1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Венец
Герои, 13 Ноября 1843
Великий Андреев-Бурлак
Источник: Иван Сивопляс

Лето 1868 года. По реке Волге бежит пассажирский пароход «Бурлак», совершая обычный рейс в 2625 вёрст от Рыбинска до Астрахани. В буфете – шумная компания купцов, пассажиров первого класса, заплативших за место в каюте по 30 весомых рублей. Ещё больше они просадят за сегодняшний вечер, перерастающий в ночь. Поездка от Рыбинска до Астрахани, со скоростью 250 верст в сутки, занимала более десяти дней, и компания «Кавказ и Меркурий», которой принадлежал «Бурлак», хорошо зарабатывала на пассажирах, организуя им «первоклассное» питание.

«Пожар» на «Бурлаке»

Но вдруг веселье переходит грань допустимого: ражий мильёнщик начинает бить людей и посуду. «Убью! Не замай!», - ревёт купчина, и ясно, что точно убьёт!

Людям страшно, и становится ещё страшнее, когда в буфет вдруг врывается молоденький капитан «Бурлака». Лицо молодого человека перекошено ужасом. «На судне пожар! Спасайся, кто может!» - кричит он в лицо забияке. Купчина кидается к низкому выходу, со всей силой бьётся головой о притолоку – и падет без сознания. «Пожар закончился!» – мгновенно переменившись в лице, со смехом обращается капитан к пассажирам и к команде. - «Продолжайте, дорогие гости! А этого господина снесите в каюту, пусть проспится!»

На утро мильёнщик с перевязанной головою пришагал на капитанский мостик. «Ну, ты даёшь!» – с нескрываемым восхищением обратился он к молодому капитану. - «Как ты вчера забежал в перепуге, да заорал, я мать родную забыл от страха! Слушай! Я чего тебе скажу! Кидай своё капитанство, ступай в кеятер, в актёры, большие деньжищи зашибать станешь»!

После окончания навигации молодой капитан действительно оставил пароход и приехал в свой родной Симбирск, чтобы стать актёром театра. Название парохода он превратил в сценический псевдоним, добавив его к фамилии: Василий Николаевич Андреев-Бурлак (1843 – 1888).

Пароход «Бурлак»:

Детство Бурлака

Василий появился на свет в Симбирске 1 (13) ноября 1843 года. Его отец, Николай Ефимович Андреев, служил казначеем Симбирской комиссариатской комиссии, занимавшейся поставками сукон для армии. Комиссия многие десятилетия имела славу самого коррумпированного в губернии учреждения, но и в таком месте Николай Ефимович умудрялся быть безукоризненно честным человеком, а это значит, что жила семья небогато. Настоящей легендой был дедушка легендарного актёра, основатель дворянского рода Андреевых на Симбирской земле Ефим Федорович Андреев, первый в истории симбирский полицмейстер, председатель Симбирской губернской уголовной палаты.

Более года, с 8 мая 1818 по 27 июня 1819 года, Ефим Андреев исполнял обязанности симбирского губернатора, при этом даже не будучи по рангу вторым или третьим чиновником в губернии. У Ефима Андреевича была большая семья – пятеро сыновей и восемь дочерей, три из которых стали монахинями. Отец будущего актёра, кстати, тоже был человеком глубоко верующим, соблюдавшим посты, но при этом ничуть не ханжой, обращавшим религию в повод к домашнему тиранству. Напротив, восходящая звезда российской революционной демократии Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) с удовольствием гостил на квартире «добрейшего Андреева» по Панской улице в марте 1851 года.

Василий Николаевич Андреев-Бурлак:

В том же 1851 году восьмилетний Василий потерял мать. Николай Ефимович с помощью незамужней сестры, не ставшей монахиней, давал детям домашнее образование: гимназическое воспитание семейство не тянуло материально. Он был человеком сведущим, прекрасным рассказчиком – этот дар рассказчика унаследовал и Василий. Но ещё больше, говорили, будущий актёр походил на деда Ефима, тоже большого говоруна, вдобавок удивительно весёлого и остроумного человека.

Господь был милостив к вдовцу Андрееву, и в 1854 году он женился во второй раз на дворянской дочери Татьяне Семеновне Топорниной, за которой получил хорошее приданое, в частности, родовое имение Топорнино в Сызранском уезде. Мачеха ничуть не напоминала мачех из сказок, она была женщиной приветливой, просвещённой, очень внимательной к приёмным детям. Благодаря средствам Татьяны Семеновны, 11-летний Василий смог поступить в Симбирскую гимназию. Отроком он с удовольствием гостил в мачехином Топорнино.

