1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
Места, 1 Января 1844
Места, 12 Июня 2024
Герои, 11 Июня 2024
Места, 1 Июня 1906
Места, 1 Января 1694
Места, 1 Января 1700
Места, 17 Ноября 1902
События, 12 Февраля 1937
События, 30 Марта 1937
Места, 19 Февраля 1940
События, 8 Июня 2024
Места, 1 Января 1689
Места, 21 Ноября 1876
Места, 1 Января 1744
Места, 1 Января 1880
Места, 1 Января 1651
Места, 5 Января 1698
Места, 30 Августа 1834
События, 1 Июня 1937
События, 14 Июня 1937
Герои, 22 Апреля 1870
Места, 1 Июня 2024
Места, 1 Июня 2024
События, 8 Июня 2024
События, 1 Июня 2024
Места, 30 Августа 1808
Герои, 29 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 1 Июня 2014
Места, 19 Октября 1886
Фото дня
Улица Ульянова (левая сторона). 1966-1967 г.
Места, 2 Февраля 1931
Светские хроники (советская светская жизнь в театрах Ульяновска в 1930-е)

То, что сейчас называют гламуром, существовало и в Советском Союзе. Только тогда в грязном белье так называемых «звезд» копались не скандальные журналисты и блогеры, а молчаливые и незаметные сотрудники ГПУ. Соответственно «скандалы, интриги и сплетни» не выплескивались шумно на страницы желтой прессы, а скромно включались в рабочие сводки, регулярно составлявшиеся чекистами для партийно-советского руководства, и вот теперь дошли до нас.

Интриги, сплетни, склоки

В Ульяновске 1931 года основным рассадником советской светской жизни был городской театр, где присутствовали все обязательные признаки таковой: «семейственность, карьеризм, погоня за успехом у публики, рвачество, склоки, пьянство даже среди руководителей коллектива». Вот, например, режиссер Григорий Кольцов, мало того, что бездарен, алкоголик и на производстве почти всегда пьян, так еще жил с хористками и балеринами, в частности с Гарнеер и Бродской.

Вообще, пили в театре много и практически все, причем, кампаниями. Например, артисты Констан, Биндер и Катун часто пьянствовали с директором Центроспирта Россошановым, который приносил с собой спирт прямо за кулисы, а также с бухгалтером Госбанка по фамилии Баров. Постоянные и обильные возлияния в свою очередь губительно сказывались на производстве (как тогда именовали творческо-сценический процесс), поскольку после особо шумных кутежей артисты порой теряли голос, как, например, Констан, который из-за «горловой болезни» бюллетенил около двух недель.

Или взять артистку хора Ковригину. Не имея должной профессиональной квалификации, она была в театре главным «хулиганствующим элементом», от которого за кулисами постоянно исходил сплошной мат. А ее муж – музыкант оркестра, неоднократно своим бузотерством и хулиганскими выходками сознательно срывал производство. Да, и не только он один.

Например, имел место возмутительный случай, когда 2 февраля... В общем, у хора и балета был выходной, однако администрация распорядилась перенести его на шестое число, потому что второго срочно требовалось провести репетицию. Однако, масса, руководимая несколькими бузотерами, сговорившись, на репетицию не пришла, ссылаясь на выходной, чем сорвала один производственный день, по сути, устроив забастовку. За это администрация объявила всем участникам строгий выговор с предупреждением. А вот местком промолчал, фактически встав на сторону рвачей, бузотеров, подстрекателей и склочников, главными из которых оказались хористка Бобкова, хормейстер Гурьевич и хорист Мхитаров-Лукьянов, считавший себя общественником, но не имевший твердой и крепкой общественной установки.

Общественника строил из себя и сын шапошных дел мастера из Ростова артист Наум Павлович Нальский, регулярно выступавший на собраниях. Только все эти выступления были сплошь безграмотными, безответственными и делались исключительно для «подмазывани» к Соввласти, хотя, как артист Нальский, конечно, был талантливым, но…

Будучи руководителем театра «Летучая мышь», в 1925 году он ездил с коллективом на Дальний Восток, где в Харбине заработал большие деньги. Причем, заработал, как говорят, не столько актерским талантом, сколько тем, что в своей труппе он кое-кого прикрывал и нелегально вывез в Хабаровск.

После этой поездки Нальский служил в Киеве и там у него был обыск! Киевское ГПУ нашло контрабанду, за что Наума оштрафовали. И все! Так что деньги у него точно водились, актер охотно раздавал их в долг и даже финансово поддерживал коллектив.

А еще он состоял в большой дружбе и связи с доктором Георгиевским, а через него – и со всеми городскими врачами. В общем, очень подозрительный тип.

Навести порядок в театре попытался новый дирижер Орлеанский, сразу взявшийся за укрепление трудовой дисциплины, упорядочение работы над постановками и вообще, оздоровлением коллектива от старых закулисных привычек. Но тут же получил отпор со стороны прочти всего коллектива, ну, может быть, за исключением десяти-двенадцати человек, участия в травле не принимавших.

«Вождями» театральной оппозиции стали Ильнарская, Тамарова, Нальский и Введенский, всячески мешая и противодействуя новичку. Например, 12 марта во время генеральной репетиции пьесы «Билли», когда Орлеанский попросил актрису Тамарову петь полным голосом, как и требуется на генеральной репетиции, та заявила, что делать этого не станет, поскольку у нее якобы, болит горло. А когда дирижер, пригрозил, что не будет репетировать дальше, пока актриса не начнет петь как следует, Тамарова закатила истерику, вызвав возмущение остальной труппы. В частности, Нальский принялся подогревать коллег криками: «Морду надо за это бить! Это издевательство над труппой! Это диктаторство! Я вот прозвоню в ГПУ, что Орлеанский, как это сказала в присутствии ряда лиц из коллектива Тамарова, работал в контрразведке!».

Не отставала от подруги и актриса Ильнарская, отвечавшая на замечания дирижера истериками и скандалами. Например, однажды, когда тот предложил ей остаться после спектакля в 11 часов вечера, чтобы прорепетировать сцену к готовившейся постановке, она заявила Орлеанскому: «Может, вы меня склоняете на ночные промыслы?». «Может быть, в вашей практике это и принято, но мы такими штуками не занимаемся», – вежливо отбрил ее дирижер, после чего актриса возненавидела его еще сильнее.

Да что там артисты, если даже представители театрального пролетариата и члены ВКП(б) вели себя возмутительнейшим образом, как, например, электромонтер театра Иванов. Мало того, что он затевал постоянные склоки и занимался спекуляцией –перепродавал лампы, так еще и пьянствовал, являясь в храм Мельпомены в нетрезвом виде, из-за чего было много случаев простоя и даже два пожара. За пьянку и половую распущенность Иванова исключили было из партии, но Контрольная Комиссия его восстановила, ограничившись строгим выговором. Не удивительно, что, когда, после этого, к монтеру пришли товарищи из ударной бригады с просьбой выполнить какую-то дополнительную работу, он заявил, что менее, чем за 250 рублей ничего делать не станет. Хотя в профессиональном, да и в политическом смыслах электромонтер – человек абсолютно безграмотный. Совершенно наплевательски этот, с позволения сказать, коммунист, относился и к подготовке молодых кадров: присланного ему ученика, он игнорировал и ничему не учил.

«Вообще, во всем коллективе, можно смело сказать, что ни одного советского гражданина, за исключением только вновь назначенного Зиновьева З.Ю., нет. <…> Бытовая, закулисная жизнь театра и общественная сторона на самом низком уровне. И атмосфера в этом театре не соответствует советскому духу времени… Руководства союзом и месткомом никакого не ведется. Местком в своей работе проводит право - оппортунистический уклон (в месткоме – ни одного члена партии). Местком не проводил и не проводит разъяснительно-воспитательной кампании среди масс. А потому масса отсталая от современности и безграмотная в своем профессиональном воспитании», – констатировали суровые «светские хроникеры». Они же, кстати, и театральные критики.

