1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 4 Ноября 2024
События, 7 Октября 1937
События, 1 Февраля 1954
События, 10 Августа 1937
События, 1 Августа 1939
События, 12 Октября 2024
Воспоминания, 1 Сентября 1919
Места, 25 Сентября 1911
События, 14 Октября 2024
События, 13 Октября 2024
Герои, 13 Октября 2024
Места, 1 Января 1853
Места, 1 Января 1864
Герои, 9 Октября 2024
Герои, 8 Октября 2024
События, 4 Декабря 1939
Герои, 7 Октября 2024
События, 4 Октября 2024
События, 7 Октября 2024
События, 7 Октября 2024
События, 1 Января 1943
События, 5 Августа 1943
События, 5 Августа 1943
Места, 5 Ноября 1833
Места, 5 Октября 2024
События, 2 Октября 1984
События, 5 Октября 2024
Герои, 28 Сентября 2024
Воспоминания, 5 Октября 2024
События, 3 Октября 2024
Фото дня
День Авиатора, Новый город, Ульяновск. 1997 г.
Места, 1 Января 1854
Казанская церковь, затопленная во время заполнения Куйбышевского водохранилища

До того, как в Ульяновске создали Куйбышевское водохранилище, на его территории находилась Казанская церковь. О ней рассказал в своей книге "Храмы Симбирска" краевед Владислав Ястребов. Ниже приводим текст автора.

ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ

  • Казанская церковь в слободе Канаве,
  • Казанская церковь за рекою Волгою,
  • Казанско-Богородицкая церковь,
  • Казанско-Богородицкий храм,
  • Канавинская церковь,
  • Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери,
  • Церковь Казанской Божией Матери.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Казанская церковь находилась в слободе Канаве, на левом берегур. Волги, напротив г. Симбирска. До 1849 г. эта заволжская слобода (как, впрочем, и слобода Часовня) относилась к приходу Смоленской церкви, находившейся на правой стороне р. Волги, в Подгорье. Но значительная удалённость, транспортные затруднения и очевидное неудобство регулярного общения слобожан со своей приходской церковью и причтом сподвигло их ратовать за устроение церкви в собственной слободе.

В 1849 г. по распоряжению епархиального начальства первоначальнов слободе была построена часовня, а в 1854 г. – «на средства прихожани других доброхотных жертвователей, при заботах священника Михайловскаго» – каменная холодная (т. е. неотапливаемая) однопрестольная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери (1).

Но этому светлому событию предшествовала более чем десятилетняя (с 1844 г.) история.

«Общество мещан, проживающих за р. Волгою, в слободах Часовне, Канаве и Корольчихе, при усердном содействии Симбирских купцов и мещан, просило Его Преосвященство, Г-на Симбирскаго и Сызранскагоис ходатайствовать у Святейшего Синода дозволение на постройку, вместо бывшей часовни, каменной церкви, в слободе Канаве. Но как сбор для этого богоугоднаго дела был не значителен, по недостаточности прихожан в этой слободе, то Симбирское купечество, движимое благоговейным чувством к созданию храма заключило 21 января 1844 г., составить в доме Градскаго Общества пожертвование, сбором по 1 р.42 к. сер. с человека, для устройства означеннаго храма. Приговор подписали купцы 1-й гильдии Г. В. Скорняков, И. И. Макке, С. И. Бабушкин, Почетный Гражданин К. И. Барыкин, П. М. Темников с мещанами И.Воротовым, А. Рухлиным, В. Прянишниковым, Д. Карташевым, В. Коленевым, И. Писаревым, Г. Рябовым, Е. Бобровским, М. Мерцаловым, Г. Мельниковым, Е. Жуковым, А. Ефремовым, А. Долгановым, с тем, чтобы, до сооружения храма не уничтожать деревянной часовни, куда просили Преосвященнаго перевести из ближайшаго села Криуш, Священника Д. С. Михайловскаго. Переведенный Иерей присовокупил и свое усердное ходатайство вместе с почетным Гражданином И. Ф. Сапожниковым, к устройству в упомянутой слободе Канаве, Каменной церкви, во имя Казанской Божией Матери. После разрешения Святейшим Синодом и благословения Преосвященным Феодотием на устройство этого храма, начата была вскоре постройка его, которая и оконченав нынешнем 1856 г. (2)»(3).

