
Приложения к книге «1918. Симбирскъ», книжная серия «Симбирские тайны» (В. Миронов).
ПРОЕКТ
Конструирования Исполнительного Комитета Совета Крестьянских, Солдатских и Рабочих Депутатов (ГАУО. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 5. Л. 2, 2 об.)
Цели Губернского Исполнительного Комитета
1). Действительное осуществление власти трудового народа выражается в непосредственном руководстве жизнью деятельностью губернии.
2). Организация всех сил революционной демократии для закрепления и расширения завоеваний революции и проведение их в жизнь.
3). Незамедлительное проведение в жизнь всех декретов Центрального Правительства Народных Комиссаров.
Собрания Исполнительнаго Комитета.
Исполнительный Комитет является Высшей властью Симбирской губернии.
Общее собрание Исполнительного Комитета заслушивает и утверждает отчеты о деятельности Совета Народных Комиссаров и отдельных Комиссариатов, обсуждает и утверждает доклады президиума, комиссий и секций.
Собрание Исполнительного Комитета созывается не менее одного раза в неделю в определенный день, установленный самим Комитетом.
ПРИМЕЧАНИЕ: В случаях экстренных Исполнительный Комитет созывается по усмотрению президиума или же по письменному заявлению не менее 20 членов совета с указанием повестки и докладчика.
Собрание Исполнительного Комитета считается состоявшимся при наличии половины наличного состава всех членов Исполнительного Комитета.
В начале каждого заседания исполнительным комитетом оглашается и утверждается протокол предыдущего заседания, принятый президиумом.
Дела Исполнительного Комитета решаются большинством голосов.
Собрание исполнительного комитета, не состоявшееся по причине неявки половины наличного состава членов, вторично созванныя не ранее, чем через 24 часа по тем же вопросам, считаются законными при всяком числе членов.
В случаях чрезвычайной срочности и невозможности созвать правомочное заседание исполнительного комитета, дела решаются советом Народных Комиссаров.
Президиум Исполнительного Комитета.
1). Президиум выбирается общим собранием исполнительного комитета.
2). На Президиум Исполнительного Комитета возлагается созыв общих собраний исполн. комит., разработка докладов, порядка дня и т. д.
3). Президиум является официальным представителем исполн.комит.
4). Президиум непосредственно сносится от имени исполнительного комитета со всеми учреждениями, заведениями, организациями и т. д. за подписью председателя и секретаря.
5). Президиум исполнительного комитета входит с Совет Народных Комиссаров, как и комиссары, с правом совещательного голоса.
6). Президиум комитета состоит из председателя, трех товарищей председателя, двух секретарей и казначея.
Комиссариаты.
Исполнительный комитет делится на нижеследующие отделы или комиссариаты:
1). Военный Комиссариат с подотделами:
а). Снабжения,
б). Организационный.
2). Комиссариат Внутренних дел. Проведение в жизнь постановлений Совета Народных Комиссаров, общественная безопасность, революционный порядок, взаимоотношения с государственными и общественными организациями, печать, общественное благоустройство, реквизиции и пр.
3). Продовольственный с подотделами:
а). заготовочный,
б). учетный,
в). Распределительный.
4). Финансовый, ведению которого подлежат налоги, казначейства и банки.
5). Комиссариат Национальных Дел.
6). Земельный комиссариат, в ведении коего: регулирование земельных отношений, лесное дело, реки, озера и проч.
7). Комиссариат труда, в ведении котораго: профессиональные союзы, фабрично-заводские комитеты, биржи труда, вопросы заработной платы, страхование и проч.
8). Комиссариат Торговли и Промышленности ведает: государственной монополией, регулированием цен, организацией служащих кооперативами и контролем над организациями буржуазии.
9). Комиссариат Народного Просвещения.
10). Комиссариат Юстиции: реорганизация судов, революционный трибунал, следственныя комиссии.
11). Отдел призрения ведает: богодельнями, приютами, беженцами и проч.
12). Отдел почты и телеграфа.
13). Дорожный Комиссариат.
14). Отдел местного хозяйства.
Кроме указанных отделов, при исполн. комитете учреждаются четыре комиссии:
а). редакционная,
б). информации и связи,
в). хозяйственная и
г). временная комиссия по ликвидации земских и городских самоуправлений, которая займется окончательной ликвидацией в возможно непродолжительном времени путем назначения туда сначала комиссаров для ознакомления с делами и постановкой и постепенной передачей разных отделов означенных самоуправлений в ведение Советов.
В своей работе отделы автономны. Руководители отделов именуются Комиссарами. Дела в Комиссариатах решаются коллегиально.
Губернский Совет Народных Комиссаров
1). Каждый комиссар полномочен решать все дела, относящиеся к специальности в пределах, определенных декретами Центрального Совета Народных Комиссаров и инструкциями местного исполнит. Комитета.
Для координации действий Комиссаров и решения особо важных вопросов образуется Совет Народных комиссаров.
В Совет Народных Комиссаров входят: комиссары всех отделов и временно, вплоть до сконструирования Губернского Исполнительного Комитета члены президиума исполнит. комитета все с правом решающего голоса.
Комиссары и президиум Совета Народных Комиссаров выбираются общим собранием исполнит. комитета.
Все декреты, приказы и распоряжения, имеющие общий характер, кроме мелких, действительны только за подписями председателя Совета Народных Комиссаров, комиссара того ведомства, по которому проходит данный приказ и управляющего делами Совета Народных Комиссаров.
Декреты и приказы общаго характера, имеющие принципиальное значение и затрагивающие область местной жизни, непредусматриваемые декретами Правительства Народных Комиссаров, могут быть издаваемы и проводимы в жизнь лишь после утверждения их общим собранием исполнит. комитета. Совет Народных Комиссаров докладывает о своей деятельности каждому собрании. исполнит. комитета и кроме того, устраивает по возможности часто публичныя собрания для докладов всему населению о своей деятельности.
Очередныя заседания Совета Народных Комиссаров устанавливаются Советом. Для решения же неотложных вопросов назначаются экстренныя заседания.
Предложение об удовлетворении содержанием членов Исполнительнаго Комитета.
1). Члены исполнит. комитета фактически работающие в комиссиях, в комиссариатах, президиуме и т.д. получают содержание по следующим нормам:
1) Члены президиума исполнит. комит. и комиссары получают по 500 руб. в месяц.
2) Помощники комиссаров, заведывающие отделами в комиссариатах, председатели комиссий получают 450 руб. в месяц.
3) Все остальные члены комитета в комиссиях и комиссариатах получают 400 руб. в месяц.
ПРИМЕЧАНИЕ: 1) Члены комитета, сохраняющие за собой содержание по иной службе, дополучают лишь разницу до существующей нормы советскаго оклада.
4) При командировках выдаются суточные до 5 руб.
5) Члены комитета, совмещающие две должности, получают лишь один оклад – высший.
6) Все члены комитета на каждого несовершеннолетнего ребенка и нетрудоспособного члена семьи получают дополнительно содержание в 50 руб. в месяц, если семейство проживает в городе, и 25 руб., если семейство проживает в деревне.
ИНСТРУКЦИЯ
лицам, входящим в состав гражданской охраны,
образованной обязательным постановлением
Симбирской городской Думы,
изданным 2-го декабря 1917 г.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О гражданской охране, изданное Симбирской
Городской Думы для жителей Города Симбирска (ГАУО. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 5. Л. 7–9.)
- Для предохранения города от пожаров, всякого рода посягательств и покушений на личную и имущественную безопасность граждан и от нарушения общественной тишины в гор. Симбирске учреждается гражданская охрана.
- В гражданской охране должны участвовать лица, учреждения, владеющие в гор. Симбирске недвижимой собственностью, владельцы и арендаторы торговых и промышленных помещений, квартиронаниматели и съемщики комнат.
- В несении караула должны принимать непосредственное участие все лица мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет.
- Для исполнения караулов город делится на участки, число которых и гарантии предоставляются Комиссией по охране города.
- Порядок отправления караульной службы, а также освобождение или устранения от нея зависит от собрания граждан каждого участка. Жалобы по постановлению собрания поступают в Комиссию по охране города.
- Лица, виновныя в нарушении данного обязательнаго постановления, привлекаются к законной ответственности.
Настоящее постановление входит в силу по утверждении Думой инструкции для гражданской охраны.
ИНСТРУКЦИЯ
лицам, входящим в состав гражданской охраны,
образованной обязательным постановлением
Симбирской городской Думы,
изданным 2-го декабря 1917 г. (ГАУО. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 5. Л. 9-14)
1.
Гражданская охрана, организованная Городскою Думою в помощь городской милиции, находится в ведении Городского Управления, никаких политических целей не преследует и служит лишь для защиты жизни и имущества граждан в виду постоянных грабежей и убийств в гор. Симбирске.
2.
Центральным органом, заведующим всей охраной города, является Городская Исполнительная Комиссия по охране города, а ближайшими ея исполнителями являются Начальник Милиции и Инспектор Гражданской охраны.
3.
