
Продолжение книги «Наш родной Вешкаймский край. Страницы истории селений Вешкаймского района Ульяновской области». В.К. Воробьев, 2021. Ульяновск. Издательство ООО «Центр коммуникаций Поволжья» 2021.
Содержание:
Книга «Наш родной Вешкаймский край». От автора
Села, деревни, поселки Вешкаймского района. Вешкайма
Село Араповка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Села Архангельское Куроедово и Ахматово-Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Села Бекетовка и Беклемишево (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Берёзовка, деревни Бутырки и Верхняя Туарма (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Вешкайма (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Вырыпаевка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Грачёвка и село Ермоловка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Поселки Забарышский и Залесный (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Зимнёнки (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Сёла Канабеевка и Каргино (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Котяковка и Коченяевка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Красная Эстония и Красный Бор (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Мордовская Кандарать и село Мордовский Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
КАНАБЕЕВКА – село Стемасского сельского поселения, бывшей Анненковской волости Карсунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 214 человек, в 2014 г. – 111 человек, преимущественно русские.
Село расположено в 16 км к юго-востоку от райцентра и в 5 км к северо-западу от с. Стемасс на реке Стемасс.
Первое упоминание в документах об этом селении, по сведениям краеведа Н.А. Кузминского, относится к 1716 г.: «В селе Рождественское, Канабеевка тож, в вотчине капитана Алексея Никифоровича Репьёва в 1716 году начали строить церковь». По-видимому, оно было основано в конце XVII – начале XVIII вв. и названо по переведенцам Репьёва из города-крепости Конабеево Тамбовской волости (по сведениям профессора В.Ф. Барашкова, селение названо по фамилии первого помещика). Кстати, у этого помещика до 1716 г. в разных местах Симбирского края уже было несколько селений, названных Репьёвками.
Через некоторое время на средства помещицы М.С. Репьёвой здесь построили другую церковь – каменную, Рождественскую, в её приход входили сельцо Матюнинка и деревня Зимнёнки, расположенные в одной версте от села.
21 июня 1813 г. газета «Северная почта» (Санкт-Петербург, №50) сообщала читателям, что живший в с. Канабеевка дворовый человек помещицы Репьёвой Василий Родионов, возвращаясь из Симбирска домой, поднял на дороге мешок, в котором лежало «сожжённое разного рода серебро, по-видимому, церковное, состоящее в окладах и разной утвари весом всего 4,5 фунта». «Добрый слуга не захотел воспользоваться сею находкою, но представил оную немедленно местному начальству», которое направило серебро в Москву «для обращения в пособие разорённым от нашествия неприятеля».
В 1859 г. в с. Канабеевка, принадлежащем помещику Дохтурову, было 48 дворов, в них проживали 412 жителей. В селе находились две церкви, в приход входила д. Канабеевские выселки, расположенная в 3 км от села на правом берегу реки Стемасс.
В 1864 г. в селе открылось мужское училище, которое 14 декабря 1872 г. посетил с осмотром инспектор И.Н. Ульянов. Школа помещалась в холодной церковной караулке, а в день приезда проверяющего «по причине холода мальчики обучались в доме священника». Из 8 мальчиков присутствовали на занятиях четверо. «Из них двое, – писал И.Н. Ульянов, – обучающихся 2-ю зиму, читают средственно и двое учащиеся 3-й год читают без остановок на знаках препинания... Арифметикой мало занимались. Вообще успехи обучения неудовлетворительны». Учитель и законоучитель, священник Казанский, не проявлял «большого усердия к делу обучения». На школу с каждой ревизской (мужской) души ежегодно собиралось по 15 копеек. «По случаю очень ограниченного жалованья учителю» (40 рублей в год) занятия в школе в 1874–1876-х гг. не проводились, и в 1877 г. она закрылась. Вновь школа была открыта лишь в 1894 г. по инициативе инспектора А.И. Червяковского.
В ноябре 1906 г., по данным П.Д. Дорогойченко, карсунский уездный исправник сообщал губернатору: «В даче сестёр Герасимовых в общей сложности вырублено леса крестьянами с. Канабеевки 13 десятин. При повальном обыске у 35 крестьян найдены брёвна и дрова из сырорастущего леса. Виновные привлекаются к ответу». 5 ноября становой пристав провёл в селе сход, на котором местные жители пообещали больше лес не вырубать. Однако в марте 1907 г. они вновь принялись за старое, к ним присоединились крестьяне с. Соплёвки. Разгневанный губернатор потребовал от земского начальника немедленно разобрать протоколы о самовольной порубке леса в даче Герасимовых.
