Начинаю рассказ об очередном удивительном селе, которое покоится на дне Куйбышевского моря. В первую очередь отмечу уникальность и самобытность сосредоточения мордовского населения (мокши) в данном прибрежном районе (часть бассейна Большого Черемшана, прилегающего к Волге) в двух сёлах — Бирле и Табурном. Если провести более-менее прямую линию от Белого Яра до Бирли, то Табурное окажется между ними. Если название села Бирли имеет аналог в виде одноимённой реки в Татарстане, то Табурное — название абсолютно единственное в России. Нет и однозначного перевода. По версии С. Б. Семёнычева, слово «табур», ставшее основой названия села Табурное, переводится со старотюркского языка как «богатый караван» 555 (Семёнычев С. Б. Указ. соч. С. 69). Но могли ли финно-угры, то есть мордва, использовать тюркское слово для именования своего поселения? Большой вопрос.
В словарях современного мордовского языка я не нашёл даже близкого слова. Поэтому могу предложить только такую версию — название села произошло от слова «табор», которое по В. Далю имеет такие значения: стан, становище, бивак, лагерь, переносное селение, привал переселенцев, сборище. А слово «таборный» — к нему относящийся. Приведённые слова имеют хождения во многих славянских языках и могли быть переняты мордвой (впрочем, как и тюркизмы). Но по смыслу больше подходит славянское толкование табура, тем более что в карте Изволова 1717 г. тогда ещё деревня указана как «Мордовская Таборная» (второе слово через «о»), то есть по моей версии может переводиться как «относящаяся к мордовскому стану» или просто «мордовское поселение» 556 (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. М., 1998. С. 384–385. Альтернативная версия: название села связано со словом «табурка» — скоба // Ставрополь и Ставропольский уезд… С. 244. Приведённая в основном тексте версия (по В. Далю) более правдоподобна). Возможно, основатели селения хотели акцентировать внимание на том, что они являлись переселенцами и окончательно остановились именно здесь.
В недавно найденной в Центральном государственном архиве Самарской области уникальной церковно-приходской летописи Белого Яра (1867–1884 гг.) есть ценная информация и о Табурном: «Приход состоял и состоит в настоящее время в храм Белого Яра из д. Табороной, стоящей от местного храма в 12 верст на юго-восток. От чего получила название свое деревня и давно ли здесь поселились жители — неизвестно. Самые древние старожилы деревни не помнят и не сохранили даже темных представлений ни о том, давно ли поселились на этой местности их предки, ни того, откуда они выходцы. Только в церковных документах не выходящих, впрочем, ранее 1782 года, упоминается уже о ней как о приходской деревне. Деревня расположена в два порядка на правом берегу Черемшана, который протекает близ самой деревни. Почва суглинистая с глинистой подпочвой. Жители деревни — новокрещеная мордва из племени мокши и небольшое количество чуваш (семь домов). И те, и другие сохранили свое наречие и национальные особенности в костюмах. И мордва, и чуваши держатся многих обрядов языческого происхождения. Но о них справедливость требует сказать, что все они исключительно осмыслены христианством и совершенно потеряли свое первоначальное значение. В деревне находятся две мельницы ветряные, однопоставные, которые принадлежат обывателям» (орфография и пунктуация частично выправлены — Е.А. Б.) 557 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 29. Д. 230. Л. 9–9 об.) В 1889 г., за 8 лет до сооружения православного храма, здесь была построена деревянная часовня 558 (База данных ЦГАСО «Церкви и монастыри к фонду 32»).
Село Табурное размещалось вдоль правого берега Большого Черемшана, между крупным селом Белый Яр (13 км к западу) и селом Бирля (7,5 км к востоку), а также в 6,5 км к югу от Суходола. О нём нет почти никакой информации за исключением небольшого рассказа объёмом не более полстраницы в труде С. Б. Семёнычева 559 (Семёнычев С. Б. Указ. соч. С. 69–70).
Нет хотя бы краткой статьи о Табурном и в Ульяновской-Симбирской энциклопедии.
Впервые село встречается на карте Изволова 1717 г., где оно указано как деревня «Мордовская Таборная». Но на карте Среднего Поволжья в первом Российском атласе 1745 г. её нет. И всё же факт существования Табурного уже в 1717 г., а скорее всего, и ранее, бесспорен. Долгое время, почти до конца XIX в. оно оставалось деревней, став селом только в 1897 г., после сооружения храма.
Табурное входило в состав Симбирского уезда и наместничества, Ставропольский уезд Самарской губернии, Средневолжский край, Куйбышевскую область и с 1943 г. относилось к Ульяновской области. Подавляющая часть известных документов по истории села хранится сейчас в Центральном государственном архиве Самарской области (церковные документы в 9 делах за 1900–1910 гг. и т. д.). В Государственном архиве Ульяновской области сведений о селе почти нет, за исключением нескольких небольших дел исполкома Табурновского сельсовета за 1930–1933 гг. (фонд Р‑2001). Пока не найдены и фотографии с изображениями села.
Первая известная информация о численности населения относится к 1780 г., когда в Табурной насчитывалось 107 экономических крестьян (но учитывались только души мужского пола) 560 (Там же. С. 141).
Они обладали личной свободой, но несли государственные повинности, а вместо барщины и натурального оброка платили денежные оброки. Общая численность экономических крестьян достигала двух миллионов человек, однако к концу XVIII в. они слились с государственными. В связи со сказанным вполне вероятно, что Табурное, как и близлежащие поселения Кондаковка, Бирля и Чувашский Сускан, принадлежало знаменитому Московскому Новодевичьему монастырю.
В 1859 г. в удельной деревне Табурной при реке Черемшан в 41 дворе проживало 557 человек 561 (Самарская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года… С. 109). К 1889 г. в ней был уже 141 двор и 922 жителя (тогда здесь находились часовня при кладбище и 3 ветряных мельницы; по национальном составу отмечались мордва и чуваши, все православные) 562 (Список населенных мест Самарской губернии по сведениям 1889 года… С. 35). Деревня Табурная (так в тексте) принадлежала к Белоярской волости. В начале XX в. в 158 дворах числилось 882 человека (для сравнения: в Бирле было 3115 жителей, то есть в 3,5 раза больше) 563 (Списки населенных мест Самарской губернии. Составлен в 1910 году… С. 61).
Странно, но количество селян к этому времени даже уменьшилось, хотя обычно в других сёлах было наоборот. Как правило, начало XX в. — демографический пик подавляющего большинства поселений. Кроме храма в Табурном действовали церковно-приходская школа, 4 ветряных мельницы, а также существовало садоводство. Последняя имеющаяся информация о его населении датируется 1928 г., когда в Табурном в 192 дворах было 772 человека, причём 726 принадлежали к мордве (94%) 564 (Список населённых пунктов Самарской губернии… С. 75).
С. Б. Семёнычев писал о советском периоде истории села: «Всего в Табурном было около 100 дворов. Кроме рыбколхоза был и сельскохозяйственный колхоз. В Никольское из Табурного переселились семьи Сапаркиных, Леоновых, Тюгашевых, Осиповых, Семёновых. А выходец из Табурного Василий Фёдорович Тюгашев одно время даже возглавлял рыбколхоз «За Родину» 565 (Семёнычев С. Б. Указ. соч. С. 70).
Добавлю, что примерно в 1952–1954 гг. жители села переселились в основном в Белый Яр и Суходол, а в 1956–1957 гг. местоположение Табурного было затоплено Куйбышевским водохранилищем 566 (Бурдин Е. А. Волжская Атлантида… С. 237).
Новый храм
Главная культурная достопримечательность Табурного — деревянная Казанско-Богородицкая церковь, была возведена в 1897 г. Просуществовала она всего лишь немногим более полувека, так как перед созданием Куйбышевского водохранилища в 1954–1955 гг. её разобрали 567 (См. подробнее в книге «Затопленные святыни Симбирского-Ульяновского края»).
6 памятных дат и уникальных фактов истории села
1) начало XVIII века (1717 г. или ранее) — образование Табурного; предположительно его первым владельцем являлся Московский Новодевичий монастырь;
2) село сначала было монастырским, а затем удельным, по данной причине его жители не знали крепостной зависимости;
3) в этническом плане основную массу жителей Табурного составляла мордва (мокша);
4) главной архитектурной и духовной достопримечательностью селения с 1897 г. являлась деревянная Казанско-Богородицкая церковь; разобрана в 1954–1955 гг.;
5) в начале XX в. в Табурном работали церковно-приходская школа, 4 ветряных мельницы, а также существовало садоводство;
6) примерно в 1952–1954 гг. жители села эвакуировались из зоны затопления преимущественно в сёла Белый Яр и Суходол.
Материал из книги Бурдин Е.А. Книга «Замечательные поселения Ульяновского левобережья: страницы истории и культурного наследия»
Оглавление
Введение 5
Глава 1. Замечательные поселения Старомайнского района 7
1.2. Село Волжское (Старая Грязнуха) 15
1.3. Посёлок городского типа Старая Майна (Богоявленское) 22
1.4. Село Головкино (Вознесенское) 37
Глава 2. Замечательные поселения Чердаклинского района 59
2.2. Село Архангельское (Репьёвка) 63
2.3. Село Сосновка (Троицкое) 82
2.4. Часовня, Канава и Королёвка (заволжские слободы Симбирска-Ульяновска) 89
2.6. Село Крестово-Городище (Рождественское) 111
2.7. Село Кайбелы (Ильинское) 130
2.8. Село Тургенево (Богоявленское) 141
Глава 3. Замечательные поселения Мелекесского района 189
3.2. Село Бирля 192
3.3. Село Кондаковка 198
3.4. Село Никольское-на-Черемшане 202
3.5. Село Кротково-Городище (Архангельское) 226
3.6. Село Ерыклинск 235
3.7. Село Приморское (Грязнуха) 259
3.8. Село Чувашский Сускан 266
Заключение 278
Библиографический список 282
Список сокращений 295
Словарь 297
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979История новогодних игрушек: чем украшали ёлку и где ульяновцам научиться делать фигурки из ваты
Без рубрики, 1.1.1648