Гражданская охрана управляется: а) Советом гражданской охраны, состоящим из старших улиц, избранных Общим Собранием каждой улицы и представителей Городской Думы. б) Исполнительным Комитетом гражданской охраны, избранным в числе 15 членов и 5 кандидатов из чинов Совета охраны и утвержденных Городской Исполнительной Комиссией по охране города.
4.
Инспектор Гражданской охраны избирается Советом и утверждается Городской Думой.
5.
Каждый гражданин в возрасте от 18 до 60 лет обязан нести охрану по улице в казанное ему Старшим по улице время, при чем Старший руководствуется постановлением Собрания улицы.
6.
Каждое лицо, находящееся в составе гражданской охраны, при окарауливании вверенного ем участка, пользуется теми же правами и несет те же обязанности по охране, которыя предусмотрены общей инструкцией для постовых милиционеров, постольку, поскольку это касается личной и имущественной безопасности граждан.
7.
Освобождение от несения этих обязанностей зависит от Общаго Собрания граждан улиц. Безусловно освобождаются: глухие, немые, слепые и калеки, кроме того, лица, страдающие слабоумием и уголовные преступники, находящиеся под следствием или уже осужденные и лица, занятые постоянной ночной работой. Примечание: жалобы на постановления Собраний улиц о неосвобождении от караула разрешаются Ком. По охране города.
8.
Граждане, не могущие явиться на дежурство по тем или иным причинам, обязаны заблаговременно известить Старшего по улице с объяснением причин.
9.
В исключительных случаях Старший улицы может временно освобождать от несений наряда, доведя об этом до сведения совета улицы.
10.
Для более продуктивного использования сил гражданской охраны город разбит на два района – северный и южный. В северный район входят 2 и 5 Комиссариаты, в южный – 1, 3 и 4.
11.
Во главе каждого района стоит заведующий и помощник по числу Комиссариатов, непосредственно подчиняющийся Инспектору гражданской охраны города. Лица эти избираются Советом гражданской охраны. Заведующие районами являются помощниками Инспектора.
12.
Каждый из районов разделен на улицы, части улиц или небольшие участки (соединение малых улиц и переулков). Угловые дома причисляются к той улице, на которую выходит фасад или парадное крыльцо.
13.
Во главе этих улиц и участков стоят Старшие улицы или участка, которые подчиняются Заведующему района, в котором они находятся его помощниками и Инспектору гражданской охраны города. Избираются они Общим Собранием улицы или участка.
14.
На каждую улицу или участок заботой Старшего должна быть оборудована дежурная комната по возможности с телефоном для помещения в ней граждан, находящихся в наряде по охране улицы.
15.
Порядок охраны улицы устанавливается Общим Собранием данной улицы.
16.
Гражданская охрана для более продуктивной деятельности находится в постоянной связи с городской милицией под общим руководством Комиссии по охране города.
Обязанности Инспектора гражданской охраны города.
1.
Инспектор руководит и наблюдает за всей охраной города Симбирска, делая надлежащие распоряжения Заведующим районами, а в нужных случаях – Старшим улиц в соответствии с постановлениями Комиссии по охране города и в согласии с начальником милиции.
2.
Инспектор гражданской охраны имеет дежурную комнату с телефоном и постоянным дежурством у него круглые сутки.
3.
При возникновении беспорядков, грабежей или насилий, активно выступающие граждане подчиняются исключительно распоряжению Инспектора охраны города, как через заведующих районами, так и через Старших улиц.
4.
По распоряжению Инспектора охраны города в случае необходимости усиливаются или ослабляются караулы.
5.
В непосредственном распоряжении Инспектора гражданской охраны находятся связь и отдельные отряды.
6.
Инспектор действует в полном согласии с Начальником милиции.
Обязанности Заведующих районами.
1.
Заведующие районом подчиняются и исполняют распоряжения Инспектора гражданской охраны.
2.
Заведующие районом имеют свои дежурные комнаты с телефонами, при которых должны быть установлены дежурства круглые сутки.
3.
В ведении Завед. район. Находятся его помощники, все Старшие улиц подлежащего района, которым Завед. район. Дают надлежащие указания и распоряжения по гражданской охране.
4.
Заведующие наблюдают за правильностью несения дежурства по гражданской охране.
5.
В случае возникновения какого-либо беспорядка, Завед. район., удостоверившись в правдивости донесения, немедленно сообщают Инспектору гражданской охраны города и принимают меры к ликвидации беспорядка или грабежа совместно с милицией.
6.
Ели силой одной улицы подавление беспорядка окажется невозможным, то Заведующие районами сообщают о том Инспектору гражданской охраны.
Обязанности Старших улиц.
1.
Старшие улиц подчиняются Завед. районом и его помощникам, принимают и выполняют и распоряжения.
2.
Старшие улиц составляют списки граждан улиц, как привлеченных к дежурству, так и освобожденных, внеся их на обсуждение Общаго Собрания улицы, и составляют расписание дежурств не менее, как на 2–3 дня вперед, оповещая о сем заблаговременно.
3.
Старшие улиц снабжают караул свистками, средствами самозащиты и теплой одеждой.
4.
Старшие улиц вырабатывают, с одобрения Собрания улиц количественный состав караула и подыскивают караульные помещения, по возможности, с телефоном.
5.
Старшие улиц периодически наблюдают за правильностью несения дежурства по охране согласно составленного ими расписания.
6.
Старшие улиц сносятся лишь с Завед. района и его помощником. С Инспектором Гражд. охраны разрешается сноситься лишь в случаях экстренных сообщений.
7.
Старшие улиц имеют наблюдение за милиционерами, не делая личных замечаний и ограничиваясь соответствующими записями в постовых книжках, они немедленно сообщают о всех случаях упущений участковому Комиссару.
8.
Старшие улиц осведомляют Собрания улиц с работами Совета гражданской охраны и деятельностью Исполнителнаго Комитета. О всех происшествиях, особенно таких, в которых приняла участие гражданская охрана, Старшие улиц сообщают своим Заведующим района.
Обязанности граждан, несущих охрану.
1.
Граждане, несущие охрану. Подчиняются Старшим улицы или их Помощникам, избираемым Общим Собранием улицы.
2.
В случае обнаружения беспорядка, один из дозора немедленно сообщает караулу на дежурную комнату и извещает Старшего улицы, а остальные установленными сигналами вызывают соседние дозоры. Караул улицы и соседние патрули немедленно принимают меры к ликвидации беспорядков. Во всех этих случаях вызывается ближайший постовой милиционер и меры по ликвидации происшествия, кроме исключительных случаев, принимаются совместно с милиционером.
3.
Нарушающих тишину и спокойствие, заподозренных в приготовлении к преступлению, к покушению на него или уже совершивших таковое, задерживать и под надежным конвоем отправлять в Комиссариат, где немедленно составляется протокол.
4.
Граждане, находящиеся в наряде на улице, должны поддерживать связь между соседними улицами.
5.
На время несения караульной службы граждане снабжаются соответствующими удостоверениями или жетонами, выдаваемыми и заготовленными Комиссий по охране города.
Дополнительныя постановления Городской Думы
К Инструкции.
Городское Управление приходит на помощь по снабжению теплой одеждой и обувью, а если окажется возможным, то и средствами самозащиты лишь тем районам, которыя не в состоянии приобрести таковыя на собственные средства. Необходимыя средства по организации и содержанию Гражданской охраны изыскиваются Городским Управлением и Советом гражданской охраны.
Отчет о приходе и расходе денежных средств докладывается Думе и публикуется раз в месяц в городской газете.
Городское Управление принимает обязанность обеспечить пострадавших о время несения караульной службы и их семьи тем способом, который будет выработан Юрид. и Фин. Комис. и одобрен Думой. Изменения и дополнения настоящей инструкции производятся тем же порядком, которым она издана.
Действие настоящей инструкции и обязательного постановления, на основании которого она издана, не распространяется на Заволжския слободы, Часовню, Канаву и Королевку.
Обязательное постановление о всенародной милиции (АУМВДУО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 27. Л. 20–28)
СИМБИРСКИЙ СОВЕТ КРЕСТЬЯСКИХ, РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ.
ОТ КОМИССАРИАТА ПО ВНУТРЕННИМ ДЕЛАМ.
О Б Я З А Т Е Л Ь Н О Е П О С Т А Н О В Л Е Н И Е.
1). Наружная милиция в Симбирске, во всех уездных городах, волостях, селах и деревнях упраздняется.
2). Для несения службы, охраны и общественного порядка учреждается всенародная милиция, построенная на принципе обязательной повинности для граждан от 18 до 50 летнего возраста.
3). Все граждане указанного возраста, как штатские, так и военные, проживающие в пределах города, волости, села и деревни, способные нести эту службу, включаются в состав всенародной милиции.
4). Каждый становящийся на дежурство, освобождается от работы на полные сутки (правила суточного отдыха распространяются также и на военных).
5). То время, на которое освобождаются рабочие или служащие от работы для несения очередного дежурства, не считается прогулом и плата выдается без вычета.