В мае массовая порубка помещичьего леса продолжалась, причём крестьяне оказали полное неповиновение властям. 24 мая исправник просил губернатора прислать роту солдат, а 25 мая управляющий имением сообщал помещику, что крестьяне Канабеевки и Матюнинки рубят лес, запахали яровую и паровую землю. Что было дальше, видно из телеграммы исправника из Карсуна 3 июня: «Ротой вернулся Карсун. Канабеевке отобрано 1008, Соплёвке 240 деревьев. Порубка прекращена, виновные привлечены ответственности».
В 1910 г. в селе – 131 двор и 775 жителей. 123 крестьянских хозяйства имели в среднем по 10 десятин земли. Но 44 хозяйства засевали менее 4 десятин, 53 хозяйства – с 4 до 10 и 35 хозяйств – более 10 десятин. Совсем земли не имели 8 дворов, лошадей – 43 и коров – 17 дворов. На всё село – 43 плуга и 2 железные бороны. Плотников было 108 человек, неграмотных – около 80% населения. Тогда же при селе имелся «показательный хутор» (1 двор, 3 человека), где было 16 десятин пашни и десятина покосов, 2 лошади, 2 плуга, железная борона и рядовая сеялка.
В 1913 г. в Канабеевке было 143 двора и 774 жителя, имелись каменная Христорождественская церковь (не сохранилась), земская школа.
К 1926 г. село возросло до 165 дворов (868 человек) со школой первой ступени.
Осенью 1929 г. ульяновские чекисты завели дело «Об организации массового выступления верующих священником с. Канабеевка Поповского р-на Терёшиным С.И.». Решив закрыть в селе церковь, они предъявили священнику к оплате огромную сумму налога, надеясь, что он не соберёт её и оставит службу, а храм будет закрыт. Но около 300 верующих собрались у сельсовета и потребовали снять с батюшки непосильный налог. Сельсоветчики после долгих уговоров уговорили толпу разойтись, но через несколько дней священник был арестован и 12 декабря 1929 г. осуждён к 8 годам концлагеря (по материалам протоиерея Алексия Скала).
В 1930 г. здесь организовали колхоз «Большевик», который в 1959 г. вошёл в колхоз «1 Мая». Дворов в селе стало 203, а население сократилось до 729 человек.
В 1920–1940-х гг. 8 канабеевцев были незаконно репрессированы, в войну не вернулись домой 86 жителей села.
Канабеевка была отделением СПК «Горизонт» с молочнотоварной фермой, медпунктом и магазином. С августа 2001 г. часть жителей со своими имущественными и земельными паями вошла в новое хозяйство «Горизонт-М», учредителем которого стала ульяновская фирма ЗАО «Магуст» (в настоящее время нет и его). В селе ныне имеются клуб и природный газ.
Здесь родилась Анна Ивановна Дудорова (1918–2001), Герой Социалистического Труда, делегат XX партсъезда и первого съезда мордовских женщин, награждена орденами Ленина, «Знак Почёта», медалями. С 7 лет работала в родном селе в поле, окончила здесь начальную школу. Вся дальнейшая трудовая биография связана с Саранским комбинатом кручёных изделий «Сура». Звание Героя присвоено 5 апреля 1971 г.
КАРГИНО – село Каргинского сельского поселения, бывшей Каргинской, Старо-Зиновьевской волостей Карсунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 1117 человек, в 2014 г. – 701 человек, чуваши и русские.
Расположено в междуречье рек Верхняя Туарма и Чёрная в 13 км к югу от райцентра. Название села, по словам П.Д. Дорогойченко, происходит от старинного названия реки Туармы – Каргонначак (от слова «карго» – место, где водится много ворон). Позднее это слово чуваши назовут «тувармой» от слов «ту» и «вар», что означают долину, низменность, а село – Средней Туармой, по аналогии с соседними сёлами Верхняя и Нижняя Туарма в верховьях и низовьях этой реки.
В 2 км к югу от села расположена курганная группа бронзового века, где раньше находили ножи и сосуды. Пруд в селе – любимое место отдыха жителей района. Существует записанное симбирским писателем И.Н. Юркиным предание о том, что предкам каргинцев Карабаю Кастрову с товарищами за верную царскую службу было пожаловано в поместье место, где ныне находится Ульяновск. Но на новом месте им «три ночи сряду снились страшные сны», и служилые чуваши единодушно пришли к мнению, что «здесь им, со стороны русских людей, мирного житья не иметь», тем более что на этом месте скоро должен быть построен город. И взамен оставленной земли они приискали себе для жительства другое место среди лесов и гор.
В 1859 г. в помещичьем и удельном селе Каргино (Средней Туарме) было 93 двора и 751 житель, а в 1863 г. местные крестьяне на свои средства выстроили церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая и Казанской иконы Божией Матери (по всей вероятности, её возвели на месте старого храма). В сёлах Каргино и Коченявка жило много раскольников из стасова согласия. Они не признавали водного крещения, имели ограничения в еде и питье, не носили пёструю, цветастую одежду, женщины ходили в длинных льняных юбках, в кофтах с рукавами до запястья, платки повязывали до бровей.
В том же 1863 г. в селе открылась школа, которую 16 декабря 1872 г. посетил с осмотром И.Н. Ульянов. Он писал, что школа находилась в помещении волостного правления, содержалась на сбор с крестьян по 15 копеек с души, 18 русских и 17 чувашских мальчиков обучал приходский священник Иван Васильев. В 1883 г. для школы крестьяне построили собственное помещение с общежитием для приходящих учеников.
Каргинская волость была одной из крупных в уезде, в неё входили 6 сёл (Каргино, Соплёвка, Сурки, Мордовский Белый Ключ, Архангельское, Нижняя Туарма) и 6 деревень (Верхняя Туарма, Ахматово-Белый Ключ, Котяковка, Коченяевка, Мухино, Мордовская Кандарать), хутора Герасимова и Фёдорова, 9 помещичьих усадеб с кирпичным заводом, спичечной фабрикой, фермой и 14 мельницами (по сведениям 1897 г.). В самой волостной «столице» числилось тогда 213 дворов и 1188 человек.
В начале XX в. село делилось на 2 самостоятельных общества: крестьян бывшего помещика Герасимова и удельных крестьян, причём бывшие помещичьи крестьяне находились в более тяжёлом положении, чем удельные. Совсем не случайно бывшие герасимовские крестьяне активно волновались в декабре 1905 г., летом 1906 г., весной и осенью 1917 г.
В 1910 г. в селе насчитывалось уже 258 дворов и 1475 жителей, а в 1926 г. в 331 дворе проживало 1605 человек. У 200 дворов бывших удельных крестьян было 1295 десятин земли (в среднем по 6,5 десятины на двор), а у бывших герасимовских крестьян на 58 дворов – 234 десятины (по 4 десятины на двор) вместе с арендуемой землёй. За участие в вооруженном восстании сапёров в Туркестане 1–2 июля 1912 г. к 4 годам каторги был осуждён Михаил Иванович Лощёнин, призванный в солдаты из Каргино.В 1913 г. в Каргино было 300 дворов и 1385 жителей, деревянная Николаевская церковь, волостное правление, школа, торговые лавки, базары по понедельникам, 2 общественные мельницы, усадьба и мельница Л.Д. Герасимовой.
В середине марта 1919 г. село было охвачено Чапанным восстанием, сельсовет и партийная ячейка были разогнаны созданной «народной организацией». Здесь убиты 3 советских активиста и избит приехавший в село уездный продовольственный комиссар М.А. Панов.
В организованный весной 1930 г. колхоз «Крестьянин» вступили 13 крестьянских семей, в конце 1931 г. в нём было более половины всех крестьян.
В годы Великой Отечественной войны домой не вернулись 168 жителей села, им установлен памятник-обелиск.
В 1950 г. каргинские колхозы «Крестьянин», «Знамя труда» и другие объединились в крупное хозяйство имени Кирова (имени Чапаева), которое в 1959 г. вновь стало имени Кирова, в него входили Каргино, Ахматово-Белый Ключ и Карпаты (ликвидировано 19 января 2003 г.). На его место пришла частная «Поволжская Агро-компания» (в 2013 г. – 21 работник).
Ныне в селе действуют 5 крестьянско-фермерских хозяйств: И.А. Щепцовой, П.Е. Карсунцева, П.Н. Выборнова, С.В. Головина и Н.А. Семёнова по производству зерна, мяса и овощей (всех работающих у них – 17 человек).
В Каргине имеются средняя школа (152 учащихся, 24 учителя), детский сад (33 малыша, 4 воспитателя), СДК и библиотека, киноустановка, ФАП и отделение связи, 4 частных торговых точки, обелиск жертвам Чапанного восстания (на кладбище), действует центр активного долголетия «Дыхание жизни».
В селе установлена мемориальная доска Николаю Алексеевичу Никоноренко (1931–2002), бывшему председателю колхоза имени Кирова, заслуженному работнику сельского хозяйства Российской Федерации, почётному гражданину Ульяновской области. Здесь родились генерал-лейтенант Константин Новомирович Иванов (1959); бывший главный технолог федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия в г. Шиханы Саратовской области, профессор Александр Николаевич Кадушкин (из-за знакомства с академиком А.Д. Сахаровым был необоснованно отстранён от преподавания в Мурманском пединституте и жил в родном селе); член-корреспондент Российской академии естественных наук и краевед Анатолий Филиппович Макеев (1940); активный участник восстания сапёров Ташкентского гарнизона в 1912 г. Михаил Иванович Лощёнин; глава администрации Вешкаймского района Юрий Николаевич Степанов и другие.
В школе в 1962–1974 гг. работал директором Василий Васильевич Елисеев (1936), заслуженный учитель Российской Федерации, профессор Ульяновского ИПК ПРО, среди её бывших педагогов – заслуженные учителя России Галина Александровна Тубакина и Ольга Александровна Степанова, среди выпускников – доценты Л.А. Никонов и Александр Фёдорович Соловьёв, заслуженные учителя Российской Федерации Владимир Николаевич Будилов и Александр Герасимович Никонов, поэтесса, автор нескольких сборников Юлия Борисовна Лощёнина, актёр московского театра «Проспект Вернадского-13» Виктор Александрович Кузин.
Механизатор-передовик Геннадий Иванович Ермошин награждён за трудовые достижения четырьмя орденами и медалями, 12 сыновей и дочерей воспитала семья Владимира Сергеевича и Полины Алексеевны Ерофеевых и 7 детей – Валентина Петровна Шеймухова.
Каргино связано с именами чувашского просветителя И.Я. Яковлева, писателя И.Н. Юркина и профессора УГПУ Л.Л. Каталымова, академика и писателя Н.В. Нарышкина (Махотина).
В 2 км от села находится курганная группа предположительно бронзового века, около селения были обнаружены средневековые ножи и сосуды.
Западную часть с. Каргино составляет бывшее село Сурки. В 1854 г. его помещик, генерал П.Ф. Дурасов построил здесь деревянную церковь архистратига божия Михаила, в конце 1860-х гг. открылась школа.
В 1859 г. – 45 дворов и 392 жителя, из них 42 двора принадлежали генералу. В конце XIX в. в Сурках действовала спичечная фабрика, единственная в уезде, принадлежащая богатому крестьянину из с. Ахматово-Белый Ключ Я.М. Гурьянову. Она работала в году «всё время, за исключением июня, июля и августа месяцев». За вредную для здоровья работу мужчины получали от конторы 5–7 рублей в месяц, а женщины и дети трудились сдельно – по 20 копеек с ящика готовой продукции. Рабочий день продолжался 13 часов в сутки, с 7 часов утра до 9 часов вечера, не считая часового перерыва на обед. Все рабочие были жителями соседних деревень и по окончании работ уходили по своим домам. В 1910 г. дворов в с. Сурки возросло до 99, а население – до 558, в 1926 г. в 122 дворах проживал 601 человек, и имелась школа первой ступени.
В годы войны не вернулись домой около 50 сурчан (их имена названы в областной Книге Памяти). В XIX в. на поле у села была найдена средневековая двойная железная кольчуга.
На территории с. Каргино находятся три дома бывшей деревни Карпаты, которая располагалась в двух верстах от с. Каргино, в живописной холмистой местности на реке Туарма, в нижнем её течении. Здесь находится одно из трёх известных в Вешкаймском районе месторождений мела (другие – в Бекетовке и Канабеевке).
По данным «Списка населённых мест Симбирской губернии» за 1859 и 1913 гг. деревни с таким названием в Карсунском уезде не значилось. А по сведениям за 1926 г. в ней насчитывалось 84 двора и 400 жителей.
В 1941–1945 гг. погибли или пропали без вести 23 здешних жителя (их имена названы в областной Книге Памяти).
В 1950 г. местный колхоз вместе с соседними хозяйствами вошёл в состав Каргинского колхоза имени Кирова.
В деревне родился Николай Николаевич Борисов (1922–1975), фронтовик, военный учёный, выпускник Ленинградской академии связи, соратник С.П. Королёва. На Байконуре он был главным по связям, лауреат Государственной премии СССР. Был хорошо знаком с космонавтами, готовил их к полётам. Он – кандидат технических наук, награждён 8 орденами и 12 медалями.
В 1903 г. в Сурках родилась Мария Владимировна Бызова (в девичестве Пьянина), жена Алексея Петровича Бызова (1904–1983), генерал-майора госбезопасности, награжденного 7 орденами, почётного работника органов.