Имена замечательных русских пейзажистов первой половины XIX века, популярных в петербургской художественной среде, академиков живописи братьев Чернецовых Григория Григорьевича (1802–1865) и Никанора Григорьевича (1805–1879) малоизвестны в наше время, даже несмотря на то, что картины этих художников находятся в коллекциях Русского музея, Третьяковской галереи, музея Академии художеств, во многих других отечественных, а также зарубежных музеях и галереях.
Выходцы из мещан, братья Чернецовы родились в городке Лух Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье иконописца. В 1820-х годах учились в Петербургской академии художеств, которую окончили с золотыми медалями. Позднее оба получили звание академиков живописи.
После окончания академии Григорий Чернецов был зачислен на службу художником в «Кабинет Его Величества», где его обязанностью было фиксировать официальные события: парады, молебствия, торжественные встречи. Григорий Григорьевич стал автором знаменитой картины «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (или «Парад на Царицыном лугу» (1837), на которой запечатлел коллективный портрет вы-дающихся современников – известных писателей, художников, музыкантов, актёров, общественных деятелей, среди которых В.А. Жуковский, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, Д.В. Давыдов, К.П. и А.П. Брюлловы и многие другие, а также сами братья Чернецовы и даже их отец. Всего художник изобразил 223 портретные фигуры. Примечательно, что все персонажи, кроме одного, были написаны с натуры.
В это время Никанор Чернецов в течение трёх лет путешествовал по Кавказу, затем ещё три года находился на службе у новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова, что также давало ему возможность путешествовать по Крыму.
Чернецовы были дружны с Александром Сергеевичем Пушкиным. На полях рукописи «Путешествие Онегина» – чернового варианта продолжения «Евгения Онегина» – автор нарисовал портрет Григория Чернецова. В кабинете петербургской квартиры А.С. Пушкина находилась единственная картина «Вид Дарьяльского ущелья» (1832), написанная Никанором Чернецовым.
Ещё учась в академии, братья-художники мечтали совершить путешествие по Волге, от истока до устья, чтобы запечатлеть «красоты отечественной природы и придать большое понятие о знаменитой русской реке». Задуманное Чернецовы осуществили в 1838 году. Они первыми в России предприняли «живописное путешествие» по реке Волге, от Рыбинска до Астрахани, в том числе «для срисования с натуры замечательных мест по обоим берегам Волги в панорамном виде». В экспедицию взяли младшего брата Поликарпа и ученика Григория Чернецова – Антона Иванова.
Путешествие начали в мае из Рыбинска, где братья наняли небольшое речное судно с командой, способное передвигаться как под парусом, так и на вёслах, оборудовав его под плавучую художественную мастерскую. И отправились вниз по Волге. Экспедиция продолжалась полгода и закончилась в ноябре неподалёку от Астрахани.
Из путешествия художники привезли около двух тысяч рисунков, пятьсот видов, до восьмидесяти этюдов маслом, большое количество планов и набросков. Специалисты считают этот «волжский период» творческим расцветом художников Чернецовых.
В последующие годы Чернецовы работали над оформлением материала, собранного и созданного за время плавания вдоль берегов семи поволжских губерний. В частности, во время путешествия братья-художники делали одновременные зарисовки волжских берегов: один рисовал правый берег, другой – левый. В конечном счёте 1982 контурных рисунка, выполненных пером и тушью, стали основой уникальной документально-художественной панорамы, названной Чернецовыми «Параллель берегов Волги». В 1851 году панорама берегов великой русской реки была представлена Чернецовыми императору Николаю I, в надежде на вознаграждение и издание этой работы отдельным альбомом. Но их ожидания не оправдались. По распоряжению императора панорама была отправлена в библиотеку Эрмитажа.
В настоящее время «Параллель берегов Волги» художников Чернецовых хранится в Российской национальной библиотеке. Представляет собой ряд полос из склеенных между собой листов (так называемых сставов) ватманской бумаги с рисунками общей протяжённостью 746 метров. На сставах 16, 17 и 18 панорамы правого берега реки Волги запечатлены Симбирск и его окрестности.
На панораме Чернецовых Симбирская гора предстаёт утопающей в садах. Подробно изображены здания на Венце и в Подгорье, спуски к реке. И конечно же, симбирские храмы: на горе – новый, ещё неосвящённый Свято-Троицкий кафедральный (летний) собор; Свято-Троицкий кафедральный (зимний) собор, с 1841 года переименованный в Николаевский; Никольская (Казанская) церковь; Тихвинская церковь; в Подгорье – Петропавловская, Успенская, Спасо-Преображенская, Смоленская церкви. Под рисунком подпись: «Г. Симбирск. Основан при Царе Алексее Михайловиче». На соседнем рисунке подписи:«остров» и правее «д. Кандаковка» – ошибочно вместо Киндяковки.
В экспедиции художники вели путевой дневник – каждый из братьев делал свои записи, оформляя их рисунками. На их основе впоследствии была создана единая рукопись «Воспоминаний из путешествий по Волге», иллюстрированная ста сорока девятью миниатюрами, которую в 1862 году Чернецовы преподнесли уже императору Александру II, рассчитывая на издание данной работы, но этого также не произошло. Хранящаяся в библиотеке Эрмитажа рукопись Чернецовых была опубликована лишь в 1970 году под названием «Путешествие по Волге».
Из путевых записок братьев-художников следует, что экспедиция подошла к Симбирску 5 сентября (по старому стилю) 1838 года.
«За Ундоровскими горами вёрст за семь показался нам Симбирск, с которым скоро поравнявшись, остановились у левого берега, чтобы оттуда снять вид города; но он мало виден с этой точки, потому что гора, на которой расположен Симбирск, очень высока и верхнею линиею своею скрывает его. Вся гора покрыта садами, которые украшают её своею зеленью. Теплота здешнего климата позволяет нам до сих пор ежедневно купаться, и вода ещё очень тепла. Волга здесь широка и беспрерывно оживлена плывущими по ней судами. Вечером от луговой стороны мы переправились к правому берегу» – писали Чернецовы.
А утром 6 сентября путешественники отправились в город. «Гора, на которой находится Симбирск, очень высока; всходя на оную, мы не один раз должны были отдыхать» – вспоминали художники. В городе путешественники оставались недолго и видели его «...так сказать мельком».
«К числу примечательных зданий в нём принадлежит собор (прим. – Свято-Троицкий кафедральный (летний) собор); он ещё не совсем окончен, но наружный вид уже доказывает отличный талант зодчего. Широкие, чистые улицы, прекрасные домики с садами, некоторые из них выстроены с большим вкусом; вообще внутренний вид города очень хорош... Отсюда смотря вниз по Волге, представляется прекрасный вид, заключающий в себе огромное пространство, на котором природа живописно обставила предметы и, разнообразно их разыграв, составила превосходную и очаровательную картину».
Возвращаясь к лодке, устав от прогулки по городу, Чернецовы наняли тарантас, «которые здесь в большом употреблении». В тот же день путешественники отправились дальше, намереваясь как можно быстрее прибыть к Жигулёвским горам. Знакомство Чернецовых с Симбирском было кратким, но город произвёл на художников благоприятное впечатление.
«Параллель берегов Волги» Григория и Никанора Чернецовых – это уникальный исторический ис-точник. Исследователи творчества художников особо отмечают его документальную точность, называя их работы своего рода изобразительной летописью.
Сами Чернецовы писали, что «Параллель берегов Волги» есть «близкий портрет, снятый с натуры в очертаниях одной из знатнейших и благодетельных рек России, в том самом современном виде, в каком она ныне орошает берега свои, портрет интересный для просвещённой любознательности не только теперь, но и впоследствии, когда по неизбежным законам природы и вид, и формы, и население берегов, и самое течение величайшей и благодатнейшей реки изменится».
Екатерина Куликова, научный сотрудник архитектурной мастерской «Симбирскпроект
«Мономах», №2(92), 2016 г.