На улице Ульяновской находится Часовня Андрея Симбирского. Примерно до 1934 года там располагался монастырь при Благовещенской церкви. О ней в своей книге "Храмы Симбирска" написал ульяновский краевед Владислав Ястребов. Приводим ниже текст автора.
Благовещенская [церковь], очень красивая, очень редкая по архитектуре…(1)
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ
- Покровская церковь,
- Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы,
- Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Одновременно со строительством в конце XVII в. подъячим Симбирской приказной избы и одним из богатейших симбирских помещиков того времени Пётром Ивановичем Муромцевым (?–1728) Покровского (Благовещенского) мужского монастыря (2) на его территории была построена деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По её названию первоначально и монастырь назывался Благовещенским.
Церковь была освящена в среду 5 [15] января 1698 г. (3)
Двухэтажная каменная Благовещенская церковь («вместо прежней сгоревшей») была построенав 1722–1723 гг. с двумя приделами (4): левый – во имя четырёх московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, правый – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Правый придел был освящён первым, что и определило второе название церкви (Благовещенская (Покровская)) и первое самого монастыря – Покровский (Благовещенский). Примерно в это же время при церкви была построена каменная колокольня (5), в которой в 1730-х гг. был сооружён придел во имя Всех Святых (→ Всехсвятская церковь) (6). По некоторым данным, в верхнем ярусе колокольни во второй половине XVIII в. были установлены боевые часы (7). Когда был освящён вновь построенный каменный Благовещенский храм неизвестно.
«Благовещенский собор являлся одним из самых древних каменных храмов Симбирска. Архитектура храма весьма специфична: он был возведен как «церковь под колоколы» (8), т. е. колокольня располагалась не отдельно от храма и не была пристроена с западной стороны к самому зданию церкви, а возвышалась непосредственно над основным корпусом храма. Пятиярусная колокольня, состоящая из постепенно уменьшающихся и поставленных другна друга восьмериков, занимала место столь привычного по типовой храмовой архитектуре центрального купола». (9)
Длина храма «с олтарем» была 16 саженей (ок. 34 м), а ширина – 8 саженей (ок. 17 м), с папертями – 10 саженей (ок. 21 м) (10).
В 1809 г. «по старанию архимандрита Евстафия (11) тесовая кровля была заменена железною. Тем же архимандритом в 1808 г. вместо обветшавших с северной и южной сторон дерев, папертей сделаны каменныя и арками соединены с церковию, а в 1840 г., вместо деревянной же, приложена к колокольне каменная двухэтажная паперть и с западной стороны. В 1806–1809 г. тщанием того же архимандрита Евстафия, как в настоящей церкви, так и в приделах, устроен чугунный пол, но в 1846 г. сей пол по неудобности заменен каменным из белаго камня» (12).
Внутреннее убранство Благовещенской церкви было достаточно скромным.
«Местныя иконы Спасителя, Божией Матери и Благовещения всеновыя (дл. 1 арш. 7 верш. (ок. 102 см. – В. Я.), шир. 11½ вер. (ок. 51 см. –В. Я.)) в изящно сделанных (без оклада и фона) сребропозлащенных ризах; пред ними четыре (средния) лампады и пятая (малая) пред царскими вратами сребряныя, весом все 37 ф. 48 зол. (ок. 1,7 кг. – В. Я.), приложены в поминовение надв. советницы Надежды Ивановны Куроедовой (13).
За клиросами в вышепомянутых пристройках (папертях, вошедших в состав церкви) с правой, южной стороны, в резной киоти стоит образ Богоматери всех Скорбящих Радости (выш. 1 арш. 4 вер (ок. 89 см. – В. Я.), шир. 1 арш. с вер. (ок. 76 см. – В. Я.)), на коей сияние, свитки, венец и оклад сребропозлащенные чеканной, а риза белая филогранной работы (14). Икона и при ней лампадка устроена тщанием архим. Евстафия, иждивением бывшаго Симб. помещика Степана Егоровича Кроткова, как гласит и надпись: “сию св. икону, списанную с чудотворной, что в Москве на Ордынке, украсив сребряноюпозлащенною ризою с таковою же для неугасимаго масла лампадою, приложил господин Степан Кротков в 1807 г., а иконостас на оную соорудил сын его Степан Степанов Кротков же в 1810 г. при архимандрите Евстафии».
В 1851 г. Симб. помещица Александра Ивановна Теплова принесла в дар церкви бриллиантовый фермуар (15), оцененный в 3 000 руб. сер., из котораго одну половину приложила к настоящей иконе в монастыре (и из бриллиантов устроены на иконе две короны), а другую к иконе того же именования в селе Нагаткине. (16)
В пристройке с левой (северной стороны в таковом же киоте образ Смоленския Божия Матери (выш. 1 арш. 7½ вер. (ок. 104 см. – В. Я.), шир. 1 арш. 1½ вер. (ок. 78 см. – В. Я.)) в сребропозлащенных ризе (12 фун. (ок. 4,8 кг. – В. Я.)) и венце, убрус (17) низан мелким и средним жемчугом. Это та самая икона, от молебствия которой монашествующие получали пропитание еще в первые времена обители. Из дела, производившагося о сем образе в 1764 г., видно, что есть давний список (18) с образа, так же списаннаго в гор. Смоленске с подлинника по обещанию стрельцами (Симбирскаго) пригорода Тагая (19) и доселе находящагося в Тагайской кладбищенской церкви (длины 2 арш. 1½ вер. (ок. 1,5 м. – В. Я.), шир. 1 арш. 1 вер. (ок. 76 см. – В. Я.)). Список оный принадлежал крестьянам смежнаго с Тагаем села Белаго Ключа, Копышевка тож (20), у коих около 1724 г. взят и оставлен в Покровском монастыре здателем его Петром Ив. Муромцовым (21), а в означенное селение Копышевку с того времени и до конца столетия с сим образом из монастыря каждогодно к празднику Смоленския Божия Матери был крестный ход и образ для молебствий пребывал там около двух месяцев. И ныне к сему образу, равно как и к вышепомянутому Скорбящих Радости, многие из Симб. жителей особенно усердствуют.
Приделы Благовещенской церкви ныне теже, какие первоначально построены, в нижнем этаже с правой стороны Покрова Пресв. Богородицы, а с левой – четырех святителей Московских. В первом иконостас, столярной работы, устроен вновь 1792 г, во втором несколько позже, по преданию, капитаншею Авдотьею Петровной Писаревой (22), Жадовской тож, которая и похоронена (1809. Окт. 31) возле четырехсвятительскаго придела. Иконы вообще недавняго писма, кроме иконы Знамения Пресвятыя Богородицы (выш. 13½ вер. (ок. 60 см. – В. Я.), шир. 3 четв. (ок. 53 см. – В. Я.)); на ней венец (прорезный) и поля сребренные, позолоченные, свет вынизан (23) мелким жемчугом. По правую сторону Богоматери представлены Св. Иаков Персянини преп. Ануфрий, по левую Великомуч. Георгий и преп. Макарий (Антоний?) Римлянин, все в сребропозлащенных венцах. Внимание подпись: истинное изображение, подобие и мера самаго чудотворнаго образа Знамение Пресвятыя Богородицы, яже в великом Новеграде, писан 1719 году». (24)
Примечательными полагались и находившиеся в церкви напрестольный крест 1704 г. и «Служебник» (1655 г.). (25)
В декабре 1929 г. «Собрание родителей учащихся 6-й об’единеннойж. д. школы в количестве свыше 100 чел., по докладу заведующей школой об антирелигиозном воспитании детей, вынесло резолюцию: ходатайствовать перед горсоветом о закрытии синагоги, помещающейся около школы, и церкви быв. мужского монастыря, являющихся тормозом в воспитании детей…» (26).
По некоторым данным, с 19 марта 1923 г. Благовещенская церковь была занята под столовую. Также имеются сведения, что в апреле 1930 г. церковь ещё функционировала, относилась к ВВЦС (27).
Входила в число охраняемых архитектурных памятников г. Ульяновска (28).
