
Село Волостниковка
Село Волостниковка не избаловано вниманием краеведов и учёных. Пожалуй, более-менее подробно писал о ней только известный старомайнский краевед Юрий Николаевич Мордвинов, но и он выявил далеко не все важные и интересные факты истории села. Не претендуя на стопроцентную достоверность и полноту, все же постараюсь восполнить это белое пятно, опираясь на все известные мне источники.
Волостниковка находится на берегу Куйбышевского водохранилища, в 14 км к северу от районного центра Старая Майна (по прямому водному пути, а по сухопутной дороге 34 км). Село входит в состав муниципального образования «Жедяевское сельское поселение» (Ульяновская область). С 1861 по 1920 гг. относилось к Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии, а с 1920 по 1943 гг. — к Мелекесскому и Старомайнскому районам Самарского (Средневолжского, Куйбышевского) края (области). Расположение села на границе Ульяновской области и Республики Татарстан (РТ) и переход из состава одной территории в другую и обратно привели к тому, что документы откладывались в разных региональных архивах. В конечном итоге их дошло до настоящего времени очень мало. Так, в Государственном архиве Ульяновской области (ГАУО) село отрывочно упоминается в документах преимущественно 1930–1958 гг., а также в метрических книгах за 1851–1909 гг. В Государственном архиве РТ хранятся клировые ведомости Знаменской церкви за 1815–1912 гг.
Волостниковский сельский совет был организован в советское время — 1918 г., с 1928 по 1934 гг. относился к Чердаклинскому району Средневолжской области (края, с 1934 по 1935 — Куйбышевской области), с 1936 по 1943 гг. — к Старомайнскому району Куйбышевской области и затем Ульяновской области (в 1963–1965 гг. входил в состав Чердаклинского района). В ГАУО отложилось 97 единиц хранения сельсовета с 1934 по 1963 гг., но часть документов погибла из-за плохих условий хранения. На его территории находилось два колхоза: имени К. Маркса и «Правда».
Согласно документу, обнаруженному в Российском архиве древних актов (РГАДА), село Знаменское (Волостниковка) появилось в 1670‑е гг., а в 1716 г. в нём у 12 владельцев было 13 дворов и 251 крепостной (4) Ю. Н. Мордвинов утверждает, что его основателем был известный государственный деятель, комнатный стольник Петра I (1686–1692 гг.), двоюродный брат царицы Наталии Кирилловны Андрей Фёдорович Нарышкин.
В ходе работы по проекту «Культурное наследие зоны затопления Куйбышевской ГЭС на территории Ульяновской области» я два раза приезжал в Волостниковку — в марте и мае 2014 г. Большую помощь в поиске исторических сведений оказала мне учитель истории местной школы Марина Александровна Цыппо. При ее активном содействии удалось отправить на хранение в Ульяновский областной краеведческий музей (УОКМ) наиболее ценные экспонаты школьного исторического уголка, в частности, единственную сохранившуюся икону из разрушенной в 1958 г. Волостниковской церкви (по словам сотрудников УОКМ, это икона крестьянского письма второй половины XIX в., возможно, изображен целитель Пантелеймон).
Сейчас в Волостниковке действуют администрация, библиотека, детский сад, почта, медпункт, 4 магазина и агрофирма «Рассвет». По сравнению с 1999 г. отмечу, что в селе закрылись Дом культуры и школа с интернатом. Среди памятников следует упомянуть об обелиске воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны, а также бюст К. Марксу. Самое печальное событие — это закрытие в 2015 г. средней школы, в кабинете истории которой существовал небольшой исторический уголок, велась краеведческая работа. А ведь без школы у села нет будущего.
В современной Волостниковке существуют 6 улиц и один переулок: Молодёжная, Центральная, Новая, Северная, Волжская, Набережная и Щедрый (переулок). Жаль, что они отражают лишь недавнюю историю. Показательна демографическая статистика села. В 1795 г. в нём было 169 дворов и 1112 душ, в 1900 г. — 360 дворов и 2075 жителей, в 1959 г. — 1132 человека, и в 2014 г. — 182 двора и 470 жителей (5)
Волостниковские древности
На месте, где в 1670‑е гг. было основано русское село, люди обосновались еще как минимум в IV тысячелетии до нашей эры, то есть около 6 тысяч лет тому назад, в эпоху позднего каменного века. В официальном списке памятников археологии Старомайнского района (распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г.) Комитета Ульяновской области по культурному наследию сейчас содержится 4 объекта в районе Волостниковки: 1) поселение «Змеиный остров» (II–I тыс. до н. э.); 2) селище «Волостниковка» (3‑я четверть I тыс.); 3) городище «Волостниковка» (1‑я четверть II тыс.), курганная группа «Волостниковка» (2 насыпи, предположительно 2‑я половина II тыс. до н. э.) (6)
В 1971–1973 гг. Г. М. Буров активно занимался составлением паспортов на памятники археологии Ульяновской области. К ноябрю 1971 г. в списке преимущественно утраченных в результате создания Куйбышевского водохранилища числилось 86 объектов, из них 23 в Старомайнском районе, в том числе поселение III–VII вв. близ Волостниковки (7)
Позднее к ним Г. М. Буров добавил ещё 3 памятника: 1) поселение Гулькин Бугор (III — начало I тыс. до н. э. и III–VII вв.), оно принадлежало к самым интересным памятникам региона, так как большая раскопанная в 1950 и 1953 гг. площадь помогла достаточно полно представить жизнь людей бронзового века (приказанская культура) и раннего железного века; 2) старший Гулькинский могильник (IV–III тыс. до н. э.), объект имел важное значение для науки, поскольку к этому времени в Среднем Поволжье было известно только два неолитических могильника; всего в 1953 и 1965 гг. обнаружено 3 погребения, причём в первых двух костяки принадлежали мужчине европеоидного типа и женщине с признаками монголоидности; в третьем нашли наиболее богатый из всех вещевой инвентарь — 14 крупных каплевидных подвесок из зеленовато-серого сланца, крупное скребло* и обломок проколки-сверла из кремня; 3) младший Гулькинский могильник (VII–VI вв. до н. э.). Интересно, что первые артефакты* — бронзовые изделия, в т. ч. ранненананьинский кельт, были обнаружены в урочище «Валдай» в левобережных лугах у Волостниковки ещё в конце XIX в. — в 1886 г. А. А. Штукенбергом и в 1891 г. А. Ф. Лихачёвым (8)
Все вышеуказанные памятники находились в ближних окрестностях села, на бывшем Гулькином бугре (или Валдае, представлял собой мыс надлуговой террасы левого берега Волги и реки Утки), и были затоплены водохранилищем. В эпоху неолита там было кладбище, в бронзовом веке — поселение, в VII–VI вв. до н. э. появился могильник носителей ананьинской культуры, а позднее жили представители именьковской культуры. Получается, что окрестности говорят не только о древности заселения этого края, но и о почти непрерывной жизнедеятельности людей. Территория Волостниковки и прилегающая к ней местность, особенно затопленная ныне долина Волги, являлись весьма привлекательными для благополучной жизни людей на протяжении около пяти тысячи лет.
Памятники старины в Волостниковке упоминались ещё в начале XX в. В «Полном географическом описании нашего Отечества» отмечалось: «В деревне Волосниковой (до 1.500 ж. — жителей — Е.А. Б.) находятся два городка, обнесенные земляными валами; в них находят железные стрелы и копья, да горшки красной глины. Жители рассказывают, 10что при этих городках в старину была битва русских с татарами; русские напали с поля, с южной стороны селения, и после долгой битвы, победили и прогнали все неверную силу» (9)
Многие памятники археологии в 1956 г. были затоплены Куйбышевским водохранилищем, и навсегда утрачены для науки, другие же ждут своего детального исследования.
Что в имени твоём, Волостниковка?
