Ульяновский художник Иван Андреевич Щёголев (1927–1991) - один из ярких представителей поколения 1950–1980 годов Ульяновской организации Союза художников РФ, автор значительных исторических и тематических картин, пейзажей.
Родился в селе Русское Тимошкино Барышского района Ульяновской области в 1927 году, был участником Великой Отечественной войны. Окончил Пензенское художественное училище имени К.И. Савицкого. Жил и работал в Ульяновске с 1957 года, с 1970 года – член Союза художников РФ. Участник республиканских, зональных и областных выставок. Имеет правительственные награды.
К 90-летию художника в Музее изобразительного искусства ХХ–ХХI вв. была организована выставка, в экспозицию которой вошли его лучшие произведения, хранящиеся в собрании Ульяновского областного художественного музея. Именно музей наиболее полно представляет творчество мастера в контексте развития изобразительного искусства в Ульяновске на протяжении четырех десятилетий ХХ века.
Всё, что создал Щёголев, посвящено родной земле.
В картинах неизменно чувство гордости и нежности, почтения к истории и настоящему Ульяновского края. Эта искренность в принятии жизни, позитивности её основы, неизбывная доброта, мягкость и деликатность пронизывают всю жизнь и искусство мастера.
Творчество И.А. Щёголева отчётливо отражает основные направления искусства, оказавшегося на переломе эпох: формирование его творчества пришлось на вторую половину 1950-х годов. Тогда в искусство пришло молодое поколение, для которого главным стало не парадное, а нарочито обыденное существование человека с его проблемами и радостями. Твёрдое убеждение, что именно прямота и откровенность – главная задача современного художественного процесса, было убеждением и Щёголева. Романтическая составляющая его творчества находила истоки в исторических аналогиях и реалиях жизни своих сверстников. Для него писать картины было равным дыханию. По прошествии многих лет убеждаешься, что созданные им полотна – это очень личное, искреннее представление об истории ХХ века, переданное через происходящее в одном крае. Но именно в нём, как в микрокосме, отразилась история страны. За простотой мотива скрыто умение точно передать атмосферу времени.
Одна из лучших работ художников о войне – «Весна 1945 года» (1975). Оживает изрытая воронками земля, она зацветает, вскармливает жизнь. Она передает чувство щемящей любви ко всему сущему.
В картине «Апрель. Ленинский мемориал» (1977), как всегда, у Щёголева обыденность обманчива. Преходящее – ещё не растаявший снег на склоне, и вечное – здание Мемориала. Творения, созданные природой и человеком. Крутой откос, написанный снизу, воспринимается живым природным постаментом. Монументальность живописной лепки вписана в романтическую основу представления о жизни современного города. Лестница и полосы снега, ведущие вверх и вниз, – подчинены одному чувству: причастности всех составляющих частей нашему жизнеустройству.
Ранняя картина «Дом-музей Ленина» (1969) написана с верхней точки. И поток людей к музею, и мягкая заснеженная природная «кулиса» соединяют воедино торжество и камерность. Такое построение композиций в триптихе «На земле ульяновской» (1985), в картине «Красный праздник в Симбирске» (1987) позволяют органично ввести жанровые мотивы в торжественную структуру замысла. Основополагающий красный цвет этих полотен приобретает важную смысловую нагрузку. При этом его работы никогда не перегружены бытовыми деталями, подробностями, которые могли бы помешать передать главное. Жанровые композиции тесно связаны с исторической подоплёкой и основательной пейзажной частью.
У Щёголева смещаются и соединяются жанры, он использует их для наибольшей концентрации в решении замысла. Кажется, одной истории ему мало, нужен мостик между временами.
Одна из немногих картин, полностью погруженных в историческую перспективу, – «Симбирск юности Ильича» (1980–1982). Колористическое решение передано посредством сгущающегося сумрака вечера, который сглаживает в композиции исторически явное и представляемое ощущение.
Полотно «Элегия» создано в 1989 году. Художник не сразу нашёл ему название, может быть, потому, что оно стало новым в его творчестве, с торжествующей беспредельной лирической основой, вечным романтическим взаимоотношением двух начал: её и его. И снова вид с верхней точки на безбрежные просторы, на небо, реку, стойкое под ветром дерево. И снова искреннее и глубокое раздумье о жизни...
Елена Сергеева, искусствовед, зав. Музеем изобразительного искусства ХХ – ХХI вв.
«Мономах», №2(98), 2017 г.
Говорухин, Маркова, Куценко: что звёзд связывает с Ульяновской областью
Воспоминания, 28.12.2024