В июне 1930 г. с церкви сняли все восемь колоколов общим весом 228 пудов 28 фунтов (ок. 3 752 кг), причём самый большой из них весил 103 пуда 18 фунтов (ок. 1 695 кг) (29). К слову, на одном из колоколов (втором по весу) в 89 пудов 20 фунтов (ок. 1 466 кг.) имелась надпись: «1801 г. в марте отлит и взвешен старанием настоятеля священно-архимандрита Иосифа Смоленскаго (30), а коштом (31) Петра и Дмитрия Крашенинниковых и братий различных» (32). Вес шести других составлял в совокупности 36 пудов (ок. 590 кг) (33).
К слову, третий по величине колокол Благовещенского храма весил 27 пудов 22 фунта (ок. 451 кг) и был отлит в 1781 году симбирским купцом Г. А. Шаминым (34) из разбитого монастырского колокола «с прибавкой к оному 8 пудов (ок. 131 кг. –В. Я.) новой меди» (35).
Во вторник 3 мая 1932 г. Горсовет Ульяновска постановил: «учитывая настойчивые требования рабочих, студенчества и трудящихся масс города…» Покровский (Благовещенский) мужской монастырь (наряду со Спасо-Вознесенским собором и Богоявленской церковью (→)) закрыть, «…использовав их здания для удовлетворения культурно бытовых нужд рабочих города» (36). Хотя, по некоторым данным, службы в самой Благовещенской церкви шли вплоть до 1934 г., т. е. примерно до того времени, когда монастырь был практически полностью разрушен.
В настоящее время (осень 2021 г.) приблизительно на месте Благовещенской церкви находится Часовня Андрея Симбирского (2004–2008 гг., архитекторы А. И. Варюхин (род. 29 февраля 1956 г.) и Л. М. Варюхина (род. 24 октября 1954 г.)).
Координаты: 54.308362, 48.376772.
ПРИЧТ
- Гневушев Александр Васильевич (1869–?, священник),
- Милонов Николай Михайлович (1835–1890, священник),
- Пафнутий (?–?, иеродиакон),
- Прозоров Сергей Михайлович (?–1912, псаломщик, диаконн а псаломщической вакансии),
- Рождественский З. П. (?–?, монастырский протоиерей).
ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
25 марта. В Покровском монастыре в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы – престольный праздник.
1 октября. В Покровском монастыре в тёплой церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в приделе во имя Покрова Пресвятыя Богородицы – престольный праздник.
23 ноября. В Покровском монастыре в каменной церкви под звонницей во имя Св. Великого Князя Александра Невского – престольныйпраздник.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. [Арнольдов, М.]. Симбирский Покровский монастырь // Материалы для истории и статистики Сибирской губернии. Вып. 1. – Симбирск : Губ. тип.,1866. – С. 95–98.
2. Покровский монастырь // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба : [т. 1–25]. – Санктпетербург : печатано в Военной типографии, 1859–1868. [Т. 20], ч. 2 : Симбирская губерния. ч. 2 / сост. Липинский ; ред. М. Скрябин. – 1868. – С. 375–377.
3. Невоструев, К. И. Описание Симбирскаго Покровскаго монастыря, что ныне архиерейский дом. – Симбирск : Симб. губ. тип., 1870. – 64 с.
4. 1739 г. опись Благовещенскаго мужескаго монастыря // Холмогоров, В. Материалы для истории Симбирского края до второй половины XVIII века : (Описание Синбирской и Карсунской десятин Патриаршей области). – Симбирск : Тип. И. С. Хапкова, 1898. – С. 140–141.
5. Покровский монастырь // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 131–132.
6. Яхонтов, А. К. Церкви Покровскаго мужскаго монастыря гор. Симбирска : (Ист.-археолог. описание). – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – 15 с.
7. Симбирский Покровский монастырь (Подворье Архиерейскаго Дома) // Баженов, Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года : с прил. геогр. карты Симбир. епархии. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1903. – С. 367.
8. III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел // Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ; под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-литогр., 1916. – С. XCIX. 37
9. Мужской Покровский монастырь // Аржанцев, Б. В. Архитектурная летопись Симбирска (вторая половина XVII – начало XX вв.) / Б. В. Аржанцев, М. Г. Митропольская. – Ульяновск : Симб. кн., 1994. – С. 62–66.
10. Покровский монастырь : [из газ. «Ульяновская правда» 29 дек. 1990 г.] // Валкин, М. Х. Краеведческие заметки. – Ульяновск : ГУП «Облтипография “Печатный двор”», 1998. – С. 92–96.
11. Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб. кн., 2001. – С. 45.
12. Мужской Покровский монастырь // Аржанцев, Б. В. Архитектурно-исторические образы Симбирска : (Архитектурное эссе). – Ульяновск : Печатный двор, 2003. – С. 50.
13. Мужской Покровский монастырь // Аржанцев, Б. В. Архитектурно-исторические образы Симбирска : (монография). – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ульяновск : Печатный двор, 2004. – С. 50.
14. Покровский мужской монастырь // Ульяновская-Симбирская энциклопедия : в 2 т. – Ульяновск, 2004. – Т. 2 : Н–Я. – С. 128–129.
15. Некрополь Симбирского мужского Покровского монастыря // Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска : каталог / Гос. ист.-мемор. заповедник «Родина В. И. Ленина». – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2006. – С. 352–353.
16. Мужской Покровский монастырь // Архитектурно-историческая среда : учебное пособие / сост. Б. Е. Сотников. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – С. 105–107.
17. Мелешкина, К. В. Благовещенские храмы Симбирска-Ульяновска // Розовские чтения : Материалы Шестых духовно-познавательных чтений / под ред. Е. Г. Сковиковой. – Ульяновск : Издатель Качалин А. В., 2014. – С. 79–83.
18. Мужской Покровский монастырь // Жемчужины православия земли Симбирской / [сост. А. Ю. Владимиров, И. В. Козлова]. – Ульяновск : Фризия, 2014. – С. 22–23.
19. Покровский мужской монастырь // Мономах. – 2015. – № 3 (87). – С. 21.
†
20. Симбирский Покровский монастырь // СГВ. – 1863. – 21 сент. (№ 38). – Неоффиц. ч. – С. 250–251.
21. [Невоструев, К. И.] Описание Симбирскаго Покровскаго монастыря, что ныне Архиерейский дом // СГВ. – 1870. – 18 июля. (№ 54). – Отд. неоффиц. – С. [3–4]; 21 июля. (№ 55). – Отд. неоффиц. – С. [3–4]; 25 июля. (№ 56). – Отд. неоффиц. – С. [1–2]; 28 июля. (№ 57). – Отд. неоффиц. – С. [3–4]; 1 авг. (№ 58). – Отд. неоффиц. – С. [3–4]; 4 авг. (№ 59). – Отд. неоффиц. – С. [3]; 8 авг. (№ 60). – Отд. неоффиц. – С. [3].
22. Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска : XIV. Церкви Покровского монастыря : 1. История Благовещенской церкви // СЕВ. – 1898. – № 20 (15 окт.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 1–8); № 21 (1 нояб.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 9–15).
23. Симбирский Покровский монастырь : (Рукопись), доставленная в 1816 году графу Н. П. Румянцеву архимандритом Порфирием) // Симбирская церковная старина / под ред. А. Ф. Жукова. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1915. – Вып. 2. – С. 9–11.
24. Закрыть синагогу и монастырскую церковь : [Собрание родителей учащихся 6-й об’единенной ж. д. школы в количестве свыше 100 чел. <…> вынесло резолюцию: ходатайствовать перед горсоветом о закрытии синагоги, помещающейся около школы, и церкви быв. мужского монастыря…] // Пролетарский путь. – 1929. – 15 дек. (№ 290). – С. 3.
25. Требование масс удовлетворено : Постановление горсовета от 3 мая о закрытии трех церквей : [о закрытии Вознесенского собора, Богоявленской церкви и церкви бывш. мужского монастыря] // Пролетарский путь. – 1932. – 4 мая (№ 101). – С. 1.
26. Аржанцев, Б. Мужской Покровский монастырь // Ульяновский комсомолец. – 1988. – 17 сент. (№ 38). – С. 10.
27. Гребенскова, Л. Мемориальная часовня // Симбирский курьер. – 1995. – 21 янв. (№ 8). – С. 1. Благовещенская церковь 38 Храмы Симбирска
28. Громова, Т. А. Богач и бедняк // Нотариальный вестник. – 2008. – № 2. – С. 62–63.
29. Сивопляс, И. Свято место пусто не бывает : [о Симбирском Покровском мужском монастыре] // Ульяновск сегодня. – 2013. – 19 апр. (№ 34). – С. 15.
† †
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
30. Дело о смерти священника Симбирского Покровского мужского монастыря Н. Милонова. 20 июня – 22 июня 1890 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 3. Д. 404. ЛЛ. 1–5.
- (1) см.: Гребенскова, Л. Мемориальная часовня // Симбирский курьер. – 1995. – 21 янв. (№ 8). – С. 1.
- (2) В некоторых современных публикациях утверждается, что Покровский монастырь находился «на местенынешнего села Баратаевка» (см.: Костин, Н. Засвияжский детский приют // Ульяновская правда. – 2000. –1 июля (№ 112/113). – С. 9). Это не так. В действительности Покровский (Благовещенский) мужской монастырь имел «только луга при дер. Баратаевке» и то только до 1782 г., т. к. «в этом году в них вступился тогдашний Симбирский наместник князь Петр Михайлович Баратаев» («15 лет продолжалось это дело и луга остались за Баратаевым». Источ.: [Арнольдов, М.]. Симбирский Покровский монастырь // Материалы для истории и статистики Сибирской губернии. Вып. 1. – Симбирск : Губ. тип.,1866. – С. 97).
- (3) см.: Невоструев, К. И. Описание Симбирскаго Покровскаго монастыря, что ныне архиерейский дом. – Симбирск : Симб. губ. тип., 1870. – С. 2. По другим данным, «Новая благовещенская церковь была освящена 3 января 1698 года» (источ.: Яхонтов, А. К. Церкви Покровскаго мужскаго монастыря гор. Симбирска : (Ист.-археолог. описание). – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 2).
- (4) С годами и обстоятельствами количество приделов менялось. См.: 1) Из Описи Благовещенскаго мужескаго монастыря от 1739 г. следует: «В том монастыре каменнаго строения церковь 1, в ней престолов 4» (источ.: Холмогоров, В. Материалы для истории Симбирского края до второй половины XVIII века (Описание Синбирской и Карсунской десятин Патриаршей области). – Симбирск : Тип. И. С. Хапкова, 1898. – С. 140);2) «Каменный храм построен в 1722–1723 годах; престолов в нем четыре: главный в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, в приделах в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Московских Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и престол на верху под колокольней во имя св. благовернаго князя Александра Невскаго» (источ.: Баженов, Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года : с прил. геогр. карты Симбир. епархии. –Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1903. – С. 367).
- (5) «Вместо деревянной церкви Муромцев выстроил в 1722 г. каменную и кроме того поставил каменную колокольню». Источ.: [Арнольдов, М.]. Симбирский Покровский монастырь // Материалы для историии статистики Сибирской губернии. Вып. 1. – Симбирск : Губ. тип.,1866. – С. 96 (сноска (*)).
- (6) В одной из публикаций (см.: Громова, Т. А. Богач и бедняк // Нотариальный вестник. – 2008. – № 2. – С. 62–63) встретилась фраза: «… вскоре была воздвигнута колокольня, с западной стороны которой был сделан <…> придел во имя Всех Святых». Это не так. В действительности не с западной стороны колокольни, а с западной стороны церкви. Видимо, автор просто неправильно интерпретировал оригинальный текст: «… на западной стороне он построил каменную же колокольню, предположив под ней (если и не устроив) придел во имя Всех Святых» (см.: Невоструев, К. И. Описание Симбирскаго Покровскаго монастыря, что ныне архиерейский дом. – Симбирск : Симб. губ. тип., 1870. – С. 3), либо: «При церкви на западной стороне он построил каменную колокольню, сделав в ней придел во имя Всех Святых» (см.: Яхонтов, А. К. Церкви Покровскаго мужскаго монастыря гор. Симбирска : (ист.-археолог. описание). – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 3)
- (7) Боевые часы (или Битьи часы; архит.) – часы, издающие мелодичные удары (или музыкальный звон )через определённые промежутки времени
- (8) «…Благовещенская, очень красивая, очень редкая по архитектуре: она была построена “под колокол”, потом синод запретил строить такие церкви, потому что они рушились, но наша простояла 200 с лишним лет». Источ.: Гребенскова, Л. Мемориальная часовня // Симбирский курьер. – 1995. – 21 янв.(№ 8). – С. 1.
- (9) см.: Мелешкина, К. В. Благовещенские храмы Симбирска-Ульяновска // Розовские чтения : Материалы Шестых духовно-познавательных чтений / под ред. Е. Г. Сковиковой. – Ульяновск : Издатель Качалин А. В.,2014. – С. 80.
- (10) см.: Невоструев, К. И. Описание Симбирскаго Покровскаго монастыря, что ныне архиерейский дом. –Симбирск : Симб. губ. тип., 1870. – С. 7.
- (11) Евстафий (?–1812) – архимандрит Покровского (Благовещенского) мужского монастыря в 1803–1805 гг.и в 1805–1812 гг.
- (12) см.: Невоструев, К. И. Описание Симбирскаго Покровскаго монастыря, что ныне архиерейский дом. – Симбирск : Симб. губ. тип., 1870. – С. 7.
- (13) Надежда Ивановна Куроедова (урожд. Аксакова, 1747–1804) – благодетельница Покровского монастыря, жена надворного советника Михаила Максимовича Куроедова (1717–1792), родственница писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859).
- (14) Филогранная (или Филигранная; устар.) – сделанная с большим мастерством, с особым вниманием к тонким деталям.
- (15) Фермуар (фр. Fermoir (рус. Застёжка), от фр. Fermer – закрыть, запирать; устар.) – ожерелье из драгоценных камней с застёжкой.
- (16) Ныне село Большое Нагаткино, районный центр Цильнинского р-на Ульяновской обл.
- (17) Убрус (от церк.-слав. Бръснти, брысати – тере́ть; церк., в иконописи) – полотенце, элемент иконы (или фрески).
- (18) Список (устар.) – то же, что и копия.
- (19) Ныне село Тагай в Майнском р-не Ульяновской обл.
- (20) Ныне с. Копышовка в Майнском р-не Ульяновской обл.
- (21) Муромцев Пётр Иванович (?–1728) – подъячий Симбирской приказной избы. Начал карьеру в 1680-х гг.с «кормления пером» в артели площадных подъячих. В начале XVIII в. перешёл на государственную службу. Долгие годы заведовал крепостной книгой в Симбирской приказной избе, а затем – в Симбирской воеводской канцелярии. Один из богатейших симбирских помещиков того времени.
- (22) Так в тексте. По другим данным: Евдокия Петровна Писарева (урожд. Жадовская, ?–1809), жена капитана (источ.: Скала, А., протодиакон. Симбирский Покровский некрополь : Кладбище Симбирского Покровского мужского монастыря (XVIII – XX вв.). – Ульяновск : Печатный двор, 1997. – С. 115)
- (23) Вынизать (устар.) – украсить (или изготовить низанием).
- (24) см.: Невоструев, К. И. Описание Симбирскаго Покровскаго монастыря, что ныне архиерейский дом. –Симбирск : Симб. губ. тип., 1870. – С. 7–10.
- (25) см.: Служебник. – Москва : Печатный двор, 31 августа 1655 (7163).
- (26) см.: Рез. Закрыть синагогу и монастырскую церковь // Пролетарский путь. – 1929. – 15 дек. (№ 290). – С. 3.
- (27) см.: Сведения в Средневолжское Краевое Административное Управление о действующих и закрытых религиозных обществ[ах] и церкв[ах] по городу Ульяновску и районам Ульяновского округа на 1 апреля 1930 года и на 20 июня 1930 года // ГАУО. Ф. 1050 (Административный отдел исполнительного комитета Ульяновского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Ульяновск Ульяновского округа Средневолжской области). Оп. 1. Д. 116. Л. 4 об.
- (28) см.: Список архитектурных памятников Ульяновской губернии, состоящих на учете музейного отдела Главнауки НКП, к ноябрю 1927 г. // ГАУО. Ф. Р-966 (Ульяновский губернский художественный музей г. Ульяновск Ульяновской губернии). Оп. 1. Д. 37. Л. 279
- (29) см.: Материалы о снятии колоколов и закрытии церквей в г. Ульяновске (протоколы, выписки из протоколов, списки церквей). 15 декабря 1929 г. – 3 июня 1930 г. // ГАУО. Ф. Р-634 (Исполнительный комитет Ульяновского городского Совета народных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 278.Л. 66.
- (30) Иосиф Смоленский (?–?) – архимандрит (в 1800–1803 гг.) Покровского (Благовещенского) мужского монастыря. Во вторник 11 [23] августа 1803 г. был переведён настоятелем в ставропигиальный второклассный Крестовоздвиженский Бизюков монастырь (упразднён в 1803 г.).
- (31) Кошт (от польск. Koszt – расходы; устар.) – расходы на содержание, пропитание, иждивение; средствана жизнь.
- (32) см.: Петров, С. Б. Судьба симбирских колоколов // СЕВ. – 1994. – № 2. – С. 58.
- (33) см.: Документы о передаче в бесплатное пользование церкви Покровского мужского монастыря обществу верующих граждан (договор, списки верующих и служителей культа, опись имущества церкви, переписка, акты). 19 марта 1923 г. – 10 февраля 1931 г. // ГАУ. Ф. Р-1050 (Административный отдел исполнительного комитета Ульяновского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Ульяновск Ульяновского округа Средневолжской области). Оп. 1. Д. 14. Л. 2.
- (34) В некоторых современных публикациях фамилию купца ошибочно пишут как Шанин (см.: Улица Гончарова / [авт.-сост. А. Ю. Шабалкин]. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2015. – С. 114). Купец 1-й гильдии и мастер-литейщик Гаврила Афанасьевич Шамин (?–?) – владелец колокольного завода, на котором 28 июля [8 августа] 1785 г. был отлит 800-килограмовый колокол для усадебной двухэтажной каменной церкви (архит. Василий Иванович Баженов (1737 (или 1738) – 1799)) графа Ивана Григорьевича Орлова (1733–1791), находившейся в заволжском с. Головкино (ныне не существует). Спустя 189 лет (в 1974 г.) этот колокол был установлен в специально построенную четырёхгранную стилизованную башенку, завершённую шатровой крышей с металлическим флюгером, над угловой частью здания, в котором ныне располагается Историко-мемориальный центр-музей И. А. Гончарова (адрес: г. Ульяновск, ул. Гончарова, 20).
- (35) см.: Петров, С. Б. Шамин Гаврила Афанасьевич // Ульяновская-Симбирская энциклопедия ; в 2 т. – Т. 2 :Н–Я. – Ульяновск : Симбирская книга, 2004. – С. 437.
- (36) см.: Требование масс удовлетворено : Постановление горсовета от 3 мая о закрытии трех церквей : [о закрытии Вознесенского собора, Богоявленской церкви и церкви бывш. мужского монастыря] // Пролетарскийпуть. – 1932. – 4 мая (№ 101). – С. 1. См. тж.: 1) Протоколы заседаний малого президиума горисполкома с приложениями к ним (доклад, резолюции). 11 января – 29 августа 1932 г. // ГАУО. Ф. Р-634 (Исполнительный комитет Ульяновского городского Совета народных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1.Д. 607. Л. 1; 2) Дело о закрытии церквей в Ульяновске. 14 апреля 1932 г. – 2 апреля 1934 г. // ГАУО, Ф. Р-634 (Исполнительный комитет Ульяновского городского Совета народных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 682. Л. 100.
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979История новогодних игрушек: чем украшали ёлку и где ульяновцам научиться делать фигурки из ваты
Без рубрики, 1.1.1648