Волжский купчина. Рисунок с натуры В. Андреева-Бурлака:

Волжский самородок

Гимназический аттестат, а после диплом университета давали хорошую возможность преуспеть на государственной службе, но Василий Андреев признавался, что его не слишком тянула «правильная» карьера. Какое-то время он жил в Казани, вольнослушателем – вроде как студент-заочник, посещая университет, но скоро понял, что его влечёт не учёба, а Волга, «главная дорога России», с её пароходами, баржами, плотами, бурлаками, купцами, рыболовами, с разнообразием говоров и народов, населявших берега великой реки.

1860-е годы были «золотым веком» волжского пароходства, покуда судам не составили конкуренцию паровозы, и Волгу не накрыла острой волной порождаемых пароходством экологических проблем: в первую очередь, это значительное обмеление реки, вызванное массированной вырубкой лесов под дрова для пароходных топок. Пароходство значительно, в разы удешевило, ускорило и окомфортило процесс путешествия, деловых и дружеских поездок.

Среди острой конкуренции от капитана парохода требовались не только технические навыки, но и талант массовика-затейника, способного завлечь, развлечь, «развести» на дополнительные траты и залучить в постоянные пассажиры. Василий Николаевич очень органично подходил для такой роли – и сделал стремительную карьеру: помощник капитана, затем капитан, причём почти нового, спущенного на воду в 1859 году парохода «Бурлак». Неприятной издержкой профессии стало пристрастие к спиртному, которое навсегда останется с капитаном, даже когда он переменит свой мостик на театральные подмостки.

Деревянный Симбирский театр в начале Большой Саратовской улицы, на сцене которого дебютировал В. Андреев-Бурлак:

Волга, служба на пароходе стала для Василия Андреева колоссальной школой жизни – и, одновременно, театрального мастерства. Волжские истории, пережитые и додуманные, рассказываемые актёром в лицах, с непременным использованием волжской фонетики и местных идиоматических выражений, были непременной «фишкой» всех его представлений, даже большим успехом они пользовались именно в столицах.

Даже после спектаклей, пьес, разыгрываемых в ансамбле с другими актёрами, Василий Николаевич непременно выступал соло: рассказывал, читал рассказы или фрагменты популярных литературных произведений. Сольный жанр, сходились и почитатели, и критики, особенно удачно давался ему – и Василий Андреев специально выходил на сцену один, гримируясь, подбирая костюм, выстраивая мизансцену. Вначале творческого пути он стремился развлечь, развеселить публику – но дальше его персонажи становились всё драматичнее, трагичнее, глубже. Андреев-Бурлак стал зачинателем жанра моноспектакля на российской сцене.

Илья Репин «Поприщин». 1882 год. Эту картину вдохновила игра В. Андреева-Бурлака в одной из его лучших ролей:

Дома помогают стены

С бурлаками культурная российская публика была знакома по картине великого Ильи Ефимовича Репина (1844 – 1930) «Бурлаки на Волге», и к этим персонажам было принято относиться сочувственно. Но для истых волгарей псевдоним Бурлак звучал, пожалуй, провокационно. «Буйный, своевольный, грубый, дикий» - раскрывает значения слова «бурлак» великий знаток русского языка Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Слово «бурлачить», кстати, значило не только «заниматься трудом бурлака», но и «грубить, буянить, ругаться, драться, своевольничать». «Собака, не тронь бурлака, бурлак сам как собака» - говорили в народе.

Совсем недавно минуло время, когда умерших актёров не хоронили на кладбищах, и для потомственного дворянина профессионально выступать на сцене считалось недостойным, предосудительным. Паче того, даже содержать театр было не комильфо, и симбирский губернский предводитель дворянства в 1845 – 1849 годах Михаил Михайлович Наумов (1800 – 1880), отстроив в 1846 году в Симбирске деревянный театр, поспешил «подарить» его подставному лицу, мещанину Александру Слепневу (ок. 1810 – 1868).

Но времена меняются, явил Василий Николаевич, дебютировав в родном городе на сцене «слепневского» театра. Этим же приёмом Андреев-Бурлак сразу показал, что он не только талантлив как актёр, но и как организатор, «продюсер». Театр материально полностью зависел от интереса публики – а публика падка до скандалов или того, что кажется ей таковым. Актёр-дворянин на сцене в «городе-дворянине», как называли Симбирск? – да, не может такого быть! Надо обязательно сходить и посмотреть, как на какое-то чудо природы вроде бородатой турчанки или говорящей собаки, которых тоже показывали в Симбирске в ярмарочных балаганах.

