неоффиц. – (Прил., с. 59–64); 1898. – № 11(1 июня). – Отд. неоффиц. – (Прил., с. 65–76).
16. Объявляется благодарность Епархиальнаго Начальства : [Унтер-офицерской вдове Клеопатре Ивановой Нагашевой и Симбирскому купцу Дмитрию Зиновьеву Кузьмичеву за пожертвованная ими в Богоявленскую церковь г. Симбирска – первой иконы Святителя и Чудотворца Николая, киота, подсвечника и лампады – на сумму 450 руб. и вторым – киота для иконы в 100 руб.] //СЕВ. – 1898. – № 11 (1 июня). – Отд. оффиц. – С. 193–194.
17. Никольский, И., священник. Священник Алексей Иванович Благовидов (по поводу исполнившагося пятидесятилетия служения в священном сане) // СЕВ. – 1899. – № 3 (1 февр.). – Отд.неоффиц. – С. 129–142.
18. На должность церковнаго старосты в богоявленском приходе, вместо оставившаго эту должность М Д. Кузьмичева, избран Д. Ф. Грачев // Симбирские вести. – 1906. – 23 нояб.(№ 260). – С. 3.
19. Выбор церковнаго старосты в храме Богоявления 11 февраля // Симбирские вести. –1907. – 14 февр. (№ 322). – С. 3.
20. Архиерейския служения, рукоположения и посвящения в стихарь : [8 ноября, в 25-ю неделю по пятидесятнице и в день собора Архистратига Михаила, в Симбирской Богоявленской церкви освящение храма и литургия…] // СЕВ. – 1909. – № 22 (15 нояб.). – Отд. оффиц. – С. 312.
21. Ограбление Богоявленскаго храма // Симбирянин. – 1915. – 17 сент. (№ 2424). – С. 3.
22. Требование масс удовлетворено : Постановление горсовета от 3 мая о закрытии трехцерквей : [О закрытии Вознесенского собора, Богоявленской церкви и церкви бывш. мужскогомонастыря] // Пролетарский путь. – 1932 – 4 мая (№ 101). – С. 1.
23. Василенко, О. «Возродит утраченный облик» // Симбирский курьер. – 2012. – 1 дек.(№ 135). – С. 13.
24. Гауз, Н. «Где бы не явилась, должна быть возвращена…» // Деловое обозрение. – 2013. –№ 7 (187). – С. 60–61.
† †
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
25. Дело о рукоположении в сан дьякона псаломщика Богоявленской церкви гор. СимбирскаА. Немкова. 15 марта 1900 г. – 17 июля 1913 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консисторияведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 3. Д. 710. ЛЛ. 1–8.
26. Запись в метрической книге Богоявленской церкви Симбирска о смерти и погребении . Н. Ульянова. 15 января 1886 года // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомстваправославного исповедания г. Симбирск). Оп. 22. Д. 12. ЛЛ. 91 об. – 92.
- (1) «Богоявленская (Иоанна Предтечи) церковь построена в 1654 году…». Источ.: Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр.А. Т. Токарева, 1898. – С. 138.
- (2) «Примечательно, что улица Московская доходила до Богоявленской церкви и здесь кончалась деятельность городской управы, так как продолжение этой улицы в сторону Свияги называлось Богоявленским съездом, благоустройством которого ведало уже губернское правление». Источ.: Богоявленская церковь // Аржанцев, Б. В. Архитектурная летопись Симбирска (вторая половина XVII – начало XX вв.) /Б. В. Аржанцев, М. Г. Митропольская. – Ульяновск : Симб. кн., 1994. – С. 72.
- (3) см.: Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска : ист.-археол. описание : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 59–60.
- (4) см.: Евангелие. – Москва : Печатный двор. – 4.VI. 1651 (28.XI. – 4.VI.7159). В некоторых источниках (см.:Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 138) ошибочно указан 1683 г.
- (5) см.: 1) Ястребов, В. В. Примечательные Евангелия симбирских храмов / В. В. Ястребов, В. В. Морозова //Розовские чтения : мат-лы Десятых Духовных научно-познавательных чтений / [под общ. редакцией Е. Г. Сковиковой]. – Ульяновск : УлГУ, 2018. – С. 36–37; 2) Ястребов, В. Достопримечательные Евангелия симбирских храмов / В. Ястребов, В. Морозова // Мономах. – 2018. – № 5 (107). – С. 26–27.
- (6) адрес: г. Ульяновск, пер. Карамзина, 3/2
- (7) см.: Письма русских государей и других особ царскаго семейства : письма царя Алексея Михайловича/ изд. Комис. печатания гос. грамот и договоров, сост. при Моск. гл. арх. М-ва иностр. дел. – Москва : Тип.Э. Лиссекра и Ю. Романа, 1896. – Табл. I и II (Письма и печати царя Алексея Михайловича).