Традиционно считается, что данное название связано с размещавшимся здесь в конце XIX — начале XX вв. волостным правлением*. Вроде бы всё логично, если бы не время основания села — вторая половина XVII в. Если принять эту версию, то как же тогда называлось село до 1860‑х гг.? Казалось бы, и здесь существует объяснение, ведь считается, что первоначальное название села (Знаменское) произошло от особо почитаемой иконы Божьей Матери «Знамение» в сельской церкви, то есть Знаменское. Но, во‑первых, храм вряд-ли построили одновременно с основанием села, а во‑вторых, по моим наблюдениям, первоначальные названия селениям давали, как правило, не по церквям или иконам. Обычно двойные названия являлись более поздними. Сомневается в волостной версии и Ю. Н. Мордвинов, считая её неподтверждённой и примитивной, но удобной для понимания (10)
Исходя из того, что в дореволюционных документах селение порой указывали как «Волосниковка», можно выдвинуть ещё одну версию происхождения названия села от слова «волосник» (шёлковая шапочка у замужних русских женщин XVI–XVIII вв., надевавшаяся под платок). Даже на поздней карте Спасского уезда Казанской губернии, составленной в 1903–1910 гг., можно увидеть надпись: «село Знаменское Волосниковка».
Знаменская церковь (11)
Как следует из архивных документов, деревянный храм в селе был построен в 1769 или 1779 г. (12)
Почти через сто лет, в 1860 г. (по другим данным, в 1862 г.) на средства помещицы Анны Ивановны Апреловой была сооружена деревянная Знаменская двухпрестольная церковь (тёплая, главный престол в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, в приделе — во имя святых Петра и Павла), а в 1885 г. открыли церковно-приходскую школу (13)
Был ли храм в селе до 1769 г., или сельчане посещали Николаевскую церковь в соседнем селе Старая Грязнуха, действовавшую с 1712 г., пока неизвестно.
Интересную информацию о храме удалось получить от одного из немногих оставшихся жителей села — бывшего учителя Валентины Григорьевны Филипповой, которая приехала в с. Волостниковку в 1956 г. (14 )
Часть села переселяли из низкого места (из зоны затопления Куйбышевской ГЭС — Е.А. Б.), и церковь, хотя и располагалась на горе, находилась в зоне берегообрушения. Около неё были кладбища, которые до сих пор рушатся в воду. Председатель сельского совета поручил Валентине Григорьевне сфотографировать со всех сторон церковь для переселенческого отдела, так как у неё был фотоаппарат, и она неплохо снимала (так В.Г. стала автором и хранителем единственного и уникального фото церкви — Е.А. Б.). Позже родственники Филипповой с подачи властей уничтожили даже негативы снимков. Но Валентина Григорьевна сумела сохранить одно фото, сделанное в 1958 г.
В 1959 г. начали строить новую школу, так как старая располагалась на горе в зоне берегообрушения, причём для этого использовали бревна от церкви. К 1960 г. стройка закончилась. По словам В. Г. Филипповой, церковь имела два престола — во имя Петра и Павла, в ней хранилась икона Знамения Божьей Матери, но ко времени переселения она была пустой (15)
Также она рассказывала: «Среди старожилов до сих пор широко бытует мрачная легенда. В селе жил жестокий помещик по фамилии Жедрин (как показали архивные документы, такой был на самом деле — Е.А. Б.). Как‑то он впал в летаргический сон, его похоронили в склепе около церкви. Вскоре он проснулся и стал кричать. Церковный сторож сказал батюшке, что из нового склепа доносятся крики, но батюшка ответил следующее — если мы поможем помещику, то он нас закопает» (16)
Здесь и далее цитаты из источников выделены курсивом. В 1860 г. самыми крупными владельцами села были «наследники Жедринские». Сам Жедрин к этому времени уже умер, то есть народная память хранит события более чем 150‑летней давности.
В Государственном архиве Ульяновской области хранятся немногочисленные документы по церковной истории Волостниковки в советское время. В 1930 г. в состав сельского православного религиозного общества входило 1866 человек, в том числе 23 учредителя (17)
Священником являлся Виктор Алексеевич Рождественский, дьяконом — Пётр Васильевич Студенцов. В этом же году с колокольни Знаменской церкви сняли четыре колокола общим весом 2243 кг (18)
В 1935 г. священником был Михаил Николаевич Богородский, служивший на этом месте с декабря 1933 г. (19)
В апреле 1929 г. произвели опись церковного имущества Знаменского храма (20)
В неё входило 85 наименований, в т. ч. семь колоколов.
О том, что в 1930‑е гг. религиозная община села вела довольно активную деятельность, свидетельствует такой факт. В августе 1936 г. председатель местного сельсовета попытался инициировать разбор часовни при храме для получения кирпича на ремонтные работы. Но верующие обратились в Старомайнский райисполком за «законным содействием» (21)
Результатом стало указание районных властей сельсовету о запрете разбора часовни* (22)
В 1936 г. активная религиозная жизнь в селе ещё велась, и местная община верующих активно отстаивала свои интересы и права.