6). От несения обязательной повинности освобождаются те из граждан, физические и умственные недостатки которых не гарантируют правильности выполнения обязанностей на посту во время дежурства.
ПРИМЕЧАНИЕ: К числу освобождающих недостатков относятся: инвалидность, припадки, умопомешательство, хронические болезни всех видов, последствием которых является потеря трудоспособности в настоящий момент свыше 80%.
7). Ни один гражданин, способный к несению службы по охране города, села или деревни, не должен уклоняться под тем или иным предлогом от этого, ибо всякое уклонение будет ложиться на других граждан лишней тяжестью и оно будет преследоваться самыми решительными мерами.
8.).Все граждане города, волости, села, деревни должны быть обучены обращению с ружьем.
9). Никто не может нанимать за себя другого.
Управление Всенародной Милиции.
1). Для управления народной милицией при уездных, городских, сельских и волостных советах выделдяется административная комиссия в составе 3-х человек: председателя, товарища председателя и секретаря.
2).Все функции, которые лежали на комиссарах милиции его помощниках, возлагаются на административную комиссию Советов.
3). Канцелярии бывших начальников милиции переходят в непосредственное подчинение административной комиссии при Совете.
4). Где организованы конные резервы, и находящиеся в распоряжении начальников милиции, переходят в распоряжение Административной Комиссии при Совете.
5). Содержание конных отрядов в городах идет со счета Совета городского хозяйства.
6). На Админисративную Комиссию Совета возлагается обязанность вести регистрацию и табель народной милиции, исполнение постановлений и распоряжений местного, губернского и Центральной Советской власти, а также за неисполнение возложенных обязанностей членами охраны во время дежурства, привлекать последних к законной ответственности.
7). Административная Комиссия находится в непосредственном подчинении местного Совета.
Положение об охране города.
1). Для удобства охраны, наблюдения за общественным порядком и проведением в жизнь постановлений Советской Власти, города разбиваются на участки или районы.
2). В каждом районе или участке существует канцелярия для исполнения административных распоряжений Советской власти с Заведующим во главе.
3). На обязанности районных канцелярий возлагаются все те обязанности, которые лежали раньше на милиции, за исключением распоряжений по внешней охране города.
4). Районные канцелярии находятся в непосредственном подчинении Административной Комиссии местного Совдепа.
О домовых комитетах.
1). Домовые комитеты составляют список жильцов дома мужского пола от 18 до 50 летнего возраста в двух экземплярах и представляют один из них в Управление Милиции не позднее 10 декабря с. г. Форма списка должна быть для всех одинаковой.
2). Домовые комитеты принимают заявления о неспособности к несению милиционной службы, которые должны быть снабжены свидетельством врача. И найдя его (свидетельство и заявление) правильным, уже от своего имени [направляют] в комиссариат района. В противном же случае, т.е., когда заявление домовой комитет сочтет неправильным, он возвращает его подавшему с предупреждением о неосвобождении заявившего тот обязательной повинности.
3). При заболевании лица, коему нужно становиться на дежурство, домовой комитет, проверив действительное заболевание, заменяет заболевшего следующими по списку, отмечая одному пропуск, а другому – дежурство вне очередь.
4). Уехавших из дому жильцов домовой комитет выключает из своего списка и бумагой извещает о том комиссариат района. Вновь прибывших заносит в список. Но, поступая таким же образом, как и в предыдущем случае.
5). Члены домовых комитетов от несения обязательной повинности не освобождаются.
6). Дежурства на посту распределяются между домами пропорционально числу живущих в них. Первым дежурит дом, номер которого меньше остальных, входящих в этот район. Граждане, считающие себя неспособными к несению милиционной службы, должны подать заявление в домовой комитет, вместе с которым представить свидетельство доктора в действительной болезни или утрате трудоспособности до 80%.
О квартальных комитетах.
1). Домовые комитеты улицы или квартала избирают из своей среды квартальный комитет в составе 4лиц.
2). Квартальный комитет находится в непосредственном подчинении местного Совдепа.
3). Квартальный комитет получает через Административную Комиссию от местного Совдепа 4 винтовки, 4 подсумка с 10 патронами каждый.
4). Комитет имеет помещение в квартире одного из членов, адрес которого регистрируется в Административной Комиссии.
ПРИМЕЧАНИЕ: Винтовки с патронами, выданные Административной Комиссией Совдепа, должны быть зарегистрированы и Административная Комиссия должна вести учет последних.
5). Комиссия обязана следить за правильным несением охраны и проверять таковую в своем квартале. Ночные караульщики поступают в ведение квартального комитета.
6). Комитет ведет запись всех дежурств по охране (т.е. запись всех назначаемых в охрану на каждый из дней в недели).
7). В случае неправильного несения службы членом охраны, о нем комитет доводит до сведения Административной Комиссии Совета.
8). Комитет назначает порядок, в коем граждане должны выходить на охрану. Порядок принимается по соглашению всех участников в охране, а если такового не будет достигнуто, то по алфавиту фамилий.
9). Комитет созывает собрание граждан по мере надобности.
10). Комитет имеет право требовать содействие всех граждан во всех необходимых случаях. Отказ в содействии влечет за собою ответственность перед Революционным Трибуналом.
Инструкция для охраны.
1). Для одних суток должно быть установлено 4 смены по продолжительности 6 часов каждая.
2). Охрану в квартале несут все жители квартала по наряду Комитета. Охрана состоит в обходах квартала днем и ночью.
3). Дежурный всенародной милиции, вступающий на дежурство, должен во избежание несвоевременных повторений в чередовании и несения службы по охране города, должен сначала зайти в домовой комитет дома, в котором он проживает, и затем – в канцелярию комиссариата района и там отметиться в общем списке. Дежурный народной милиции должен быть вооружен револьвером (или ружьем) для самоохранения, которое он должен получить в квартальном комитете. Сменяющийся дежурный должен сдать обратно выданное ему на время дежурства оружие.
4). Во время дежурства дежурный всенародной милиции должен строго следить за тем, чтобы все его действия не были самочинны по отношению к гражданам, не нарушающим порядок на улице.
5). Дежурный всенародной милиции не должен пропускать беспорядков на улицах города и ограждать безопасность граждан, оказывая каждому обращающемуся к нему должное содействие. Виновных в нарушении порядка, препровождать в Комиссариат для составления акта о происшедшем.
6). Наблюдать за охраной жилищ и особенно в ночное время, следить за лицами, имеющими различные узлы и подозрительно ведущими себя и принимать меры к выяснению личности.
7). О каждом совершенном преступном действии дежурный обязан сообщить немедленно в Комиссариат района и позаботиться о том, чтобы следы преступления не были уничтожены.
8). Граждан, замеченных на улице города в нетрезвом состоянии, отправлять на квартиры, а совершающих при этом какое либо публичное бесчинство, записав свидетелей, отправлять в комиссариат для составления о сем акта. Если же пьяный находится в бесчувственном состоянии, то таковых отправлять в комиссариат (при чем надлежит пользоваться первым свободным извозчиком).
9). Наблюдать, чтобы велосипеды, моторы, ломовые и легковые извозчики имели на своих экипажах на видном месте установленные номерные знаки.
10). Следить за извозчиками, чтобы они на пристанях, у театров и в публичных местах дожидались пассажиров, становясь в очередь, и не чесали лошадей.
11). Наблюдать за исполнением всех обязательных постановлений, касающихся охранения порядка и общественного спокойствия.
12). Не позволять останавливаться на панелях разносчикам и не допускать движения лиц с поклажами по тротуарам, могущих затруднить движение пешеходам.
13). В случае невозможности для дежурного справиться с лицами, нарушающими порядок, он должен обратиться за содействием к гражданам и всем патрулям, если таковые окажутся. Применять же оружие можно лишь в случаях необходимой самообороны.
14). Дежурный всенародной милиции не имеет права самостоятельно производит аресты, обыски и выемки.
15). За самочинные действия и применение оружия в случаях, не требующих этого, дежурный отвечает перед судом общественной совести.
16). Дежурный обязан во всех случаях нарушения нормальной жизни в квартале, сообщить в Административную Комиссию и в соответствующую районную канцелярию. В случае несвоевременного сообщения о таковых случаях, виновный дежурный подвергается ответственности.
17). Во время несения службы граждане, состоящие в охране, вооружены винтовками, которые получают в комитете, сдают смену, а смена сдает квартальному Комитету. Кроме того, у всех находящихся в охране, должны быть призывные свистки. Винтовки и патроны Комитет получает в Совете Р.С. и Кр. Д., а свистки приобретает за счет граждан квартала.
18). Охрана имеет право действовать оружием в случае сопротивляющегося или убегающего преступника, для ограждения личной безопасности и других во всех случаях, когда нельзя принять других мер воздействия.
ПРИМЕЧАНИЕ: В случаях использования оружия в целях не предусмотренных пунктом 4, виновные подвергаются ответственности.
19). Если гражданин не явится в очередь на дежурство, по уважительной или неуважительной причине его неявки определяется квартальным комитетом и не явившийся заменяется следующим по очереди. А не несший в свою очередь охраны, назначается на дежурство в другую очередь по усмотрению Квартального Комитета. В случае, если Квартальный Комитет признает причину неявки на дежурство неуважительной, то виновный подлежит штрафу в размере 25 руб. на образование фонда для выдачи пособий лицам, пострадавшим при несении наружной охраны города, образуемого при кассе народного хозяйства.
ПРИМЕЧАНИЕ: В случае вторичной неявки на дежурство без законных оснований, виновные подлежат штрафу в десятикратном размере первоначального штрафа.
20). В ночную сену не могут назначаться женщины (помимо их желания), мужчины моложе 18 лет и вообще лица, неспособные носить оружие.
21). Граждане при желании вместо пешей охраны могут нести и конную, а также могут заменить себя кем-либо из не очередных граждан того же квартала по соглашению.
22). Охрана должна задерживать пьяных, подозрительных лиц и имеет право остановить всякого для удостоверения его личности, а также имеет право отобрать оружие на улице для представления его в Совет, если на ношение оружия нет разрешения.
23). Пьяных, подозрительных лиц, охрана, задержав, сдает конному разъезду для препровождения в место заключения для выявления обстоятельств дела. О каждом задержанном во время до утра охрана доводит до сведения одного из членов Квартального Комитета, а тот доводит до сведения Административной Комиссии Совета.
Связь Комитета и дежурных по охране и Административной Комиссии.
24). Всякий имеющий телефон в пределах квартала, должен представить его для пользования на случай сношения с Комиссией Административной, с районными канцеляриями и со всеми учреждениями, как членам Комитета, так и составу охраны. Если окажется квартал, в коем нет телефона, то таковой должен быть поставлен для общего пользования Советом городского хозяйства.
25). В случае надобности охрана может требовать от каждого жителя квартала, имеющего выезд, лошадь и выезд для помощи при отправлении службы (отправлять пьяного, больного, раненого и т. п.).
26). В ношении с Административной Комиссией Совета производятся квартальным Комитетом и охраной через соответствующую районную канцелярию (бывш. районная милиция).
Регистрация квартальных комитетов.
27). Каждый Квартальный Комитет имеет книгу, в которую записываются все действия, предпринятые Комитетом за сутки, за подписью председателя или одного из членов Комитета, если председатель не избирался. Книга по требованию представляется в Административную Комиссию.
28). Каждый квартальный Комитет имеет номер, соответствующий номеру квартала.
29). Всем жителям квартала выдаются удостоверения за печатью Административной Комиссии Совета, если они состоят в составе несущих охрану.
ПРИМЕЧАНИЕ: Выдано настоящее удостоверение …………………… в том, что он состоит членом городской охраны в г. Симбирске по кварталу №……… по …………..городскому району по улице ………….. Удостоверение предоставляется при исполнении обязанностей по охране.
30). Ленам Комитета также выдаются удостоверения от Административной Комиссии о принадлежности их к составу Комитета.
ПРИМЕЧАНИЕ: Предъявитель сего член Квартального Комитета граждан……..№ Квартального комитета………….., улица………… район города Симбирска………
Положение охраны в деревне, селе, волости.
1). Все обязанности милиции в деревнях и волостях переходят в ведение Административного отдела при Советах.
2). Для удобства охраны, наблюдения за общественным порядком и поведения в жизнь постановлений Советской Власти, деревня и село разбиваются по улицам и районам.
3). Охрану в улице несут все жители улицы по наряду Административного Отдела Совета. Охрана состоит в обходах улицы днем и ночью, исполнении распоряжений Советской Власти.
4). Дежурный народной милиции в деревне должен быть вооружен на основании инструкции для охраны в городах, пункт № 3.
5). В деревне или селе должно быть установлено для одних суток 4 смены по продолжительности 6 часов каждая.
6). Дежурные на улице обязаны во всех случаях нарушения нормальной жизни сообщать в Административный Отдел при Совдепе.
7). Дежурные всенародной милиции в деревнях и селах руководствуются общей инструкцией для охраны и за не исполнение последней привлекаются Административным Отделом Совдепа к законной ответственности.
8). На Административный Отдел сельского и волостного Совдепа возлагается обязанность обучения сельского населения обращению с оружием.
9). Со вступлением настоящего постановления в силу, все оружие должно быть отобрано (за исключением охотничьего) и должно храниться при Адмотделе Совдепа под замком и печатью.
ДОПОЛЕНИЕ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПОСТАНОВЛЕНИЮ.
От исполнения обязанностей по охране, кроме лиц, указанных в пункте № 6 общего положения, освобождаются: Члены Исполнительного Комитета Совдепа на все время состояния членами Комитета, лица, состоящие в Административных Отделах и Комиссиях при Совдепах.
Административным Отделом или Комиссией совместно с квартальными комитетами в городах должен быть составлен план охраны с указанием постов дежурных всенародной милиции.
ПРИМЕЧАНИЕ: Планы охраны в деревнях и волостях должны быть также составлены и переданы в уездные отделы. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования на местах.
При исполнении своих служебных обязанностей дежурный должен иметь на левом рукаве белую повязку с надписью того района, к которому он принадлежит.
Председатель Исполн. Губ. Комитета Сов. Р., С. и Кр.
Депутатов и Совета Комиссаров
И. д. Губернского Народного Комиссара по
Внутренним делам.
Книгу "1918. Симбирскъ" (В. А. Миронов) читайте по ссылкам:
Часть 1. Тернистый путь к власти советов
От автора. Глава 1. Родина Ленина и колыбель революции и Глава 2. Узок круг этих революционеров
Глава 3. Которые тут временные? Слазь! и Глава 4. ЧК не дремлет
Глава 5. Тяжело в деревне без нагана и Глава 6. Неравная битва с Бахусом
Глава 7. Конструкторы власти и Глава 8. Такой Совет нам не нужен?
Глава 9. Вот они расселись по местам и Глава 10. НКВД губернского масштаба
Глава 11. Юстиция в алой косынке и Глава 12. Фемида против Бахуса
Глава 13. Финансы для диктатуры пролетариата и Глава 14. Под шелест кадетских знамён
Глава 17. Охота на комиссара и Глава 18. ГубЧК. Первые шаги
Глава 19. С пулемётом – за картошкой
Часть 2. «Да здравствует Красная Армия!»
Глава 1. Дело на миллион и Глава 2. «Армия» губернского масштаба
Глава 3. Через день – на ремень и Глава 4. Надо ли бояться человека с ружьём?
Глава 5. Переприём и Глава 6. Красноармейская Пасха
Глава 7. «Ополчение», мобилизация, оружие
Часть 3. Милиция
Глава 1. Первая жертва и Глава 2. В состоянии переходном
Глава 3. Спасение утопающих… и Глава 4. Новые власти и старые грабли
Глава 5. Стратегия и тактика и Глава 6. Если кто-то кое-где у нас порой…
Часть 4. Тучи над городом встали
Глава 2. Смело мы в бой пойдём…
Глава 3. Под Самарой и Глава 4. На запасном пути…
Глава 5. Штабные игры и Глава 6. Золотой куш
Глава 7. Симбирская группа войск и Глава 8. Главком Муравьёв
Часть 5. Загадки июльской ночи
Глава 1. Зигзаги памяти, Глава 2. Взгляд изнутри и Глава 3. …И «снаружи»
Глава 4. Мятеж подкрался незаметно и Глава 5. Тюрьма или цитадель?
Часть 6. Катастрофа
Глава 1. Враг у ворот и Глава 2. Мелекесский фронт
Глава 3. У семи нянек... и Глава 4. Разгром
Глава 5. На Сенгилеевском направлении и Глава 6. «Тяжелый, но необходимый урок»
Часть 7. Под властью КОМУЧа
Глава 3. И в воздух чепчики бросали… и Глава 4. Заводской брак по расчёту
Глава 5. «В жестокой борьбе за демократию»
Глава 7. Вперёд, к прошлому и Глава 8. Земля – крестьянам. Фабрики – рабочим
Глава 10. Добрым словом и револьвером
Часть 8. Ответный удар
Глава 1. «За свою молодую свободу»
Глава 2. Кровь – за кровь и Глава 3. На Симбирск!
Глава 4. В городе и Глава 5. Операция «Мост»
Глава 6. Последний и решительный
Часть 9. Чёрные дни миновали
Глава 1. «Гнёзда пролетариата» и Глава 2. Навстречу Октябрю!
Глава 4. Карающий меч революции… и Глава 5. …И пролетарское правосудие
Глава 6. Война за хлеб (продолжение)
Глава 7. Пролетарская Мельпомена и Глава 8. Больше советов. Хороших и «красных»
Часть 10. Милиция «нового стиля»
Глава 1. Соединённые штаты милиции и Глава 2. Форма и содержание
Глава 4. Симбирская городская милиция
Глава 5. Романтики большой дороги
Глава последняя. Время – вперёд (эпилог). Список источников
Фото - «Мономах», 2009 г., №4(59)