1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Визит Брежнева в Ульяновск, 1970 г.
Места, 30 Января 1920
Литерные вечера в Большом. Владимир Миронов о Большом Рабоче-Крестьянском театре в Симбирске

Московский Большой театр известен всему миру. А вот про его симбирскую тезку сегодня вряд ли кто-нибудь знает. Он был создан в самый разгар Гражданской войны обязательным постановлением Губернского отдела народного образования от 30 января 1920 года. В соответствии с этим документом, функционировавший тогда городской театр на неделю закрывался «для проведения реорганизации его в техническом, санитарном и художественном отношениях», и с 15 февраля открывался уже в новом качестве – как «Большой Рабоче-Крестьянский театр», каковое название присваивалось ему навсегда.

К реорганизации храма Мельпомены коллегия Губотнароба подошла основательно – преобразования затрагивали практически все стороны театральной жизни, начиная с состава труппы, в которую вливались лучшие силы Симбирской губернской драматической студии сценического искусства. Кроме того, отдел народного образования брал на особый учет все наиболее талантливые артистические силы, отвечавшие «всем революционным требованиям классового театра». Для чего это делалось, постановление не объясняло, но можно предположить, что из данного «кадрового резерва» предполагалось черпать творческие силы на замену актеров, вдруг переставших отвечать «всем революционным требованиям». Например, не желавшим гастролировать по губернии. Между тем одним из результатов реорганизации стала обязанность труппы выделять «артистов для турне по губернии, а также по другим театрам Симбирска и его окрестностей с определенным выработанным революционным репертуаром под руководством лиц, назначаемых Губотнаробром». Кстати, о руководящих лицах, главным режиссером местного Большого назначили некоего Ивановского «за его ответственностью в технической постановке и дисциплине». Сам же театр административно переходил в непосредственное ведение подотдела Искусств, который назначал заведующего и приглашал технических служащих. Одновременно упразднялась должность комиссара театра.

Отныне репертуар обновленного очага сценического искусства определял непосредственно Губотдел народного образования, поскольку губернский Большой стал не просто театром, а еще и «оружием классовой борьбы». Поэтому в новом сезоне, начинавшемся с 1 мая 1920 года, на его сцене надлежало ставить сугубо революционные пьесы, такие как «Гибель Надежды», «Уриэль Акоста», «Савва», «Враги», «Смерть Лассаля», «Вильгельм Телль», «Зори Варихина», «Ткачи», «Жан и Малолона» ( с 5 актом), «На заре», «Консул гранат», «Королевский брадобрей». Но допускалось, и кое-что из старого репертуара. В частности, «Тартюф», «Разбойники», «Коварство и любовь», «Бесприданница», «Потонувший колокол», «Гамлет» и «Бедность не порок».

С разрешения Губотнароба все перечисленные пьесы, наряду с основной труппой, дозволялось ставить также музыкально-концертным отделениям и литературным коллективам, подведомственным подотделу искусств Симбирского пролеткульта. Ему же для постановки любительских спектаклей могла предоставляться и театральная сцена. Этим правом, кроме того, наделялись Симбирские пехотные командные курсы, рабочая труппа Патронного завода, а также заезжие коллективы столичных оперных и драматических артистов. Но в каждом конкретном случае – по отдельному соглашению. При этом, на арендаторов распространялись все те положения, которые действовали в отношении самого Большого театра. Например, о распределении билетов и взимании платы за них.

Начиная с 15 февраля, бесплатная раздача мест в зрительном зале прекращалась. Точнее, почти прекращалась. В качестве исключения по одному такому месту полагалось коменданту города, начальнику милиции, представителю Губчека и работнику печати Еще пятнадцать постоянных бесплатных мест отводились Губкому РКСМ для детей. Кроме того, вводились «именные ложи»: для Губкома РКП, две артистические и ложа подотдела искусств.

За все остальные места каждый зритель должен был заплатить по 75 рублей, в том числе и зритель коллективный. Например, для отдела работниц в кассе ежедневно придерживали по 50 платных билетов. И если таковые не выкупались до 6 вечера, то они поступали в общую продажу, организованную, кстати, по социально-классовому принципу: в любое время вне всякой очереди приобретать билеты могли исключительно члены партии. За ними шли красноармейцам, потом – члены профсоюзов и, наконец, все остальные. Право занять достойное место в этой билетной иерархии обеспечивал соответствующий членский билет, а прядок и общественное спокойствие – работник милиции в купе с представителем театральной администрации.

Если же члены партии или профсоюза не желали стоять даже в такой «классовой» очереди, то они могли от имени своей организации подать предварительную коллективную заявку, которая утверждалась заведующим Губотдела или его заместителем.

Все эти меры были направлены на обеспечение хотя бы частичной самоокупаемости Большого театра, на каковую местный Отнароб нацеливало распоряжение Наркомпроса, разрешавшее «субсидируемым театрам» использовать всю полученную выручку на собственные нужды, поэтому все остатки чистого театрального дохода направлялись «на улучшение работы Рабоче – Крестьянского театра в гор. Смбирске в смысле превращения его в показательный театр». На эти деньги содержалась труппа, выплачивались стипендии студийцам, оплачивались освещение и отопление театральных помещений, а также другие хозяйственные расходы, в том числе, частично –декорационная мастерская, созданная при Симбирском Большом. Работали в ней прикомандированные учащиеся старших возрастов и групп ремесленных училищ города, а материалами ее централизованно обеспечивал подотдел снабжения при помощи Совнархоза и Губпродкома. Первоначально мастерская выпускала декорации для основной, так сказать, «базовой» сцены, но в перспективе должна была перейти на обслуживание очагов пролетарской культуры по всей губернии. Но, как говорится, гладко было на бумаге…

Прошло четыре года. Закончилась Гражданская война, миновал голод, расцвела новая экономическая политика и у трудящихся появились средства не только на хлеб, но и на зрелища. Все это им мог дать театр, к этому времени перешедший на хозрасчет и включенный в состав художественного отделения при Губполитпросвете наряду с другими «родственными» учреждениями, такими как кино и лото, то есть лотерея.

Последние, будучи также учреждениями хозрасчетными, давали более или менее стабильный доход. Так, лото за декабрь 1923 года принесло в бюджет 375 рублей чистой прибыли. Кино, дав в октябре 200 рублей убытку, ноябрь завершило с плюсом в 600 целковых, однако январь вновь завершило с минусом около 200 рублей, что было связано с увеличением платы за картины, составлявшей 10% от суммы сбора. Поэтому зачастую их приходилось добывать «нелегальным порядком».

Прибыльным был даже театральный буфет: в декабре он получил доходу около 1500 рублей, а в январе – до 600.

И лишь Большой оставался стабильно убыточным, хотя в его репертуаре было 77 постановок. Из них 42 – под литерой «А» и 35 –категории «Б». К первой относились пьесы, которые разрешалось ставить во всех театрах, ко второй – разрешенные, но не рекомендованные для рабоче-крестьянской аудитории, однако могущие быть поставленными по усмотрению цензора. Существовала еще и третья категория, включавшая пьесы, запрещенные вообще. В таковую вносились произведения с контрреволюционным, мистическим и шовинистским содержанием, а также все те, постановка которых по тем или иным причинам считалась данный момент несвоевременной.

Однако, несмотря на столь обширный репертуар, зрительный зал стабильно «не наполнялся», то есть публика на спектакли не шла. Не помогала ни десятипроцентная скидка для рабочих и служащих, ни посещение спектаклей в кредит по чековым книжкам месткомов, которыми если и пользовались, то лишь профсоюзы Губернского и уездного исполкомов, милиции, а также Суктреста, то есть учреждения, объединявшего рабочих суконных фабрик губернии.

В общем, посещать «литерные» вечера в Большом трудящиеся были готовы разве что бесплатно: за 1923 год на безвозмездной основе на них побывало 15200 человек, в основном – учащиеся и рабочие. А еще было дано два бесплатных детских спектакля.

В результате вместо запланированной выручки в 8000 рублей в месяц, удавалось собрать максимум 4500, однако бывало и меньше – в октябре 1923 года набралось всего 1680, в ноябре – 2200, в декабре – 3330, а в январе 1924-го – 1900 рублей. При этом содержание Большого ежемесячно обходилось в 5000 рублей, которые шли на зарплату артистам, социальное страхование и прочие прикладные расходы. Положение не спасла даже полуторатысячная субсидия Губисполкома, выделенная Большому в декабре, поскольку доходы других предприятий в том месяце не покрыли дефицита театра. В итоге задолженность за январь только по зарплате тридцати пяти актерам, пятидесяти техническим работникам и семерым служащим конторы составила 1700 рублей. Плюс еще 1000 – за «коммуналку».

В общем, «материальное положение театра ухудшается все дальше», – печально констатировал некто Андреев, докладывавший о ситуации с Большим на заседании Симбирского Горрайкома РКП 4 февраля 1924 года, – и если ситуация не исправится, то к концу года убыток от Большого составит 3500 рублей, ­ – прогнозировал он.

Тем не менее, несмотря на мрачные финансовые перспективы, речь о закрытии очага пролетарской культуры даже не шла.

Источники

ГАУО Ф. Р-190, оп. 1, д. 280. Л. 48-49.

ГАНИ УО Ф. 13, оп. 1, д. 475, л. 4.

Владимир Миронов

Источник фото https://vk.com/wall-107791040_3412

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru