1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
Места, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1670
Места, 1 Января 1648
Места, 5 Июля 1954
Места, 1 Января 1745
Места, 1 Января 1780
Места, 1 Января 1745
Места, 24 Февраля 2024
Герои, 26 Февраля 2024
Герои, 28 Февраля 2024
Герои, 28 Февраля 2024
Воспоминания, 28 Февраля 2024
События, 19 Апреля 1937
События, 24 Ноября 1935
События, 20 Июня 1937
События, 30 Октября 1936
События, 2 Февраля 1912
События, 3 Марта 2024
Воспоминания, 10 Октября 1990
Герои, 17 Февраля 2024
Герои, 15 Февраля 2024
Герои, 18 Июля 1879
Воспоминания, 11 Февраля 1988
Места, 13 Февраля 2024
Герои, 10 Февраля 2024
События, 9 Февраля 2024
События, 12 Февраля 2024
События, 27 Августа 1937
События, 17 Мая 1937
Места, 1 Января 1687
Фото дня
Андрей Разбаш в детстве у памятника Ленину в Ульяновске. 1956 г.
Герои, 8 Февраля 1873
Открывал кинозвезд и на ходу озвучивал фильмы: Петр Чардынин из Симбирска
Источник: Иван Сивопляс

За окном моего рабочего кабинета виден скромный двухэтажный дом – улица Ленина, 27. Несколько лет назад его выкрасили весёлой розовой краской; теперь краска поблекла. Много лет наш замечательный краевед Сергей Петров трудился над тем, чтобы стену дома, кроме розовой краски, украсила бы мемориальная табличка в честь его жителя и владельца, слава которого некогда гремела на всю Российскую империю, на весь Советский Союз.

Сергей Борисович любил выискивать, возвращать из забвения имена знаменитых уроженцев и жителей Симбирского-Ульяновского края, особым образом деятелей культуры, артистов, музыкантов, литераторов, способных говорить со всем миром на универсальном языке искусства. И здесь, среди любимцев Сергея Петрова, звучало имя Петра Чардынина, он же Петр Красавцев, связанный с тем самым домом на нынешней улице Ленина, а в бытность самого героя на улице Московской, и дом тогда имел не 27-й номер, а № 21.

Дом П. Чардынина в окне рабочего кабинета И. Сивопляса:

Петр Иванович Чардынин (1873 – 1934) был одним из пионеров российского кинематографа, одновременно режиссёром, сценаристом, продюсером и актёром. Он делал кино искусством – и одновременно зрелищем, на которое валили толпы, обеспечивая беспрецедентные – «шаляпинские», как выражались в те времена – сборы. Их могли крутить до девяноста дней непрерывно – и публика продолжала идти три месяца подряд! Невероятная популярность среди современников не сохранила многие фильмы Чардынина для потомков – плёнку в буквальном смысле крутили до дыр.

Его называли «перворазведчиком русской экранизации», вместе с тем Петр Чардынин – признанный «отец» латвийского и один из основателей украинского кинематографа. Сам Петр Иванович так вспоминал начало первых российских киносъемок: «Я явился к члену Московской городской управы Приклонскому за разрешением произвести киносъемку в театре. Он был очень удивлен и безапелляционно заявил мне, что картины рисуются от руки, а не снимаются. Я не стал его разуверять…».

В эпоху, когда кино было «Великим Немым», Петр Иванович придумал жанр кинодекламации – он вживую озвучивал немую кинокартину прямо по ходу киносеанса, и так до шести-семи раз на дню. Собственный рекорд Чардынина: 113 «озвучек» за 21 день, непрерывно, без выходных. Конечно, фильмы тогда были покороче нынешних

Петр Чардынин нашёл беспроигрышный путь к сердцам и кошелькам своих современников, создав удачнейший рецепт коммерчески зашкаливающего фильма: трагический любовный треугольник с героиней, непременно гибнущей в конце из-за разрыва между чувством к возлюбленному и долгом перед мужем: иногда осиротевшие герои, забыв недавнюю вражду, вместе сходятся, чтобы поплакать над гробом героини.

Рекламный плакат фильма «Позабудь про камин – в нем погасли огни...». Классический чардынинский любовный треугольник:

Но только драмами дело не ограничивалось. Считается, что за свою карьеру Петр Иванович снял около трёх сотен фильмов, в самых разнообразных жанрах, исторических, комедийных. Чардынин много и успешно занимался экранизацией русских классиков Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого, причём, к большинству чардынинских фильмов прикладываются определения: первая экранизация произведений классика, первая экранизация знаменитого произведения.

Так, в 1913 году Петр Чардынин поставил фильм «Обрыв» по роману нашего земляка-классика Ивана Гончарова. Фильм не относят к шедеврам режиссуры Чардынина: работа была скомкана известиями, что «Обрывом» занялись конкуренты, и следовало спешить со сдачей картины.

