1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Визит Брежнева в Ульяновск, 1970 г.
События, 14 Августа 2023
ЖКХ прошлого века. Часть 1 (о коммунальной инфраструктуре Ульяновска)

мосЧасть I. Текучка

До революции жить в Симбирске было смертельно опасно – коэффициент смертности в расчете на 1000 жителей равнялся 39. Но это в среднем по городу. В относительно благоустроенном центре он было несколько ниже – «всего» 25, а вот на окраинах зашкаливал за 40 и даже за 45 смертей на каждую тысячу горожан. Одной из главных причин этой разницы была царившая вдали от центра антисанитария, вызванная не только отсутствием там таких благ цивилизации, как электричество, водопровод или канализация, но даже общественных бань.

Копать и сажать

Положение стало меняться к лучшему с 1924 года, когда в городе возобновилось строительство коммунальной инфраструктуры: за последующие девять лет протяженность канализационных сетей увеличилась до 18,9 км, водопроводных – на 4,5, а мощность городской электростанции удалось «разогнать» с прежних 300 квт до 1000. В 1933 году достроили-таки больницу Патронного завода, возводившуюся на протяжении четырех лет.

Оздоровлению городской атмосферы, причем, в самом буквальном смысле, способствовало и озеленение города. К 1934 году общественные сады и скверы, занимавшие примерно 13 гектаров, тоже были сосредоточенные главным образом в центре – сад Свердлова (ныне Владимирский), Новый Венец, Карамзинский и другие. Но почти все эти зеленые оазисы пребывали в запущенном состоянии, хотя власти и пытались навести там порядок, проводя ежегодные «работы по древонасаждению»: за период с 1930 по 1934 годы в парках, скверах и других общественных местах было посажено 4980 деревьев. А осенью 1934 года планировалось высадить еще 1000 штук в декоративных садах, и 4000 – на городских улицах. Кроме того, 46 тысяч рублей было вложено в разбивку газона на улице К. Маркса (ныне ул. Гончарова) и восстановление такового на Новом Венце и в саду имени Свердлова

Однако результативность озеленительной деятельности оставляла желать лучшего «вследствие плохой охраны деревьев, а главное, в следствии того, что Горкомхоз не сумел организовать широкой общественности вокруг вопросов озеленения города». Поэтому за сохранностью насаждений следила главным образом милиция, для которой построили семь постовых будок.

Результатом всей этой деятельности стал рост численности населения Ульяновска с 58 тысяч в 1927 году до 80 – в 1932-м, и это без учета личного состава частей гарнизона.

Искры сыпались с булыжной мостовой…

Благоустраивались и городские улицы. За 1931-1934 годы была «проведена сплошная переливка асфальтовой мостовой на ул. К. Маркса и частично асфальтированных тротуаров». А ту часть городских дорог, где асфальта пока не было, например на улицах К. Либкнехта и Л. Толстого, либо полностью перемостили, либо провели на них ямочный ремонт.

Здесь необходимы некоторые пояснения: и асфальтированная, и замощенная дороги имеют твердое покрытие. В первом случае это асфальт, во втором – камень. В больших городах улицы и площади мостили специальными брусками правильной прямоугольной формы (наподобие современной тротуарной плитки), вытесанными из натурального камня, например, гранита. Поэтому покрытая ими поверхность называется брусчаткой. Что касается городов поменьше, в том числе и Ульяновска, то в них использовали дешевый булыжник – камень неправильной формы и произвольных размеров. Булыжники укладывали на утрамбованную песчаную или щебеночную основу вплотную друг к другу, добиваясь того, чтобы верхние их точки находились примерно на одном уровне. Но даже при самой тщательной подгонке, езда по такой мостовой, особенно в экипажах на колесах без пневматики, была сопряжена с невероятной тряской. Зато, по сравнению с не мощенными дорогами, булыжные оказывались более прочными, долговечными и гигиеничными, поскольку на них образовывалось меньше пыли и грязи.

К концу 1934 года общая протяженность всех городских улиц и проездов составляла 105 километров. Из них 30 километров мостовых были приведены в порядок, а еще 15, не ремонтировавшихся последние двадцать лет, нуждались в капитальном ремонте вплоть до полной перекладки булыжного покрытия. В том числе, спуск Халтурина, улицы Рылеева, 12 сентября, а особенно – Шевченко, которая имела важное транспортное значение, потому что вела в район МТС, и Володарского (часть современной улицы Минаева), служившая подъездом к Хлебозаводу, Совбольнице и к станции Ульяновск-II. На остальных, площадью около 10 тысяч квадратных метров, можно было ограничиться ямочным ремонтом.

Из 120 километров тротуаров, 50 асфальтированных нуждались в сплошной «переливке» покрытия, и 30 деревянных – в ремонте.

Однако все эти дорожные работы и в 1933, и в 1934 годах велись крайне медленно из-за нехватки средств в городском бюджете, а также по причине неудовлетворительного сбора таковых с организаций и населения «вследствие недостаточной настойчивости Горкомхоза». Так что, гуляя по улицам, ульяновцам приходилось все время смотреть плод ноги. Особенно с наступлением темноты.

На 1 октября 1934 г. в городе было 57 «столбовых» фонарей вместо 22 имевшихся двумя годами раньше. Кроме того, путь припозднившимся прохожим освещали и домовые, так называемые номерные светильники, крепившиеся на стенах. Таких было 400, правда, работали в лучшем случае около 200. Поэтому к зиме 1934 года ЖАКТам (жилищно-арендным кооперативным товариществам) поручалось отремонтировать неисправные фонари и установить новые там, где таковых раньше не было. За неисполнение этого распоряжения ЖАКТы предполагалось штрафовать.

Мосты

В те годы Ульяновск с полным правом мог называться городом мостов, которых (не считая Волжского) здесь насчитывалось десять, причем все – деревянные. Восемь были перекинуты через водосточные каналы, а еще два – через реки Свиягу и Симбирку.

Симбирка, бравшая начало в Маришкином роднике, что в районе нынешнего Северного трамвайного парка, текла по дну огромного оврага, фактически рассекавшего город пополам, и впадала в Свиягу. Перекинутый через овраг Мясницкий мост, после революции переименованный в мост «Труд», связывал центр города с основной его торговой частью – Базарной и Ярмарочной площадями. Первая находилась там, где сейчас стоят цеха завода «Контактор», территорию второй ныне занимает ОАО «Утес» – бывший приборостроительный завод, или «приборка».

Веками горожане сливали в овраг нечистоты, выбрасывали мусор, сваливали собранный с городских улиц конский навоз, владельцы мясных лавок, устроенных на обеих площадях, избавлялись от протухшего товара. Не удивительно, что овраг превратился в гигантскую помойную яму. А, главное, в рассадник всяческой инфекции, которую разносили по городу миллионы комаров и мух, в изобилии обитавших в густых зарослях, покрывавших берега этой помойной реки. Кстати, именно с нею связывали высокий уровень смертности горожан.

Избавиться от напасти городская власть пыталась еще в конце XIX и начале ХХ веков. Но неудачно. Заточить речку в каменное подземное русло собирались и позже, однако в 1933-м все работы в этом направлении приостановили из-за отсутствия средств. Только в пятидесятых годах Симбирку, наконец, заточили в бетонную трубу, а овраг засыпали. Сейчас на его месте находятся трамвайная развязка «Дамба», Центральный городской рынок, стадион «Труд» и многочисленные торговые центры. Тем не менее, границы оврага можно разглядеть и сейчас. По одной из них проходит каменный забор, отделяющий двор ЦУМа от территории стадиона. На противоположной высится здание «Контактора». А бывший мост превратился в часть улицы К. Маркса между стадионом и торговым центром «Амарант».

Однако сто лет назад ничего этого не было. В 1931-1934 годах мост «Труд» наконец отремонтировали. Кроме него привели в порядок водосточные лотки и трубы, а также ледорезы моста через Свиягу. Но не того, по которому сейчас ходят трамваи, его еще не было, а второго, деревянного, возле Автомеханического техникума. Остальные же городские гидротехнические сооружения, до которых руки пока не дошли, пребывали в крайне ветхом состоянии и требовали капитального ремонта.

По той же причине – нехватка финансов, начиная с 1933 года были приостановлены и противооползневые мероприятия, что привело «к образованию ряда очагов оползней по волжскому косогору, угрожающих железной дороге».

Не поедем, так поплывем

Был в городе и еще один мост – через Волгу, железнодорожный, по которому несколько раз в сутки ходил рабочий поезд, возивший на работу и обратно рабочих Патронного завода, проживавших в правобережье. Остальные горожане перебирались через реку зимой по льду, а летом на специальном судне-пароме «Ульяновец» вместимостью 240 пассажиров и 50 подвод. Для него в зиму 1931-1932 годов на правом берегу был построен новый причал-дебаркадер. Еще один, на Часовенской стороне, возвели следующей зимой. И тот, и другой сделали в дополнение к двум уже имевшимся, но совершенно старым и изношенным дебаркадерам постройки 1910 года.

Кроме парома, на переправе работал и баркас «Гай» на 100 пассажиров. Но он был резервным на случай поломки «Ульяновца», а до тех пор, имея тяговую мощность в 400 тонн, использовался для разных буксировочных работ и требовал капитального ремонта.

А по суше до 1932 года горожане передвигались на городских автобусах, но потом все они сломались и бывшим пассажирам вновь пришлось «пересесть» на «своих двоих».

В 1934 году город смог приобрести три новых машины и еще две капитально отремонтировать, изготовив для них новые кузова собственными индустриальными силами. Это позволило восстановить автобусное движение. Но транспорта все равно не хватало, и в том же году городские власти обратились в Крайком с просьбой выделить для Ульяновска еще несколько автобусов «не в качестве какой-то подачки, а в связи с гигантским ростом автомобильной промышленности, и 4-5 автобусов дела не решают, а для Ульяновска они имеют большое значение».

Так, занимаясь повседневной текучкой, городское руководство не чуралось и того, чтобы заглянуть в будущее.

Продолжение: ЖКХ прошлого века. Часть 2 (о коммунальной инфраструктуре Ульяновска)

Владимир Миронов

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru