Симбирский протоиерей Дмитрий Троицкий в 1907 году издал в губернской типографии свою книгу «Краткий исторический очерк Симбирской епархии», в которой было более 250 страниц мелкого шрифта. Эта уникальная книга содержит ценные сведения по истории школ грамоты и церковно-приходских школ Ульяновской области, открытых церковным ведомством в конце XIX – начале XX века. Я выписал из неё сведения по истории школ Майнского района, объединил их по хронологии по годам и, несколько переработав, предлагаю ознакомиться с ними читателей «Ленинца». А сведения эти, повторяю, очень и очень интересные и редкие, они не были известны до последнего времени ни мне, ни читателям газеты. Я привожу материал в таком порядке, в каком он дан в книге.
Степное Матюнино Сенгилеевского уезда. В 1878 г. местный приходский священник Николай Егоров открыл в селе церковно-приходскую школу. В 1884 г. она из дома священника перешла «в собственное, хотя и небольшое, здание, выстроенное по инициативе и на средства землевладельца Каврайского». На строительство нового помещения он отпустил 125 рублей, местное церковное попечительство выпросило у церковного ведомства ещё 120 рублей. На школу крестьяне начали собирать по 15 копеек с души. Кроме священника Н. Егорова в школе стал работать «отдельный учитель из духовных» Алексей Иванов, получавший за свои труды «некоторое вознаграждение от семьи землевладельца Каврайского».
В 1889 году на место учителя этой школы, студента Симбирской духовной семинарии Петра Городецкого, отказавшегося от должности, была назначена Апполинария Тихонравова – выпускница Симбирского епархиального женского училища с жалованьем по 8 рублей в месяц (96 рублей в год). Через год она перешла в другое училище, а на её место была назначена с тем же жалованьем выпускница того же училища Евдокия Великанова.
В 1900 году школа получила собственное помещение, по словам Д. Троицкого, «на переустройство коего употреблено общественных 134 рубля и казённых 315 рублей, отпущенных епархиальным училищным советом. Здание поставлено под одной крышей с церковной караулкой».
Уржумская школа. В марте 1887 года приходский священник Уржумской Слободы Василий Троицкий открыл в своей кухне одноклассную церковно-приходскую школу. Через год он добился выделения из епархиального училищного совета 216 рублей на её содержание. В 1889 году в школу был назначен учителем выпускник Симбирской духовной семинарии Пётр Богородицкий, имевший свидетельство на звание учителя с жалованьем 8 рублей в месяц от Симбирского братства трёх святителей, его рекомендовал заведующий школой В. Троицкий, преподававший в ней Закон Божий и другие предметы.
19 сентября 1893 года сельский сход решил вместо уплачиваемых на Уржумскую земскую школу 87 рублей (дети учились в ней до 1887 г.) собирать по 35 копеек с ревизской души на свою церковно-приходскую школу, что с 355 душ составляло 124 рубля 25 копеек.
В 1896 году местный благочинный А. Ясенский заявил, что помещение школы «оказалось и тесным, и ветхим, потому что построено из недоброкачественного материала (из конюшни), а потому признано было возможным и необходимым заменить его новым, более обширным и прочным, и заключающим в себе помещение для учителя». Бывшую конюшню продали, а на покупку нового помещения в с. Подлесной Слободе, перенос его на новое место затрачено было 660 рублей.
В 1898 году школа находилась «в очень незавидном состоянии, так как в ней среди учебного года долго не было учителя, а в настоящее время нет в селе и священника». Лишь в конце года им стал некто Преместьин, и занятия в школе возобновились.
Репьёвка-Космынка. В 1887 году Святейшим синодом были выделены 100 рублей на строительство помещения для здешней церковно-приходской школы. В первой половине 1888 года такая школа здесь открылась «по желанию преосвященного Варсонофия и старанием церковно-приходского попечительства, особенно же председателя оного, землевладельца Валентина Эдуардовича Красовского».
Для школы выстроили «отдельное удобное здание» на 200 рублей от церковно-приходского попечительства, 270 рублей от крестьян и 100 рублей от Симбирского епархиального училищного совета. «Наибольшее пособие при строительстве Репьёвско-Космынской школы, – пишет Д. Троицкий, – оказала местная землевладелица Зинаида Николаевна Мещеринова, предоставившая Репьёвско-Космынскому попечительству пользоваться ежегодно доходами с 4-х десятин пахотной земли, ей принадлежащей». «Учительские труды» в школе, говорится в книге, «разделили между собою все члены причта: священник Пётр Егоров взял Закон Божий, диакон Семён Эсперов – русский язык, славянскую грамоту, арифметику и правописание, псаломщик Яков Ясницкий – чистописание и пение». Из средств попечительства им назначили 20, 30 и 10 рублей в год.
С 1890 года по просьбе попечительства школа стала получать пособие от уездного земства – 53 рубля 60 копеек.
В 1891 году школа сгорела, а через год по просьбе её попечительницы З.Н. Мещериновой из хозяйственного управления Святейшего синода на имя В.Э. Красовского было выслано пособие в 450 рублей «на постройку сгоревшего здания». Такую же сумму школа получила как «местную страховую премию». На эти деньги и была построена церковно-приходская школа в Репьёвке-Космынке, которой обер-прокурор Святейшего синода К.П. Победоносцев подарил икону Казанской Божией Матери.
Белое Озеро. В 1885 году в селе в наёмной крестьянской избе открылась церковно-приходская школа. Учительницей в неё была назначена выпускница Симбирского епархиального женского училища Юлия Сокольская, которая ежегодно получала за работу 60 рублей от Симбирского братства трёх святителей.
В 1890 году школа «скоро пришла в упадок: девочки перестали посещать её, потому что учитель-дьякон Алексей Зефиров не занимался с ними, поручил этот труд 11-летней дочери своей Раисе, получившей образование в той же школе». Основной причиной упадка школы было то, что учительница Ю. Сокольская перешла в другую школу.
В 1894 году школа из церковной караулки, где ютилась прежде, перешла в старое помещение местной земской школы.
Чуфарово. В 1887 году в этом селе открылась школа грамоты – худший тип церковно-приходской школы и начальной школы вообще. Она открылась «в ветхой караулке священником Василием Руссовым, который сам и учил».
Ляховка. В 1889 году в селе возникла церковно-приходская школа по инициативе приходского священника Ивана Розова «в нарочно построенном здании на средства землевладелицы села Тетюшской Слободы княгини Нечаевой, пожертвовавшей лес для школьного здания, с денежным пособием в размере 100 рублей из суммы, отпущенной Святейшим синодом в 1888 году из государственного казначейства».
Обучать детей священнику помогал псаломщик Василий Сельдинский. В 1901 школу перестроили, на что тетюшский помещик Нечаев выделил строевого леса, а училищный совет Святейшего синода отпустил 100 рублей. «Сюда же, – пишет Д. Троицкий, – пошёл также весь строевой лес от старого школьного здания. В настоящем случае устроен при школе двор, сарай для дров и погребица с погребом».
Сосновка Сенгилеевского уезда. Церковно-приходская школа в селе была открыта 20 ноября 1885 года. В 1889 году «на перенос флигеля, пожертвованного 20 июля помещицей Анной Николаевной Городецкой для Сосновской школы, отпущено 50 рублей из суммы, ассигнованной государственным казначейством», – пишет Д. Троицкий.
Комаровка. В 1890 году в этой деревне Симбирского уезда священником Михаилом Зефировым была открыта школа грамоты в наёмной крестьянской избе за плату 30 рублей в год. Детей в ней учил дьякон Иван Богословский. В 1892 году для школы было построено новое просторное помещение стоимостью около 2000 рублей, а учительницей стала выпускница Симбирского епархиального училища Ольга Андреева с жалованьем 50 рублей в год от братства трёх святителей. В 1896 году школа грамоты стала церковно-приходской.
Абрамовка Симбирского уезда. В 1892 году здесь открылась одноклассная церковно-приходская школа по инициативе преосвященного Варсонофия в собственном помещении, пожертвованном помещицей Протопоповой. К нему потом на средства приходского общества пристроили квартиру одинокому учителю, воспитаннику 3-го класса Симбирской духовной семинарии Василию Утехину с жалованьем 60 рублей в год от Симбирского братства трёх святителей. Первые 2 года крестьяне собирали на ремонт и освещение школы по 7 и 15 копеек в год.
10 ноября 1896 года в Абрамовке открылась второклас-сная церковно-приходская школа с учителем, псаломщиком Русско-Цильнинской одноклассной школы Дмитрием Воздвиженским, которого через год «по неподготовленности» сменил Иосиф Пяткин из села Средние Тимерсяны, окончивший Казанскую учительскую семинарию. «Школа, – писал Д. Троицкий, – помещалась в нескольких крестьянских избах, расположенных в разных частях села», в неё поступило 23 мальчика.
В 1899 году одноклассная мужская церковная школа была преобразована в женскую, а второклассная перешла в собственное двухэтажное каменное здание стоимостью 15 548 рублей 30 копеек, построенное на средства Святейшего синода на трёх десятинах земли, выделенных крестьянами. В 1901 году на строительство женской школы Синод отпустил 465 рублей, а через год Симбирский епархиальный училищный совет выделил ещё денег на это. В июне 1899 года строительная комиссия совета выдала «плотничных работ подрядчику Мошину» при сдаче строительства второклассной школы задаток 250 рублей «за означенные работы», но вскоре он «был убит грабителями» и у него «не осталось ни денег, ни имущества».
1–11 августа 1898 года И. Пяткин был одним из руководителей педагогических курсов «для малосведущих учителей и учительниц» в уездных городах Алатыре и Буинске для многих учителей четырёх уездов Симбирской губернии.
Копышовка Симбирского уезда. В 1892 году приходский священник Павел Смирнов в наёмном крестьянском доме открыл здесь школу грамоты. Закон Божий он вёл сам, а другие предметы – учитель-дьякон А. Архангельский. Через 4 года она была преобразована в церковно-приходскую школу и получила новое помещение, на строительство которого Симбирский епархиальный училищный совет выделил 250 рублей и 50 рублей были «изысканы местным приходским священником».
Игнатовка Сенгилеевского уезда. В октябре 1893 года в деревянном флигеле купца и фабриканта И.А. Виноградова открылась церковно-приходская школа, учителем в ней начал работать псаломщик И. Благоразумов, за 60 рублей от купца, и священник за 40 рублей в год. В 1905 году школа перешла в новое каменное здание, построенное её попечителем И.А. Виноградовым, который в 1898 году увеличил жалованье учителю с 60 рублей до 180.
Ртищево-Каменка Симбирского уезда. 24 октября 1893 года приходский священник А. Соколов открыл в селе школу грамоты «в пристрое к караулке». Для неё Святейший синод выделил 260 рублей, а Симбирское братство трёх святителей – ещё 40 рублей.
Подлесное Симбирского уезда. В 1894 году в селе «в удобной церковной сторожке (каменной), где имеется отдельная от помещения сторожа комната», открылась церковно-приходская школа. На неё 60 рублей выделялось «из свободных церковных сумм» и 40 рублей от Симбирского епархиального училищного совета. Учительница Пелагея Богословская, выпускница Симбирского епархиального женского училища, получала 8 рублей в месяц. В 1897 году для школы был «сделан каменный пристрой к каменной церковной караулке, с присоединением к ней и учительской квартиры», на что выделено было церковных 250 рублей.
Карлинское Сенгилеевского уезда. В сентябре 1896 года в селе открылась второклассная церковно-приходская школа с учителем Александром Черниковым, работавшим ранее в селе Хвостиха, имевшим учительское свидетельство. «Первое время школа, – писал Д. Троицкий, – помещалась в двух крестьянских избах, стоящих рядом и соединённых между собой двором». В 1899 году она перешла в каменное двухэтажное помещение стоимостью 16 220 рублей 15 копеек. «Условия открытия и постройки этой школы таковы: священник И. Лебедев заявил отделению (Сенгилеевскому отделению Симбирского епархиального училищного совета. – В. В.) в 1896 г., что для устройства второклассной в с. Карлинском причтом отводится от 1,5 до 2 десятин церковной усадебной земли, что на расходы по постройке школьного здания он обещается собрать из местных источников и внести 200 рублей и что им предоставляется в пользу школы 200 плодовых дерев, для разведения сада при ней. За обещанными 200 рублями Сенгилеевское отделение не раз обращалось к отцу Лебедеву, но удовлетворения никогда не получало. Наконец, в последний раз… отец Лебедев… уведомил, что требуемых денег выслать не может… В своём первоначальном заявлении отец Лебедев не упоминал о том, что жертвуемые деньги будут иметь специальное назначение».
Ученики Карлинской второклассной школы за свою учёбу ежегодно платили по 20 рублей, на 3 рубля больше, чем в Абрамовской школе.
Командак. В 1896 году общество крестьян этой деревни «купило лесу на постройку школьного здания», братство трёх святителей отпустило 185 рублей на строительство школы и на ученические столы и печи. В 1897 году школу построили, а летом 1901 года она сгорела.
Опалиха. В 1897 году «в собственном здании, построенном на казённые средства в сумме 400 рублей 36 копеек», в этом селе открылась одноклассная церковно-приходская школа.
Екатериновка. В 1898 году в этой деревне Симбирского уезда местным помещиком С.Н. Светухиным «во флигеле, ему принадлежащем», была открыта школа грамоты. В 1899 году для церковно-приходской школы купили дом с надворными постройками у псаломщика с. Ртищево-Каменка за 290 рублей. На его покупку и переустройство крестьяне отпустили 109 рублей, Святейший синод – 300 рублей, помещик С.Н. Светухин – 60 рублей, а общество крестьян обязалось ежегодно собирать 44 рубля 40 копеек. В 1900 году школа стала церковно-приходской.
Козловка. В 1899 году в деревне открылась церковно-приходская школа «в собственном помещении», на что было отпущено 200 рублей казённых средств и 450 рублей от Синода, а крестьяне отвели участок земли (400 саженей) и обязались собирать 40 рублей, ранее собираемых на Тагайское земское училище, где учились их дети.
Старые Маклауши. В 1900 году в этой деревне «в собственном здании», на постройку которого Святейший синод выделил 500 рублей, открылась школа грамоты. В 1905 году она была преобразована в церковно-приходскую.
Карцевка. 3 августа 1901 года в этой деревне сгорела школа грамоты. Через 2 года крестьяне выстроили новое помещение на 228 рублей страховой премии и 375 рублей от Симбирского епархиального училищного совета. В 1905 году школа стала церковно-приходской.
Путиловка Симбирского уезда. В 1902 году в этой деревне в наёмном крестьянском доме открылась школа грамоты. В 1905 году она вошла в новое помещение, построенное на средства Синода (500 рублей) и 572 рубля от местных крестьян, которые ежегодно собирали на её содержание 70 рублей. С этого времени школа стала церковно-приходской.
Дедяшевка, Кочетовка, Карамзинка. В 1903 году в этих селениях открылись школы грамоты. Школа в Дедяшевке помещалась в собственном помещении, построенном на средства Симбирского епархиального училищного совета (200 рублей) и местных крестьян (240 рублей), две другие школы – в наёмных избах крестьян. В 1905 году Кочетовская школа перешла в новое помещение, построенное на средства Синода (300 рублей) и крестьян (283 рубля), с этого времени она стала церковно-приходской.
Безымянная, деревня около с. Аксакова, в 1904 году здесь была открыта школа грамоты, церковный приход находился в с. Аксаково.
Ленинец, 21, 25 и 30 января 1996 г.
Материал из книги:
Воробьёв, В.К. Майнская земля и её люди. Записки краеведа. В.К. Воробьёв. – Ульяновск: Общество с ограниченной ответственностью «Симбирское информационное бюро», 2023. – 232 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Об авторе .........................................................................................3
От автора .........................................................................................4
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИЗ ПРОШЛОГО РОДНОГО КРАЯ
Река Майна и железная дорога – символы посёлка и района......7
Слава и честь Майнского района.............................................14
Первая строка биографии Симбирского края............................22
Когда возникла наша Берёзовка?............................................28
Симбирский губернатор и апалихинские крестьяне...................31
Страницы истории села Апалиха..............................................33
В борьбе за землю и волю..............................................,.........41
Наказаны по царскому повелению............................................44
Новые материалы об Аксаковском имении ................................47
Земляк и соратник В.И. Ленина.................................................53
А.А. Пластов в Майне. Новые материалы....................................56
Майна – районный центр Средневолжского края.........................61
Майнцы в годы Великой Отечественной войны............................70
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ТРУДЫ И ПОДВИГИ ЗЕМЛЯКОВ
И.С. Полбин в Майне. Новые материалы.....................................78
Подвиг на реке Нарев................................................................88
Кавалер Золотой Звезды из Дедяшевки.......................................91
Герой из села Городецкое...........................................................95
В боях за высоту........................................................................99
Мост памяти В.П. Зимина...........................................................104
Подвиг артиллериста П.А. Абрамова ...........................................109
На реке Свирь............................................................................111
Артиллерист Пётр Богатов...........................................................115
Подвиги разведчика Юдина.........................................................118
Трижды награждённый орденом Славы.........................................121
В боях за Прибалтику..................................................................124
Побег из ада...............................................................................126
Жизнь, отданная армии...............................................................127
Через всю жизнь.........................................................................132
Из семьи Немытиных...................................................................135
Воины-интернационалисты..........................................................138
Писатель и поэт А.П. Макаров......................................................140
Писатель из села Чуфарова..........................................................142
Писатель из Старой Майны...........................................................145
«Я родом из Майны…»..................................................................147
Академик из Кадыковки................................................................149
Ледокол «Владимир Каврайский»..................................................151
Учёный-химик из Ртищево-Каменки...............................................153
Родился в селе Тагай ...................................................................155
Педагог и краевед, художник и журналист.....................................159
По путёвке И.С. Полбина...............................................................162
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
НА НИВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ
Первая инспекция И.Н. Ульянова...................................................164
Новое об И.Н. Ульянове.................................................................171
Как работали учителя-ульяновцы...................................................178
И.Н. Ульянов и школы Майнского района........................................181
Из истории церковных школ Майнского района...............................206
Первые очаги культуры в Майне....................................................216
Подарили Майне новую школу.......................................................218
Как строилась школа.....................................................................222
Устремлённая в будущее................................................................224
Анненковская библиотека – первая в районе?.................................227