
Масштаб личности Николая Михайловича Егорова по-настоящему землякам стал ясен с годами – через год после кончины ему присвоили звание Почетного гражданина Ульяновска, уже посмертно. Мне посчастливилось работать с ним рядом, мы были друзьями более полувека.
Портрет Николая Михайловича Егорова работы художника Петра Никитенко:
Николай Михайлович Егоров родился 25 октября 1925 года в селе МолвиноТеренгульского района. В ноябре 1942 года был зачислен курсантом во второе пехотное училище имени Орджоникидзе в Сенгилее, затем направлен в 13-ю гвардейскую воздушно-десантную бригаду, в 300-й стрелковый полк. В июне 1944 года его боевое крещение произошло на реке Свири у города Лодейное Поле, сержант Егоров командовал пулеметным расчетом. Затем освобождал Венгрию, Австрию, Чехословакию. Победу встретил под Прагой. В 1951 Николай Михайлович Егоров году закончил Рязанское пехотное училище, в 1960 году в звании капитана вышел в запас.
В феврале 1961-го года начал работать на Ульяновском телевидении. Там мы и познакомились: Николай Михайлович возглавлял цех кинопроизводства, я принес ему киносюжет о бригаде коммунистического труда станции «Верхняя часовня», который снял на железной дороге любительской камерой. Он дал советы, сделал замечания. В следующий раз принес ему киноматериал о ленинском субботнике, оба ролика прошли в эфир.
А Николай Михайлович пригласил меня в штат телестудии, ассистентом кинооператора, подумав, я согласился. Директора телевидения Розенкова не оказалось на месте, и мы пошли к главному редактору Исааку Львовичу Гольдману. Он обстоятельно побеседовал со мной, обрисовал перспективы и я написал заявление о приеме.
Николай Егоров с режиссером Анатолием Ивлиевым в командировке в Москве:
Николай Михайлович помог мне влиться в коллектив, освоить процесс кинопроизводства, новую для меня технику.
Для работы над киноочерком «Огни рабочего поселка» о ГурьевкеБарышского района тогда создавалась съемочная группа в составе оператора Егорова, редактора Фридмана, режиссера Чернышова. Николай Михайлович включил в нее и меня, своим ассистентом, и мы поехали на фабрику имени Гладышева.
На предприятиях мне прежде бывать не приходилось, тем более фотографировать или снимать кинокамерой. Меня поразило то количество осветительных приборов, которых приходилось подключать в ткацких цехах. Снимали в то время немецкими камерами «Пентафлекс», они заряжались кассетами с 16-мм пленкой слабой чувствительности. Вставлять кинопленку в кассеты надо было в зарядном мешке наощупь, что у меня не всегда сразу получалось.
Благодаря терпению и доброжелательным советам Николая Михайловича я освоил технику, к концу этой командировки он мне доверял самостоятельные несложные съемки. Когда в титрах в конце прошедшего в эфир киноочерка мелькнула моя фамилия, я почувствовал первое удовлетворение.
В том же 1962-м году мы сделали киноочерк «Первый в стране» об Ульяновском автозаводе, это было полезной практикой для всех. Его впервые в истории нашей студии снимали 35-мм камерой «Конвас», с расчетом на тиражирование и показ на Центральном телевидении.
Опыт пришел быстро, вскоре мне, сначала неофициально, доверили съемку киносюжетов для выпусков новостей. Первый репортаж про уборку лука в Карсунском районе снял настолько аккуратно, что все его планы прошли в эфир целиком, почти без монтажа. Егоров похвалил меня, и вскоре руководство издало приказ о допуске меня к самостоятельным съемкам. Я понимал, что это было сделано благодаря заботе Николая Михайловича как начальника цеха – он старался, чтобы я быстрее рос в профессии кинооператора, чтобы работа увлекала меня.
Кинооператор Николай Егоров:
Служебные отношения у нас были сугубо деловыми, а в быту – дружеские. Егоров, как и я, любил природу, рыбалку, охоту. В селе Молвино жила его мать, кроме кур, никакой живности не водилось, но когда сын привез щенка гончей и назвал его Трубач, она его с удовольствием приняла. Со временем он превратился в крепкого, звонкого и выносливого пса, как раз для заячьей охоты.
Мы вместе добывали там зайцев, компанию нам составлял знатный гончатник Петр Егорович Зимин, у него была прекрасная собака Флейта. Наслаждались в заснеженных молвинских лесах красотой природы, лаем гончих. А потом усталые возвращались с добычей в избу мамы Николая Михайловича Лукерьи Георгиевны. Хозяйка доставала из русской печи горшки с тушеной зайчатиной, ароматной и вкусной.
Откушав, мы начинали охотничьи байки, Зимин читал свои стихи, а Егоров запевал любимую песню «Ноченька».
А рыбацкие пути приводили нас зимой на лед русла Черемшана, а летом на просторную гладь Волги. На водохранилище рыбачил Николай Михайлович сначала на деревянной лодке, которую ему сделали в селе Криуши. А позже – с дюралевого катера «Днепр». Улов леща был всегда отменный, тогда еще ограничений в правилах не было. Однажды, выезжая на мотоцикле с лодочной станции, мы едва уместили в коляске весь улов, чуть поднялись в гору.
Вместе мы с нашими женами отдыхали в Ундорах в «Серебряном источнике», туда Николай Михайлович пригнал катер. Днем купались, загорали, ловили рыбу, а вечером разжигали на берегу костер, варили уху, вели долгие беседы, выпив по стопочке. Там тогда с нами был Юрий Петрович Архангельский, администратор киногруппы, тоже офицер-фронтовик, как и Егоров. Мы чувствовали себя счастливыми, пели песни, а Николай Михайлович был, конечно, запевалой. Баритон у него был прекрасный.
Мои профессиональные успехи росли, я окончил курсы при Центральном телевидении, получил вторую категорию кинооператора, и среди многих снятых лент хочу вспомнить нашу совместную работу с Егоровым – фильм «Однополчане». Идея снять его родилась в год 20-летия Победы, это был первый юбилей, который отпраздновали широко, с концертами, собраниями.
Самое грандиозное мероприятие устроили на стадионе «Труд», напротив завода «Контактор». На трибунах пригласили участников войны – их тогда было очень много. На поле артисты и самодеятельность разыгрывали эпизоды войны, звучали фронтовые песни. После съемок репортажа я подсел на трибуну к своим коллегам, участникам войны – оператору Егорову и режиссеру Ершову, поздравил с праздником. А когда в финале на дорожках стадиона под аплодисменты и звуки оркестра появилась колонна героев Советского Союза и кавалеров орденов славы.
Среди них я узнал Ивана Петровича Мытарева, строителя из Майны, он когда-то перед нами, школьниками, выступал с воспоминаниями о войне.
«Он получил звание Героя где-то в Карелии, - пытался пояснить я Николаю Михайловичу.»
«Мы вместе с ним воевали, - отозвался он, - и первый бой был не в Карелии, а в Ленинградской области, на Свири. Если Мытарев здесь, значит должен быть и Борис Юносов, герой из Мелекеса. Пойдем, отыщем их!»
Мы нашли не только их, но и других однополчан Егорова из 300-го десантного полка – Логинова, Липатова, Абросимова, Сидорова, Гринина, Богданова, Штыркина, Бузаева и Матросова. Естественно, трогательно и радостно прошла та встреча, свидетелем и участником которой оказался и я.
Генерал Лисов обнимает Героя Советского Союза Мытарева:
Николай Михайлович, воодушевившись, после праздника стал разыскивать фронтовых друзей по всей области и стране. Секретарь Мелекесского горкома партии Георгий Федорович Полнов, тоже однополчанин Егорова, помог ему установить адреса сослуживцев.
После 20-летия Победы тему войны в печати и на телевидении стали затрагивать чаще, мне приходилось снимать их с особой радостью, ведь я, хоть и не фронтовик, но школьником пережил те грозные годы.
Заместитель командующего ВДВ генерал Иван Иванович Лисов тоже был однополчанином Егорова, бывшим начальником штаба 300-го полка. Предложение Николая Михайловича устроить в июне 1966-го года встречу ветеранов в городе Лодейное поле, на Свири, он полностью одобрил. Егоров списался с бывшим командиром 99-й дивизии генералом Андреем Алексеевичем Евданом, офицерами 300-полка полка Матохиным и Головановым, другими боевыми товарищами.
Мыслью о создании фильма о встрече однополчан в Лодейном поле Николай Михайлович поделился с мной и режиссером Анатолием Ивлиевым. Мы его поддержали, оставалось убедить руководство. Звонок в обком КПСС из Министерства обороны сыграл решающее значение. Списки делегации в Лодейное поле составляли и утверждали долго, согласовывать сроки поездки на работе ветеранов (все тогда еще не были пенсионерами). Егорову пришлось в этих согласованиях и уговорах принимать самое активное участие. Один из секретарей обкома тогда ехидно выразился: «Что, попьянствать на Свири захотели?»
Наконец все определилось, мы сели за сценарный план, назвали его «Однополчане». Озвучить его поручили самому Николаю Михайловичу – рассказывать обо всем от первого лица. Снимать решили на взятой напрокат в Куйбышевской студии кинохроники синхронной камере, на 35-мм кинопленку, чтобы показать в кинотеатрах. Перед тем, как отбыть в Лодейное поле, ветераны решили собраться в Ульяновске и уже поездом отправится в Лодейное поле.
Первые кадры снимали в ульяновском речном порту – Егоров, ожидающий прибытия «Метеора» с однополчанами, в кадре говорит о том, что он встречает фронтовых друзей: «И я покажу эту встречу вам!». Потом отправились в аэропорт встречать других товарищей, затем вместе гуляли по городу. Я снимал их, а Николай Михайлович был в кадре участником этих событий.
На поезде ехали через Москву, там ветераны посетили могилу бывшего командира своей дивизии Героя Советского Союза генерала Блажевича. По дороге вспоминали многое, а как поезд стал прибывать к Лодейному полю, в разговорах появилась тревога, волнение. Там, на берегах Свири в 1944-м многие из них приняли свой первый бой. Подъехав к станции, увидели, что перрон пустой.
Я одним из первых выскочил из вагона, сделав несколько кадров не пошел, а побежал вдоль перрона. Смотрю – а за углом вокзала толпа народа. Ветераны, подбодряя друг друга, идут, еще не видя, что их встречает столько людей. И только как они показались из-за здания вокзала, как грянул оркестр. Лодейнопольцы с букетами сирени в руках обнимали и целовали наших десантников. Там же состоялся митинг, в толпе было очень трудно снимать, хроникеров там хватало, толкали друг друга.
Вместе с приехавшими из других городов ветеранами ульяновцы возложили цветы к памятнику на воинском кладбище.
Руины здания больницы, возле которого находились огневые позиции полка, сохранились – на стенах виднелись следы от пуль и снарядов. Егоров нашел окоп возле сосны, в котором погиб расчет соседнего с ним пулемета. Отсюда в 1944-м году десантники пошли в атаку через реку, на штурм финских позиций.
Снимая полноводную и быструю реку Свирь, я взял в кадр комбатов Мотохина и Голованова, Героев Советского Союза Юносова, Тихонова и Маркелова. Они вместе осматривали тот заливчик, где перед переправой когда-то сооружали плоты с чучелами, чтобы обмануть врага и заставить его открыть огонь. Хитрость десантников удалась – финны начали стрелять по фальшивым целям, обозначив позиции орудий и пулеметов. А десантникам, вплавь толкавшим к вражескому берегу те плоты, присвоили звания героев Советского Союза.
Затем я навел камеру на ветеранов Атаманчука и Костяева, они вглядывались на другую Сторону Свири - в войну она казалась неприступной, финны укрепляли свои позиции три года. Рядом с ними стоял фронтовик Виктор Новиков, ветераны называли его «наш Тёркин». Обычно веселый хохмач, он в эти минуты выглядел суровым, на глазах блестели слезы.
Пулеметчик Николай Абросимов показывал своему сыну то место, где было его укрытие.
Кинооператор Николай Егоров снимает, как Николай Абросимов показывает места боев своему сыну:
Вдоль старого окопа, опираясь на трость, шел прокурор Аркадий Логинов, тоже бывший десантник. Николай Михайлович снимал его снизу, в кадр попала осыпающаяся под ногами земля. Логинов замер, вглядываясь в даль, и его фигура была словно монумент. Кадр получился символичным, образным.
Борис Тельнов на съемках фильма «Однополчане»:
На этой земле у Свири было пролито много крови, тут погибли многие десантники – финны сражались отчаянно. О плотности артиллерийского огня свидетельствовали срезанные осколками верхушки и ветки сосен.
На другом берегу комбат Матохин вместе со своим заместителем Головановым, рядовыми Липатовым и Гараниным осматривали то место, где они были окружены финнами. Пятеро суток сражался их батальон в кольце, пока не вырвался из него.
Финская агитационная листовка, найденная на месте боев:
Неразорвавшиеся снаряды, бомбы и мины находят в тех лесах и сейчас. При нас, летом 1966-го года, саперы нашли стокилограммовую авиабомбу и неразорвавшийся снаряд с финскими листовками.
Мы попросили взорвать бомбу для нашего фильма, договорились о точном времени взрыва – рации, чтобы согласовать действия, у нас не было. Сверили часы, приготовились, саперы отвели нам место в 250 метрах от болота, где находилась бомба. По мху, по колено в воде, мы отправились к намеченной точке. Идти было трудно, тащили штатив, камеру, аккумулятор, груз цеплялся за мелкие кусты.
Наконец установили штатив с камерой, подключили и проверили аккумулятор. Пробуем камеру – а она не работает.А время идет, до взрыва совсем чуть-чуть, пара минут. Контакт аккумулятора отошел, сообразил я, проверил быстро все клеммы, ощутил удар током. Заработала камера! Только Николай Михайлович успел навести объектив на место, где была бомба, грянул взрыв! А я пальцами так и прижимал клемму, держа аккумулятор в руках. Кадр получился эффектный – столб грязи и воды взметнулся высоко в небо. Волновались мы не зря, если бы взрыв прозевали, такое бы повторить было трудно.
Взрыв обнаруженной саперами бомбы стал эпизодом фильма «Однополчане»:
Следующим эпизодом был многотысячный митинг в честь годовщины освобождения Лодейного поля. Городские власти выделили нам передвижную вышку, и мы использовали ее для эффектных съемок с верхней точки. После торжеств мы остались в Лодейном поле чтобы доснять кадры, которые понадобятся при монтаже – виды города и окрестностей.
Когда уезжали, горожане не хотели отпускать нас домой – проводили, помогли погрузить вещи в вагон. А когда сели, оказалось, что билеты были на следующий поезд. Город словно не желал нас отпускать, мы выпрыгивали уже из тронувшегося состава.
Наше имущество было разбросано по всему перрону – ведь мы выгружали его на ходу.
Сели на свой поезд, благополучно добрались до Ульяновска. Режиссер Ивлиев заказал нужную военную хронику в государственном архиве кино и фотодокументов, она пригодилась при монтаже. Озвучивание, монтаж и копирование фильма заняло немало времени. А когда он был готов, его показали с большим успехом по местному и Центральному телевидению, он шел в кинотеатрах – как хроника.
В нашей области перед показом «Однополчан» выступали ветераны и мы, создатели фильма, отвечали на вопросы. Не знаю, достаточно ли полно мы смогли отобразить в той двадцатиминутной киноленте все трудности Свирской военной операции, героизм солдат и радость торжеств в честь ее годовщины, но фильм получился искренним, по настоящему патриотическим. Сейчас запечатленных там фронтовиков нет уже в живых, и сам фильм уже тоже история.
Встреча ветеранов-десантников в городе Лодейное Поле:
Нам с Николаем Михайловичем еще не раз пришлось снимать фильмы про десантников из его родного полка. В июне 1973-го года эта часть размещалась в Кишиневе и ветеранов пригласили туда в гости на торжества в честь 50-летия полка. Отправились туда из Ульяновской области Герои Советского Союза Мытарев и Юносов, с ними еще несколько фронтовиков. Чтобы осветить эту встречу на телевидении, в Кишинев отправили меня и журналиста Валерия Антипова. Программа праздника была спланирована аж штабом ВДВ. Мы сняли открытие музея боевого пути полка, Мытарев выступил там с речью. Генерал Лисов вручил ветеранам юбилейные знаки, на плацу десантники показали свою выучку.
Затем воины прошли под оркестр торжественным маршем. На следующий день на полигоне были показательные прыжки. В селе, которое расположено рядом, молдаване встретили очень радушно – с вином, с цветами, играли на скрипке. После серии прыжков в большой палатке командование устроило банкет, после него всех гостей на автобусах отвезли в Кишинев.
В программе праздника не было учебного боя, а снять его очень хотелось. Попросили об этом генерала Лисова, он приказал командиру полка организовать учебный бой.
Утром два БТРа отправили на полигон, мы взяли с собой туда ветеранов Юносова и Мытарева. Кадры получились эффектными. А вечером мы улетели в Ульяновск.
Просмотрев проявленный материал вместе с Николаем Михайловичем Егоровым, поняли, что нам не хватает кадров массового десантирования. Пришлось заказывать их на студии документальных фильмов. На этом приключения не закончились – местные цензоры после предварительного просмотра, обязательного в то время, не разрешило выдавать снятое в эфир, потребовалась виза министерства обороны.
Получить её начальство обязало нас: «Наснимали? Теперь сами добивайтесь разрешения!»
Запаслись ходатайствами от совета ветеранов и облвоенкомата, отправились в Москву. В штабе ВДВ договорились о показе, фильм смотрели вместе с заместителем командующего ВДВ много других офицеров. После генерал попросил подчиненных высказаться первыми. И понеслись претензии – то воротничок не так застегнут, то автомат солдат держит неправильно…
Замкомандующего выслушал всех, потом спросил: «Сколько подразделений было задействовано на съемке?»
Я ответил: «Один взвод!»
Генерал похвалил: «Отлично снято! Молодцы»
Тут уж все зааплодировали, фильм разрешили к показу.
Встречи фронтовиков в Лодейном поле были традиционными, Николая Михайловича Егорова сделали почетным гражданином этого города.
В Ульяновске подвигу десантников на Свири посвящен школьный музей, его создал Николай Михайлович Егоров. Своих детей у него и его супруги Тамары Ивановны не было, все силы Егоров отдавал воспитанию юного поколения на примере подвига фронтовиков.
Тамара Ивановна была верной спутницей и помощницей Николая Михайловича Егорова во всех делах:
Музей героев-свирцев в 31-й школе был открыт 8 мая 1967 года. Благодаря помощи Егорова в нём накоплен огромный материал, который до сих пор используется в работе по патриотическому воспитанию молодёжи.
Борис Тельнов, Анатолий Мавренков и Николай Егоров:
Школьный музей был награждён золотой медалью Всероссийского фонда мира, а в 2009 году Почётным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ» от коллегии Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
В июне 2009 года, уже будучи тяжело больным, Егоров принял самое активное участие в организации поездки делегации от города Ульяновска на 8-й Международный слёт следопытов-свирцев в Лодейном поле. Но сам на торжества в честь 65-летия Свирской победы выехать не смог, сил не было.Последнюю видеосъемку с Николаем Михайловичем у него дома коллеги-телевизионщики сделали в канун его 80-летия.
Алексей Прохоров, Владимир Зеленов, Борис Тельнов и Николай Егоров:
Он поначалу отказывался, согласился сниматься только вместе со мной. Мы сидели у него в квартире, рассматривали фотографии, вспоминали былые годы. Праздновать свой юбилей в день рождения он пригласил меня и троих своих однополчан Гринина, Вязовкина и Евдокимова, боевых друзей-десантников тогда оставалось все меньше и меньше.
Николай Михайлович Егоров скончался 13 августа 2010 года, а в 2011-м ему было присвоено звание "Почётный гражданин города Ульяновска". На аллее, где выставлены портреты
заслуженных земляков, есть и его фотография. Когда прохожу мимо, здороваюсь с ним как с живым. Николай Михайлович был верным и надёжным другом – с ним, как говорили его товарищи-фронтовики, можно было хоть в горы, хоть в тайгу, хоть в разведку.
Автор воспоминаний о Николае Михайловиче Егорове - член Союза журналистов России Борис Григорьевич Тельнов. Март 2022 года.
Посмотреть фото и видео из личного архива Бориса Тельнова можно в специальном разделе нашего сайта