Социальная драма на фоне Волги.
Советский режиссёр английского происхождения Борис Барнет (1902–1965) известен в нашей стране по фильму «Подвиг разведчика», удостоенному Сталинской премии в 1948 году. Всего Борис Васильевич снял 21 фильм. Среди них есть и немой фильм «Ледолом», созданный по роману нашего земляка К.Я. Горбунова. В недавно открытых архивах «Госфильмофонда» краевед Нина Сокольская обнаружила полную версию киноленты и, просмотрев её, сделала открытие: съёмки проходили в её родном селе – Паньшино!
Писатель Кузьма Яковлевич Горбунов, уроженец села Паньшино Сызранской волости Симбирской губернии, в 1929 году написал роман «Ледолом», принесший ему известность и высокую оценку А.М. Горького: «Просто, без молодецкого щегольства словами, без вычурных затейливых фраз он изобразил Октябрь в деревне». Чёткий по композиции, написанный ярким народным языком, этот роман принадлежит к значительным книгам периода становления советской литературы.
Роман удостоился даже пары строк в письме от 21 декабря 1929 года В.М. Молотова к И.В. Сталину. После критики романа Ремарка Молотов пишет о впечатлении от «Ледолома» (письмо хранится в фондах Российского государственного архива социально-политический истории, Ф. 558): «Прочёл ещё роман Горбунова «Ледолом». Недурная книжка, хотя автор здорово отстал от жизни (видно, роман написал год-полтора назад)».
Несмотря на такую оценку книги высших руководителей страны, Максим Горький пишет предисловие к отдельному изданию романа (прежде он печатался главами). И уже в 1931 году «Ледолом» выходит в издательствах Москвы и Ленинграда суммарным тиражом 175 тысяч экземпляров. Впоследствии роман был переведён на болгарский, венгерский, немецкий, польский, словацкий языки. Критика отметила живой, «очеловеченный» образ деревенского вожака Семёна Гасилина и всех участников социальной драмы – именно так именовался этот жанр литературы, театрального и киноискусства.
Роман признали, и это открыло ему путь на сцену.
В Государственном академическом Малом театре России в 1930 году и в Московском театре им. Баумана состоялись премьеры спектакля «Ледолом». Следующим триумфальным шагом романа должен был стать его выход на широкий экран. В 1931 году фильм «Ледолом» по пьесе В. Чуркина снимает советскогерманская студия «Межрабпомфильм», созданная в Москве на базе общества «Межрабпом-Русь». Она станет основой будущей киностудии им. М. Горького (с 1936-го по 1948 год студия называлась «Союздетфильм»). Так имя Горького стало прологом и эпилогом фильма, события которого разворачиваются в большом волжском селе Услада.
Фильм охватывает короткий, но важный этап жизни российской деревни второй половины 1920-х годов – время коллективизации.
В нём чётко прослеживаются две линии: конфликт социальный и личная драма героини. Представитель власти – председатель сельсовета Окулов безжалостно дерёт хлеб с бедняков, увеличивая им налоги, и «обходит своим вниманием» подпаивающих его кулаков, уменьшая им норму сдачи хлеба. Возмущённые бедняки села Услада переизбирают сельсовет. Кулаки убивают раскаявшегося председателя. Тем временем сын кулака Яков соблазняет внучку бакенщика Анку, а затем бросает её. Анка ждёт ребёнка и превращается в изгоя в собственной деревне. Дед Анки умирает. В деревне появляется отставной красноармеец Семён Гасилин. Спаситель и вдохновитель не только бедняцкой части деревни, но и главной героини – Анки, вместе с которой он поднимает жителей села на борьбу с Окуловым и кулаками.
Немыслимой красоты история страсти, развёртывающейся на песчаном плёсе на исходе лета, переламывается в «Ледоломе» в пронизанную ледяной стужей драму классовой борьбы.
Идею назвать село Усладой авторам фильма, видимо, подал сам автор книги. В романе приехавшие с верховьев реки рыбаки, описывая красоту волжской котловины, говорят:
«Здесь не местность, а услада, лучше и искать не надо».
Борис Барнет – советский сценарист, актёр, кинорежиссёр, участник Гражданской войны и первый официально указанный в титрах каскадёр СССР, начал свою творческую карьеру с фильма «Приключения мистера Веста в стране большевиков». Самыми известными его фильмами стали киноленты «Окраина» (1933) и «Подвиг разведчика» (1947).
65-минутный чёрно-белый фильм «Ледолом» с актёрами Александром Жуковым, Верой Маринич, Андреем Мартыновым, Сергеем Прянишниковым был последним немым фильмом Бориса Барнета. Однако фильм удалось посмотреть немногим.
Вскоре после премьеры 10 июня 1931 года лента была изъята из проката по обвинению в «правом бухаринском уклоне».
Нет никакого сомнения, что натурные съёмки фильма проходили на родине автора романа в селе Паньшино (ныне Радищевского района Ульяновской области). Современные жители села, посмотрев фильм, легко узнают родные места. Вот на экране молодые люди, герои фильма, взявшись за руки, стоят на вершине Белой горы в окрестностях Паньшина, любуются родным простором.
Кинокритики отмечают прекрасную работу операторов этого фильма. Один из них – Михаил Николаевич Кириллов, легенда советского операторского искусства, первым из кинооператоров начал работать с цветом. Впоследствии он прославится усовершенствованиями операторской техники и первым в 1935 году применит длиннофокусную оптику для съёмки пейзажей и панорам и разработает методику съёмки с помощью зональных линз. Для него «Ледолом» стал первым фильмом после окончания обучения.
Паньшинская природа, ставшая отдельным действующим лицом киноленты, стала для оператора благодатным материалом. Камера оператора навсегда зафиксировала кадры: ясный паньшинский летний день, ветер, простирающаяся до горизонта Волга... Вечером на реке бакенщик зажигает огни на воде, берег в отсветах огоньков, остров. По отмелям песчаной гряды можно ходить по щиколотку в воде далеко по мелководью. Над водной гладью далеко разносится каждый звук, особенно хорошо слышен колокол Михайло-Архангельской церкви...
Несмотря на сооружение Саратовского водохранилища, рельеф местности и сейчас сохранил прежние очертания и мало изменился. Всё осталось как прежде: остров, удивительной красоты берег, открыточные виды Волги напоминают о родине писателя Горбунова – вольнолюбивом селе Паньшино.
P.S. Пока в архиве «Госфильмофонда» не удалось обнаружить документов о процессе съёмок фильма в Паньшине. В пользу этой версии говорят рассказы старожилов о том, как в село приезжали операторы, что-то снимали. Только никому было невдомёк, что снимали они фильм по роману К. Горбунова «Ледолом», тем более что рабочее название киноленты было другое – «Анка». Кроме этого, есть подтверждённые сведения, что киногруппа Бориса Барнета выезжала на Среднюю Волгу.
Нина Сокольская (Щепалина)
«Мономах», №2(92), 2016 г.