Бывшее волостное село оправдывает своё современное название, поскольку выглядит сейчас несовременно и непрезентабельно. Новые здания преимущественно советской постройки не впечатляют своей архитектурой, а уцелевшие старинные здания находятся не в самом лучшем состоянии. Старая Майна в значительной степени утратила свои колорит и цельность после создания в 1957 г. Куйбышевского водохранилища, когда значительная часть селения ушла под воду, а оставшаяся историческая застройка стала подтапливаться грунтовыми водами. В известной мере неприглядность райцентра сглаживается красивой природой (вернее, тем, что от неё осталось), в том числе заливом. Ещё остались люди, которые изучают и бережно хранят историю родного места — среди них выделяется краевед Юрий Николаевич Мордвинов. Эта история настолько насыщенна и богата, что до сих пор исследователи открывают всё новые и новые уникальные и просто интересные факты.
Посёлок городского типа Старая Майна находится на берегу одноимённого залива Куйбышевского водохранилища, в 61 км к северо-востоку от центра Ульяновска (по прямой — 49 км). Ныне он является центром муниципального образования «Старомайнский район», в который сейчас входят кроме райцентра Большекандалинское, Жедяевское, Краснореченское, Матвеевское, Прибрежненское и Урайкинское сельские поселения. После череды переходов из одной административно-территориальной единицы в другую в 1861 г. в составе Ставропольского уезда Самарской губернии была создана волость* с центром в селе Старая Майна(53 ) (Мордвинов Ю. Н. Указ. соч. С. 79). И только с 1943 г. Старомайнский район вошёл в только что образованную Ульяновскую область.
В отличие от других сельских поселений, документы по истории современного райцентра сохранились неплохо, хотя разбросаны и находятся как в ульяновских, так и самарских архивах. Закономерно, что практически все дела по дореволюционной истории Старой Майны хранятся в Центральном государственном архиве Самарской области (ЦГАСО; всего 97 дел вплоть до 1928 г., а также 46 церковных документов в 46 делах за 1848–1914 гг.), а по советской — в основном в Государственном архиве Ульяновской области (это преимущественно фонд Р‑1469 с десятками дел Старомайнского райисполкома за 1926–1965 гг. (54) (Историческая справка из описи 2: в 1928 г. по новому районированию Поволжья была упразднена Ульяновская губерния и образована Средневолжская область с центром в г. Самаре (14 мая 1928 г.). В составе области образовали 8 округов, в т. ч. Ульяновский, в нем — 15 районов, в т. ч. Старомайнский. 28 июля 1930 г. Ульяновский округ ликвидировали и Старомайнский район вошел в состав Чердаклинского района Куйбышевского края. 5 февраля 1935 г. утвердили новое районирование Куйбышевского края. В него вошел и Старомайнский район, был образован Старомайнский районный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, с 1939 г. — депутатов трудящихся. Исполком подчинялся: с 1928 по 1930 гг. Средневолжскому облисполкому, с 1935 по 5 декабря 1936 г. — Куйбышевскому крайисполкому, а с 5 декабря 1935 — Куйбышевскому облисполкому. Л. 1. Историческая справка к описи 3: в 1943 г. район вошёл в состав Ульяновской области, в него вошло 17 сельсоветов, переданных из Чердаклинского района. Л. 1). Пожалуй, это самое большое количество источников по истории прибрежных селений современного ульяновского Заволжья.
Интересная историческая справка о поселении содержится в полном географическом описании России 1901 г.: «В 8 верстах выше устья на Майне стоит уже село Самарской губ. Ставропольского уезда Старая Майна. Село получило начало в 1670 г., когда московское правительство, для защиты от набегов кочевников русского населения, начавшего колонизовать Заволжье, решило построить несколько острогов на рр. Утке и Майне. Майновский острог* имел 900 сажень (1,92 км — Е.А. Б.) в длину и 200 в ширину (0,43 км — Е.А. Б.); окружность его равнялась 2200 саж. (4,7 км — Е.А. Б.). В остроге было 12 башен глухих и 6 проездных. Вокруг острога был выкопан ров, за городом подле слободы со степной стороны поставлен был острог. В отличие от других, возведённых здесь городов, в Майне были устроены приказная и съезжая избы, и назначен был воевода. Ныне в селе, имеющем до 3 тыс. жителей, есть церковь, волостное правление, почтово-телеграфная контора, врачебный пункт, частная аптека, школа и большая хлебная пристань, на которую свозится хлеб из трёх соседних уездов Самарской губ. и двух — Казанской губ. В 1897 г. с пристани было отправлено свыше 600 тыс. пуд. (9.8 тыс. тонн — Е.А. Б.) хлеба. При селе расположена большая мукомольная мельница Першина. Около села есть Майновское городище, обыкновенно называемое «Городок». Оно расположено на вытянутом мысу, имеющем правильную трёхугольную площадку, возвышающуюся над уровнем р. Майны около 85 футов (26 м — Е.А. Б.). Близ Ст. Майны, в имении Застенном существует конско-рысистый завод Павлищевых» (55) (Россия. Полное географическое описание… Том VI… С. 385).
Торговое значение села выделил ещё Т. Г. Масленицкий (1780 г.): «В Майне находится судовая пристань, где грузится хлеб и отправляется вниз до Астрахани» (56) (Масленицкий Т. Г. Топографическое описание Симбирского наместничества. 1780 г. URL: http://ulrgo.ru/region/elibrary/. С. 54 (дата обращения: 11.06.2015)).
Официально принято считать, что село было основано в 1670 г., когда по указу царя Алексея Михайловича здесь составили план и смету для сооружения Майнского острога. Однако по версии того же Ю. Н. Мордвинова, примерная дата основания поселения — 1655 г. (57) (Мордвинов Ю. Н. Указ. соч. С. 85, 87). Именно тогда игумен Костромского Богоявленского монастыря Герасим нашёл в этих местах свободные земли. Основной аргумент данной гипотезы — совпадение названий монастыря и нового села — Богоявленское. Но постоянное население появилось здесь лишь после возведения острога, служившего сравнительно надёжной защитой от разбойников и кочевников. Почему‑то почти никто из историков до настоящего времени не обращал внимания на работу Е. И. Чернышёва, посвящённую писцовым книгам Казанского ханства, в которой деревня Старая Майна упоминается под 1597 г. (58 ) (Чернышев Е. И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Археология и этнография Татарии. Вып. 1. Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья, Казань, 1971. С. 281). Однако достоверность указанной даты нуждается в подтверждении.
Ещё в 1950‑е гг. авторитетный филолог Д. И. Алексеев сделал вывод о том, что говор жителей многих прибрежных сёл Старомайнского района (Головкино, Кремёнки и т. д.) — севернорусский, владимирско-поволжской группы (59) (Алексеев Д. И. Говор села Архангельского Чердаклинского района Ульяновской области: дисс. канд. филол. наук. Куйбышев, 1952. С. 15). Не противоречат этому и сведения Ю. Н. Мордвинова. Современные учёные поддерживают данный тезис и по отношению к самой Старой Майне, хотя и отмечают черты южнорусского влияния на владимирско-поволжскую основу (летом 2012 и 2013 гг. в Старой Майне и некоторых других селениях района работала полевая филологическая экспедиция из Санкт-Петербургского государственного университета во главе с Я. В. Мызниковой; цель — сбор лексики по теме «Природа» для «Словаря русских народных говоров» (СРНГ) и «Лексического атласа русских народных говоров» (ЛАРНГ).
Во время работы по проекту «Культурное наследие зоны затопления Куйбышевской ГЭС на территории Ульяновской области» я несколько раз побывал в Старой Майне — в марте, мае и сентябре 2014 г. Серьёзную помощь в поиске исторических источников и консультациях оказали мне краевед Ю. Н. Мордвинов, директор Старомайнского краеведческого музея Марина Алексеевна Регентова и другие жители райцентра, неравнодушные к истории своей малой родины.
В 1855 г. в Богоявленском в 472 дворах проживал 2681 житель, в начале XX в. в 812 дворах — 4052 человека (60) (Мордвинов Ю. Н. Указ. соч. С. 88; Список населённых мест Самарской губернии. Составлен в 1910 году. Самара, 1910. С. 93). Перед образованием Куйбышевского водохранилища в 1952 г. общее количество населения села Старая Майна, деревни Нижняя Матросовка и посёлка им. Сталина равнялось 5031 человеку (744 двора) (61) (ГАУО. Ф. Р‑3037. Оп. 1. Д. 8. Л. 85). На 01.01.2014 г. в Старой Майне проживало 6,3 тыс. человек (62) (Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. М., 2014. С. 547).
В посёлке городского типа кроме государственных организаций и учреждений, множества магазинов и киосков находятся Богоявленский храм, районная больница, средняя школа, сельскохозяйственный технологический техникум, детский сад, Дом культуры, маслозавод, кирпичный завод (в 2013 г. его закрыли) и другие частные предприятия (всего зарегистрировано 746 государственных и частных организаций).
Несмотря на тот факт, что немалая часть исторического ядра Старой Майны ушла под воду в 1957 г., в селении осталось довольно‑таки много объектов культурного наследия регионального значения, среди которых — два памятника истории (здание торговой лавки, где работал писатель А. С. Неверов, начало XX в.; братская могила красных матросов, убитых в 1918 г.) и 16 памятников архитектуры и градостроительства XIX — начала XX вв., среди которых выделяются ансамбль Богоявленской церкви (1823 г.), усадьбы купцов Першина, Павлищева и т.д (63) (Сводный список объектов культурного наследия Старомайнского района Ульяновской области. URL: http://nasledie73.ulgov.ru/28/835/414.html (дата обращения: 24.05.2015)). Также в центре расположены монумент Славы и аллея Героев (9 уроженцев района, 2005), посвящённые участникам Великой Отечественной войны. В конце 2000‑х гг. в Старой Майне появился интересный памятник — бронеавтомобиль БА‑64 образца 1942 г., применявшийся советской армией с 1942 до начала 1960‑х гг.
Не буду утомлять читателя перечислением многочисленных улиц и переулков Старой Майны, отмечу лишь, что они, как и названия улиц в сёлах и деревнях района, почти не отражают богатую историю поселения, зато отражают советскую идеологию (улицы Революционная, Красногвардейская, Карла Маркса и другие), либо носят нейтральное название (улицы Волжская, Полевая, Льва Толстого и т. д.).
Величие древней истории
Территория Старой Майны и её окрестностей, а также района, даже после затопления значительной части земельных угодий Куйбышевским водохранилищем, представляет собой археологическое Эльдорадо. В плане насыщенности объектами культурного наследия и их ценности с рассматриваемой местностью может поспорить лишь Сенгилеевский район (если говорить только об Ульяновской области).