26 февраля 1951 г. Волостниковский сельский совет обсуждал вопрос «О разборе здания церкви вследствие того, что она пришла в негодность» (23)
Сама церковь была закрыта в 1941 г., после чего не ремонтировалась и постепенно разрушалась. Поэтому на заседании сельсовета решили разобрать культовое здание, но ответственных за разбор не назначили. Чем закончилась эта история, мы знаем из рассказа В. Г. Филипповой. Брёвна и железные листы крыши, использованные при строительстве новой школы — всё, что осталось от храма — пока ещё хранят память о нём.
В мае 2014 г. я побывал на месте, где когда‑то стояла Знаменская церковь. Сейчас эта территория, состоящая из перекопанных «чёрными копателями» заросших кустами холмиков с обнажениями красного кирпича (видимо, фундамент сложили именно из него) находится на краю высокой террасы и постепенно обваливается вниз. Как раз в мае сильно понизился уровень водохранилища, и на обнажившихся песчаных отмелях были хорошо видны обломки кирпичей, железных изделий и даже большие и малые фрагменты каменных надгробий. От стоявших когда‑то рядом с храмом жилых домов вдоль возвышенности не осталось и следа, а современное село находится на приличном расстоянии от этого пустынного печального места.
Затоп
Роковыми для Волостниковки стали 1956–1957 гг. — время наполнения Куйбышевского водохранилища. Значительная часть села располагалась внизу, под горой. И хотя оно избежало трагической участи десятков ульяновских селений, затопленных полностью, всё же традиционный, сложившийся веками тип планировки, быт и хозяйство претерпели радикальные изменения, не говоря уже о психологическом стрессе. Из затопляемой части Волостниковки жители эвакуировались на новую площадку, где ныне и находится село. Председателем сельсовета тогда являлся Фёдор Потапович Филиппов. В январе 1952 г. Старомайский райисполком решил: «Часть села Волостниковка (колхоз имени К. Маркса), поселок Валдай и поселок Парашевка… как бригады одного укрупненного колхоза имени К. Маркса переселить на новую площадку села Волостниковка, в котором расположен центр этого укрупненного колхоза» (24)
Эвакуация должна была состояться летом 1953 г., но реально она продолжалась до 1955 г. О немалых трудностях этого процесса свидетельствует обращение
сельсовета к районному исполкому с просьбой выслать план строительства нового села, ускорить сооружение двух буровых колодцев и организовать торговлю стройматериалами (25)
Не переносились из затопляемой части села здания школы и сельского клуба с библиотекой (видимо, они были кирпичными — Е.А. Б.), на новой площадке необходимо было построить новую школу, что и было успешно сделано в 1960 г. при помощи материалов, полученных от разобранной Знаменской церкви.
По данным переселенческого отдела, всего из зоны затопления выносились 90 домов индивидуального сектора (в 1952 г. в селе было 392 двора) и 43 колхозных строения, и эвакуировались 93 семьи, причём 52 дома и 54 семьи — в 1955 г. (26 )
В новой Волостниковке в 1953–1954 гг. намечалось строительство 16 объектов: правления колхоза, клуба, школы-десятилетки, детских яслей и сада, больницы на 10 коек, дома для приезжих, дома бытового обслуживания, почты со сберкассой и радиоузла, магазина, чайной на 15 человек, хлебопекарни, бани на 20 человек, стадиона и спортплощадки, жилых домов для учителей и врачей (27)
Сейчас уже трудно установить, все ли из них построили.
Любопытные воспоминания об этом трагическом времени остались в виде записей учеников Волостниковской школы, сделанных со слов старожилов села. Так, Вера Фёдоровна Журавлёва рассказывала: «В 1957 году пришла вода. Лес выпилили, горы стали рушиться. Все люди живут здесь 300 лет. После затопа люди стали плохо жить. Скотину было негде пасти. Лес начали рубить… Где сейчас Волга, там было село. Там были разные храмы. И был лес. Когда возвращалось стадо, пришла вода. Все испугались и побежали от воды. Некоторые мальчики залезли на деревья. Но когда баба Настя начала залезать (на дерево — Е.А. Б.), вода нахлынула. И понесла дерево. И она сильно задержалась за церковь. И отпустило дерево. Некоторые люди не спаслись. И утонули, я помню это, как будто это было вчера».
Здесь наглядно видно, что после прошествия длительного времени историческое событие трансформировалось в сторону преувеличения (в самом деле, как можно «задержаться» за церковь, которая стояла на высоком берегу? — Е.А. Б.) и приобрела черты легенды. Тем не менее, этот и другие рассказы хорошо отразили ирреальность, трагизм происходящих событий. Также показательно, что жители села придумали такое слово, как «затоп». А вот ещё воспоминания, правда, безымянные: «В деревне была церковь. Туда ходили, чтобы покаяться в совершённых грехах, молиться, поклоняться богу. До затопа люди собирали вещи и со слезами уходили из родных домов. Когда начали затапливать лес, звери толпами выбегали оттуда, кто успевал, спасал своих детей. Птицы вылетали оттуда стаями и спасали своих птенцов».
Заключение о размыве берегов в с. Волостниковке областного переселенческого отдела (1958 г.) содержит следующие сведения (28)
Село расположено на левом берегу Волги, на поверхности 3‑й надпойменной террасы, на расстоянии 8 км от ныне затопленного основного русла Волги. Оно находится на берегу водохранилища, где его ширина достигает 14 км. На этом участке развита 1‑я и 3‑я надпойменные террасы. 1‑я после создания водохранилища затоплена, так как её абсолютные отметки не превышают 50–52 м. Высота уступа 3‑й террасы достигает 20–21 м над поверхностью 1‑й террасы. По прогнозу переработки берега 1952 г. величина отступания береговой линии за 10 лет должна была составить 40 м. К октябрю 1957 г. фактическая величина отступания составила 7–9 м, то есть 20% по отношению к 10‑летнему периоду. Поэтому сделали вывод о том, что в ближайшие 2–3 года производить переселение из прибрежной части 3‑й надпойменной террасы нет необходимости. Однако ещё в 1953 г. согласно заключению Заволжской гидрогеологической экспедиции Министерства геологии СССР, набережная часть с. Волостниковка подлежала сносу и переносу в последующие годы в связи с переработкой берега (29)
Этот прогноз оправдался, и сейчас на высоком берегу ничего не осталось.
В 1963 г. в акте технического освидетельствования отмечалось: «Село Волостниковка — строения, входящие в зону 10‑летней стадии формирования берега, перенесены. В настоящее время обрушение превышает конечную стадию переработки берега. Расстояние до неподлежащих переноске строений в отдельных местах достигает менее 50 м. В районе бывшей церкви происходит вымывание погребённых останков людей, в частности, видны 4 гроба, а также черепа и кости» (30)
Была признана необходимость переноса 50 зданий.
10 памятных дат и уникальных фактов истории села
1) IV тысячелетие до н. э. — на месте будущей Волостниковки обосновались первые люди (эпоха неолита);
2) 1670‑е гг. — время основания села, предположительно под названием «Волосниковка» известным государственным деятелем А. Ф. Нарышкиным;
3) в XVIII–XIX вв. в селе было несколько помещиков, поэтому люди прибывали сюда из разных мест; отсюда неоднородность населения;
4) долгое время Волостниковка фактически состояла из деревни с тем же названием с казёнными крестьянами, и села с помещичьими крестьянами; они окончательно слились в начале XX в.;
5) главной архитектурной и духовной доминантой для жителей села стала Знаменская церковь, предположительно возведённая в 1769 (1779) г. и перестроенная в 1860 (1862) г.; закрыта в 1941 г., уничтожена в 1958 г.;
6) в 1869 г. в селе открыли женскую школу обучения грамоте, а в 1871 г. — земское училище (в 1911 г. — земская школа);
7) к началу XX в. Волостниковка растянулась вдоль горы на 7,5 км, что стало её главным отличием от близлежащих селений; после создания в 1955–1957 гг. Куйбышевского водохранилища оно было утрачено;
8) в 1941–1945 гг. на фронтах Великой Отечественной войны погиб 171 житель села;
9) к 1955 г. значительная часть села была перенесена на более высокое место в связи с созданием Куйбышевского водохранилища, появились проблемы с водоснабжением и дорожно-транспортной доступностью районного и областного центров, что постепенно стало способствовать оттоку жителей в города;
10) зримыми символами культурного наследия в современной Волостниковке являются здание бывшей школы, памятник односельчанам, погибшим во время Великой Отечественной войны (1970), а также бюст К. Марксу около Дома культуры.
4 Насыров Р. Г. Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI — начале XVIII вв.: дис. … канд. ист. наук. Казань, 2006. С. 232.
Сноски:
5 Мордвинов Ю. Н. Взгляд в прошлое. Ульяновск, 2007. С. 221, 223, 230; сведения за 2014 г. предоставлены администрацией с. Волостниковка.
6 Сводный памятник объектов культурного наследия Старомайнского района. URL: http://nasledie73.ulgov.ru/28/835/414.html (дата обращения: 16.05.2015).
7 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. Р‑3632. Оп. 1. Д. 83. Л. 3.
8 Халиков А. Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII–VI вв. до н. э.). М., 1977. С. 75.
9 Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Том VI. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. СПб., 1901. С. 383.
10 Мордвинов Ю. Н. Указ. соч. С. 221.
11 Здесь информация о храме будет более подробной, т. к. её нет в моей книге «Затопленные святыни Симбирского-Ульяновского края».
12 Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф. 4. Оп. 56. Д. 75. Л. 243 об.; Ф. 5. Оп. 70. Д. 30. Л. 267 об.
13 Там же. Оп. 138. Д. 24. Л. 1139; Мордвинов Ю. Н. Указ. соч. С. 222–223.
14 Филиппова В. Г. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 21.03.2014 г. в с. Волостниковке (Старомайнский район Ульяновской области). С. 1.
15 Там же.
16 Там же.
17 ГАУО. Ф. Р‑131. Оп. 1. Д. 15. Л. 4, 32 об.
18 Там же. Ф. Р‑1050. Оп. 1. Д. 116. Л. 3.
19 Там же. Ф. Р‑1469. Оп. 2. Д. 805. Л. 39.
20 Там же Ф. Р‑1317. Оп. 2. Д. 25. Л. 75–85.
21 Там же. Д. 806. Л. 15–15 об.
22 Там же. Л. 13.
23 Там же. Оп. 3. Д. 96. Л. 86 об.
24 ГАУО. Ф. Р‑3038. Оп. 2. Д. 655. Л. 74.
25 Там же. Ф. Р‑1317. Оп. 3. Д. 96. Л. 118–118 об. .
26 Там же. Д. 68. Л. 2, 41.
27 Там же. Оп. 2. Д. 42. Л. 13.
28 Там же. Ф. Р‑3037. Оп. 2. Д. 136. Л. 2, 5.
29 Там же. Ф. Р‑3038. Оп. 2. Д. 659. Л. 53.
30 Там же. Д. 3. Л. 17.
Материал из книги Бурдин Е.А. Книга «Замечательные поселения Ульяновского левобережья: страницы истории и культурного наследия»
Оглавление
Введение 5
Глава 1. Замечательные поселения Старомайнского района 7
1.2. Село Волжское (Старая Грязнуха) 15
1.3. Посёлок городского типа Старая Майна (Богоявленское) 22
1.4. Село Головкино (Вознесенское) 37
1.5. Село Кремёнки 44
Глава 2. Замечательные поселения Чердаклинского района 59
2.1. Село Ботьма 59
2.2. Село Архангельское (Репьёвка) 63
2.3. Село Сосновка (Троицкое) 82
2.4. Часовня, Канава и Королёвка
(заволжские слободы Симбирска-Ульяновска) 89
2.5. Село Красный Яр 97
2.6. Село Крестово-Городище (Рождественское) 111
2.7. Село Кайбелы (Ильинское) 130
2.8. Село Тургенево (Богоявленское) 141
2.9. Село Белый Яр 165
Глава 3. Замечательные поселения Мелекесского района 189
3.1. Село Табурное 189
3.2. Село Бирля 192
3.3. Село Кондаковка 198
3.4. Село Никольское-на-Черемшане 202
3.5. Село Кротково-Городище (Архангельское) 226
3.6. Село Ерыклинск 235
3.7. Село Приморское (Грязнуха) 259
3.8. Село Чувашский Сускан 266