- (8) см.: Отдел 7-й. Книги : Евангелие 1653 г. // Каталог Музея Симбирской губернской ученой архивной комиссии. – Симбирск : Губ. тип., 1905. – С. 62.
- (9) «С самаго своего основания она построена была каменною и представляла из себя нынешний придел во имя св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1734 г. к нему был приделан теперешний храм с престолом в честь Богоявления Господня; храмоздателем ея был купец Иоанн Воронцов». Источ.:Баженов, Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирскойепархии по данным 1900 года : с прил. геогр. карты Симбир. епархии. – Симбирск : типо-лит. А. Т. Токарева,1903. – С. 7–8.
- (10) см.: Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска : ист.-археол. описание : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 63.
- (11) Там же, С. 61.
- (12) Там же, С. 64.
- (13) Там же
- (14) Там же
- (15) Метрическая запись о смерти Ильи Николаевича Ульянова: «г. Симбирск, Богоявленская церковь,12/15 января 1886 г. Действительный статский советник. Директор Народных училищ Илья Николаевич Ульянов, 55 лет».
- (16) см.: Распоряжения епархиальнаго начальства // СЕВ. – 1892. – № 16 (15 авг.). – С. 207
- (17) см.: Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска : ист.-археол. описание : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 65.
- (18) Там же
- (19) см.: Сборник сведений о молитвенных зданиях г. Ульяновска и губернии (занимаемая площадь, число зданий и др.). 29 января – февраль 1926 г.// ГАУО. Ф. Р-633 (Административный отдел исполнительного комитета Ульяновского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, г. УльяновскУльяновской губернии). Оп. 1. Д. 122. Л. 28.
- (20) см.: Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска : ист.-археол. описание : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 72–73.
- (21) см.: Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба :[т. 1–25]. – Санктпетербург : печатано в Военной типографии, 1859–1868. [Т. 20], ч. 2: Симбирская губерния.ч. 2 / сост. Липинский ; ред. М. Скрябин. – 1868. – С. 383.
- (22) см.: Баженов, Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года : с прил. геогр. карты Симбир. епархии. – Симбирск : Типо-литогр.А. Т. Токарева, 1903. – С. 8
- (23) 1 см.: Дело о сборе сведений о количестве родившихся и умерших жителей г. Симбирска. Январь 1913 – сентябрь 1916 // ГАУО. Ф. 137 (Симбирская городская дума). Оп. 1. Д. 281. ЛЛ. 30–43.
- (24) см.: Сведения в Средневолжское Краевое Административное Управление о действующих и закрытых религиозных обществ[ах] и церкв[ах] по городу Ульяновску и районам Ульяновского округа на 1 апреля 1930 года и на 20 июня 1930 года. 17 февраля – июль 1930 г. // ГАУО. Ф. Р-1050 (Административный отдел исполнительного комитета Ульяновского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, г. Ульяновск Ульяновского округа Средневолжской области). Оп. 1. Д. 116. Л. 4 об.
- (25) см.: Когда звонят колокола // Иноземцев, И. П. Жаль, что время уходит… : воспоминания, стихи, публикации / сост. подгот. текста и коммент. В. В. Ястребова ; ред. Н. В. Бороденкова. – Ульяновск : Мастер-Студия,2019. – С. 163–164.
- (26) см.: Требование масс удовлетворено : Постановление горсовета от 3 мая о закрытии трех церквей //Пролетарский путь. – 1932. – 4 мая (№ 101). – С. 1.
- (27) см.: 1) Дело о закрытии церквей в Ульяновске. 14 апреля 1932 г. – 2 апреля 1934 г. // ГАУО. Ф. Р-634(Исполнительный комитет Ульяновского городского Совета народных депутатов, г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д 682. Л. 1; 2) Протоколы заседаний малого президиума горисполкома с приложениями к ним.11 января – 29 августа 1932 г. // ГАУО. Ф. Р-634 (Исполнительный комитет Ульяновского городского Советанародных депутатов, г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 607. Л. 100.
- (28) Богоявленская церковь занимала северо-западный угол перекрёстка Московской ул. (ныне (с 1918 г.) ул. Ленина) и Богоявленского пер. (ныне участок ул. 12 Сентября в границах от ул. Ленина до ул. Льва Толстого). Совр. адрес её бывшего местоположения: г. Ульяновск, ул. Ленина, 9/117.
- (29) см.: Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб. кн.,2001. – С. 47.