По ходу нашего повествования мы несколько раз ненадолго заскакивали в 1943 год. И вот теперь настала пора задержаться там подольше. Его начало было ознаменовано двумя важнейшими событиями в жизни нашей страны. Первое – завершение разгрома фашистов под Сталинградом, положившее начало коренному перелому в войне.
Второе событие, может быть, и менее судьбоносное, но очень важное для ульяновцев. Речь – об образовании Ульяновской области. Впрочем, не только ее. В годы Великой Отечественной войны были созданы 23 новых региона, в том числе 13 – в РСФСР. Так, в результате разукрупнения Ленинградской области были образованы Псковская и Новгородская. Появились на карте СССР области Владимирская, Кемеровская, Курганская, Брянская, Костромская, Калужская, Томская и другие (Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. – 1945 г.). Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/087/78996.php).
Почему этот процесс пошел именно во время войны и с чем он был связан? Одна из причин – острая необходимость налаживания более оперативного управления административно‐хозяйственными единицами, входившими в состав регионов. Например, огромная по размерам Куйбышевская область обладала растянутыми коммуникациями. Как результат – письмо из Астрадамовского района в областной центр (расстояние по прямой около 250 км, по дорогам – 360 – В.М.) шло около 15 суток, а проводной телефон как средство связи не был широко распространён. При таких условиях обеспечить оперативность в управлении областью было затруднительно (Симбирский‐Ульяновский край в новейшей истории России. 1917–1991. Люди. События. Факты. Ульяновск, 2012. С. 80–81). К тому времени, когда адресат получал, наконец, указание из области, оно успевало устареть, а обстановка измениться.
Основываясь на таких доводах, Куйбышевский обком ВКП(б) 1 июля 1942 г. подал в ЦК партии записку «О разукрупнении Куйбышевской области». Полгода вопрос прорабатывался «кулуарно», и основные действующие лица – руководители будущей области – узнали о ее создании только в начале декабря 1942 г. А 19 января 1943 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Ульяновской области. В ее состав вошли «отрезанные» от соседних областей (Куйбышевской и Пензенской) 26 районов. Среди них и Мелекесский со вторым по величине городом нового региона. При этом в Ульяновскую область не были включены Сызранский район от Куйбышевской и Кузнецкий – от Пензенской областей. Зато Ульяновск получил сельскохозяйственные территории, что создало некую стабильность в соотношении промышленного центра и сельскохозяйственных районов (Симбирский‐Ульяновский край в новейшей истории России. 1917–1991. Люди. События. Факты. Ульяновск, 2012. С. 80–81).
Территория нового административного образования составила чуть больше 36,5 тыс. кв. км, где проживало более 1 млн. 150 тыс. человек. В том числе около 292,5 тыс. – в Ульяновске.
Население новоявленного областного центра по сравнению с началом 1942 г. несколько сократилось. Дело в том, что с конца февраля, после того, как враг был отброшен от Москвы, в столицу начали возвращаться наркоматы и другие центральные учреждения. Уезжали эвакуированные. Постепенно Ульяновск утрачивал облик прифронтового города, конечно, настолько, насколько это было вообще возможно в условиях жестокой и всеохватной войны (Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 20).
Управленческий корпус новой области сформировался из двух групп. Первая – московская, в которую входил будущий первый секретарь обкома ВКП(б) И.Н. Терентьев, председатель облисполкома К.В. Киселев и другие работники партийных структур и исполнительной власти. О своём назначении они узнавали в разное время, примерно с середины декабря 1942 г. до 10 января 1943 г. Вторая группа – выходцы из Куйбышева во главе с будущим вторым секретарем Ульяновского обкома ВКП(б) И.Т. Зотовым. Именно он сумел своевременно предупредить районные партийные и советские структуры о грядущем создании нового региона.
Прибытие обеих групп в Ульяновск состоялось 25 января 1943 г. В тот же день прошло первое заседание бюро Ульяновского обкома ВКП(б), на котором распределили обязанности: первый секретарь сосредоточил в своих руках общее руководство, организационно‐партийную работу и военный отдел. Второй курировал сельское хозяйство.
Руководители районного масштаба почти все остались на местах (Симбирский‐Ульяновский край в новейшей истории России ... С. 80–81).
Спустя 4 дня, 29 января, на заседании бюро вновь созданного обкома были заслушаны сообщения второго секретаря Зотова и председателя облисполкома Киселёва о результатах работы комиссии по выделению кадров из состава Куйбышевской области, а также о разделении имущества. Там же рассмотрели вопрос о приёме в состав Ульяновской области Барановского и Николаевского районов области Пензенской и об откомандировании туда секретаря Обкома ВКП(б) т. Альшина в качестве Уполномоченного Обкома и Облисполкома для приема районов в новую юрисдикцию. Преоблисполкома Киселеву поручили до 31 января представить предложения о составе комиссии и соображения по составлению Народно‐хозяйственного плана области на 1943 г.
И, наконец, в качестве одного из первостепенных вопросов было обсуждение порядка размещения в Ульяновске новых областных учреждений. В связи с этим бюро поставило перед ЦК ВКП(б) и СНК СССР вопрос о перемещении из Ульяновска в другие города страны ряда союзных учреждений: Управления уполномоченного Наркомата ВМФлота, Наркомвнешторга, Наркомрчфлота и Главного управления шоссейных дорог (Гушосдор) НКВД СССР с освобождением занимаемых ими зданий. С этой же целью (освобождение площадей) предлагалось передислоцировать из города штаб Волжской Военной Флотилии, Первое Минского пехотное училище и госпиталь НКО №410. А госпитали НКЗ №№999 и 1646 вообще ликвидировать. Что касается эвакуированных в Ульяновск семей работников этих ведомств, их предлагалось переселить из города в сельские районы области.
Председателю исполкома облсовета т. Киселёву поручалось также рассмотреть в ближайшие дни вопрос о переводе из областного центра в другие районы области учреждений и организаций, не связанных по роду своей работы с городом (ГАНИУО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1а. Л. 1–3).
Так где же предполагалось разместить новые учреждения?
Под обкомы партии и комсомола, а также аппарат уполномоченного партийного контроля отводилось монументальное здание №3/16 на ул. Энгельса, то самое, где сейчас (недалеко от центрального рынка) расположен один из старейших корпусов Ульяновского государственного технического университета (ГАНИУО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1а. Л. 4). Облисполком «разметали» сразу по нескольким адресам. Основные «силы» разместили на ул. Шевченко, в доме №107. До войны здесь располагалась начальная школа №16, а в начале войны – гарнизонный госпиталь №999 (Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 43). Сейчас это дом № 69 по улице Крымова, в котором находится школа‐интернат № 18 для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как же здание «переехало» с одной улицы на другую? Дело в том, что, улица Крымова появилась на карте города только в 1958 году. Это имя получила верхняя часть улицы Шевченко от современного переулка Яковлева до улицы К. Маркса. Соответственно, изменилась и нумерация домов (Симбирские улицы: Топонимический лексикон / Т.П. Волошина, В.Н. Ильин, А.П. Рассадин. Ульяновск, 2002. С. 17).
Областное управление милиции «поселилось» в доме №8 по ул. К. Маркса (здание не сохранилось). А городское осталось на прежнем месте – в Доме Свободы. Областное НКВД разместилось в старом здании симбирской мужской гимназии (ныне гимназия №1 им. Ленина) и на ул. К. Маркса, 23, в помещении бывшей гостиницы «Россия». А в особняке Сачкова на ул. Л. Толстого осталось городское управление. В этом здании оно располагалось с 1927 г. (Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 49).
На первых порах областное Управление возглавил майор госбезопасности Виктор Гаврилович Иванов. На тот момент ему было 42 года. Вскоре после назначения, в феврале 1943 г., видимо, в связи с новой должностью, он подучил звание полковника. В органах Иванов служил с декабря 1920 г. Начинал с должности политработника батальона ВЧК в Саратове. Перед назначением в Ульяновск Виктор Гаврилович был заместителем начальника Особого отдела НКВД Волховского фронта. Впрочем, на новом посту полковник госбезопасности Иванов пробыл чуть меньше четырех месяцев – 7 мая он был снят с работы как «не справившийся и скомпрометировавший себя» и направлен в резерв МГБ ( Иванов Виктор Гаврилович // Мемориал : международное историко‐просветительское, благотворительное и правозащитное общество. Режим доступа: http://www.memo.ru/history/NKVD/kto2/kto_2‐0440.html).
На посту начальника областного управления НКВД его сменил сорокаоднолетний уроженец Ивановской области Георгий Акимович Граков. Так же как и предшественник, новый начальник был в большей степени чекистом, чем милиционером. Чекистский стаж у Гракова начался в 1931 г., когда он поступил на службу штатным практикантом, а впоследствии уполномоченным Гаврилово‐Посадского отделения ОГПУ Ивановской области. С 1933 г. Граков – уполномоченный секретно-политического отдела Полномочного Представительств ОГПУ‐НКВД Ивановской области. С 1940 по 1941 гг. служил заместителем народного комиссара внутренних дел Молдавской ССР по кадрам. А в 1941 его направляют в Киргизскую ССР на должность заместителя народного комиссара государственной безопасности и внутренних дел. Во время Великой Отечественной войны в 1942–1943 гг. Граков находился в резерве отдела кадров НКВД СССР по выполнению особого задания в Центральном и Украинском штабах партизанского движения.
В январе 1943 г. он переезжает во вновь созданную Ульяновскую область на должность заместителя начальника УНКВД и вскоре становится начальником управления, оставаясь на этом посту до 1949 г. (Граков Георгий Акимович // Управление МВД России по Ульяновской области. Режим доступа: https://73.мвд.рф/gumvd/history/chief/item/656370) – до ареста и осуждения целой группы высших партийно‐советских руководителей области, во главе с первым секретарем обкома Терентьевым.
Но это случится еще не скоро.
А пока жизнь шла своим чередом.
Владимир Миронов
Материал из книги Владимира Миронова «Неизвестная война. Ульяновский «фронт»» из серии «Симбирские тайны». Издание в научно-популярной форме рассказывает о жизни Ульяновска и Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны. Особое место в книге уделено работе ульяновской милиции в тот период.
СОДЕРЖАНИЕ
Если завтра война… ……………………………………………………. 5
Вставай, страна огромная…………………………………………… 14
Мобилизация…………………………………………………………… 20
Милицейский фронт………………………………………………. 30
«В Красной Армии штыки, чай, найдутся…»…………… 40
Любимый город мог ли спать спокойно? ………………. 44
Хочешь мира – готовься к войне……………………………… 51
В здоровом теле – здоровый дух…………………………….. 54
Фронтовые подруги………………………………………………… 55
Стирка оборонного значения……………………….………… 57
Путь‐дорожка фронтовая… ……………………………………. 62
Все – для фронта! …………………………………………………… 63
«Складолазы»…………………………………………………………… 68
Во имя отца, и сына, и боевого духа………………………… 70
Глас народа – глас Божий? ……………………………………… 73
Диверсанты шли в Ульяновск………………………………… 79
Люди в белых халатах……………………………………………… 83
Город в шинели………………………………………………………. 90
Парад………………………………………………………………………… 94
Ополчение………………………………………………………………… 98
Граждане! Воздушная тревога! ……………………………… 100
Бункер для Сталина? ……………………………………………… 107
В тесноте, да не в обиде…………………………………………… 109
Ты сейчас далеко, далеко… ……………………………………. 118
Похвальное слово о военной цензуре………………………125
Фабрика «КИМ» и другие………………………………………… 130
Володарка…………………………………………………………………135
Десять лет за опоздание…………………………………………. 141
«Прогулял, потому что нет одежды и обуви»………… 144
Дело «вредителей»…………………………………………………. 150
Завод имени Сталина……………………………………………… 152
Кадры решают все…………………………………………………… 156
Дело о молотке………………………………………………………… 162
Жизнь – на карту………………………………………………………167
Пища для ума и не только………………………………………. 181
НКВД – затянуть пояса! ……………………………………………184
Земля – кормилица…………………………………………………. 191
От работы кони дохли………………………………………………198
Тагайский оборонительный рубеж………………………… 202
Рокада……………………………………………………………………… 210
Кто – воюет, а кто – ворует……………………………………… 213
Нефть в обмен на продовольствие…………………………. 215
«Каждый коммунист должен быть чекистом»………. 218
В застенках НКВД…………………………………………………… 220
Сидели два товарища……………………………………………… 220
Ульяновская область……………………………………………… 223
Погоны……………………………………………………………………. 231
Новое печатное слово……………………………………………… 234
Громкое эхо Сталинграда…………………………………………238
Чем можем, тем поможем………………………………………… 243
О хлебе… ………………………………………………………………… 246
…И зрелищах…………………………………………………………… 249
Чтобы тело и душа были молоды… …………………………253
Жить стало лучше? Жить стало веселее? ……………… 256
На милицейском «фронте» – бои местного значения……………………………………………………..……………… 259
«Бесы» из собеса……………………………………………………… 261
По звериному следу………………………………………………… 265
Налет на Пролетарском спуске………………………………. 267
Убили меня, Дима…………………………………………………… 268
След………………………………………………………………………… 270
Убийство в Панской Слободе……………………………………271
Гастролеры……………………………………………………………… 273
Охотники за сундуками…………………………………………… 274
«Татарка»………………………………………………………………… 275
В лесу не фронтовом………………………………………………. 276
Лесные «братья»……………………………………………………… 277
Задонский…………………………………………………………………279
Михайлычев……………………………………………………………. 280
Про беглых знало все село……………………………………… 282
Последний бой………………………………………………………… 283
Банда Нестерова……………………………………………………… 286
Бандит‐орденононсец………………………………………………287
Мелекесская «гастроль»…………………………………………. 289
За хлебом – с вилами………………………………………………. 292
Лампочка – за ударный труд…………………………………… 300
С мыслями о будущем……………………………………………… 301
Предпоследний год войны……………………………………… 303
Чистота – залог Победы………………………………………….. 307
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»…… 311
Чтобы шли, как по маслу………………………………………… 312
Место, не столь отдаленное……………………………………. 314
Пожар……………………………………………………………………… 315
Подготовка……………………………………………………………… 317
Убийство…………………………………………………………………. 318
Приговор………………………………………………………………… 318
«Черные валеты»………………………………………………………319
Чего и сколько………………………………………………………… 322
Про «три колоска»…………………………………………………… 323
Расстрел за прогул, и «десятка» за опоздание………… 330
Последнее дело лейтенанта Миридонова……………… 333
Дети войны……………………………………………………………… 342
В войну взрослели рано……………………………………………343
«Наша крыша –небо голубое»………………………………… 347
Казенный дом…………………………………………………………. 353
«Сопливые острожники»………………………………………… 359
Колонисты……………………………………………………………… 365
Пленники или изменники? ……………………………………. 370
Эпилог…………………………………………………………………………… 376
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024