Колхоз имени музкомедии

«В то время как вопросы театральной политики ставятся партией во главу угла, когда театр из увеселительного тетра начинает превращаться в очаг советской культуры и просвещения масс, и что оно должно идти на службу рабочему классу, то театр гор. Ульяновска идет далеко в хвосте. Как в своем идеологическом значении, так и в бытовом, – сказано в рецензии, то есть в очередной сводке ОГПУ. – Театр еще до сих пор культивирует старый опереточный репертуар, основанный на принципах Венской оперетты. Если у театра и были попытки поставить что-либо советское, как, например, оперетки «Сирокко», «Холопка», «Черный амулет», «Людовик Надцатый», «Женихи», то они лишь были поставлены формально, чтобы как-то замазать свою «венскую физиономию», а на самом деле и в этих спектаклях ничего советского не проводилось».

Далее «критики в петлицах» информировали партийно-советское руководство о том, что режиссура в театре абсолютно безграмотна в политических вопросах театральной политики и что на сцене до сих пор процветает большая халтура. А ответственный руководитель театра Мирский проводил театральную политику, совершенно не считаясь с инструктивным руководством центра.

Искривление линии, взятое местными работниками по отношению к театру, как к органу воспитывающему, замечены и в работе бывшего администратора Смирнова. Например, с целью укрепления финансового благополучия, на сцене ставились идеологически не подходящие пьесы, о чем свидетельствуют как, репертуар, так и слабое посещение театра рабочими, которых среди зрителей всего около 20%. Так что театр в целом не выполняет поставленных перед ним задач. А почему? Да потому, что в нем практически отсутствует партячейка. Нет, формально она, конечно, существует в составе от трех до восьми человек. Но фактически ничем себя не проявляла.

Очень слабо работает и местком. Был, например, случай, когда режиссеру за грубое обращение с актрисой объявили выговор, однако потом волей одного председателя в протокол было внесено изменение и выговор получила… актриса, якобы для сохранения режиссерского авторитета.

Кроме чекистов, светскую жизнь театра изучала и специально созданная в марте 1931 года комиссия. Итоги ее работы обсуждались на собрании театрального коллектива, где один из «комиссаров» по фамилии Пульман заявил, что «Соввласть совершила большую ошибку, оставив на сцене оперетту. Если строить новую оперетту, то новыми силами, а старых артистов на нужный лад уже не перестроишь. Их надо согнать в один колхоз и отделить от всей массы». В целом же комиссия вынуждена была признать, «полную политическую отсталость коллектива, к ликвидации которой до сих пор не приложено усилий».

Между тем, к тому моменту, когда вокруг ульяновской музкомедии все еще ломались копья, юридически она уже входила в состав Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий на хозрасчете (ГОМЭЦ), созданного Постановлением Совнаркома РСФСР от 25 января 1931 года. Вначале эта структура находилось в составе Главискусства Наркомпроса, но потом получила статус всесоюзного объединения с отделениями в республиках, краях и областях.

Ключевым в названии нового учреждения было слово «хозрасчет», то есть и цирки, и прочие музыкальные и эстрадные коллективы должны были содержать себя сами. А это значит, завлекать публику всеми законными способами. Уже в этом качестве в течение ближайшего месяца театр должен был подготовить в Ульяновске три спектакля: «Продавец птиц», «Зарницы» и «Чайхана».

Однако, по мнению критиков из ОГПУ, ничего хорошего из этого получиться не могло: «опять будет халтура, т.к. пьесы очень трудные, требующие большой над ними работы и режиссуры. А все это в театре отсутствует. Режиссеры Кольцов и Шульман без всякого авторитета в труппе и сделать не смогут». Впрочем, это уже была проблема самой труппы.

В театр, шагом марш!

Работал в Ульяновске еще один театр – городской драматический. Однако, в отличие от музыкального, светская жизнь там была крайне чахлой. Ну сами просудите: один из работников, бывший белогвардеец Дмитрий Сергеев в прошлом (1930) году растратил 700 рублей казенных денег, но ему ничего не было. А еще на работу в качестве костюмерши он устроил свою родственницу Валкову, которая в этом ничего не понимает.

Или вот заместитель директора Цигвинцев имеет свой дом. А в театре он – и царь, и бог, и делает все, что ему вздумается, даже замещает директора. Эка невидаль! А сам директор Брагин – бывший торговец, спекулянт, служивший у белых шофером, сожительствует с одной из билетерш, которая, пользуясь этим, пускает публику без билетов, за что берет с человека рублей по 5-6...

Вот, собственно и весь «гламур». Курам на смех! Никаких, тебе скандалов, ни сплетен, ни интриг. Даже пьянок, и тех в труппе не замечалось. Зато репертуар, такой, какой надо – полный воспитательно-политического значения. Казалось бы, живи и радуйся! Однако, проблема все-таки существовала и заключалась она в том, что публика драматический театр игнорировала, поскольку все, даже рабочие, были «заражены оппортунистическими, обывательскими, опереточными настроениями». А городские организации, призванные охватить «рабочих и трудящихся города художественно-театральным искусством… практически ничего не сделали в деле организации трудящихся масс для посещения постановок Драмтеатра, имеющих политически-воспитательное значение».

Пришлось вмешиваться Горкому ВКП(б), который на своем заседании 11 июня 1931 года принялся наводить в театральном деле строгий большевистский порядок. Для начала фракциям всех профсоюзов и Горпрофбюро поручалось «немедленно развернуть широкую работу по организации всех трудящихся города на посещения постановок Драмтеатра через закупку целевых спектаклей и распространение рабочей полосы с установкой, чтобы каждый трудящийся посетил все постановки Драмтеатра, и повести решительную борьбу с недооценкой со стороны руководителей профорганизаций значения Драмтеатра, и с обывательско-мещанским отношением к нему».

В качестве же практических мер Горпрофбюро поручалось организовать не менее 45 целевых закрытых постановок, а Горкому ВЛКСМ – 10-ти, с таким расчетом, чтобы обеспечить 95% посещения Драмтеатра организованным зрителем.

Управлению зрелищных предприятий (УЗП) указали на то, что таковое «не является на деле организатором трудящихся масс на обслуживание их сов. театральным искусством, и не сумело обеспечить подготовку к открытию Драмтеатра». Дабы исправить сложившееся положение, директору УЗП товарищу Данилину предложено было главной своей задачей в работе отныне считать «широкое обслуживание Драмтеатром рабочих и трудящихся города, увязав свою работу с профсоюзными организациями».

Не осталась в стороне и партчасть самого театра. Ей, вместо с УЗП поручили «наметить и провести мероприятия по широкой популяризации значений Драмтеатра и вообще искусства, отражающего соцстроительство среди широких слоев рабочих масс, и организовать воспитательную работу с рабочим зрителем». И с этой целью совместными усилиями «наладить регулярное обслуживание силами Драмтеатра частей Красной Армии, рабочих завода № 3, и города в обеденные перерывы и в свободное время», проведя на Патронном не менее 20 постановок. А Горком ВЛКСМ и всем партячейкам – оказывать полное содействие УЗП и профорганизациям в посещении Драмтеатра организованным населением.

Получил свою театральную «грядку» и Городской отдел народного образования. – ему предстояло «улучшить работу художественно-политического совета, вовлекая в его работу рабочих зрителей и парт. комсомольский актив».

А публика по-прежнему валила в музкомедию.

Источники:

ГАНИ УО Ф. 13, оп. 1, д.1001. Л. 197 – 200, 339, 34

ГАНИ УО Ф. 13, оп. 1. д. 1230. Л. 107.

ГАНИ УО Ф. 13, оп. 1. д. 993, Л. 81.

https://studexpo.net/65896istoriya/organy_upravleniya_sovetskimi_tsirkami

Владимир Миронов

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПастухова О.Д.ПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАвтомеханический техникумАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГоспиталь ветеранов войнГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиплощадь 30-летия ПобедыПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер Гончаровасквер имени И.Н. УльяноваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУулица Карла Марксаулица Ленинаулица УльяновскаяУльяновская областная клиническая больницаУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорХрамыЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru