В переводе с мордовского языка это «место, поросшее тальником» или по другой версии «далёкое место в лесу, глушь» (165) (Барашков В. Ф. Указ. соч. С. 54–55; Козлов А. Н. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 05.10.2014 г. в г. Ульяновске. С. 1).
Есть ещё одна версия, согласно которой название происходит от слова «боть» — одномачтовое речное грузовое судно (Ставрополь и Ставропольский уезд. 18–20 вв. Сборник документов и статей. Тольятти, 1998. С. 235). Правда, она не учитывает факт проживания в этих местах с древних времён мордовского населения, поскольку слово русское.
И в самом деле, одно из немногих поселений мордвы, в прошлом удельных крестьян, не знавших крепостной зависимости, сейчас представляется нам далёким и загадочным. Подавляющая часть жителей даже современного Чердаклинского района Ульяновской области, где село находилось до затопления Куйбышевским водохранилищем, ничего не знают о нём. О Ботьме (до 1917 г. иногда писали «Батьма») нет даже небольшой статьи в региональной энциклопедии. А ведь это было большое село, с красивой каменной церковью. Оно не отличалось такой богатой историей, как соседнее Архангельское, и всё же забыто незаслуженно.
Слово «Потьма» («Ботьма», «Батьма») нередко встречается в названиях населённых пунктов и рек Поволжья, в том числе Ульяновской области (Потьма — село и река в Карсунском районе, Ботьма — река в Старомайнском и Чердаклинском районах, ныне затоплена водохранилищем) и Республики Мордовия. Топонимы и гидронимы часто имеют глубокие исторические корни, а финно-угорский этнос является одним из древнейших на данной территории. На старых картах видно, что около села протекала река Ботьма, по которой, видимо, оно и было названо. Первое упоминание о ней относится к 1630‑м гг. (166) (Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Смоленск, 2003. С. 328). Поэтому перевод «место, поросшее тальником» наиболее близок к реальности, поскольку именно вдоль берегов небольших рек в изобилии рос тальник — небольшая кустарниковая ива, любящая воду. К югу от Ботьмы находилась обширная терраса с болотами, в низинах покрытых кустарником. С севера к селу примыкало озеро с таким же названием. В 4,5 км к югу от него рос широколиственный лес. Поэтому ясно, что в окрестностях Ботьмы хватало тальника, да и лес был не так далеко (близлежащий лес скорее всего вырубили за время существования села — на карте 1780 г. лес примыкает с юга прямо к нему). Так что обе версии происхождения названия поселения вполне оправданы.
Когда же появилась деревня Ботьма? Доступные источники пока не дают ответа на этот вопрос. Одним из немногих документов, в котором есть хотя бы какая‑то информация — это труд Е. И. Чернышёва. Читаем в нём: «Очень крупное владение со второй половины XVI века имели Яков и Федор Асановы по реке Уреню — Атабаевский луг с деревнями Ботьма и Старая Майна. Яков Васильевич Асанов получил на это владение грамоту 7105 (1597 г.), по которой он унаследовал от отца своего, служилого татарина, бортный ухожей, бобровые гоны и рыбные ловли за Камой рекой по Ногайской стороне, ниже Тетюш, и по Майне реке» (167) (Чернышёв Е. И. Указ. соч. С. 281). Здесь главный вопрос — то ли самое это поселение, о котором я пишу? Пока ответа на него нет. Но если эта информация подтвердится, то деревни Ботьма и Старая Майна окажутся одними из старейших поселений современного левобережья Ульяновской области (если брать период после завоевания Казанского ханства).
Большой интерес представляют сведения начальника Куйбышевской археологической экспедиции (она вела изыскания в зоне затопления) А. П. Смирнова. Хронологически исследования КАЭ ограничивались концом XVI — началом XVII вв., когда возникали русские деревни. А. П. Смирнов указывал, что в Ульяновской области «К их числу надо отнести селище близ д. Палицина и между Б. Палициным и Сосновкой, продолжавшее существовать и позднее, в XVIII–XIX вв. Такие же селища открыты близ Архангельского, Ботьмы и Головкина» (168) (Смирнов А. П. Древняя и средняя история Ульяновского края… С. 27). Однако эта информация тоже не даёт точного ответа на вопрос о времени основания поселения, к тому же её сейчас нельзя уточнить и дополнить. По словам того же А. П. Смирнова, в X–XIII вв. близ Ботьмы находилось земледельческое селище типа небольшой заимки* (169) (Там же. С. 21–22).
На одной из самых ранних карт — карте Симбирского наместничества 1780 г. между Репьёвкой (Архангельским) и Головкиным показана деревня Ботма. Но в Российском атласе 1745 г. в интересующем меня районе указано только два села — Репьёвка (Архангельское) и Сосновка. Конечно, полной уверенности в том, что хотя бы мелкого селения не было уже в то время, нет.
Ботьма как мордовское село, в котором проживали дворцовые, а затем удельные крестьяне, отличалась от соседних русских помещичьих поселений. Об этом писал и Д. И. Алексеев: «Только в двух ближайших населённых пунктах говорят иначе (по сравнению с Архангельским, Сосновкой, Юрманкой, Ерзовкой, Петровкой, Юрьевкой, Головкиным, Кремёнками и др. — Е.А. Б.): в Алексеевке (южнорусский говор) и Ботьме (мордовское село)» (170) (Алексеев Д. И. Указ. соч. С. 15).
Сильно осложняет изучение истории села маленькое количество архивных источников. Все сведения по дореволюционному периоду Ботьмы хранятся в Центральном государственном архиве Самарской области. Это всего лишь 8 дел, в которых есть хоть какая‑то информация. Из них в 5 малозначительные материалы — по делу об утверждении в правах наследства крестьянина д. Ботьма Прокофьева, переписка с мировым посредником о выселении крестьянина Рязанова, о страховании недвижимого имущества Е. П. Виатковской и т. д. В Государственном архиве Ульяновской области Ботьма кратко упоминается в архивных делах, касающихся процесса переселения из зоны затопления Куйбышевской ГЭС, а более подробно — лишь в одном деле 1941 г. Кроме того, в нём хранится несколько десятков небольших дел Ботьминского сельсовета за 1919–1933 гг. (фонд Р‑2690).
В 1914 г. Ботьма входила в Архангельскую волость Ставропольского уезда Самарской губернии. По карте 1940 г. она находилась в 23 км к северо-востоку от Ульяновска, самыми близкими поселениями были деревня Ерзовка (1,1 км) и село Архангельское (4 км). Подробное описание изменений в административно-территориальном делении этого района есть в статье об Архангельском, поэтому здесь я не буду говорить о нём.
Самые ранние доступные сведения о количестве населения Ботьмы относятся к 1859 г., когда в удельной деревне при одноимённой реке было 95 дворов и 681 житель, в 1910 уже в селе — соответственно 222 и 1202 (примерно в 2 раза меньше соседнего Архангельского) (171) (Самарская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 года… С. 111; ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 191. Л. 18). Общее количество населения селений Архангельское, Ботьма и Юрманка в 1952 г. составляло 1605 человек (996 дворов) (172) (ГАУО. Ф. Р‑3037. Оп. 1. Д. 8. Л. 142). На расстоянии 1 км находилась деревня Ерзовка.
Мне удалось найти единственного человека — жителя Ульяновска А. Н. Козлова, предки которого жили в Ботьме. Он рассказывал:
«Моя бабушка (мамина мама) Мария Петровна родилась 20 марта 1902 года (старого стиля) в селе Ботьма. Родителей звали Пётр Павлович и Пелагея Денисовна Ферапонтовы. Пётр Павлович жил в достатке, у него всегда водились деньги. Был он жадноват. Его племянница — Матрёна Резонова вспоминала, как она с сестрой Марусей лазили в его сундучок смотреть ассигнации. В семье была ещё старшая сестра бабушки — Анна 1898 года рождения и младший брат Иван. Пелагея Денисовна умерла ещё до революции, и прадед женился во второй раз. Дети от первого брака «отошли на второй план». По рассказам Марии Петровны, перед революцией она ходила пешком в Иерусалим. Гражданская война запомнилась так: «… одни солдаты пришли, потом другие, опять эти, затем ещё какие‑то. Мы тогда и не понимали: белые, красные…». 5 января 1925 г. она вступила в брак с Буканиным Фёдором Сергеевичем. Судя по тому, что в книгах памяти жертв Великой Отечественной войны и политрепрессий эта фамилия в Ботьме не встречается, он был пришлым, вроде бы русским. Так как националы выдавали своих дочерей за представителей своей национальности можно вывести, что бабушка была не особо нужна своим родственникам (дочь от первого брака), а дед не являлся завидным женихом. Да и что делать было русскому человеку в мордовской деревне. В том же году у них родился первенец Михаил. В 1938 году Буканины получили паспорта и устроились на патронный завод имени Володарского. Исходя из документов, они продолжали жить в селе. 24 августа 1940 года там родилась моя мама Клавдия Фёдоровна. Только после этого семья окончательно переехала жить на Верхнюю Часовню. Прадед с новой семьёй до конца жизни жил в селе. Знаю, что родственниками нашими являются ещё Диковы. К сожалению, ни фотографий, ни адресов жителей села у меня не сохранилось» (173) (Козлов А. Н. Воспоминания… С. 1).
В первой половине 1950‑х гг. Ботьма оказалась в зоне затопления Куйбышевской ГЭС, и начался Великий исход. Основная часть её жителей уехали в сёла Архангельское, Чердаклы, посёлок Ленинский (Рыбацкий, ныне в черте Заволжского района Ульяновска) и на новую площадку Верхняя Часовня, где люди некоторое время жили в землянках и полуземлянках (современная Нижняя Терраса в Ульяновске) (174) (Бурдин Е. А. Волжская Атлантида… С. 236–237; ГАУО. Ф. Р‑634. Оп. 1. Д. 2232. Л. 3).
Интересные воспоминания о местности в районе подлежащих эвакуации поселений, в том числе и Ботьмы, оставил А. Горбунов (начало 1950‑х гг.):
«…пришлось с рейкой и топором прошагать по заливным лугам (будущему дну Куйбышевского моря) от села Сосновки до села Головкино, в составе топографического отряда. Местность левобережья наносилась на карту, а с правой стороны Волги за лесом на крутом берегу Волги виднелось село Ундоры. Приходилось преодолевать множество озёр и стариц*, непроходимые лесные заросли, пробираться там, где человек никогда, наверное, и не бывал. Это было необходимо, ведь на карту надо было занести весь рельеф донной местности будущего водохранилища. До сих пор остались в памяти красота и величие лесных озёр с экзотическими названиями: Саян, Кольчужное, Татарское, Песчаное и многих других. По всей территории лугов текли две небольшие, похожие на Свиягу речки Бикуль и Ботьма с чистейшей холодной водой. Что интересно, недалеко от посёлка Октябрьский эти две речки пересекались, продолжая своё течение в сторону Волги. Это место так и называлось — Кресты. До августа 1956 года все работы по подготовке русла (дна) будущего водохранилища проходили на моих глазах и остались в памяти. Уничтожался лес пойменных лугов. То, что не успевали вывозить, зарывали бульдозерами в глубоких канавах-старицах. Мелколесье и кустарники срезали под корень трактора-кусторезы, сгребали в кучи и сжигали. Кто‑то радовался приходу большой воды, приходу электричества в дома крестьян (а это было, пожалуй, главным козырем), но основная масса жителей всех сёл без исключения горько сожалели о происходящем» (175) (Горбунов А. Как всё начиналось // Мономах. 2007. № 4. С. 14–15).
В августе 2014 г. в ходе первой в истории Ульяновской области уникальной подводной экспедиции было проведено обследование акватории Куйбышевского водохранилища на месте затопленного села, но обнаружить остатки фундамента Никольской церкви не удалось. Зато его получилось найти в январе 2015 г. при помощи специального подводного робота с видеокамерой. Ленточный фундамент довольно хорошо сохранился.
Дивный храм
Каменная Никольская церковь была построена сравнительно поздно — в 1907 г. Службы в ней начались с 1910 г. Храм имел красивые и гармоничные архитектурные формы, и декоративные элементы. Был закрыт в 1941 г., взорван в 1955 г. перед созданием Куйбышевского водохранилища (176) (См. подробнее в книге «Затопленные святыни Симбирского-Ульяновского края»).
6 памятных дат и уникальных фактов истории села
1) вторая половина XVI в. — предположительное время основания Ботьмы (эта гипотеза требует проверки);
2) село отличалось от соседних русских селений — по национальности (мордва) и социальному статусу (дворцовые, и потом удельные крестьяне);
3) главной архитектурной и духовной доминантой для жителей Ботьмы с 1907 г. была каменная Никольская церковь; службы в ней начались с 1910 г.; имела красивые и гармоничные архитектурные формы, и декоративные элементы; закрыта в 1941 г., взорвана в 1955 г.;
4) в 1910 г. в селе были церковь, две школы — земская и церковно-приходская, одна ветряная мельница;
5) в 1952–1955 гг. большая часть жителей Ботьмы переселилась из зоны затопления на новое возвышенное место, в новый хозяйственный центр — село Архангельское, а также в с. Дмитриево-Помряскино и п. Ленинский;
6) в августе 2014 г. в ходе первой в истории Ульяновской области уникальной подводной экспедиции было проведено обследование акватории Куйбышевского водохранилища на месте затопленного села, но безрезультатно; в январе 2015 г. с помощью специального робота и видеокамеры удалось найти хорошо сохранившийся фундамент Ботьминского храма.
Материал из книги Бурдин Е.А. Книга «Замечательные поселения Ульяновского левобережья: страницы истории и культурного наследия»
Оглавление
Введение 5
Глава 1. Замечательные поселения Старомайнского района 7
1.2. Село Волжское (Старая Грязнуха) 15
1.3. Посёлок городского типа Старая Майна (Богоявленское) 22
1.4. Село Головкино (Вознесенское) 37
Глава 2. Замечательные поселения Чердаклинского района 59
2.2. Село Архангельское (Репьёвка) 63
2.3. Село Сосновка (Троицкое) 82
2.4. Часовня, Канава и Королёвка (заволжские слободы Симбирска-Ульяновска) 89
2.5. Село Красный Яр 97
2.6. Село Крестово-Городище (Рождественское) 111
2.7. Село Кайбелы (Ильинское) 130
2.8. Село Тургенево (Богоявленское) 141
2.9. Село Белый Яр 165
Глава 3. Замечательные поселения Мелекесского района 189
3.1. Село Табурное 189
3.2. Село Бирля 192
3.3. Село Кондаковка 198
3.4. Село Никольское-на-Черемшане 202
3.5. Село Кротково-Городище (Архангельское) 226
3.6. Село Ерыклинск 235
3.7. Село Приморское (Грязнуха) 259
3.8. Село Чувашский Сускан 266
Заключение 278
Библиографический список 282
Список сокращений 295
Словарь 297
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979История новогодних игрушек: чем украшали ёлку и где ульяновцам научиться делать фигурки из ваты
Без рубрики, 1.1.1648