Велика была заслуга И.Н. Ульянова в подготовке учительских кадров для народных школ Симбирской губернии. Действующие под его руководством двухгодичные курсы при Симбирском уездном училище и открывшаяся по его инициативе трёхгодичная учительская семинария в селе Порецкое Алатырского уезда подготовили большой отряд учителей. Современники называли их «учителями нового типа», «ульяновцами», «украшением времени», а время их работы – «ульяновским временем». В.Н. Назарьев писал, что это были «люди ещё молодые, вполне порядочные, сложившиеся под влиянием инспектора (Ульянова. – В. В.) и бравшиеся за дело не как ремесленники, а как люди, понимавшие святость своего призвания и искренне увлечённые своей обязанностью».
Илья Николаевич прекрасно понимал, что «улучшение школьного дела, главным образом, зависит от подготовки учителей, способных успешно вести дело народного образования по упрощённым и признанным в современной педагогике методам, за лучшие методы обучения и от более обеспеченного положения народного учителя». Это, по словам М.И. Ульяновой, «было его первой заботой, делом, которому он уделял много внимания с первых же лет своей деятельности в качестве инспектора народных училищ и которое он проводил под своим личным наблюдением и контролем». Сам Илья Николаевич отмечал: «Учителя, специально подготовленные для своих специальностей, придают училищам характер правильно организованных школ и ставят себя в хорошие отношения как к ученикам, так и к родителям учащихся. В этом я мог удостовериться при личном обзоре тех училищ, в которых в настоящее время состоят преподавателями бывшие кандидаты-педагоги. Ученики в этих школах любовно занимаются в классах; правильное распределение занятий… много влияет на успешный ход дела: ученики не запуганы, бойко отвечают на вопросы и не требуют, при постоянном занятии учителя, никаких дисциплинарных мер со стороны преподавателей». Не случайно в 1906 году М.П. Суперанский писал, что учителя-ульяновцы были «самые желательные учителя, отличавшиеся как знанием педагогических приёмов, так и добросовестным отношением к делу». И.Н. Ульянов был не только руководителем курсов в Симбирске, он преподавал на них педагогику, арифметику и физику и часто присутствовал на уроках. «Его необыкновенная живость, подвижность, простота в обращении и вместе с тем прямой и весьма энергичный подход к делу, – писал курсант курсов В.А. Калашников, – приятно нас расшевелили и возбудили… Он умел заинтересовать и увлечь нас своими уроками. Мы ждали их как праздника». По утрам на курсах шли уроки, по вечерам – их обсуждение.
Учителей-ульяновцев при И.Н. Ульянове, судя по его отчётам, в школах Симбирской губернии было: в 1879 г. – 70, 1885 г. – 125. Больше всего их работало в школах Симбирского уезда (в 25 селениях, включая и Симбирск), Алатырского уезда (в 24 селениях) и Карсунского уезда (в 22 селениях), в остальных уездах – от 6 до 10 селений.
Эта тема разработана слабо и односторонне. В литературе даются лишь сведения о таких наиболее близких к И.Н. Ульянову учителях, как А.А. Волков, А.С. Кабанов, В.А. Калашников, Ф.С. Кириллов, Н.Я. Лукьянов, Р.А. Преображенский, А.И. Рекеев, Н.П. Малеев и некоторых других. Вклад остальных ульяновцев в развитие просвещения края совершенно не изучен. Ни в одном издании нет сегодня сведений о И.С. Клюжеве, сделавшем головокружительную для сельского учителя карьеру, взгляды которого на народное образование критиковал В.И. Ленин.
Своими воспитанниками И.Н. Ульянов заменял «несоответствующих своему назначению преподавателей», с их активной помощью и участием проводил памятные в губернии учительские съезды.
О подготовке учителей написано достаточно. В своих заметках я коснусь одной неиспользованной еще в литературе статьи-отчёта В.Н. Назарьева о работе учителей-ульяновцев Симбирского уезда. В 1875 году председатель Симбирского уездного училищного совета Николай Александрович Языков (племянник поэта Н.М. Языкова) и член совета В.Н. Назарьев решили провести экзамены для выпускников сельских школ для получения права на сокращённый срок будущей службы в армии. В них приняли участие выпускники пяти школ. Валериан Никанорович Назарьев, проводивший экзамены, «приступил к испытаниям с большим нетерпением, ожидаемым в сельских школах», он выбрал три предмета – арифметику, чтение и Закон Божий.
По арифметике он проводил экзамены «по заранее приготовленным билетам», по чтению подобрал «для диктовки в школах» малоизвестную статью «Путешествие по железной дороге и на лошадях» и незнакомую детям статью «Москва» для чтения и пересказа прочитанного «словесно и письменно». «Выбрав одни и те же статьи для всех школ, – писал экзаменатор, – я имел полную возможность сравнить успехи оных».
Экзамены проводились поочерёдно в трёх школах. Начались они в пятницу, 23 мая 1875 года, в селе Новое Никулино в школе, где учителем работал ульяновец Н.Я. Лукьянов. Знания и умения старших мальчиков оказались настолько глубокими и прочными, что все они «вполне заслужили право на получение свидетельств и были награждены книгами». В понедельник, 26 мая, в Тагайскую школу прибыли 16 местных выпускников, четверо из Сиуча и пятеро из Юшанского. В присутствии учителей, родителей, попечителей школ и сельских властей тагайские ребята показали слабые знания, сиучёвские – «вполне удовлетворительные успехи», а юшанские «превзошли все ожидания». «Чтобы достигнуть таких успехов, – отмечал В.Н. Назарьев, – нужно было потратить много труда и забот. Такого красивого письма, знания грамматики, такого смысла и выдержки, какими отличались ученики Юшанской школы, я не встречал в наших школах, только разве в виде исключения». Он тут же попросил уездный училищный совет «сделать возможное поощрение… беспримерной деятельности и ревности Василия Клюжева», учителя Юшанской школы.
Во вторник, 27 мая, в Теньковской школе экзаменовали 7 местных выпускников: 3 из села Языкова и 4 из села Кезьмино. На испытания приехали, кроме учителей и родителей, волостные старшины и сельские старосты. После экзаменов В.Н. Назарьев писал в отчёте: «Выдающейся по своим успехам оказалась Теньковская школа, тогда как ученики Кезьминской школы оказались весьма слабее, и один из них, плохо читавший, признан был недостойным получить свидетельства, и всё это благодаря безграмотности и плохой подготовке учителя Власова». Книгами за хорошие знания были награждены 5 детей из Теньковки и по одному из двух других школ.
«По успехам своим, – заключал экзаменатор, – все школы, представившие на испытания своих выпускников, могут быть названы в следующем порядке: 1. Юшанская, находящаяся в заведовании учителя В. Клюжева; 2. Новоникулинская – Лукьянова; 3. Теньковская – Архангельского; 4. Тагайская – Шилдаева; 5. Сиучёвская – Алмазова; 6. Языковская – Тресвятского; 7. Кезьминская – Власова».
Обобщённый вывод В.Н. Назарьева был таков: «Воспитанники бывших педагогических курсов, находившиеся под руководством (господина) директора народных училищ И.Н. Ульянова, в большинстве случаев являются замечательно дельными и способными сельскими учителями и, по всей вероятности, нисколько не уступят воспитанникам учительских семинарий». Несомненно, что ознакомившись с этим благоприятным отзывом о работе своих воспитанников педагогических курсов, Илья Николаевич радовался, что подготовка учителей уже приносила зримые плоды на ниве народного просвещения. А этому благородному делу он посвятил всю свою жизнь.
Ленинец, 23 июля, 12 и 14 ноября 1991 г.,
Карсунский вестник, 12 и 14 ноября 1991 г.;
В.К. Воробьёв. И.Н. Ульянов и школы Симбирского края.
Ульяновск, 1994, с. 13–16.
Материал из книги:
Воробьёв, В.К. Майнская земля и её люди. Записки краеведа. В.К. Воробьёв. – Ульяновск: Общество с ограниченной ответственностью «Симбирское информационное бюро», 2023. – 232 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Об авторе .........................................................................................3
От автора .........................................................................................4
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИЗ ПРОШЛОГО РОДНОГО КРАЯ
Река Майна и железная дорога – символы посёлка и района......7
Слава и честь Майнского района.............................................14
Первая строка биографии Симбирского края............................22
Когда возникла наша Берёзовка?............................................28
Симбирский губернатор и апалихинские крестьяне...................31
Страницы истории села Апалиха..............................................33
В борьбе за землю и волю..............................................,.........41
Наказаны по царскому повелению............................................44
Новые материалы об Аксаковском имении ................................47
Земляк и соратник В.И. Ленина.................................................53
А.А. Пластов в Майне. Новые материалы....................................56
Майна – районный центр Средневолжского края.........................61
Майнцы в годы Великой Отечественной войны............................70
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ТРУДЫ И ПОДВИГИ ЗЕМЛЯКОВ
И.С. Полбин в Майне. Новые материалы.....................................78
Подвиг на реке Нарев................................................................88
Кавалер Золотой Звезды из Дедяшевки.......................................91
Герой из села Городецкое...........................................................95
В боях за высоту........................................................................99
Мост памяти В.П. Зимина...........................................................104
Подвиг артиллериста П.А. Абрамова ...........................................109
На реке Свирь............................................................................111
Артиллерист Пётр Богатов...........................................................115
Подвиги разведчика Юдина.........................................................118
Трижды награждённый орденом Славы.........................................121
В боях за Прибалтику..................................................................124
Побег из ада...............................................................................126
Жизнь, отданная армии...............................................................127
Через всю жизнь.........................................................................132
Из семьи Немытиных...................................................................135
Воины-интернационалисты..........................................................138
Писатель и поэт А.П. Макаров......................................................140
Писатель из села Чуфарова..........................................................142
Писатель из Старой Майны...........................................................145
«Я родом из Майны…»..................................................................147
Академик из Кадыковки................................................................149
Ледокол «Владимир Каврайский»..................................................151
Учёный-химик из Ртищево-Каменки...............................................153
Родился в селе Тагай ...................................................................155
Педагог и краевед, художник и журналист.....................................159
По путёвке И.С. Полбина...............................................................162
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
НА НИВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ
Первая инспекция И.Н. Ульянова...................................................164
Новое об И.Н. Ульянове.................................................................171
Как работали учителя-ульяновцы...................................................178
И.Н. Ульянов и школы Майнского района........................................181
Из истории церковных школ Майнского района...............................206
Первые очаги культуры в Майне....................................................216
Подарили Майне новую школу.......................................................218
Как строилась школа.....................................................................222
Устремлённая в будущее................................................................224
Анненковская библиотека – первая в районе?.................................227