Наряду с Табурным Бирля является уникальным мордовским поселением, но большим по численности населения и с более устойчивыми и богатыми историко-культурными традициями. Бирлинцы сумели сравнительно неплохо сохранить не только территориальную самостоятельность, но и название и относительное этническое единство, а значит, и самобытность.
Отмечу и оригинальность названия — Бирля, хотя здесь мы опять же имеем дело с весьма слабой исследованностью происхождения топонима и гидронима. Дело в том, что село до создания в 1956–1957 гг. Куйбышевского водохранилища стояло на левом берегу реки Бирля, притока Большого Черемшана, недалеко от её устья 568 (Сейчас Бирля — левый приток Волги. Начинается в лесном массиве у с. Вишенки Мелекесского района. В устье на протяжении 3 км, почти до с. Рязаново, подпирается водами Куйбышевского моря. Имеет несколько маловодных притоков, глубина в устье до 5 м. В засуху многие участки реки пересыхают. Ныне на Бирле расположены поселения Вишенка, Александровка, Воля и Рязаново). В. Ф. Барашков считал, что название гидронима, вероятно, имело тюркскую основу и соотносилось с татарским нарицательным бирю — «волк, волчий» 569 (Барашков В. Ф. Указ. соч. С. 25). Аналогичные названия рек отмечены среди правых притоков Волги в Чувашии, а также в Кайбицком районе Татарстана, где Бирля является левым притоком Свияги. Наименование последней переводится с татарского языка как «река на земле волков» («буре» и «иле»), а с финно-угорского — «хмель» («берлинга», по некоторым сведениям, на её берегах черемисы выращивали хмель) 570 (Бирля. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бирля (приток Свияги) (дата обращения: 06.01.2016)).
Кроме того, сейчас слово «бирле» на татарском означает «вперёд» или «сюда» 571 (Татарско-русский словарь Р. А. Сабирова. URL: http://www.classes.ru/all-tatar/dictionary-tatar-russian-cyr-term‑341.htm (дата обращения: 06.01.2016)).
Переводы, связанные с волчьей рекой или хмелем, более романтичны и имеют хоть какие‑то исторические корни. Учитывая этническую принадлежность села Бирля, я склоняюсь к версии с хмелем. Однако пока нет и данных, опровергающих и «волчью» версию (или вообще выдвигающих совершенно новую). Если поселение названо по реке, то вполне возможно и тюркское происхождение названия топонима (и гидронима). Опрошенные мной старожилы не знали, почему так, а не иначе называется их родное село. В. Т. Карпова рассказывала, что «Бирля — единственное название, видимо по реке, такого больше нигде нет. Перевод не знаю. В селе жила только мордва, говорили по-мордовски, даже названия улиц были мордовские» 572 (Карпова В. Т. Воспоминания // записал Е. А. Бурдин 18.08.2015 г. в с. Бирля Мелек. р-на Ульяновской области. С. 1). Правда, в Ташолской волости Ставропольского уезда было ещё одно поселение с таким же именем — сельцо Бирля (Репьёвка), располагавшаяся на одноимённой речке 573. (Список населенных мест Самарской губернии по сведениям 1889 года… С. 52). В более поздних источниках оно фигурировало под названием «Репьёвка», а её население составляли русские.
Кстати, на современных картах поселение обозначено как «Бирля», а на двух дорожных указателях вблизи — «Н. Бирля», то есть «Новая Бирля». Несостыковка названий даже в этой глухомани вызывает удивление.
Нельзя не отметить сравнительно хорошую сохранность архивных документов по истории села, особенно религиозной. Особое уважение вызывает упорная борьба бирлинцев в советский период истории, а конкретно в первую половину 1950‑х гг., за сохранение старого храма и возможность совершать православные обряды на территории нового, перенесённого из зоны затопления Куйбышевской ГЭС, села.
Старая Бирля располагалась вдоль левого берега одноимённой реки, между сёлами Табурное (около 10 км к западу) и Кондаковка (2,7 км к востоку). Современное село находится в 38 км к юго-западу от Димитровграда. Единственная опубликованная информация, которую мне удалось найти по истории Бирли — это 8 строчек в Ульяновской-Симбирской энциклопедии. Даже по сравнению с Табурным, которому в книге С. Б. Семёнычева посвящено полстраницы, это очень мало.
Как и Табурное, Бирля входила в состав Симбирского уезда и наместничества, Ставропольский уезд Самарской губернии, Средневолжский край, Куйбышевскую область и с 1943 г. относилась к Ульяновской области. Значительная часть известных документов по истории села хранится сейчас в Центральном государственном архиве Самарской области (церковные документы в 24 делах за 1882–1911 гг. и 11 гражданских дел с 1866 по 1916 гг. — в основном о страховании недвижимого имущества крестьян). В Государственном архиве Ульяновской области сведения о Бирле содержатся в 9 делах за 1953–1957 гг. и связаны с её переселением. До нас дошло два изображения села до затопления — это фотографии внешнего облика храма и богослужения в нём.
Пока неизвестно точное время основания Бирли (а о памятниках археологии вообще нет никаких сведений). Её нет на картах первой половины XVIII в. — карте А. Изволова 1717 г., карте Среднего Поволжья в первом Российском атласе 1745 г. (зато там есть река Бирля, а также близлежащие селения Чувашский Сускан, Кротково-Городище и Никольское). Но Бирля обозначена на карте Симбирского наместничества 1792 г. Конечно, картографические данные не могут служить полновесными источниками, из-за отсутствия других, временем появления интересующего нас селения следует считать вторую половину XVIII в. Не противоречат этому выводу и сведения С. Б. Семёнычева о том, что поселения Кондаковка, Бирля и Чувашский Сускан, принадлежали знаменитому Московскому Новодевичьему монастырю 574 (Семёнычев С. Б. Указ. соч. С. 67). По моему мнению, к нему же относилось и Табурное (см. сведения об этом поселении).
По свидетельству А. А. Осиповой, на данный момент самой старой уроженки Бирли, «раньше здесь жили калмыки — куда они потом подевались? За селом, в 1–1,5 км была Калмыцкая могила в виде насыпи из песка (хотя песка больше нигде не было) диаметром около 500 м» 575 (Осипова А. А. Воспоминания // записал Е. А. Бурдин 18.08.2015 г. в с. Бирле Мелек. р-на Ульяновской области. С. 1).
Отрывочность информации по истории Бирли просто обязывает бережно относиться к каждому источнику, даже, казалось бы, не самому важному. Недавно в интернете появились интересные мемуары белогвардейца А. П. Еленевского «Лето на Волге (1918 год)», в которых подробно рассказывается о действиях красных и особенно белых в этом же районе 576 (Еленевский А. П. Указ. соч. URL: http://www.dk1868.ru/history/ELENEV1.htm (дата обращения: 10.11.2015)).
Так вот, в них он пишет: «Красных на нашей стороне Волги больше не оставалось, и отряд белых, не задерживаясь в Хрящевке, поспешил продвинуться ближе к Симбирску. Ночевали в чувашском селе Берля. Интересного в нем почти ничего не было, только в избе волостного правления висела вывеска с надписью на ней: «Берлинское волостное правление». Она быстро привлекла внимание всего отряда, и около нее было много разговоров — каждому хотелось сказать что‑нибудь умное» 577 (Там же).
Здесь можно заметить две ошибки, или неточности: 1) село было не чувашским, а мордовским (хотя в то время, возможно, там жили и чуваши); 2) искажено название — во всех документах оно указывалось как «Бирля», а не «Берля». Но, тем не менее, сведения любопытные.
Первая доступная мне информация о численности населения Бирли относится к 1848 г., когда в ней был 131 двор и 1279 жителей, в том числе 1221 крестьянин и 58 военных 578 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 16. Л. 98 об.)
В 1859 г. в удельной деревне в 150 дворах проживало 1294 человека (для сравнения: в Табурном в это же время числилось 557 человек, то есть в 2,3 раза меньше) 579 (Самарская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года… С. 105).
К 1889 г. в ней находилось уже 308 дворов и 2297 жителей (также здесь располагались церковь, раскольническая молельня, одна водяная мельница и две обдирки; по национальном составу отмечалась мордва, причём как православная, так и старообрядческая) 580 (Список населенных мест Самарской губернии по сведениям 1889 года… С. 48). Село входило в Рязановскую волость. Согласно церковной ведомости 1883 г., в Бирле было 319 дворов и 2044 жителей, в том числе 12 духовных (2 двора), 197 военных (46 дворов), 1811 крестьян (278 дворов), а также 24 раскольника Спасова согласия 581 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 29. Д. 222. Л. 79).
В начале XX в. в 440 дворах числилось 3115 человек 582 (Список населенных мест Самарской губернии. Составлен в 1910 году… С. 77).
Помимо храма в Бирле работали церковно-приходская школа, маслобойня, водяная и ветряная мельницы. Интересно, что согласно источнику в селе в это время жили только православные. Но в церковной ведомости 1907 г. говорилось о проживании здесь 48 раскольников в 11 дворах 583 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 186. Л. 10 об.)
Кроме того, точно отмечалась этническая принадлежность сельчан — мокша (до сих пор у старожилов села заметен акцент). Последние имеющееся данные о населении старого села датируются 1928 г., когда в Бирле в 410 дворах было 1694 человека, из которых 1631 принадлежал к мордве (96%) 584 (Список населённых пунктов Самарской губернии… С. 74).
На 1 января 2015 г. в 145 дворах числилось 169 человек 585 (Информация предоставлена администрацией с. Бирли).
По свидетельству А. А. Осиповой, «названия в селе были мордовские, в переводе на русский были такие улицы: Верхний угол, Средняя, Лопатина, Нижняя, Новая, Сухая, Лукьяновка (и ещё не помню, как называлась улица за речкой)» 586 (Осипова А. А. Воспоминания… С. 1).
В современном селе существует 5 улиц: Базарная, Гагарина, Ленина, Полевая и Школьная, а также переулки Зелёный и Школьный. Но сейчас некоторые из них можно назвать улицами только условно, поскольку там зияют многочисленные пустыри или полуразвалившиеся, брошенные дома.
Ныне в Бирле остались такие организации: почтовое отделение, МКУК «ЦКиД» (так называется довольно ветхий Дом культуры), фельдшерско-акушерский пункт и магазин Рязановского потребительского общества.
В официальном списке объектов культурного наследия Мелекесского района нет ни одного памятника ни в самом селе, ни в его окрестностях. Между тем даже в новой Бирле, сейчас вымирающем поселении, есть немало интересных в архитектурном плане жилых домов, явно старинной постройки, перенесённых из зоны затопления. Кроме того, на околице есть молельный дом со старинным колоколом — такой объект есть далеко не в каждом селе! В 1967 г. здесь возвели памятник «Скорбящая мать», посвященный погибшим на фронтах Великой Отечественной (94 человека). Отмечу абсолютную схожесть данного объекта с таковым же в соседнем Чувашском Сускане (хотя они называются по-разному). Удручает отсутствие даже видимости работы официальных властей по выявлению памятников культурного наследия пусть даже и в глухих «неперспективных» селениях.
Михайло-Архангельский храм
Культурной достопримечательностью Бирли с 1881 г. являлась деревянная Михайло-Архангельская церковь. Закрыта в 1937 и вновь открыта в 1946 г. Разобрана в 1956–1957 гг. перед образованием Куйбышевского водохранилища 587 (См. подробнее в книге «Затопленные святыни Симбирского-Ульяновского края»).
Переселение
Какой была Бирля до затопления? Об этом говорят скупые свидетельства старожилов: «В селе были водяная мельница, 2 ветряных, школа (4 класса), сельсовет, почта и кузница. 4 класса я училась в Бирле, а в 5‑й пошла в Кондаковку (7‑летняя школа). На реке Бирле работала водяная мельница, весной плотину прорывало, и потом её насыпали опять. В старой Бирле река огибала село, в 3 км за речкой было село Кондаковка. До Черемшана рос лес, ягоды, грибы, дров много — не покупали. В озёрах было много рыбы, в голодные годы (1932, в Великую Отечественную войну и после неё) рыба нас поддержала. В 1921 году вымерла чуть-ли не половина Бирли» 588 (Осипова А. А. Воспоминания… С. 1). Расстояние от старого села до нового составляло примерно 8–10 км.
Из архивных источников следует, что сносимые здания и сооружения в Бирле передавались следующим организациям и учреждениям: каменный склад — колхозу имени Сталина, каменный магазин — Николо-Черемшанской строительной конторе, каменная пекарня — Николо-Черемшанскому райпотребсоюзу, причём их разбирали, а весь строительный материал использовался для нового строительство, в том числе щебень для закладки фундаментов 589 (ГАУО. Ф. Р‑3038. Оп. 2. Д. 448. Л. 30 об.)
В одном документе областного отдела переселения за 1957 г. содержатся сметы по новой площадке села на устройство дамбы для предохранения от затопления поселения паводковыми водами, грунтовых дорог в нём, а также на углубление существующей водоотводной канавы и устройство дамбы у поселкового пруда 590 (Там же. Ф. Р‑3037. Оп. 2. Д. 116. Л. 1–9).
Вообще в поздних делах этого фонда (2‑я пол. 1950‑х — 1960‑е гг.) есть много информации о жалобах переселенцев на плохое водоснабжение и подтоплении грунтовыми и паводковыми водами домов. Последнее относилось в основном к сёлам Крестово-Городище, Архангельское (Чердаклинский район) и Бирля. Кроме того, отмечалась неудачная планировка новых мест поселений.
Интересным дополнением к архивным сведениям служат материалы периодической печати, в частности, районной газеты «Красный Черемшан» за 1952–1955 гг. Так, в статье «Новая Бирля» говорилось о том, что одним из первых будет переселён укрупнённый колхоз им. Сталина, и Бирля будет настоящим агрогородом, очагом культуры ведения коллективного социалистического хозяйства 591 (Новая Бирля // Красный Черемшан. 1952. № 48 от 31.07. С. 2).
В другой статье «Большие перемены» рассказывалось об улучшении жизни в Бирле и других перенесённых сёлах Мелекесского района, в которых вместо кривых старых улиц появились просторные и прямые новые 592 (Большие перемены // Красный Черемшан. 1955. № 8 от 27.01. С. 2).
А вот как вспоминают об этом времени очевидцы: «Машины давали, всё перевезли, тяжело было, ведь уехали в чистое поле, много трудностей, особенно со стройматериалами. Начали в 1952, закончили в 1953 году. Сюда переселились селения Бирля, Волга, Дзержинск 593 (На карте 1940 г. есть поселок Дзержинский, а на карте 1949 года на его месте обозначены или посёлок Согласие, или посёлок Волга. Я склоняюсь ко второму, так как по информации ряда старожилов в посёлке Волга селили лишенцев (кулаков). Поэтому, думаю, Дзержинский просто трансформировался в Волгу (а возможно, было два названия — официальное и неофициальное)), Пионер и вроде бы Сусканский посёлок, около 200 дворов. Место новое было плохое — сушь, проклятое место. Постепенно почти все разъехались» 594 (Осипова А. А. Воспоминания… С. 1).
По официальным данным, в новую Бирлю доприселили жителей посёлки Согласие, Волга, Пионер и Лысая Гора 595 (Бурдин Е. А. Волжская Атлантида… С. 237).
И ещё одно свидетельство: «Переселили нас в 1952–1953 годах. На новом месте не было ни воды, ни дров. Потом село признали неперспективным, и до сих пор нет ни воды, ни газа. Зачем нас переселили в голое поле?» 596 (Карпова В. Т. Воспоминания // записал Е. А. Бурдин 18.08.2015 г. в с. Бирле Мелек. р-на Ульяновской области. С. 1).
P.S. Уроженцем Бирли является Иван Александрович Волков (1920–1985), участник Великой Отечественной войны, заслуженный учитель РСФСР, 30 лет проработавший в Александровской средней школе. На фасаде школьного здания в его честь установлена мемориальная доска.
7 памятных дат и уникальных фактов истории села
1) вторая половина XVIII в. — предположительное время основания Бирли; вероятно, его первым владельцем являлся Московский Новодевичий монастырь;
2) село сначала было монастырским, а затем удельным, поэтому местные жители не знали крепостной зависимости;
3) в этническом плане подавляющее количество бирлинцев составляла мордва (мокша);
4) главной архитектурной и духовной достопримечательностью поселения с 1881 г. являлась деревянная Михайло-Архангельская церковь; закрыта в 1937 и вновь открыта в 1946 г.; разобрана в 1956–1957 гг.; до революции в селе жили старообрядцы Спасова согласия;
5) в 1952–1955 гг. активисты из местной общины верующих вели упорную борьбу за сохранение храма и его перенос в новую Бирлю; в итоге они добились открытия в новом селе молитвенного дома, который существует и поныне;
6) в начале XX в. в Бирле действовали церковно-приходская школа, маслобойня, водяная и ветряная мельницы;
7) в 1952–1953 гг. жители села эвакуировались из зоны затопления на новую площадку — село с одноимённым названием.
Материал из книги Бурдин Е.А. Книга «Замечательные поселения Ульяновского левобережья: страницы истории и культурного наследия»
Оглавление
Введение 5
Глава 1. Замечательные поселения Старомайнского района 7
1.2. Село Волжское (Старая Грязнуха) 15
1.3. Посёлок городского типа Старая Майна (Богоявленское) 22
1.4. Село Головкино (Вознесенское) 37
Глава 2. Замечательные поселения Чердаклинского района 59
2.2. Село Архангельское (Репьёвка) 63
2.3. Село Сосновка (Троицкое) 82
2.4. Часовня, Канава и Королёвка (заволжские слободы Симбирска-Ульяновска) 89
2.6. Село Крестово-Городище (Рождественское) 111
2.7. Село Кайбелы (Ильинское) 130
2.8. Село Тургенево (Богоявленское) 141
Глава 3. Замечательные поселения Мелекесского района 189
3.3. Село Кондаковка 198
3.4. Село Никольское-на-Черемшане 202
3.5. Село Кротково-Городище (Архангельское) 226
3.6. Село Ерыклинск 235
3.7. Село Приморское (Грязнуха) 259
3.8. Село Чувашский Сускан 266
Заключение 278
Библиографический список 282
Список сокращений 295
Словарь 297
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979История новогодних игрушек: чем украшали ёлку и где ульяновцам научиться делать фигурки из ваты
Без рубрики, 1.1.1648