В официальном списке памятников археологии Старомайнского района (распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г.) содержится 4 объекта в районе Старой Майны (некоторые из них на расстоянии до 4,5 км от райцентра): 1) селище «Старая Майна 4» (3‑я четв. I тыс.); 2) поселение «Старая Майна 8» (кон. II тыс. до н. э.); 3) городище «Старая Майна» (3‑я четв., I–I-я II тыс.); 4) курган «Старая Майна» (2‑я пол. II тыс. до н. э.) (64) (Там же). Сейчас, по уточнённым подсчётам, в самом посёлке и его ближайших окрестностях расположено 23 археологических объекта, в том числе городище, селища, курган, острог, стоянки и местонахождения (65) (Научно-проектная документация достопримечательного места «Старая Майна». Т. 1. Кн. 2. Ульяновск, 2011. С. 2). Одним из последних был открыто место, где в конце XVII в. находился острог (южный берег Старомайнского залива, в 3 км северо-западнее Богоявленской церкви). Правда, эта версия пока не доказана, так как археологических раскопок и даже шурфовки на этом месте не проводилось.
За последние десятилетия на вышеуказанных памятниках и просто на берегу залива удалось обнаружить массу артефактов, начиная с палеолита-мезолита (XXV–VII тыс. лет назад) и заканчивая советской эпохой (середина XX в.). Однако научные археологические раскопки были предприняты только на территории Старомайнского городища, находящегося на расстоянии 4,5 км от райцентра. Всё остальное — это подъёмный материал, который трудно привязать к определённому культурному слою. Нужно учитывать и тот факт, что значительная, и притом, старейшая часть Старой Майны затоплена Куйбышевским водохранилищем, в силу чего её полноценное исследование провести уже невозможно. Этих аргументов вполне достаточно, чтобы признать — гипотеза о непрерывном развитии Старой Майны в течение 17 веков на данный момент не имеет под собой практически никаких серьёзных оснований. Плохо, когда политика и идеология довлеют над наукой. Вывод здесь простой — когда государство не хочет выделять деньги на фундаментальные, в т. ч. археологические исследования, и профессиональные учёные не имеют возможности проводить масштабные изыскания, в действие вступают различные силы, не имеющие ничего общего с современной наукой.
По мнению большинства учёных, в районе Старой Майны сходились сразу три крупных торговых пути: участок сухопутной дороги «из Болгара в Киев»; отрезок маршрута миссии багдадского халифа Муктадира к болгарскому царю Алмушу (путешествие Ибн-Фадлана); отрезок участка торгового водного пути по реке Майна «из Варяг в Арабы» (66) (Научно-проектная документация достопримечательного места «Старая Майна». Т. 1. Кн. 1. Ульяновск, 2011. С. 6). Если реальность первых двух не вызывает никаких сомнений и подтверждается источниками и артефактами, то существование последнего пути пока носит больше характер гипотезы. Однако некоторые исследователи делают особый акцент на том, что здесь была важная международная пристань, к которой приставали корабли скандинавов и булгар. Однако опять же отсутствует полноценная доказательная база её наличия.
Большой комплекс обнаруженных археологических находок иностранного происхождения свидетельствует в пользу наличия значительного торгового центра, возможно, международного масштаба. И тут есть два но: 1) достаточно посмотреть на военную карту 1942 г., чтобы усомниться в судоходности извилистой и неглубокой реки Майны, впадающей в Волгу через 7–8 км от села; об этом же говорят визит Екатерины II в близлежащее село Головкино, когда специально для неё углубляли протоку Волги (чтобы подплыть ближе к селу) и данные XIX — первой половины XX вв., по которым сама Старая Майна становилась крупной хлебной пристанью только в половодье — тогда глубина позволяла крупным судам подойти к ней вплотную, а в остальное время пристань находилась на самой Волге, в 7 км от села; 2) научный руководитель проекта «Подводное наследие России», океанолог, кандидат технических наук А. В. Лукошков доказал, что версия господства на русских водных путях скандинавских кораблей ничем не подтверждается; более того, морские суда викингов в силу конструктивных особенностей не могли плавать по северным рекам и прежней Волге, а относительно неплохо в наших условиях сохраняются корабли, начиная с рубежа XVI–XVII вв. Вместе с тем основная часть обнаруженных на севере России средневековых судов имеет сходство с кораблями западных славян, живших на севере современной Германии (похожи на восточнославянские речные ладьи?). К этой проблеме нужно добавить заиленность старых фарватеров Волги и её притоков, а также высокую финансовую затратность подводных поисков. Получается, что найти остатки даже небольших торговых судов вряд ли возможно. Поэтому в ближайшее время наличие средневековой пристани так и останется предположением.
В целом огромный интерес учёных Поволжья, России, да и мира, к Старомайнскому району далеко не случаен. К сожалению, по сравнению с археологами гораздо большую активность в последние 20 лет проявляют «чёрные копатели» — местные жители, гости из различных регионов и даже некоторые исследователи и политики. Отрадно, что наконец‑то уникальным культурным и природным потенциалом района заинтересовались и представители кинобизнеса. В августе 2012 г. на живописной базе агро-туристического комплекса «Русский берег» рядом со Старой Майной продюсерская кинокомпания «Golden Key Entertainmen» (режиссёр В. Р. Кильбург) снимала отдельные эпизоды документально-постановочного фильма формата BBC «Русь. От заката до рассвета»: прибытие иноземных купцов на стругах, торговую площадь в селении русов, водную баталию, а также похороны князя.
К настоящему времени завершена работа по постановке на государственную охрану достопримечательного места регионального значения «Старая Майна», определению его границ и режима использования земель. Эта территория включает часть акватории Старомайнского залива с прибрежными участками. Общая площадь достопримечательного места составляет 2120,16 га (21,2 кв. км), в том числе суша — 484,06 га, водные территории — 1636,1 га (16,36 кв. км) (67) (Достопримечательное место «Старая Майна». URL: http://nasledie73.ulgov.ru/28/1659.html (дата обращения: 21.05.2015)).
Богоявленское, Старая Майна тож
В. Ф. Барашков отмечал: «Поселения по реке Майне стали возникать ещё до основания Симбирска, в конце XVI столетия. Названо по реке и в отличие от других селений, появившихся позднее на этой реке» (68) (Барашков В. Ф. Указ. соч. С. 62). На территории современной Ульяновской области уже с конца XVI–XVII вв. такие названия имели две небольших речки в Барышском и Старомайнском районах. В. Ф. Барашков указывал, что «соответствия названию имеются в нарицательной лексике как финно-угорских, так и тюркских языков. Сравните: финно-угорское майнен — «землистый»; алтайское майнаж — «медвежий»; иранско-ягнобское майн — «кочевье, селение». Древнее финно-угорское майа употреблялось со значением «бобр, бобровый». А в некоторых тюркских языках ма — «вода, жидкость»; май — «водяной»; майн — «жидкий, текучий». С учётом особенностей древней и средней истории Средневолжья связь топонима Майна с одним из указанных нарицательных слов представляется допустимой» (69) (Там же. С. 47). Ю. Н. Мордвинов упоминал и о старорусском слове «майна» — так называли полынью или промоину в неподвижном льду (70) (Мордвинов Ю. Н. Указ. соч. С. 81). До сих пор среди местных старожилов бытует предание о том, что название реки и села произошло от слова «маяться», так как в прилегающих глухих лесах в старину скрывалось много беглых людей. Вероятно, церковный топоним (Богоявленское) появился всё‑таки позже гражданского (Старая Майна). Но эта версия требует проверки.
Богоявленский и Александро-Невский храмы
Первый из православных храмов появился в Старой Майне, вероятно, в конце XVII в. в остроге. С 1777 по 1857 гг. существовала деревянная Богоявленская церковь. В 1823 г. завершили строительство каменного Богоявленского храма (закрыт в 1933 г., ныне действующий), а в 1872 г. — каменного Александро-Невского, разрушенного в 1955 г. перед заполнением Куйбышевского водохранилища (71) (См. подробнее в моей книге «Затопленные святыни Симбирского-Ульяновского края»).
Филиал женского монастыря
В 1904 г. по ходатайству жителей Старой Майны распоряжением самарского епископа* Гурия в память царя-освободителя Александра II, для возношения молитв об его упокоении, было открыто подворье* Раковского Троицкого женского монастыря (72) (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913. С. 1529). Оно разместилось на участке земли площадью 27 десятин (29,5 га), пожертвованном сельчанами с постройками и торговой лавкой. На общественные средства возвели домовую церковь, снабдив её предметами внутреннего устройства и церковной утварью. По просьбе крестьян в подворье разрешили совершать крестный ход из Раковского монастыря с чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Впоследствии это возвышенное место напротив Старой Майны стали называть «Монастырская гора», а позже — «Коммунская гора».
Свято-Троицкий Раковский нештатный общежительный женский монастырь был основан в 1886 г. из существовавшей с 1862 г. общины примерно в 75 км от Самары (сейчас это Красноярский район Самарской области, посёлок Красный Городок) (73) (Там же. С. 1528–1529). Монастырь упразднили в 1917 г., сейчас на его месте находится Большераковский пансионат. Обитель отличалась большим количеством монахинь, уникальной золотошвейной мастерской, и особенно тем, что в нём находилась чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» (известно много случаев исцеления, например, тяжелобольного сына графа Шереметьева), явленная в 1666 г. саратовскому воеводе Кадышеву (сейчас образ хранится в Самарском Покровском кафедральном соборе). В состав монастыря входили каменный храм и школа.
После революции подворье у Старой Майны было преобразовано в трудовую общину. Перед её закрытием в 1928 г. произошло необычное явление: «На Успенье, 26 августа, как оказалось, на последний престольный в монастыре праздник, собравшиеся со всей округи на молебен люди невольно обратили внимание на то, что на праздник, считавшийся в народе проводами лета, необычно пышно расцвёл монастырский сад. В этой дивной безвременной красоте было что‑то тревожное, предупредительное, а может прощальное, ведь до закрытия женской обители оставались считанные дни…» (74) (Мордвинов Ю. Н. Указ. соч. С. 144).
Приведу полностью текст доклада членов Окружной комиссии Бычкова, Кузнецова и Меркулова фракции ВКП(б) Ульяновского Окрисполкома:
«29–31 октября мы выехали на место, ознакомившись и рассмотрев материал о Старо-Майнской монастырской общине, установили:
- Община существует около 30 лет. Со времени революции — 1917–1927 г. земля и имущество монастырской общины не национализировано.
- Община до 1924 г. пользовалась земельным наделом вместе с крестьянством села Старой-Майны.
- В 1924 г. во время производства дачи разверстания Старо-Майнского землепользования, община приобрела название «Трудовой общины» и получила самостоятельный земельный участок 221 гектар удобной земли и 78 гектаров неудобной…
- Способ ведения хозяйства и порядок управления… остался дореволюционный — женского монастыря. Состав общины подразделяется на привилегированный и низший обслуживающий персонал с сохранением всех монастырских традиций.
- Трудовая община состоит из 75 членов — монашек и возглавляется игуменьей — старой монахиней, казначеем и заведующим хозяйством, а также выделены особые заведывающие, как‑то столовой, руководитель полевыми работами, завцерковью и прочее, которые не несут никакого физического труда.
- В пользовании трудовой общины находится 7 лошадей, 3 жеребца, коров дойных 4, телят 6, быков племенных 1, овец 13, кур 30 и мертвый инвентарь…
- Община никакого кооперативного устава не имеет. Земельный участок использует далеко не полностью — одну треть сдает в аренду кулацко-зажиточной части крестьянства и ведение хозяйства ведет хищнически. Показательного-агрикультурного — для окружающего населения в трудовой общине абсолютно ничего нет. Обработка земли примитивная. Земля запущена-засорена. В хозяйстве… в открытой форме под видом оказания отдельными лицами помощи — монастырю как религиозной общине применяется наёмный труд.
- Основной источник существования трудовой общины слагается из нетрудовых доходов — заработков от религиозного культа. Сельское хозяйство является подсобным и стремлений к развитию последнего у общины нет. По сельскому хозяйству работу ведет — «черная кость» — батрачки-прислушники, около 40 человек.
- Необходимо констатировать, что отвод земельного участка и название «трудовая община» при землеустройстве в 1924 г. состоящей целиком из нетрудового элемента (служителей религиозного культа), которые не могут быть членами сельскохозяйственных объединений, также оставление земли и имущества Старо-Майнского женского монастыря не национализированными в 1918 г. — является, безусловно, незаконным.
- В связи с таким положением и учитывая малоземелье окружающего населения, существование трудовой артели в большей части крестьянства — главным образом бедняков и средняков вызывает возмущение и недовольство (8 сходов вынесли решения о закрытии монастыря).
Выводы: …1. Трудовую общину, как лжеобщину, ЛИКВИДИРОВАТЬ, изъяв от нее землю, живой и мертвый инвентарь и постройки (кроме церкви, церковных принадлежностей и личных вещей). 2. На земельном участке бывшего монастыря организовать сельскохозяйственную коммуну. Основным ядром коммуны считать «Молодую Гвардию». 3. Начать теперь же тщательный подбор в коммуну из батраков и бедняков (орфография и пунктуация частично выправлены — Е.А. Б.)» (75) (ГАУО. Ф. Р‑1624. Оп. 1. Д. 35. Т. 9. Л. 34–35). 13 ноября президиум Ульяновского губисполкома поддержал и утвердил приведённые выше предложения.
Монастырская гора сменила название и стала «Коммунской», здания монастыря, которыми пользовались коммунары и колхозники, перенесли в Старую Майну, в бывшей церкви разместили районный клуб, а другие строения приспособили под школу и жилые дома (76) (Мордвинов Ю. Н. Указ. соч. С. 146).
В 2007 г. на Коммунской горе началось сооружение нового храма Успения Пресвятой Богородицы (сейчас завершено). Здесь теперь находится частный агротуристический комплекс «Русский Берег».
- S. Существует легенда о привидении-женщине на Монастырской (Коммунской) горе. Рядом с ней находилось топкое клюквенное болото, где в царское время разбойники грабили и топили купеческие обозы. Также долго бытовало предание о монахе в Кокрятском лесу.
Исторические зарисовки
Здесь я приведу любопытную информацию из разных источников, которая касается Старой Майны. В знаменитом журнале «Отечественные записки» был описан необычный и курьёзный случай, произошедший в Старой Майне летом 1881 г.: «Но лучше всех, кажется, ставропольский исправник, Самарской губ., доносивший губернатору о рождении менее чем двухлетним мальчиком котят, о чем было рассказано не так давно в «Саратовском Дневнике», на основании подлинного дела, хранящегося в ставропольском полицейском управлении. Вот это историческое дело:
28‑го июля 1881 г., полицейский урядник 11‑го участка Ставропольского уезда, Мельников, донёс приставу 3‑го стана, г. К-ву, что утром того числа в с. Старой-Майне крестьянский мальчик Григорий Обжернов, менее 2‑х лет от роду, разрешился от бремени двумя котятами. Получив донесение, г. К-в с быстротой молнии прискакал в Старую-Майну и приступил к дознанию. Оказалось, как видно из составленного им акта, следующее. Сын означенной крестьянки, мальчик Григорий, имеющий 1 с половиной год от роду, 28‑го июня, в 11 ч. утра, был принесен своей нянькой из дома родительницы в дом матери последней, Матрены Уваровой, и посажен на скамью. Спустя некоторое время, нянька заметила под сиденьем ребенка кровь, о чем сказала своей матери, а та, приподняв ребенка с места, увидала, как из него выпали два котенка с последом. Новорожденных котят Матрена Уварова вынесла на двор и положила на солому; котята были живы, дышали и открывали рты, но вскоре умерли. Показание это отбиралось от Уваровых при матери «обвиняемого» ребенка, Елене Обжаровой, и понятых людях. Последние высказали подозрение, что котята рождены не мальчиком мужского пола, а которою либо из Уваровых. На основании такого заключения понятых, для освидетельствования Уваровых была приглашена акушерка Калистратова; но ни у матери, ни у дочери, Уваровых, признаков недавнего разрешения от бремени не оказалось. Тогда г. пристав предложил вольнопрактикующему в с. Майне врачу, г. Перимову, произвести освидетельствование мальчика Григория, а сам занялся тщательным осмотром новорожденных животных. Г. Перимов нашел мальчика вполне здоровым, и результатом исследования самого пристава было следующее описание новорождённых: «Оба животных длиной каждое в полтора вершка, оба с хвостами, только у одного хвост короткий, а у другого длинный; каждое животное с четырьмя лапами, о пяти пальцах, с обыкновенными острыми когтями, передние ноги и груди животных похожи на человеческие; головы круглой формы; вообще новорожденные животные похожи на котят». Дознание свое г. К-в передал судебному следователю 3‑го участка Ставропольского уезда, при отношении от 24‑го июля, за № 1804, о чем… донес ставропольскому полицейскому управлению; новорожденных же котят отдал на сохранение местной сельской власти, впредь до прибытия следователя. Последний, получив дознание, передал его почему‑то мировому судье, судья — исправнику, а последний все производство, вместе с заспиртованными котятами, представил самарскому губернатору.
Тут только и кончилось дело, произведенное, конечно, кошкою, которая воспользовалась отсутствием взрослых из избы и разрешилась на коленях у мальчика от бремени, после чего скрылась. Недоставало только суда с вещественными доказательствами, в виде двух животных с хвостами (оба с хвостами), очень похожих на котят, и телесных наказаний для мальчика» (орфография выправлена — Е.А. Б.) (77) (По поводу внутренних вопросов // Отечественные записки. 1882. № 5. С. 160–161).
А вот сведения из журнала «Русская мысль» за 1885 г.: «Интересно описание села Старой Майны, в котором жизнь начинает складываться на городской строй. Как для зажиточных, так и для маломощных крестьян этой пристани и одного из главных торговых центров земля перестает быть главной кормилицей. «В тот самый момент, — говорит г. Красноперов, — как приходится запрягаться в соху и борону, на волжской пристани открывается сезон более легких (?) заработков. Крестьяне поковыряют землю кое‑как, бросят в нее семена и бегут на пристань… С наступлением весны и вскрытием Волги все мужское, а частью и женское население Старой Майны, торопясь поскорее покончить полевые работы, стремится к пристани на заработки». Едва ли работу погрузчика можно считать «более легким» заработком, чем земледелие; по всей вероятности, этот вид заработка привлекает к себе более видимыми и осязательными результатами труда: проработал день — и получай 35–40 коп., а оплату труда, вложенного в землю, приходится ждать целый год, да и то не без значительного риска. Как бы то ни было, но вопрос о влиянии торгово-промышленных и городских центров на окрестное земледельческое население — вопрос чрезвычайно важный и интересный; он не раз уже затрагивался в земско-статистических работах и мог бы послужить для весьма поучительного монографического исследования» (орфография выправлена — Е.А. Б.) (78) (Григорьев В. Н. Земско-статистические исследования по Самарской губернии // Русская мысль. 1885. Август. С. 34–35).
Оказывается, в Старой Майне некоторое время жил Виктор Андреевич Половцов (1803–1866) — выдающийся писатель-филолог, педагог, картограф. Происходил из старинного русского дворянского рода, был братом известного государственного деятеля, действительного тайного советника Александра Андреевича Половцова (1805–1892). Летом любил путешествовать по Волге. Первого марта 1862 г. в Старой Майне на добровольные пожертвования основал училище для подготовки учительниц для сельской местности (79) (Половцов Александр Андреевич. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1851931 (дата обращения: 04.07.2015)).
Здесь в дворянской семье родился Николай Константинович Нелидов (1832– 1888), писатель, доктор юридических наук и заслуженный профессор Казанского университета (80) (Русский биографический словарь. Т. 11. СПб., 1914. С. 224).
Старомайнский потоп
Можно смело утверждать, что левобережный Старомайнский район оказался одним из наиболее пострадавших от создания Куйбышевского моря (1956–1957 гг.). На его территории подлежало затоплению 35243 га, или 17,2% от современной площади района (81) (ГАУО. Ф. Р‑3038. Оп. 2. Д. 655. Л. 422). Кроме того, в зоне затопления трестам «Волгостройлес», «Волгостандартдом» и местным властям в 1952–1954 гг. предстояло вырубить 7600 га леса с запасом древесины 510 тысяч кубометров (82) (Там же. Д. 656. Л. 4).
Но самым тяжёлым оказался тот факт, что в зону затопления по району полностью или частично попало 16 поселений, а в них 1888 хозяйств (83) (Там же. Д. 655. Л. 1). Самыми крупными из них были сёла Старая Майна, Кремёнки, Волостниковка (затапливались частично) и Головкино, Старая Грязнуха, Старый Урень и Берёзовка (полностью). В райцентре организовали базу по заготовке строительных материалов, вели активную работу по его устройству и планировке. Власти приняли решение о том, что часть Старой Майны, посёлки имени Сталина и Нижняя Матросовка должны переселиться на новую площадку райцентра, с южной стороны (84) (Там же. Л. 122–123). Всего из зоны затопления в райцентре выносились 441 дом индивидуального сектора (в 1952 г. в селе было 1169 дворов) и эвакуировались 447 семей, 7 колхозных строений и 29 зданий местного Совета (85) (Там же. Ф. Р‑3037. Оп. 1. Д. 68. Л. 2, 41). Это было тяжелое время — после войны и так не хватало мужских рук, продуктов, хозяйственных товаров и многого другого, а тут — массовая эвакуация. Люди, особенно пожилого и среднего возраста, были морально подавлены и растеряны. Переселенцы испытывали острейший недостаток транспорта, строительных материалов, воды, денег, рабочих рук и т. д. Дело доходило до того, что для обеспечения Старомайнского участка треста «Ульяновсксельстрой» и других организаций кирпичом для переноса и нового строительства зданий школ, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений им передавался кирпич и щебёнка, полученные от разобранных (взорванных) зданий в зоне затопления (сёла Головкино, Старая Грязнуха и другие), в т. ч. Храмов (86) (Там же. Ф. Р‑3038. Оп. 2. Д. 659. Л. 72 и др.) Использовались старые железные крыши и деревянные части (рамы, доски). При сооружении новой школы в Старой Майны активно применяли старый кирпич в количестве около 300 тысяч штук, полученный из сносимых каменных зданий (87) (Там же. Д. 663. Л. 317). В немалой степени эвакуацию сдерживало и нежелание некоторых жителей переселяться в указанные властями сроки. На новых местах существовал дефицит земли. Так, в Старой Майне переселенцам выделялись участки не более 0,8 га. Были серьёзные проблемы с электричеством. Например, только в мае 1953 г. завершили работы по электрификации сёл Матвеевки и Шмелёвки.
Помимо обычной работы, многие колхозники района привлекались к трудовой повинности по очистке ложа будущего водохранилища, причём за уклонение от неё полагался крупный штраф (такие случаи были в Жедяевском, Кокрятском и Волостниковском сельских советах) (88) (Там же. Д. 658. Л. 181). В 1953 г. председателем Старомайнского сельсовета являлся Александр Михайлович Кузовёнков.
В документах областного комитета КПСС, областного исполнительного комитета и районного исполкома постоянно отмечался неудовлетворительный ход подготовки зоны затопления в Старомайнском районе. Например, по состоянию на январь 1954 г. из общей площади колхозных лесов 3171 га работы были выполнены только на 139 га (4,4%) (89) (Там же. Д. 660. Л. 32). Не соблюдались технические условия лесосводки, так как колхозы выбирали только нужные им деревья, оставляя высокие пни, сучья и вершины.
Власти пытались решить проблему восстановления теряемой в волжской пойме кормовой базы сельского хозяйства. На заседании Старомайнского райисполкома 6 февраля 1954 г. отмечалось: «Учитывая, что до начала заполнения водохранилища… остается менее 2 лет, а также, что сенокосы колхозов, расположенных в зоне затопления, захламлены и изрыты тракторами при своде леса (корчевание, трелевка леса) Чердаклинским и Старо-Майнским леспромхозами треста «Волгостандартдом» и изрезаны густой сетью автомобильных и тракторных дорог, благодаря чему колхозы района уже в 1953 году недополучили до 30% урожая сена с заливных естественных сенокосов на площади 6078 га, неудовлетворительное состояние семеноводства многолетних трав… и полное отсутствие средств на приобретение семян…», местные власти решили просить облисполком срочно выделить предусмотренные денежные средства на восстановление кормовой базы в сумму 1 млн. 129,25 тыс. рублей, отпустить колхозам семена многолетних трав — 500 ц для посева весной 1954 г. (90) (Там же. Л. 91). В конечном итоге переселение сильно затянулось, и власти установили крайнюю дату окончания выноса всех строений — 25 сентября 1956 г. (91) (Там же. Д. 665. Л. 375). К осени в зоне затопления оставались 8 построек колхоза «Память Ленина» в деревне Малиновка, 9 — колхоза им. Крупской в д. Берёзовка и дом с пасеки колхоза им. Сталина на Щучьем затоне*.
Через 6 лет после создания Куйбышевского водохранилища, в 1963 г., в акте технического освидетельствования отмечалось: «В период подготовки ложа водохранилища из 10‑летней зоны формирования берегов вынесены все строения, за исключением части строений, находящихся в зоне 50‑летнего формирования берега. В настоящее время оставшиеся здания по ул. Советской, Набережной и частично ул. Ленина дают осадку, что сопровождается различными трещинами, отходом стен, обвалом потолков (пер. Первомайский, д. № 5). В подвалах и погребах этих зданий обнаружена вода на расстоянии 1–1,2 м от дневной поверхности и выше» (92) (Там же. Ф. Р‑3037. Оп. 2. Д. 3. Л. 16). Была признана необходимость переноса в Старой Майне 100 зданий.
Летом 1952 г. заведующий кафедрой истории Ульяновского педагогического института Н. П. Гриценко организовал научную экспедицию по некоторым селениям, предположительно входящим в зону затопления Куйбышевской ГЭС. Всего исследователи посетили 11 сёл и деревень (в т. ч. и Старую Майну), сделали более 50 фотоснимков.
15 памятных дат и уникальных фактов истории села
1) палеолит-мезолит и неолит-энеолит (XXV–VII и VI–III тыс. до н. э.) — в окрестностях будущей Старой Майны появились первые известные современной науке следы пребывания человека (местонахождения и стоянки на побережье Старомайнского залива);
2) на территории райцентра и прилегающей к нему местности расположено более 20 памятников археологии разного времени, свидетельствующих о богатейших историко-культурных традициях данной территории; рядом со Старой Майной в 2012 г. снимали отдельные эпизоды документально-постановочного фильма формата BBC «Русь. От заката до рассвета»;
3) 1655 г. — выходцы (возможно, сначала это были монахи и монастырские крестьяне) из Верхнего Поволжья основали русское село, известное под названиями «Богоявленское» и «Старая Майна»; но деревня Старая Майна упоминается в писцовой книге под 1597 г. (это свидетельство требует проверки);
4) в XVIII–XIX вв. в селе было несколько помещиков, в т.ч польского происхождения; но кроме крепостных жили государственные и удельные крестьяне, а также мещане и купцы; всё это определило неоднородность населения и разделение села на 9 обществ — Блудовщина, Кудрявщина, Удел и т. д.; самыми известными владельцами села в XVIII–XIX вв. были: дипломат и государственный деятель граф П. И. Панин; братья графы И.Г. и В. Г. Орловы; государственный деятель и литератор, меценат* граф Д. Н. Блудов (1785–1864 гг.), друг Н. М. Карамзина;
5) 1774 г. — по преданию, в Старой Майне останавливался отряд атамана Сомова, который вместе с остатками разбитой под Казанью повстанческой армии Е. И. Пугачёва отступал к пригороду Белый Яр;
6) духовными центрами села были православные храмы (первый из них появился, вероятно, в конце XVII в. в остроге): деревянный Богоявленский (1777–1857 гг.), каменный Богоявленский (1823 г., закрыт в 1933 г., ныне действующий); каменный Александро-Невский (1872–1955 гг.);
7) в 1904–1928 гг. напротив Старой Майны, на Монастырской горе размещалось подворье Раковского Троицкого женского монастыря;
8) 1862 г. — здесь по инициативе известного филолога и педагога В. А. Половцова открылось первое в России специальное училище по подготовке сельских учительниц;
9) 1897 г. — в селении располагались волостное правление, почтово-телеграфная контора, врачебный пункт, частная аптека, школа, большая хлебная пристань и мельница; близость Волги и производство в волости большого количества зерна способствовали экономическому процветанию села (в нём проживало 24 купеческих рода);
10) в Старой Майне некоторое время жили писатели В. А. Половцов (1803– 1866 гг.) и А. С. Скобелев (Неверов) (1886–1923 гг.), здесь родился выдающийся учёный, юрист Н. К. Нелидов (1832–1888 гг.);
11) к 1956 г. затопляемая Куйбышевским водохранилищем часть райцентра была полностью очищена от построек, люди переселились на новую площадку с южной стороны села, появились проблемы с водоснабжением, земельными участками и кормами для скотины, началось подтопление села; в 1957 г. значительная и самая старинная часть исторического центра Старой Майны ушла под воду;
12) 2002 г. — в райцентре открылся сельскохозяйственный технологический техникум;
13) март 2014 г. — в ходе первой в истории Ульяновской области уникальной подводной экспедиции было проведено обследование акватории Куйбышевского водохранилища на месте затопленной части селения, но обнаружить остатки фундамента Александро-Невской церкви не удалось;
14) в райцентре сейчас располагается множество объектов культурного наследия: два памятника истории (здание торговой лавки, где работал писатель А. С. Неверов, начало XX в., братская могила красных матросов, убитых в 1918 г.) и 16 памятников архитектуры и градостроительства XIX — начала XX вв. Кроме того, имеются монумент Славы и аллея Героев (9 уроженцев района, 2005), посвящённые участникам Великой Отечественной войны;
15) в Старомайнском районе под охраной лесхоза находятся три памятника природы с особо охраняемыми территориями: колония серых цапель, Берег Орланов и Лесная Жемчужина.
16) летом 1952 г. село посетила научная экспедиция под руководством Н. П. Гриценко, сделавшая здесь несколько фотоснимков.
Материал из книги Бурдин Е.А. Книга «Замечательные поселения Ульяновского левобережья: страницы истории и культурного наследия»
Оглавление
Введение 5
Глава 1. Замечательные поселения Старомайнского района 7
1.2. Село Волжское (Старая Грязнуха) 15
1.3. Посёлок городского типа Старая Майна (Богоявленское) 22
1.4. Село Головкино (Вознесенское) 37
1.5. Село Кремёнки 44
Глава 2. Замечательные поселения Чердаклинского района 59
2.1. Село Ботьма 59
2.2. Село Архангельское (Репьёвка) 63
2.3. Село Сосновка (Троицкое) 82
2.4. Часовня, Канава и Королёвка
(заволжские слободы Симбирска-Ульяновска) 89
2.5. Село Красный Яр 97
2.6. Село Крестово-Городище (Рождественское) 111
2.7. Село Кайбелы (Ильинское) 130
2.8. Село Тургенево (Богоявленское) 141
2.9. Село Белый Яр 165
Глава 3. Замечательные поселения Мелекесского района 189
3.1. Село Табурное 189
3.2. Село Бирля 192
3.3. Село Кондаковка 198
3.4. Село Никольское-на-Черемшане 202
3.5. Село Кротково-Городище (Архангельское) 226
3.6. Село Ерыклинск 235
3.7. Село Приморское (Грязнуха) 259
3.8. Село Чувашский Сускан 266
Заключение 278
Библиографический список 282
Список сокращений 295
Словарь 297
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979История новогодних игрушек: чем украшали ёлку и где ульяновцам научиться делать фигурки из ваты
Без рубрики, 1.1.1648