Но на те «чуда природы» глянул и забыл – а талант Василия Николаевича приковывал надолго. Самого актёра уже не было в живых, а симбирские ценители театрального искусства обязательно поминали, что великий Андреев-Бурлак дебютировал на наших подмостках, даже не помня уже, что он и «наш» уроженец. А в начале карьеры симбирский дебют и симбирское рождение играли друг на друга.

В. Андреев-Бурлак, стоя, чешет затылок, в роли приказчика Подхолюзина в пьесе А. Островского «Свои люди сочтёмся»:

Через несколько лет околопрофессиональные трудности – или ностальгия, говорят по-разному – настолько одолели Василия Николаевича, что актёр опять подался в капитаны. И опять, через пару навигаций , покинул капитанский мостик – и опять дебютировал в родном Симбирске!

«На Волге я родился, и родился как артист – на Волге бы я хотел умереть»

Впрочем, задерживаться в родном городе у Василия Николаевича не получалось: в те времена актёры вели напряжённую кочевую жизнь: каждый сезон – на новом месте, постоянные гастрольные поездки. И хотя жизнь великого актёра в основном развивалась вокруг Москвы и Петербурга, Василий Николаевич декларировал себя провинциалом и при всяком случае рвался если не в Симбирск, то хотя бы на Волгу.

Тех, кто знал его лично – а Андреев-Бурлак был человеком общительным и открытым – впечатляли его доброта, отзывчивость, смелость. «Король репортёров», знаменитый журналист, краевед и артист Владимир Алексеевич Гиляровский (1855 – 1935), обладавший колоссальной физической силой, в юности трудившийся бурлаком, а потом игравший с Василием Николаевичем на одной сцене, писал, что в те времена даже думать боялся о своём бурлачестве. Гиляровского потрясало, что Андреев не отказывался от «неудобного» псевдонима.

В экспрессии Василия Николаевича было много «неудобного» для современников. В комедии Александра Островского «Лес» он выходил на сцену в роли путника Аркадия Счастливцева, страшно вымолвить – без рубашки! На недоумённо-осуждающие вопросы Бурлак шутил: «Вы правы, каюсь, это чересчур! Но! Я нередко видывал, как с актёра антрепренёр буквально последнюю рубашку стаскивает! Оставляет бедолаге только крест на шнурке и лишь затем, чтобы было на чём удавиться!».

В. Андреев-Бурлак в роли чиновника Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф. Достоевского, считавшейся одной из лучших его ролей:

Он так убедительно играл Иудушку Головлёва, персонажа, созданного гением русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, персонифицирующего собою «всякое предательство, лицемерие, замаскированное злодейство». Видевший Бурлака-Иудушку юношей на сцене пролетарский писатель Максим Горький (1868 – 1936) признавался потом, что хотел выбежать на сцену и голыми руками – а Горький, кстати говоря, мог, он легко «крестился» двухпудовой гирей – удавить актёра – нет, не актёра, а его персонажа, положив конец мерзости.

Это было в Казани, возможно, летом 1887 года, когда труппа Андреева-Бурлака гастролировала на Волге. Казань встречала любимого артиста аншлагами – за Казанью должен был следовать Симбирск. Но репортёр Аполлон Коринфский огорошил почтенную публику: «К нам в Симбирск знаменитый Андреев-Бурлак вопреки ожиданиям театралов не приедет! Он хотел было посетить и наш город, но должен был отказаться от этого желания, так как наш зимний театр ремонтируется, а летнего у нас нет. Об этом стоит пожалеть».

В. Андреев-Бурлак в роли Мармеладова:

На лето 1888 года Василий Николаевич арендовал театр в Саратове, а весной гастролировал в Верхнем и Среднем Поволжье – но опять не добрался до Симбирска. В переездах и хлопотах начала года, 45-го года своей жизни, он простудился, заболел бронхитом и, как это часто случается, не относился к простуде серьёзно. Но болезнь приобрела характер хронический, перешла в воспаление лёгких и 10 мая 1888 года в Казани сердце актёра не выдержало…

В. Андреев-Бурлак в одной из лучших своих ролей, сумасшедшего чиновника Поприщина:

Впрочем, сходились даже симбиряне, то, что Василий Николаевич отошёл в вечность не в родном городе, а в «неофициальной столице Поволжья», только подчёркивало масштаб его личности: «потеря для всей России» и «всероссийская знаменитость», как писали газеты.

Иван СИВОПЛЯС,

научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru