
Конец благодушию ульяновских коммунистов положила XV городская партконференция, проходившая с 23 по 28 мая 1937 года.
Выступившей на ней второй секретарь крайкома ВКП(б) Александр Андреевич Левин подверг «суровой критике работу Ульяновской организации и городского комитета партии» и обозначил «важнейшие вопросы перестройки партийной работы в свете решений февральского Пленума ЦК ВКП(б), доклада и заключительного слова товарища Сталина».
«В основе этой перестройки, – подчеркнул секретарь крайкома, – доведение до конца принципа демократического централизма в нашей партии. Сейчас на грани второй и третьей пятилеток, партия оттачивает свое оружие для того, чтобы еще более успешно двигать вперед дело социализма. А это требует, прежде всего, того, чтобы обеспечить выкорчевывание подлых остатков классового врага. Поднять не только партийные массы, но и весь советский народ на борьбу против диверсионной и вредительской работы японо-немецких троцкистских агентов и их правых сообщников из лагеря реставраторов капитализма, использующих слабость и недостатки в работе наших партийных и советских организаций для своей предательской работы».
Между тем, по словам товарища Левина, в Куйбышевской области все еще имела место деятельность классово враждебных элементов, троцкистских двурушников. Были они и в Ульяновской организации, – отмечал второй секретарь, напомнив в завершении своей речи указание товарища Сталина о том, что наша страна находится в капиталистическом окружении вследствие чего враги не оставят ее в покое.
«Врагов народа – гнать из партии!»
Слова товарища Левина встретили широкий отклик среди участников конференции, которые в своих выступлениях горячо и единодушно поддержали представителя Края, а в его лице – и политику партии в деле борьбы с врагами первого и пока единственного в мире социалистического государства.
Наиболее яркой и в какой-то мере публицистической стала речь бывшего временно исполнявшего дела редактора газеты «Пролетарский путь», а на момент конференции – секретаря парткома завода имени Володарского, Павла Николаевича Паршутова.
«Врагов народа – гнать из партии! И мы должны делать это непрерывно», – заявил он, подкрепив свои слова ссылкой на непререкаемый авторитет: «Товарищ Сталин в докладе, в разделе о капиталистическом окружении, говорил, что буржуазия засылала, засылает и будет засылать к нам, в Советский Союз шпионов и убийц, диверсантов. Это указание товарища Сталина нам – парторганизации завода – надо помнить ежеминутно, ибо на таких предприятиях, как наш завод, контрразведки капиталистических стран будут засылать к нам десятки шпионов, убийц и диверсантов». Но! «Эту истину заводской партийный комитет не донес до сознания рабочих, не воспитав еще чувство ответственности, не поднял еще революционную бдительность не только среди многих рабочих, но и даже среди многих коммунистов, – самокритично рубил правду-матку Паршутов. – В целом ряде цехов за последние пять-шесть месяцев мы разоблачили немало врагов. Именно таким является Сивов – бывший начальник 1-го цеха, когда-то состоявший кандидатом партии и выбывший по личному заявлению. Тогда он, судя по этому заявлению, был не согласен с линией партии. Это выбытие, как раз, произошло в момент, когда партия вела решительную борьбу с троцкистами».
Разобравшись с уже поверженным бывшим начальником цеха, парторг перешел на следующий уровень, обрушив обличительный пафос на самого директора завода Андрея Владимировича Чайку, у которого враг Сивов был на хорошем счету и даже после разоблачения и ареста, директор продолжал считать его одним из ценных работников и полагал, что чекисты взяли Сивова напрасно.
А если вспомнить историю со станкостроительным цехом, который со дня его основания не выполнял план? Оказалось, что к хроническому отставанию цех привело его руководство, творившее там свои гнусные дела. А когда этот вопрос обсуждался на заседании заводского парткома, все тот же Чайка выступил с воинственной речью, в которой на словах соглашался, что нужно привлечь виновных в срыве плана к ответственности и признавал правильность политической оценки, данной парткомом случившемуся. «Но не успели еще высохнуть чернила протокола заседания партийного комитета, как тов. Чайка явился туда с ходатайством о том, чтобы дать возможность этим людям исправить допущенные ими ошибки на практике!», – негодовал Паршутов.
Таким же примиренческим было отношение директора Володарки и к мастеру Никитину, когда-то состоявшему в партии эсеров, но тем не менее, считавшемуся Чайкой одним из лучших работников предприятия!
Примерно в том же непримиримо–разоблачительном духе были выдержаны и остальные многочисленные выступления участников конференции.
По итогам прений, как и положено, приняли резолюцию.
«… все наши партийные организации, все члены партии должны понять, что бдительность коммунистов необходима на любом участке и во всякой обстановке. Неотъемлемым качеством каждого большевика в настоящих условиях, должно быть умение распознавать врага партии, как бы хорошо он не был замаскирован, – говорилось в ней. – Исходя из этого, Горком обязан, прежде всего, добиваться такой политической бдительности в каждой парторганизации, у каждого партийного и непартийного большевика, которая бы обеспечивала неустанную работу по разоблачению и выкорчевыванию врагов народа – контрреволюционных троцкистов и правых на основе борьбы с политической беспечностью, самоуспокоенностью, зазнайством, благодушием и т.п.»
Исходя из сказанного, конференция обязала горком «повседневно мобилизовать бдительность партийных организаций вокруг выявления фактов вредительства и разоблачения двурушников и агентов контрреволюционных троцкистов – врагов народа с тем, чтобы неустанно учить партийную организацию умело распознавать методы и работу наших врагов. Для широкого ознакомления членов ВКП(б) о выявленных врагах периодически информировать закрытыми письмами первичные партийные организации».
Окончание материала - по ссылке: Враг не дремлет. Часть 2
Источники:
ГАНИ УО Ф. 13, оп. 1. Дело 1470, л. 30, 40,70.
ГАНИ УОФ. 13, оп. 1. Д. 1471. Л. 8, 9.
Владимир Миронов
Борис Тельнов. Памяти Анатолия Чеснокова, «Карсунского Есенина»
Герои, 20.4.2016