
История возведения Спасо-Вознесенского кафедрального собора в Ульяновске длилась более 20 лет и пришла наконец к своему счастливому завершению. Храм на улице Минаева, просматривающийся со многих точек, – настоящая архитектурная жемчужина. Хочется любоваться и любоваться его устремлённостью к небу, сияющими синими стенами с белым барочным «кружевом», золотыми главами. А совсем скоро собор превратится в религиозно-духовный центр, куда потянутся православные верующие нашего края и соседних регионов.
Из истории Вознесенской церкви в Симбирске
Первая Вознесенская приходская деревянная церковь была выстроена через несколько лет после основания города. Она возвышалась среди жилой застройки Московской слободы к западу от Симбирского кремля. Просуществовала эта церковь недолго. Уже в 1694 году на том же месте, возле Вознесенских ворот Симбирского кремля, вместо обветшавшего и маловместительного храма был поставлен новый деревянный храм с двумя престолами: в честь Вознесения Господня и Рождества Богородицы. Эта церковь простояла более тридцати лет. В 1729 году казанский митрополит Сильвестр разрешил заменить деревянную церковь каменным двухэтажным трёхпрестольным храмом с главным престолом опять же в честь Вознесения Господня.
Новую каменную церковь строили очень быстро (в 1731 году она была закончена и освящена), но эта поспешность привела к тому, что в сводах церкви появились опасные трещины, и её пришлось временно закрыть.
В истории храма начался длительный период ремонтов и перестроек.
Только в 1769 году работы по реставрации храма завершились освящением всех его престолов. В своём первоначальном виде церковь являлась типичным образцом позднего московского (нарышкинского) барокко.
В таком виде храм существовал относительно недолго, и уже в начале XIX века начались новые ремонты и перестройки, целью которых было не столько укрепление сводов (их скрепляли изнутри железными полосами), сколько расширение храма за счёт трапезной и боковых приделов к ней. Одновременно (с 1806-го по 1829 год) велось строительство огромной каменной колокольни. Она имела три яруса и завершалась высоким шпилем. Значительные средства на все эти работы жертвовали симбирские купцы и мещане Темниковы, Мамонтовы, Карташевы, Кутенины, Щербаковы и прочие.
26 июня 1844 года указом Святейшего синода Вознесенская церковь была возведена в ранг собора. После этого по проекту, утверждённому 29 мая 1847 года, храм был снова значительно расширен за счёт новых пристроев с западной стороны. В 1859 году усердием церковного старосты храма, богатейшего симбирского купца Алексея Петровича Кирпичникова была надстроена колокольня, шпиль на которой заменили золочёной главой.
В грандиозный пожар 1864 года Вознесенский собор пострадал менее других симбирских храмов и вскоре был полностью восстановлен. Однако два десятилетия спустя вновь дали о себе знать старые «раны» – в сводах и стенах стали появляться трещины.
В 1899 году симбирским архитектором Николаем Александровичем Розетти был разработан новый проект перестройки собора. На месте разобранной восточной части храма в 1900–1904 годах возвели грандиозное сооружение в так называемом русском стиле. Именно эта богато украшенная краснокирпичная громада, увенчанная гигантской луковицей, стала в начале XX столетия главным символом обновления старинного города и запомнилась с детства нашим старожилам.
Обновлённый собор, заново освящённый в 1906 году, оставался действующим до 1920-х годов, пока его не закрыли и не попытались по моде той эпохи перестроить в фабрику-кухню. Из этой затеи ничего не получилось, и в 1930-х годах окончательно изувеченный храм был полностью разобран. На его месте в послевоенные годы был устроен скверик, который сначала украшала скульптурная группа, известная как «Три пионера», а в 1965 году в нём установили памятник И.А. Гончарову.
От замысла – к воплощению
С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской церкви отца Алексия Скалы началось строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал старый Спасо-Вознесенский собор. Архитекторы Ляйля и Александр Варюхины много лет сотрудничали с настоятелем Всехсвятского храма протоиереем Алексием Скалой. Всехсвятскийхрам, часовня, Покровский некрополь – всё это плоды их совместного труда.
Весной 1993 года Ляйля Махмутовна и Александр Иванович обсудили с отцом Алексием Скалой идею строительства собора. Батюшка признался архитекторам, что давно мечтает построить храм на месте бывшего Покровского монастыря, стоявшего в городе до сноса в 1930-е годы. Протоиерей Алексий был человек неукротимой энергии, он создал проектное бюро приходского совета и пригласил туда Варюхиных. В проект вошли многие идеи отца Алексия.
В качестве прототипа он предложил избрать один из старейших соборов Симбирска – Спасо-Вознесенский, который стоял на углу нынешних улиц Гончарова и Ленина, там, где сейчас Гончаровский сквер.
Это был маленький храм в стиле нарышкинского барокко. Такой выбор батюшка сделал отчасти потому, что он служил с патриархом Алексием в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга, который тоже построен в этом стиле. Наш симбирский Спасо-Вознесенский собор был его уменьшенной версией. Теперь же из маленького собора архитекторы должны были сделать большой, увеличив его в четыре раза, но так, чтобы не утратить достоинств оригинала.
Вокруг храма, способного вместить две тысячи человек, было предусмотрено строительство всей необходимой инфраструктуры. В комплекс вошли административные здания с воскресной школой, музеем, Братством святого Андрея Блаженного, домом для священников, мастерскими, гаражами. Большинство из этого перечня уже встало на свои места. Был ещё один человек, без которого собор не получился бы таким, каким он стал. Это Алексей Сытин, известный в Ульяновске знаток истории края и его культовой архитектуры. Глубокие знания краеведа оказались весьма кстати. Он подобрал для Варюхиных старинные фотографии Спасо-Вознесенского собора в Симбирске, написал о нём полную информационную справку. О Сытине, как и о Скале, А.И. Варюхин вспоминает с волнением: увы, ни того, ни другого Алексея уже нет в живых. В 2011 году ушёл Сытин, ещё через год – Скала...
В день праздника Вознесения Господня – 9 июня 1994 года – состоялось освящение места под собор и был установлен закладной камень.
Строить всем миром
В 1995–1996 годах был вырыт котлован будущего собора, забиты сваи, сделан ростверк. И вдруг – дефолт. Забор стоял десять лет. Огромный котлован уже осыпался. Но в 2006 году возглавивший Ульяновскую область губернатор Сергей Морозов твёрдо сказал: «Будем достраивать!». Нашлись и жертвователи, и основной спонсор. С особой благодарностью принимались средства от простых людей, приносивших деньги не от избытка, а от понимания значимости затеянного великого дела.
Свои средства внёс даже легендарный понтифик Иоанн Павел II, откликнувшийся на посланное ему письмо священника из Ульяновска. За время строительства не было ни одной кражи стройматериалов. Отец Алексий сам во всё вникал и строго следил за ходом работ. Не будучи строителем, он фактически руководил стройкой. Его день начинался здесь и здесь же заканчивался.
– Он понимал: нужно найти прораба, – рассказывал А.И. Варюхин. – Если бы мы отдали собор какому-нибудь строительному тресту, не факт, что получилось бы. И уникальный прораб нашёлся: Александр Алексеевич Волков. Чуть позже появился начальник участка Владимир Геннадьевич Сургачёв. Они вынесли на себе все организационные и технологические трудности уникальной стройки.
Всё делалось силами местных специалистов. Много проблем было с кладкой – она сложная из-за пластики фасада собора. Необходимо было делать «перевязку» каждого ряда кирпичей. В соборе основные конструкции арочные.
Арок из кирпича никто в городе со времён царизма не делал, и рассчитывать их почти никто не умел. Замечательный ульяновский конструктор Иван Григорьевич Попов рассчитал для строителей эту конструкцию.
Полуарки из керамзитобетона изготовили на заводе ЖБИ-1. Все иконы написаны в Ульяновске, здесь же вырезали иконостас. А как шеститонный колокол работы уральских литейщиков в колокольню завезти, подсказал Игорь Юрьевич Кочергин из «Гипротрансмоста» – краном! Когда колокол подавали, с боков по сторонам проёма колокольни оставалось всего по пять сантиметров. Крановщик его исключительно точно туда поставил.
– Мы не знали, как достичь акустики, – признался Александр Варюхин. – Поехали в Москву в НИИ строительной физики, в институт «Спецпроектреставрация». Мы просим: «Научите нас акустику делать в соборе». В ответ слышим: «Слушайте, когда построите, если получится, нам расскажете». Чтобы создать акустику, архитекторы кувшины закладывали в барабаны. Но как это делается? Кувшин ведь может усилить звук, а может и исказить его. Невероятно, но акустика у нас получилась. Как говорил отец Алексий, Господь премудро всё устроил...
Силами ульяновских умельцев проводились и отделочные работы. Позолоту на детали декора и лепнину наносили в одном из ульяновских храмов. Работа это очень кропотливая: мастерицы покрывают детали отделки грунтом, затем специальным лаком, а тончайшие лепестки сусального золота наносятся с помощью специальной кисточки.
Одно из красивейших и торжественных украшений нового храма – тронное место.
Изготовили его в мастерской Свято-Троицкого Братства в городе Щигры. Оно разместилось в алтаре Спасо-Вознесенского собора.
Ещё работы шли полным ходом, а в храме в праздничные дни уже проводились службы. Первую Божественную литургию в кафедральном соборе митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан совершил 10 декабря 2014 года, в день памяти Блаженного Андрея Симбирского Чудотворца.
На сегодняшний день основные работы завершены. Мастера трудятся над малыми иконостасами, убранством алтаря, полным ходом идёт благоустройство прилегающей территории. «Мы должны достойно встретить патриарха, – считает митрополит Феофан, – важно, чтобы он приехал к нам и увидел, что Симбирская земля – одна из лучших в России».
«Мономах», 2015 г., №3