Впрочем, появлению у заволжских слобожан собственного храма весьма поспособствовало ещё одно событие: в 1852 г.  (4 )«за ветхостью» былаупразднена (а затеми разобрана) Преображенская церковь, более 200 лет назад построенная в Подгорье. После этого её приход был приписан к Петропавловской церкви. Именно из её материалов в 1856 г. в заволжской слободе Канаве и была построена Казанская церковь (5). В неё же были перенесены иконостас (6), отдельные иконы (7) и бо́льшая часть утвари упразднённого храма.

 Современник свидетельствует: «Все эти иконы – больших размеров, прекраснаго письма, все в апликовых ризах одинаковаго устройства.

В предъалтарном иконостасе они размещены так. По правую сторону царских врат – икона Спасителя и Святителя Николая Чудотворца, Василия Великаго и Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста* (*Вероятно, эта икона была храмовою в одном из приделов Спас-Преображенской церкви, по каковому и самая церковь, думаем, называлась иногда Кресто-Воздвиженскою. Ее разумеет канцелярист П. И. Муромцев в своей “промемории 1765 года в Синбирское провинциальное духовное правление” и называет церковью “Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня”. Архив Симб. Покров.монастыря, ст. 1, л. 253-й). По левую сторону царских врат – храмовая Казанская икона Божией Матери (икона в серебряной ризе 84 пробы,кругом изображена история обретения Казанской иконы), Виленская икона Божией Матери, святаго Иоанна Златоустаго, Богоявление Господне.

Во втором ярусе, над царскими дверями, Тайная вечеря, по правуюсторону – Рождество Христово, Соломон и Мельхиседек, пр. Даниил и Исаия, по левую сторону – Рождество Богородицы, пр. Моисейи Илия, Давид и Аарон.

В третьем ярусе – скульптурное изображение Распятия Господанашего Иисуса Христа, по правую сторону – св. ап. Андрей и Петр, Филипп, св. Иоанн Богослов и ап. Фома, по левую сторону – cв. Матфей,ап. Иуда, пророк Иеремия, Иосия, ап. Иаков.

Из других икон церкви особенно выдаются: за правым клиросомв иконостасе столярной работы с колоннами и резьбой, вызолоченными на полимент, выкрашенном в голубую краску, икона Воскресения Господня; в таком же иконостасе – икона Преображения Господня. Обеиконы – из Преображенской церкви, обе в апликовых ризах: на первой была на оборотной стороне надпись, свидетельствовавшая о времени написания иконы, теперь закрашенная при новом исправлении ея; вторая икона, можно думать, и есть тот дар царя Алексея Михайловичав Преображенскую церковь, о котором писалось в Строельной книгегорода Синбирска (8). За левым клиросом, в таком же иконостасе, помещена Казанская икона Божией Матери, в ризе, шитой жемчугом с разноцветными камнями, в окладе серебряном, с таким же венцом.

На стенах между окнами, верхними и нижними, находятся картины на холсте и в рамах: Лобзание Иудино, Иисус Христос на суде у Каиафы, Приведение Иисуса Христа к Пилату, Воскресение Христово,Снятие Господа со креста, Распятие Господне, Надевание на Господатерноваго венца.

Иконы по правую и левую сторону арки в трапезном отделении Казанской церкви также принесены в нее из Преображенской церкви; все они в апликовых ризах; отличительное их достоинство – большой размер и хорошее письмо» (9).

Среди утвари Казанской церкви обращали на себя внимание:

«1) Святый напрестольный крест, серебряный, 84 пробы, чеканный, весом 103 золотника (ок. 439 г. – В. Я.), с позолоченными на нем изображениями и надписью: “1852 года сентября 5 дня созижден крест сей иждивением прихожан при содействии священника Димитрия Михайловскаго”. Таким образом, крест современен построению самой церкви.

2) Св. сосуд, 72 пробы, позолоченный, с серебряной решеткой. Изображения на нем чеканныя. К сосуду относятся тарелочки 1784 годаи дискос 1788 года; принесены из Преображенской церкви.

3) Св. сосуд из желтаго хрусталя, с бирюзовыми камнями, края сосуда позолочены; дискос и звездица таковые же.

4) Аналой, старинный, обтянутый клеенкою и холстом; на верху изображен крест, а по углам – цветы; по сторонам аналоя – изображения святых апостолов: Иакова, Фомы, Петра и Иоанна Богослова; последний держит в руке свиток, на котором начертан первый стих из Деяний Апостольских; святые апостолы облечены в священническия ризы.Описываемый аналой принесен из Преображенской церкви.

В архиве Казанской церкви хранятся “метрическия книги” Преображенской церкви с 1785 года» (10).

Во вновь образованный храм был переведён и весь штат церковно и священнослужителей бывшей Преображенской церкви. Таким образом, например, последний священник Преображенского храма Димитрий Саввович Михайловский (?–1879) стал первым священником Казанской церкви.

Вновь отстроенная церковь была освящена в воскресенье 29 июля [10 августа] 1856 г. (11):

«В 29-й день Июля происходило освящение сего храма, совершенное Протоиереями Троицкаго Собора и Членом Симбирской Консистории П. Н. Охотиным, Н Г. Воронцовым, Е. С. Мизерандовым, в присутствии Исправляющаго должность Г. Градскаго Головы А. А. Гончарова, Г. Почетнаго Гражданина И. Ф. Сапожникова и многих почетных лиц из Симбирскаго купечества. При торжестве освящения было произнесено Д. С. Михайловским приличное торжеству слово» (12).

В следующем 1857 году, кроме главного придела – во имя Казанской Божией Матери (праздник – 8 июля), на средства прихожан и пожертвования частных лиц на правой стороне трапезы был устроен тёплый (т. е.отапливаемый) придел во имя Святителя и Чудотворца Николая (праздник – 6 декабря). И церковь стала разделяться на холодную и тёплую .А в 1859 г. на левой стороне был устроен тёплый придел с престоломво имя св. великомученика Димитрия Мироточивого (или Димитрия Солунского; праздник – 26 октября).

В июне 1881 г. весь храм был сделан тёплым, а приделы в трапезепо указу Симбирской духовной консистории упразднены. С этого времени в храме имелся только один престол – в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1888 г. старый иконостас, доставшийся от Преображенской церкви, был заменён на новый, иконы почищены и частично поновлены.

Вот как описывает Казанскую церковь в конце XIX в. один из исследователей: «Церковь – каменная, сделана по базиликообразному плану,в два света, по два окна в каждом отделении церкви. По обычаю, в нее ведут трое дверей: с запада, севера и юга. Колокольня устроена в два четыреугольных яруса; над вторым, посредством четырех теремков, возвышается пирамидальный верх, над ним – шейка, яблоко и крест. Внутри церкви, прямо над входными западными дверями, устроены довольно широкие хоры. Особою аркою и каменною стеною церковь разделяется на две части: трапезную и настоящую. Средостение, отделяющее святой алтарь от настоящей, также каменное» (13).

И он же о внутреннем убранстве: «В святом алтаре престол и жертвенник – сосновые; длина и вышина престола 1 арш. и 6 вершков(ок. 98 см. – В. Я.), ширина 1 арш. 6½ вершк. (ок. 1 м), длина жертвенника 1 арш. 2 в. (ок. 80 см. – В. Я.), ширина 1 арш. 2¼ вершк. (ок. 81 см. –В. Я.), вышина 1 арш. 5½ вершк. (ок. 96 см. – В. Я.). На святом престоле святый антимин с желтаго атласа, освященный преосвященным Варсонофием в 1891 году 31-го октября. На Горнем месте, в резном киоте, вызолоченном на полимент, находится икона Спасителя <…> Предъалтарный иконостас – столярной работы, сделан в 1888 году, окрашен голубою краскою; колонны, резьба и карнизы вызолочены на полимент. Иконы этого иконостаса замечательны тем, что все оне переданы в Казанскую церковь из Преображенской и должны быть признаны древними» (14) .

К началу XX в. причт Казанской церкви состоял «из двоих священников, диакона и двоих псаломщиков» (15). «Дома: для священников церковные, у диакона собственный; а псаломщики живут на частныхквартирах» (16).

По данным на 1904 г., к приходу Казанской церкви относились всезаволжские слободы – Часовня, Канава и Королёвка (на картах разныхлет также встречалась как Каралёвка, Каральчиха, Королиха и Корольчиха) – и деревня Петровка. Её приход составлял 5 003 чел. Но послеосвящения в слободе Часовне (в воскресенье 24 мая [6 июня] 1909 г.) Никольской (Николаевской) церкви, к которой были отнесены и жители Петровки (17), в приходе Казанского храма остались только жители Канавы и Королёвки (по данным на 1916 г. – 2 883 чел.) (18). В связи с этим последовали и административные изменения:

«Указом Святейшаго Правительствующаго Синода, от 31 августа1910 года за № 11868, в удовлетворение ходатайства Его Высокопреосвященства определено:

1) при церкви Слободы Канавы закрыть вторую священническую и вторую псаломщическую вакансии;

2) при церкви Слободы Часовни открыть самостоятельный приходс причтом из священника, диакона и псаломщика, и

3) назначить на содержание причта новооткрываемаго приходапо 550 руб. в год, в том числе священнику 300 руб, диакону 150 р. и псаломщику 100 руб., с зачетом в эту сумму освобождающихся по закрываемым вакансиям окладов в количестве 400 р. и с отнесением новаго расхода в количестве 150 руб. со дня замещения диаконской вакансии, на счет кредита ассигнуемаго из казны по § 7 ст. I финансовой сметы Святейшаго Синода.

Самостоятельный причт к Николаевской церкви (Никольская(Николаевская) церковь) Слободы Часовни, согласно определению Епархиальнаго Начальства от 29–31 марта 1910 года, имеет быть определен не прежде как будут устроены для членов причта готовыя помещения» (19).

В 1926 г. Казанская церковь представляла собой одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание (объёмом в 1 284 м³) с кирпичнойд вухъярусной колокольней (20).

В 1930 г. храм был закрыт, а его помещение стало использоваться в качестве межрайонного клуба под названием «Аврора». Позже к зданию бывшего храма был пристроен кинотеатр, и клуб переименовали в «Ударник» (неофициальное название – «Фергано» (21)) (22).

В июне 1930 г. с церковной колокольни были сняты и изъяты колокола общим весом в 24 пудаи 21½ фунта (ок. 402 кг) (23).

Здание бывшей Казанской церкви было разрушено в первой половине 1950-х гг., а в 1955–1957 гг., во время заполнения водой Куйбышевского водохранилища, место, где находился храм, было затоплено.

P. S.

«Местонахождение Казанской церкви совпадает с расположением Владимирской церкви (Церковь Владимирской Богоматери), но сведения об их тождественности на данный момент отсутствуют. Возможно, в Казанской церкви имелся второй придел, по которому появилось не запомнившееся или отмененное ее второе название. Данный факт ждет своего дальнейшего изучения» (24).

ПРИЧТ

  • Беликов Иоанн (?–?, священник, протоиерей),
  • Благовидов Алексей Иванович (1827–?, священник, настоятель) (25),
  • Благоразумов Павел (?–?, дьячок, псаломщик),
  • Васильев Иоанн Матвеевич (1848–?, диакон на псаломщическойвакансии),
  • Власов Василий (?–?, диакон),
  • Вознесенский Сергий Петрович (1893–?, диакон),
  • Востоков Николай (?–?, псаломщик),
  • Державин Александр (?–?, псаломщик),
  • Златоустов Николай (?–1916, диакон),
  • Иванов Арсений Иванович (1892–?, диакон, священник),
  • Иванов Леонид Иванович (?–?, псаломщик, диакон на псаломщическойвакансии),
  • Ивановский Пётр Николаевич (1878–?, псаломщик),
  • Кассеньев Николай Захарович (?–1905, псаломщик),
  • Колосов Николай (?–?, псаломщик),
  • Косогорский Иван Никифорович (?–?, диакон),
  • Малиновский Николай Петрович (1875–?, псаломщик),
  • Михайлов Иоанн Степанович (1873–?, диакон),
  • Михайловский Димитрий Саввович (?–1879),
  • Немков Александр Иванович (1851–1912, диакон на псаломщической вакансии),
  • Немков Дмитрий Александрович (1877–?, псаломщик),
  • Нечаев Николай Степанович (1881–?, псаломщик),
  • Петров Василий Александрович (?–?, псаломщик, диакон),
  • Поливанов Алипий (?–?, и. д. псаломщика),
  • Преображенский Павел Васильевич (1848–1906, псаломщик),
  • Радчик Александр Алексеевич (?–?, псаломщик, диакон),
  • Русановский Дмитрий (?–?, псаломщик),
  • Саганов Сергей (?–?, псаломщик),
  • Сахаров Василий (?–?, священник),
  • Сергиевский Пётр (?–?, священник),
  • Смеловский Николай Михайлович (1885–?, диакон),
  • Смирнов Аркадий Васильевич (1882–?, псаломщик),
  • Сокольский Пётр Алексеевич (?–1909, священник, протоиерей),
  • Сперанский Дмитрий (?–?, псаломщик),Троицкий Феодор (?–?, священник),
  • Трушин Никанор Акимович (?–?, священник),
  • Фавстрицкий Александр Ефимович (?–?, дьячок),
  • Флоренсов Александр Николаевич (1874–1914, псаломщик),
  • Хлыстовский Александр Гаврилович (?–1921, священникна псаломщической вакансии).

ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ:

8 июля, 26 октября, 6 декабря.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Казанская церковь // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист.сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 140.

2. Казанская церковь // Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска : ист.-археол. описание :В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2. : Церквина горе. – С. 150–155.

3. Казанская церковь в сл. Канаве за р. Волгой // Баженов, Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным1900 года : с прил. геогр. карты Симбир. епархии. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева,1903. – С. 10–11.

4. III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел // Справочная книжка иадрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ; под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-лит., 1916. – С. CV.Казанская церковь [2]170 Храмы Симбирска

5. Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб.кн., 2001. – С. 54–55.

6. Храмы Симбирского заволжья (слободы Канава и Часовня) // Бурдин, Е. А. Затопленныесвятыни Симбирского-Ульяновского края / Науч.-исслед. ин-т истории и культуры Ульян. обл.им. Н. М. Карамзина, Ульян. обл. отд-ние Рус. геогр. о-ва. – Ульяновск : Печатный двор, 2017. –С. 71–80.

7. Местныя известия : [об освящении в воскресенье 29 июля [10 августа] 1856 г. церкви Казанской Божией Матери в слободе Канаве] // СГВ. – 1856. – 8 сент. (№ 36). – Неоффиц. ч. – С. 95–96.

8. Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска : XI. Казанскаяцерковь // СЕВ. – 1898. – № 16 (15 авг.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 150–155).

9. Из мира духовенства // Волжские вести. – 1910. – 22 сент. (№ 442). – С. 3.

10. С. А. П. Торжество в слободе Канаве (по случаю исполнившагося пятидесятилетия священнослужения протоиерея Петра Алексеевича Сокольскаго) // СЕВ. – 1907. – № 11 (1 июня). Отд.неоффиц. – С. 324–329; № 12 (15 июня). Отд. неоффиц. – С. 360–365.

11. [Указ Святейшаго Правительствующаго Синода, от 31 августа 1910 года за № 1868…] //СЕВ. – 1910. – № 18 (15 сент.). Отд. оффиц. – С. 279.

12. Пролетарский суд : Церковники эксплоататоры // Пролетарский путь. – 1924. – 29 июля(№ 171). – С. 4.

13. Бурдин, Е. А. Утраченные памятники православного культурного наследия Заволжскогорайона города Ульяновска / Е. А. Бурдин, Г. Т. Ильязова // Поволжский педагогический поиск. –2017. – № 1 (19). – С. 159–164.

† †

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

14. Документы о введении третьей штатной должности священника и псаломщика в церкви Слободы Канава гор. Симбирска (рапорт, благочинного, сведения о доходах причта, черновики заключений консистории). 7 октября 1904 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консисторияведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 3. Д. 879. ЛЛ. 1–6.

15. Личное дело дьякона Казанской церкви села Слобода Часовня1 Симбирского уездаС. П. Вознесенского. 27 июня 1917 г. – 19 октября 1924 г. // ГАУО. Ф. Р-3022 (Ульяновский епархиальный Совет г. Ульяновск Ульяновской губернии). Оп. 1. Д. 388. ЛЛ. 1–21.

  • (1) см.: Клировые ведомости церквей гор. Симбирска и церквей сёл Симбирского у. за 1916 г. // ГАУО.Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 2. Д. 71.ЛЛ. 1–15.
  • (2)  В материале известного исследователя симбирской церковной старины Александра Кузьмича Яхонтова (1858–?) обращает на себя внимание утверждение автора, что «В настоящем своем виде Казанскаяцерковь построена только в 1854 году…» (см.: Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквейгор. Симбирска : XI. Казанская церковь // СЕВ. – 1898. – № 16 (15 авг.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 150). Однакопри этом не приводится никакого логичного ответа на вопрос, почему тогда освящена она была лишь спуст ядва года – в 1856 г.?
  • (3) см.: Местныя известия // СГВ. – 1856. – 8 сент. (№ 36). – Неоффиц. ч. – С. 95.
  • (4) В качестве даты упразднения и разборки церкви также встречаются 1840 г. и 1847 г., соответственно (см.: III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел // Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ; под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-лит., 1916. – С. CV, CVIII).
  • (5) Это обстоятельство позволило известному симбирскому историку-краеведу Павлу Любимовичу Мартынову (1847–1921) утверждать, что Казанская церковь «была переделана из старинной Преображенской…» (источ.: Казанская церковь // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 140). 
  • (6) «В течение тридцати с лишним лет церковь оставалась без существенных перемен. В 1888 году старый иконостас, перенесенный из Преображенской церкви, заменен новым; иконы были отчищены, а частию поновлены <…> Из других украшений святаго алтаря выделяются иконы, перешедшия из Преображенской церкви: Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе и венце (весом 116 золотн. (ок. 495 г. – В. Я.)) и икона Распятия Спасителя с изображениями на ней св. царицы Ольги, пророчицы Анны, св. муч. Надежды и св. ап. Петра, в серебряных ризах, без пробы (весу 175 золотн. (ок. 747 г. – В. Я.)), 1820 г. <…> Предъалтарный иконостас – столярной работы, сделан в 1888 году, окрашен голубою краскою; колонны, резьба и карнизы вызолочены на полимент. Иконы этого иконостаса замечательны тем, что все они переданы в Казанскую церковь из Преображенской и должны быть признаны древними». Источ.: Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : В память 250-летия города. – Симбирск : Типолитогр. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 151–152.
  • (7) «Оставшияся от нея и переданныя в Казанскую церковь иконы – свидетели прежняго величия древней Спасо-Преображенской церкви». Источ.: Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска : XI. Казанская церковь // СЕВ. – 1898. – № 16 (15 авг.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 153)
  • (8) «По Государеву, Цареву и Великаго Князя Алексея Михаиловича всея России указу, прислано в Синбирск церковнаго строенья в церковь Преображенья Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чтона посаде, и в приделы той же церкви, с попом Арефою двери царския, местный образ Преображень яГосподня, да книг московской печати: евангелие напрестольное, потребник, большой псалтырь, со следованием часовник, колокол в три пуда (ок. 49 кг. – В. Я.), сосуды церковные оловянные, кадило медное; и тоцерковное строенье, по Государеву указу, отдано попу Арефию, с роспискою». Источ.: Книга строельнаягорода Синбирска / изд. Симб. губ. учен. арх. комис. ; под ред. чл. комис. П. Мартынова. – Симбирск : Губ.тип., 1897. – С. 78.
  • (9) см.: Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска : XI. Казанская церковь //СЕВ. – 1898. – № 16 (15 авг.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 153–155). 
  • (10) Там же, с. 155.
  • (11) см.: Клировые ведомости церквей гор. Симбирска и гор. Сызрани, сёл Симбирского и Сызранскогоуездов за 1866 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 2. Д. 617. Л. 134.
  • (12) см.: Местныя известия : [об освящении в воскресенье 29 июля [10 августа] 1856 г. церкви КазанскойБожией Матери в слободе Канаве] // СГВ. – 1856. – 8 сент. (№ 36). – Неоффиц. ч. – С. 95–96.
  • (13)  см.: Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 151.
  • (14) см.: Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска : XI. Казанская церковь //СЕВ. – 1898. – № 16 (15 авг.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 152–155). 
  • (15) см.: Казанская церковь в сл. Канаве за р. Волгой // Баженов, Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года : с прил. геогр. карты Симбир. епархии. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1903. – С. 10–11.
  • (16) Там же, с. 11.
  • (17) см.: Клировые ведомости церквей г. Симбирска и сёл Симбирского у. за 1904 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 2. Д. 66. ЛЛ. 114–123.
  • (18) Там же, Оп. 2. Д. 71. ЛЛ. 1–15.
  • (19) см.: 1) [Указ Святейшаго Правительствующаго Синода, от 31 августа 1910 года за № 1868…] // СЕВ. –1910. – № 18 (15 сент.). Отд. оффиц. – С. 279; 2) Из мира духовенства // Волжские вести. – 1910. – 22 сент.(№ 442). – С. 3–4.
  • (20) см.: Сборник сведений о молитвенных зданиях г. Ульяновска и губернии (занимаемая площадь, числозданий). 29 января – февраль 1926 г. // ГАУО. Ф. Р-633 (Административный отдел исполнительного комитета Ульяновского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Ульяновск Ульяновской губернии). Оп. 1. Д. 122. Л. 21.
  • (21) см.: Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб. кн.,2001. – С. 55. 
  • (22) см.: 1) Сведения о действующих и закрытых религиозных культов по городам и районам Ульяновскойобласти по состоянию на 1 апреля 1930 г. // ГАУО. Ф. Р-1050 (Административный отдел исполнительногокомитета Ульяновского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Ульяновск Ульяновского округа Средневолжской области). Оп. 1. Д. 116. ЛЛ. 67–69; 2) Списки предприятий и учрежденийг. Ульяновска, зданий и наместников (так в тексте, видимо, прав.: памятников. – В. Я.), расположенных в Ульяновске и подлежащих особой охране, молитвенных зданий в г. Ульяновске и ранее существовавших до 1917 г.,автомашин, имеющихся в г. Ульяновске. 1937 г. // ГАУО. Ф. Р-634 (Исполнительный комитет Ульяновскогогородского Совета народных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 1326. ЛЛ. 3–4
  • (23)см.: Материалы о снятии колоколов и закрытии церквей в г. Ульяновске (протоколы, выписки из протоколов, список церквей). 15 декабря 1929 г. – 3 июня 1930 г. // ГАУО. Ф. Р-634 (Исполнительный комитет Ульяновского городского Совета народных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 278. Л. 66.
  • (24) см.: Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб. кн.,2001. – С. 49.
  • (25) В некоторых современных публикациях (см.: 1) Храмы Симбирского заволжья (слободы Канава и Часовня) // Бурдин, Е. А. Затопленные святыни Симбирского-Ульяновского края / Науч.-исслед. ин-т истории икультуры Ульян. обл. им. Н. М. Карамзина, Ульян. обл. отд-ние Рус. геогр. о-ва. – Ульяновск : Печатный двор,2017. – С. 73; 2) Бурдин, Е. А. Утраченные памятники православного культурного наследия Заволжского района города Ульяновска / Е. А. Бурдин, Г. Т. Ильязова // Поволжский педагогический поиск. – 2017. – № 1 (19). –С. 159) утверждается, что фамилия священника – Благовидный. Это – досадная ошибка, в действительности он носил фамилию Благовидов. Впрочем, в первой публикации также упоминается епископ Симбирскийи Сызранский Никанор. Это – непростительная ошибка, в действительности с 23 августа [4 сентября] 1895 г.по 23 апреля [6 мая] 1904 г. Симбирскую епархию возглавлял епископ Симбирский и Сызранский Никандр (в миру Николай Дмитриевич Молчанов, 1852–1910).
Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНиколай ШатровНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПастухова О.Д.ПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрёшников АлексейТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАвтомеханический техникумАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыбульвар ПластоваВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГоспиталь ветеранов войнГостиницыДворец бракосочетания на улице ГимоваДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньзавод "Контактор"ЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейКуйбышевское водохранилищеЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМариинская гимназиямедицинский факультет УлГУМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островпамятник Богдану ХитровоПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводпереулок КраснознаменныйПескиплощадь 30-летия Победыпоселок Поливнопосёлок имени КарамзинаПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер Гончаровасквер имени И.Н. УльяноваСквер Карамзинасквер Карамзинасквер Новый ВенецСоборная площадьСпасский женский монастырьСпасский женский монастырьспуск Степана РазинаСтадионыСуворовское училищеСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУулица Гагаринаулица Гончароваулица Карла Либкнехтаулица Карла Марксаулица Крымоваулица Ленинаулица Льва Толстогоулица Пушкарёваулица Пушкинскаяулица Радищеваулица Рылееваулица Спасскаяулица Сувороваулица УльяновскаяУльяновская областная клиническая больницаУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийсоборыСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорХрамыЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru