
Пока местные власти думали, что делать с ульяновской «Художкой», успели случиться: пандемия, смена губернатора, ряд громких геополитических событий и, разумеется, скачок цен. Знаковое место в центре Ульяновска еще при экс-губернаторе Сергее Морозове должно было стать домом для Молодежного театра, мотором современного театрального искусства в регионе, но, как мы видим, реконструировать объект культурного наследия до сих пор не собираются. Общественность кормили обещаниями, убеждали, что «Художка» начнет новую жизнь, а сейчас просто замолчали. От Молодежного театра у здания только сиротливая афиша, которую толком не видно за пыльным стеклом.
На бумагах здание «Художки» долго металось между министерствами, а чиновники не могли понять, что с ним сделать. Единственный ориентир развития появился, когда туда зашел Молодежный театр, но будь у его представителей еще один шанс сделать выбор, больше чем уверена — убежали бы сверкая пятками… Еще в 2020 году Алексей Храбсков рассказывал 73online, что даже визуально в «Художку» по нормам не вписываются гримерные, касса и гардероб. Нужны дополнительные помещения. Да и если смотреть правде в глаза, театру, как постоянно действующему учреждению, не место в этом здании.Слишком много проблем, которые учреждение не может и не должно решать. Власти следовало бы подарить учреждению более подходящий дом, изначально соответствующий всем требованиям, без «котов в мешке» и, наконец-то, снять этот груз ответственности с Храбскова.
В театральной среде уже давно похоронили надежду на реконструкцию и уж тем более дальнейшее развитие возможностей здания на улице Гончарова. Наблюдать, как сейчас сыпется фасад, просто невыносимо, но чиновники по-прежнему лишь опускают глаза в пол. Как в унисон говорят достоверные источники, пока власти делили Молодежный театр, его когда-то амбициозный коллектив трещит по швам — шесть человек недавно уволились. Не исключено, что труппа просто не доживет до времени, когда, наконец, найдет новое пристанище. Одновременно с этим театр продолжает снимать помещение за бюджетные средства.
Нерешительность ответственных чиновников доведет до того, что историческая часть города просто будет стерта или по классике жанра обтянута тряпкой, как магазин Юргенса. Грустно. Больно. Обидно.
Непонятно одно: почему в Ульяновске к этой отрасли относятся по остаточному принципу? В будущем за сегодняшнее безразличие спасибо явно не скажут. Денег всегда будет мало, вечно находятся более важные задачи, но любое действие куда лучше тотального игнора, который взяли на вооружение в правительстве.
По аналогии с Москвой в Ульяновске здания культурного наследия пытались сдать инвесторам в аренду. Предлагали платить «1 рубль за 1 квадратный метр» и постепенно их реконструировать, но и это не увенчались успехом.
Для провинциального города таких поблажек, конечно, мало, бизнесу необходимы дополнительные стимулы. А сами чиновники не видят в подобных зданиях потенциала, думают что они по определению не могут приносить доход: «культура сама себя не окупит». Наше действующее законодательство изначально не было заточено на то, чтобы эти объекты пронести через века и встроить в экономику. Но монетизация культурного наследия должна происходить. Исторические здания — ценность, которая с годами просто исчезает.
Очевидно, что чиновникам безразлична судьба филармонии, магазина Юнгенса и «Художки». Когда есть мотивация, то средства и механизмы быстро находятся, а мы все еще продолжаем биться об купол, которым накрылись ответственные персоны. Состояние объектов культурного наследия все ближе к точке невозврата, настанет момент, когда Ульяновск останется без своего лица, которое так долго формировали великие архитекторы.