
Таковы последствия разыгравшегося шторма. Предварительный ущерб оценивается в 5.000.000 рублей
Драматические события, происшедшие на Волге 11 мая, наделали много шума. Высокая вода и штормовой ветер сорвали со своих мест большой плавучий кран мостостроителей, баржу и морскую плавучую платформу с буровой установкой. Тяжелую баржу прибило и било о дамбу, а буровая установка и кран протаранили мост.
Прогноз погоды на вечер и ночь с 10 на 11 мая не предвещал ничего опасного: синоптики предсказывали северо-западный ветер 14-16 метров в секунду и волнение в 75-100 см. Угадать удалось только направление ветра. Речники, находившиеся в это время в рейсах, зафиксировали скорость ветра 30 метров в секунду, а волны трехметровой высоты перехлестывали через дамбу. По сути дела, разыгрался настоящий шторм.
Примерно в 23.00 от опоры строящегося моста оторвало баржу. На поиски вышли три буксира, но баржа исчезла в ночных бушующих водах. А еще через два часа оторвало и понесло кран и морскую платформу (причем кран сорвало с двух якорей и троса).
К утру баржу прибило к дамбе рядом с мостом. Удары многотонного тарана разбили бетонный панцирь. Волны смывали землю. Создалась угроза размыва дороги и железнодорожного полотна. Плавучая платформа, ударившись и частично повредив один из пролетов моста, затонула. Сейчас она находится на дне в 150-200 метрах от моста. Кран тоже прибило к мосту.
Комиссией облисполкома по чрезвычайным ситуациям было принято решение: во избежание разрушения дамбы и моста потопить кран и баржу. Однако кран мостостроителям удалось спасти, отбуксировав в безопасное место. Начальник плавотряда И.Н. Кузнецов уверен, что можно было отбуксировать и баржу (ее стоимость – 600 тысяч рублей), но решили не рисковать.
Власти обратились за помощью к военным. Операцией по затоплению баржи руководил начальник гарнизона и танкового училища генерал-майор Пчелинцев.
Примерно в 14.00 специалисты прибыли на место. Четыре выстрела из гранатомета успеха не принесли: гранаты пробили небольшие отверстия, но баржа осталась на плаву. Тогда решили ее подорвать. В сложных условиях, когда баржу сильно качало и било о берег, подполковники Ю.И. Трусов, А.С. Перменов и старший прапорщик Ю.Г. Бобров по тросам прошли на нее и заложили в пяти отсеках 128 кг тротила. После взрыва в трех из них баржа пошла ко дну.
Ударной волной в окнах сторожки, что рядом с мостом, выбило не только стекла, но и рамы.
Во время работ по восстановлению дамбы были повреждены линия электропередачи и кабели телефонной связи.
Проезд через мост был закрыт на четыре с половиной часа. Но уроном от аварии не исчерпывались беды, которые принес шторм: вода стала просачиваться на Нижнюю Террасу, затопила немало подвалов, подмочила фундамент строящихся зданий.
Через два дня после случившегося синоптики из Тольятти (это они давали всю метеоинформацию) прислали справку, что на этом участке рельеф местности создает эффект природной аэродинамической трубы и происходит многократное усиление ветра (...)
Антон Степанов.
Слово молодежи, 18.5.1991 г.
Материал предоставлен Геннадием Демочкиным
Книга «Объективом и пером о былом». Часть I. 30 ЛЕТ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ. По ленинскому пути
Воспоминания, 22.4.1946