Кадр из фильма Обрыв:

В фильме дебютировала как киноактриса Вера Юренева (1876 – 1962), «звезда» российских театральных подмостков, требовавшая убрать прочь со съёмочной площадки «звезду» чардынинских кинопостановок Софью Гославскую (1890 – 1979); в результате Гославская только «помелькала» на экране. Зато «Обрыв» стал кинодебютом актёра, поэта и певца, эстрадного кумира Александра Вертинского (1889 – 1957).

Софья Гославская в фильме П. Чардынина «Домик в Коломне»:

Да, именно Петру Чардынину, сходятся многие исследователи жанра, обязан российский кинематограф институтом кинозвёзд, в первую очередь актрис, громкая слава которых определялась их явлением на киноэкране. В театре эти барышни, не блиставшие запредельной красотой, являлись актрисами второго-третьего плана – но тем легче получалось ассоциировать себя с ними массовой зрительнице, наполнявшей залы столичных и провинциальных кинематографов. Его первой звездой стала землячка по симбирским пределам выше помянутая Софья Евгеньевна Гославская – с конца XVII века дворяне Гославские владели имением в селе Старая Майна.

Легендой стала другая подопечная Чардынина, Вера Васильевна Левченко (1893 – 1919), прославленная как Вера Холодная, «королева экрана», самая знаменитая киноактриса эпохи. Фильмы Петра Ивановича с Верой Холодной «Позабудь про камин, в нём погасли огни…» и «Молчи, грусть… молчи…» стали абсолютными рекордсменами российского кинематографа по кассовым сборам за первое десятилетие его существования.

П. Чардынин и В. Холодная в фильме «Сказка любви дорогой...»:

Свою связь со своим массовым зрителем Петр Чардынин подчёркивал провинциальностью собственного происхождения, предлагая в рекламных объявлениях адресоваться к нему в Симбирск, в собственный дом на Московской улице, № 21. Дом этот был куплен в 1906 году на имя матери режиссёра, крестьянки Пензенской губернии Евдокии Петровны Красавцевой (1852 – 1922). Покупка дома стала выражением коммерческих успехов режиссёра и актёра и его признательности матери, действительно очень много сделавшей для того, чтобы воспитать и образовать сына.

Рекламная листовка П. Чардынина с указанием постоянного адреса проживания в Симбирске на Москвоской улице:

По беллетризованным воспоминаниям Петра Ивановича, его отношения с матерью были неровными. Добрая женщина будто поколачивала сына, спускавшего все деньги на посещение симбирского театра – но учащихся не пускали в театр без сопровождения взрослых! Евдокия Петровна будто бы едва не прокляла «бежавшего» из Симбирска в Москву, в «актёры» Петеньку – но потом сменила гнев на милость и стала присылать ему по 25 рублей ежемесячно; а это, между прочим, очень ощутимые в провинциальных условиях деньги, которые реально «отрывались от себя». Да, дети часто хотят большего, не замечая, что родители отдают им всё…

В Симбирске Красавцевы жили с начала 1880-х годов. Переезд в наш город вполне объясним желанием Евдокии Петровны, занимавшейся небольшой торговлей, дать сыну достойное образование. А это было очень непросто, не только потому, что требовало денег, но и потому, что российское общество раздирали сословные предрассудки – как станут относиться столбовые дворянчики к крестьянскому сыну, с которым учатся в одном классе? Правильно, не очень.

В 1881 году Петя Красавцев поступил в первый класс Симбирской мужской классической гимназии, когда в ней в третьем классе учился Володя Ульянов. Своей совместной учёбы и «дружбы» с будущим вождём революции Петр Чардынин никогда не подчёркивал – к советской власти он относился довольно критично, жил и трудился под «белыми», эмигрировал. Он рассказывал и писал, что учился из рук вон плохо, а гимназию бросил, увлекшись театром – разумеется симбирским!

Но в реальной истории всё было ещё более замечательно. Да, в несколько лет гимназист Красавцев составил по себе репутацию отъявленного хулигана. Но, видимо, неблестящее материальное положение семьи вынудило в 1885 году крестьянку Евдокию Красавцеву перевести сына в более демократичное Симбирское городское трехклассное училище, срок обучения в котором равнялся шести, вместо восьми гимназических, годам.

Звёзды сошлись так, что в 1885 году в училище пришёл молодой педагог Степан Степанович Рогозин (1859 – 1935), человек разнообразных талантов, воспитавший немало замечательных симбирян. Молодого педагога предупредили: «К Вам поступает Красавцев, отъявленный озорник; примите меры!». «Приму, подумал я», – описывал дальнейшее сам Степан Степанович.

Петр Красавцев, третий слева в третьем ряду, среди одноклассников. В центре в том же ряду стоит его классный рководитель С. Рогозин:

«Только что я вошёл в класс, подхожу к кафедре, как Красавцев вскакивает и кричит: «Ого!» Я показал вид, что ничего не произошло, сажусь за кафедру, развертываю журнал и вижу: все ученики, вместо того, чтобы сесть, уставились на Красавцева и, очевидно, в недоумении ждали, что дальше. А Красавцев повернулся туда-сюда и, не видя поддержки, покраснел и сел, как затравленный зверек. Поглядывая на него, тихонько опустились и ученики.

И после того об озорстве он забыл совершенно, стал заниматься, кончил курс и стал видным артистом. Дело в том, что в святки ученики устраивали спектакли, разучивали роли под моим руководством, Красавцев участвовал в игре, недурно играл, и потом пошёл по этой же дороге», – рассказывает Рогозин.

В Симбирском городском училище Петр Красавцев учился ничуть не хуже своих товарищей – а закончил его в июне 1889 года третьим по успехам в классе, с похвальным листом, на «хорошо» и «отлично», при отличном же поведении, одной из самых весомых оценок в системе российского имперского просвещения, стремившегося воспитывать благонравных подданных императора.

В 1890 году – что также непохоже на спонтанное бегство – Красавцев приехал в Москву, чтобы поступить в драматический класс Музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе. Его наставником стал великий Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858 – 1943), сооснователь Московского Художественного театра; он, кстати говоря, предложил Петру поменять собственную, вполне себе характерную фамилию на звучный псевдоним, смысл которого до сих пор ускользает от исследователей – в основном, кивают на городок Чердынь в Пермском крае, где семья Красавцевых, будто бы, жила до Симбирска; но в этом случае, должен был быть Чердынцев, а не Чардынин.

Да, любая профессия имеет свои издержки и «подводные» камни, но к концу XIX века профессия театрального актёра – тем более актрисы – была вполне привлекательной и респектабельной. Театр был зрелищем для людей небедных, и титулом «театрала» человек демонстрировал не просто свой культурный уровень, но и материальный достаток. Актёры, гастролировавшие в Симбирске, претендовали на жалованье до 400 рублей в месяц, когда Симбирский полицмейстер, надзиравший за театральными постановками получал всего 1000 рублей в год. Так что Евдокии Петровне не стоило так уж переживать за будущность сына.

Свою театральную карьеру сам Петр Иванович отсчитывал от 1893 года. Были в ней и симбирские гастроли, свои взлёты и падения. Так, весной 1897 года успевший зарекомендовать себя 24-летний артист был приглашён в труппу, набранную довольно известной антрепренёршей и актрисой Екатериной Майковой, впрочем, пережившей свою громкую славу, для выступлений в уездном городе Сызрань.

Труппа выступала со спектаклями с 1 мая. Госпожа Майкова в буквальном смысле попыталась тряхнуть стариной, блеснуть на сцене, но «своей непредставительностью, нехорошим и неподходящим к сцене костюмом, неумелостью держать себя, неприятным голосом и незнанием ролей не понравилась публике, резко ошикавшей, освиставшей ее несколько раз во время спектаклей и такими действиями не допускавшей ее более на сцену».

Сборы оказались аховыми. Среди артистов росло недовольство. Госпожа Майкова попыталась переложить вину за провал на режиссёра Кальвера, которого несправедливо уволила. Наконец, 31 мая дама скрылась в неизвестном направлении, не заплатив ни артистам, ни служащим ни копейки месячного жалованья!..

Но «моя полиция меня бережёт», и благодаря расположению Сызранского полицмейстера Ушакова артисты организовали товарищество, которое возглавил Петр Чардынин. Уже 3 июня «его» труппа дала первый спектакль.

С 4 по 7 июня с труппой выступил уже сделавший себе имя в России актёр и куплетист, «столп босяцкого жанра» Станислав Сарматов – накануне революции 1917 года Сарматов считался самым высокооплачиваемым российским артистом.

Куплетист Сарматов, сотрудник П. Чардынина по гастролям в Сызрани в 1897 году:

Сотрудничество принесло хорошие сборы. Любезный полицмейстер оказал ещё одну услугу «товариществу» Петра Чардынина, не допустив выступлений в Сызрани труппы «40 дагомейцев», африканцев из страны, ныне известной под названием Бенин. Сызранский сезон Петра Чардынина со всем возможным успехом продолжался до 18 августа 1897 года.

Жизнь, нередко, сравнивают с кино. Петр Чардынин жил, превращая кино в часть жизни своих современников и потомков.

Иван СИВОПЛЯС, научный сотрудник Музея-заповедника «»Родина В. И. Ленина»

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru