
Продолжение книги В.К. Воробьева «Страницы истории Майнского района Ульяновской области». 2011 г.
В 18 – начале 20 веков торговля в Симбирской губернии проходила в основном на ярмарках, базарах и в немногочисленных городских частных магазинах-лавках.
Наиболее крупными ярмарками (их в губернии было около 50) считались Сборная, Казанская и Ивана Постного в Симбирске и Троицкая в Карсуне. В Майнском районе они проводились в пяти сёлах: Анненкове (в 9-ю неделю по пасхе), Карлинское (в 9-ю неделю по пасхе и с 3 по 6 декабря), Копышовка (28 июля – в день празднования иконы Смоленской Божией Матери), Еделево (29 июня, «незначительная») и Поповка, где устраивалось по 2 ярмарки в год – Владимирская (с 23 по 25 июня) и Покровская (с 20 сентября по 2 октября). Сюда на ежегодные торжища приезжали купцы и торговцы не только из Карсуна, Сызрани и Симбирска, но и из других поволжских городов – Саранска, Самары, Саратова, Пензы, Нижнего Новгорода и других. Шла бойкая торговля хлебом, мясом, рыбой, пенькой, одеждой, обувью, ремесленными изделиями, «сыромятным, красным и мелочным товаром». Ярморочный товарооборот был значительным. Например, на Владимирскую ярмарку в Поповку в 1861 году было завезено всевозможных товаров на общую сумму 14500 рублей, а продано на 6800 рублей, причём, как отмечалось в одном документе, «для покупки товаров приезжают только из окрестных сёл».
Большое развитие в Симбирской губернии получила базарная торговля. Многолюдные базары на территории Майнского района еженедельно проходили в сёлах Копышовка (в середине 19 века он был переведён в Тагай) и Репьёвка-Космынка (по четвергам), Поповка (по пятницам), Анненково и Карлинское (по субботам). В посёлке станции Майна с начала 20 века базары устраивались ежедневно.
В Поповке к услугам торговцев и покупателей в базарные и ярмарочные дни открывались 43 торговые лавки, 11 постоялых дворов и 2 гостиницы. Торговля здесь находилась «более в руках крестьянских и оборот базарной торговли простирается до 1800 рублей в каждый базар».
Более масштабными бывали базары в селе Карлинское, куда привозились товары на сумму до 13000 рублей. Газета «Симбирские губернские ведомости» 27 января 1866 года так писала о базарной торговле в этом селе: «Торговля мясом, рыбою, солью, дёгтем, лаптями и лыками и прочими по крестьянской надобности мелочами находится в руках здешних крестьян. Торговля же бакалейным товаром и красным в руках купцов: симбирского Акчурина, сенгилеевских Устинова и Платонова… Число приезжающих торговцев приблизительно около 30 человек. Торговых лавок 9: 4 палатки, 2 полка и 3 балагана». И базары, и ярмарка тут проводились на базарной площади, принадлежащей графине Зубовой – владелице села.
Большой доход содержателям приносили питейные дома, кабаки и всевозможные шинки. Вот что о селе Карлинское писали «Симбирские губернские ведомости» 27 января 1866 года: «Кабаки принадлежат г(оспоже) Зубовой, торговля сосредоточена в одном – в руках Родионова, в другом – доверителя помещицы Зубовой Боронина; есть ещё штофная лавочка Поливанова с правом на вынос в доме крестьянина с.Карлинского Куклева. Цены на пиво 1 рубль 20 копеек, вино – 3 рубля за ведро. Обороты питейных заведений простираются до 5000 рублей в год». Питейный дом сенгилеевского мещанина М.В. Кубасова в Игнатовке реализовывал алкогольных напитков в год до 2000 рублей. Имелись питейные дома в Тагае и Загоскине, Матюнине и Поповке и во многих других селах.
НАРОДНОЕ ЗДРАВИЕ
Довольно длительное время в населённых пунктах Майнского района, как и повсюду в провинциальной царской России, никаких государственных медицинских учреждений попросту не было. «Всегда суеверная крестьянка, - писали «Симбирские губернские ведомости» 7 июля 1866 года в материале «Село Игнатовка», - снесёт своего больного младенца к такой же суеверной грубой старухе-лекарке, которая спрыснёт больное дитя водою через огонь, с каким-то таинственным нашёптыванием, и затем младенец или выздоравливает или умирает, не получая уже более никакой помощи. Учёных врачей и фельдшеров, знающих своё дело, ни в самом селении, ни вблизи нет, больниц тоже нет… Обязанности повивальных бабок исполняет почти каждая деревенская старуха».
Осостоянии народного здравия в соседнем селе Белое Озеро эта газета так писала 21 июня 1866 года: «… Из болезней всего чаще встречается в народе лихорадка, горячка и головная боль, между младенцами смерть бывает более от скарлатины и оспы; учёных врачей и фельдшеров нет; много помогают своими советами и лекарствами живущий от этого села в 6 верстах землевладелец Андрей Егорович Мотовилов и местный приходский священник; желания у крестьян обращаться к лекарям и людям учёным большого нет; скорее же они по своему невежеству или недоразумению обращаются к деревенским лекарям, которые в весеннее время набирают разных трав для лечения… В летнее время грудные дети остаются в доме без матерей с бабками или с 10-летними девочками, которые во время ветра и сырой погоды таскают по улицам раздетыми и кормят их холодною кашею, а одинокие женщины берут их с собою в поле на целый день, где дети переносят солнечный зной и холод под телегою или у скирды. Повивальных бабок вовсе нет, эта обязанность исправляется деревенскими старухами». И далее: «В текущем году со стороны Мирового Посредника было предложено послать для обучения этому делу в город Симбирск крестьянскую женщину и лишь коснулась речь до денежного на то сбора, то предложение было единогласно отвергнуто».
Такая ситуация, вполне характерная для остальных населённых пунктов, расположенных на территории нынешнего Майнского района, приводила к высокой смертности населения в пореформенный период, преимущественно среди детей. В той же Игнатовке в 1863 году умерло 30 человек, 1864 году – 35. В соседнем селе Загоскино уровень смертности жителей был ещё выше: в 1864 году здесь умерло 66 человек, а в 1865 году – уже 78.
Та же газета отмечала, что в Игнатовке «была устроена небольшая больница, ещё при жизни князя Долгорукова, но со смертью его уничтожена». Если учесть, что владелец села и основатель суконной мануфактуры князь А.А. Долгоруков умер в 1858 году, то получается, что открытая им больница действовала ещё в крепостное время. Что это была за больница, кто и чем, кого и как в ней лечили, установить не удалось.
Желание иметь у себя больницу выражали крестьяне села Загоскино. «Со стороны крестьян, - отмечали 9 августа 1866 года «Симбирские губернские ведомости», - заметно весьма сильное желание устроить больницу, иметь лекаря и повивальную бабку, но средств и возможности к этому нет никаких». Тогда же в Поповке состоял «для всей волости один фельдшер, воспитывавшийся при удельном лекаре в Сызранской удельной больнице», хотя здесь «охоты лечиться у фельдшеров не заметно; больные чаще всего обращаются к помещикам, живущим в соседстве в своих имениях, от которых окрестные жители пользуются лекарствами и советами бесплатно».
Первая в районе земская больница на 26 коек открылась 1 октября 1873 года в селе Тагай в двухэтажном каменном здании бывшей пересыльной тюрьмы (оно сохранилось). Фактически её открыли ещё раньше, в 1869 году, как «временную больницу». Она призвана была служить «для излечения всякого рода болезней и учреждена для лиц всех вероисповеданий и сословий». «Лечение в больнице, - говорится в архивном документе, - бесплатное, а с приходящих больных взимается плата по 2 копейки за рецепт».
По числу персонала и больных Тагайская земская больница считалась одной из крупных в Симбирской губернии. Так, в 1913 году в ней работало 29 человек (врач Д.И. Жильцов, 8 фельдшеров, 3 акушерки, а также сестры милосердия, прачки, кухарки, «хожатки» и др.). Для сравнения: в том же году персонал Нагаткинской земской больницы состоял из 22 человек, Ундоровской – из 18, Мокробугурнинской – из 12.
Заметно отличалась больница в Тагае от других и по основным показателям в работе: в 1913 году в ней было принято 30538 больных, всех посещений насчитывалось 40821 и ежедневно проходило лечение 47 человек – на 10 человек больше, чем в губернской земской больнице. И это не считая работу по борьбе с массовыми эпидемиями, постоянные выезды по участку к тяжело больным по их требованию и другие виды обслуживания населения. Самыми распространёнными видами болезней в то время были грипп, дифтерит, коклюш, тиф и ревматизм.
В Тагайской больнице некоторое время работал известный земский врач П.С. Петров (1853 – 1915), выпускник Санкт-Петербургской медицинской академии, общественный и политический деятель, член IV Государственной думы от Симбирской губернии.
В 1888 году начал действовать приёмный покой (медицинский участок) на несколько коек в селе Поповка (в 1913 году здесь находились уже земская больница и ветамбулатория), в 1896 году открылся фельдшерский пункт в селе Карлинское (с 1916 года – земская больница и ветлечебница), а в 1897 году – земская больница в селе Анненково (она называлась «межуездной» - для обслуживания населения смежных волостей двух соседних уездов: Симбирского и Карсунского). В Анненковской больнице в конце 19 века успешно трудился опытный земской врач А.Х. Попов, который, по сведениям историков медицины в Симбирской губернии П.П. Евдокимова и Г.В. Мартынова, оказывал местному населению высококвалифицированную медицинскую помощь и «владел техникой всех оперативных вмешательств».
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
С 17-го века, когда на территории Майнского района возникла основная часть селений, и вплоть до 1860-х годов (другими словами - в крепостную эпоху) народное образование здесь находилось на самой низкой стадии развития. Не приходится удивляться, что в пору «школьного безвременья» в подавляющем большинстве сёл и деревень среди крестьян не было ни одного грамотного человека, кроме бывших солдат.
Первое государственное учебное заведение в Майнском районе - двухгодичное малое народное училище - открылось в 1787 году в Тагае - уездном городе Симбирского наместничества. Оно было учреждено в соответствии со школьной реформой правительства Екатерины II, когда во всех губернских городах открывались главные, а в уездных - малые народные училища. Однако такие училища, за исключением Симбирского главного и Алатырского малого, в нашем крае существовали только «на бумаге». К таким относилось и Тагайское училище, которое через несколько лет после открытия было закрыто по неимению благоустроенного помещения и необходимых денежных средств. Какого-либо заметного положительного влияния на развитие грамотности в народе оно не имело и не могло иметь.
В начале 1838 года удельные приказы Симбирской губернии получили разрешение-приказ «выстроить в каждом удельном приказе по одному сельскому училищу». Главным и обязательным требованием для открытия удельных (приказных) училищ было строительство собственных «училищных домов» на денежный сбор «с каждой души» местных удельных крестьян. На их же средства они и содержались.
Удельных училищ в Симбирской губернии к началу 1860-х годов насчитывалось более 80, в том числе в сёлах Кадыковка и Тагай (открылись они соответственно в 1840 и 1841 годах). В них учились мальчики 8 - 12 лет из семей удельных крестьян (они жили при училищах), по 5 часов ежедневно. Предметами обучения были 4 первых действия арифметики, чистописание, чтение и священная история с кратким катехизисом. Продолжительность учёбы не регламентировалась: дети выпускались по результатам «испытаний», а слабые ученики могли учиться по 4 - 6 и более лет.
В удельных училищах, призванных готовить «грамотных голов, старшин и писарей в приказы», процветали казарменные порядки, телесные наказания, зубрёжка и полный, за отсутствием контроля, произвол «наставников», их поборы с родителей. Безграмотность выпускников таких училищ поражала даже самих удельных чиновников, а родители «заживо оплакивали» своих детей, набранных для учёбы.
Не блистали особыми знаниями ученики церковно-приходских школ (первая из них была открыта в 1840 году в селе Поповка местным священником И. Мальцевым), а также «временных школ», которые открывались в зимние месяцы в Загоскине, Игнатовке и некоторых других сёлах.
Накануне и сразу же после отмены крепостного права двухгодичные начальные народные школы открылись в сёлах Вязовка (1860 г.), Юшанское (1861 г.), Анненково, Еделево и Белое Озеро (1862 г.), Карлинское и Репьевка (Колхозная) в 1863 г.
С принятием в 1864 году «Положения о начальных народных училищах» развитием школьного дела стали заниматься вновь созданные коллегиальные выборные учреждения - губернский и уездные училищные советы, которые разрешали открывать и закрывать новые школы, назначали, перемещали и увольняли учителей. В это время были открыты начальные школы в сёлах Подлесное и Кадыковка (1865 г.), Березовка, Сосновка и Ртищево-Каменка (1867 г.).
Коренным образом изменилось к лучшему состояние народного образования в Симбирской губернии во время просветительской деятельности И.Н. Ульянова. При нём школы края, по словам современника, стали осматриваться «правильно и чаще». Много времени отдавал новый инспектор многодневным поездкам по народным училищам, настойчиво добиваясь улучшения их работы. Неоднократно приезжал он и в школы Майнского района. Так, в марте 1871 года он осматривал школы в селах Березовка и Вязовка, Загоскино и Поповка, Белое Озеро, Карлинское и Сосновка, в 1872 году - в Анненкове, Репьевке и Юшанском, в 1873 году - в Еделеве и вновь в Юшанском. А в мужском и женском училищах в селе Тагай Илья Николаевич побывал 4 раза: в январе 1870 г., 12 и 14 февраля 1872 г. и 17 февраля 1876 г. Его подробные отчёты об осмотре этих школ, сохранившиеся в архивах, вскрывают объективную картину действительного состояния народных училищ, рассказывают о том, что изменилось в их работе после посещения инспектором.
Нами подсчитано, что при И.Н. Ульянове за 16 лет в губернии было открыто 250 новых школ, в том числе 9 - в сёлах Майнского района: в 1870 году в Загоскине, 1871 году - в Большом Жеребятникове, Вырах и Сиуче, 1872 году - в Карлинском, 1873 году - в Аксакове и Копышовке и в 1876 году - в Игнатовке и Тагае (женская школа). Столько же при нём было построено собственных школьных помещений: в сёлах Анненково (в 1873 и 1879 годах), Выры (в 1872 и 1879 годах), Вязовка (1878 г.), Загоскино (1877 г.), Карлинское (1872 г.), Репьевка (Колхозная) в 1883 г. и в Юшанском (1875 г.).
В 8 школах Майнского района с большими успехами обучали и воспитывали крестьянских детей учителя - «ульяновцы», специально подготовленные под руководством И.Н. Ульянова на Симбирских двухгодичных педагогических курсах и в трёхгодичной Порецкой учительской семинарии Алатырского уезда: П.В. Борисов в Анненкове, С. Кожевников в Вырах, А.Н. Троицкий в Кадыковке, В.С. Клюжев в Юшанском, С.Н. Шапошников в Сосновке, А. Андреев, В.С. Клюжев, Н.Я. Лукъянов и А. Юрасов в Тагае. Это были самые опытные и энергичные сельские учителя того времени.
Новые школы в сёлах и деревнях района продолжали открываться и после И.Н. Ульянова. В период с 1887 года по 1900 год здесь было открыто 25 школ, в том числе церковно-приходских и школ грамоты 22, а также двухклассное училище в Поповке и две второклассных учительских церковно-приходских школы в Абрамовке и Карлинском (здания этих двух школ сохранились).
В 1901 году в селе Чирикеево по инициативе и с помощью выдающегося чувашского просветителя И.Я. Яковлева было открыто одноклассное образцовое училище министерства народного просвещения, а в Тагае - двухклассное образцовое училище с ремесленным отделением.
Крупным событием в истории народного просвещения Симбирской губернии стало открытие 6 августа 1908 года в селе Белое Озеро Исаковской низшей ремесленной школы по слесарно-токарному, столярному и кузнечному ремеслам. Это единственное в районе начальное профессиональное учебное заведение того времени было учреждено по инициативе местной помещицы О.А. Исаковой в память её умершего брата, действительного статского советника М.А. Исакова. На строительство здания учредительница пожертвовала 13000 рублей и выделила 201 десятину земли на арендных условиях в пользу школы.
Школа была построена по проекту известного симбирского архитектора А.А. Шодэ. Основное здание было одноэтажным, кирпичным и с железной крышей. Со временем школа стала размещаться в четырёх корпусах и имела надворные постройки - 2 конюшни, баню, 2 ледника, сарай и дом для сторожа. Она располагала тремя классными комнатами, четырьмя мастерскими и интернатом для проживания учеников.
Занятия в школе начались в декабре 1908 года, в ней обучалось 39 мальчиков со всей округи, она готовила специалистов для девяти волостей Сенгилеевского уезда и нескольких волостей соседнего Карсунского. В ней обучались 2 года.
С 1919 года школа готовила квалифицированных рабочих по специальностям: механической, столярно-модельной, литейной и сельскохозяйственному машиностроению. Через 2 года 4 преподавателя и столько же мастеров обучали 85 человек. Ещё через 8 лет, с 1929 года, профшкола начала готовить квалифицированных трактористов и ремонтёров сельхозмашин и орудий с 4-годичным сроком обучения (по сведениям И.М. Саранцева). Учащихся тогда насчитывалось 85 человек.
После войны, в 1948-1950 годах, в Белоозерской автомобильной школе учился Герой Советского Союза В.И. Безменов, а впоследствии на её базе открылась школа-интернат.
Особо следует сказать о начальной земской школе в посёлке Майна, возникшей при необычайных обстоятельствах. Историю её открытия удалось установить с помощью ульяновского краеведа А.С. Сытина, в семейном архиве которого сохранился единственный экземпляр редкой книги под названием «Журналы Симбирского уездного земского собрания сессии 1911 года с приложением докладов и проч.», изданной в том же году в Симбирске в типографии А.Т. Токарева. В ней на страницах 208-209 в докладе уездной земской управы написано: «Школа в посёлке при железнодорожной станции Майна возникла при необыкновенных условиях: посёлок Майна возник недавно, стал разрастаться. Управа, составляя школьную сеть, не имела в виду этого посёлка, поэтому не могло быть и речи об открытии [здесь] земской школы; но в июне 1911 года в управу было подано заявление крестьянином деревни Карцёвки Степаном Афанасьевичем Полежаевым, живущим в поселке при станции Майна, о пожертвовании им нового школьного здания с участком земли, мерою в 400 квадратных сажен, с оборудованием школьною мебелью. При заявлении подана просьба принять в дар школьное здание с новыми партами и участком земли и открыть осенью текущего года школу для детей из посёлка Майна».
Обсудив заявление и просьбу С.А. Полежаева, управа командировала в Майну заведующего школьным отделом А.С. Кабанова, поручив ему осмотреть новое здание и дать своё заключение о том, удовлетворяет ли оно требованиям учебного заведения. После детального осмотра помещения заведующий сделал дарителю некоторые незначительные замечания и, заручившись его обещанием устранить их в непродолжительном времени, доложил обо всём управе.
Отметив редкую заботу частного лица о детях, управа приняла его дар и просила земское собрание включить поселок Майну в школьную сеть Симбирского уезда. Собрание согласилось с просьбой управы и выразило С.А. Полежаеву благодарность. А 1 сентября 1911 года новая школа распахнула свои двери перед майнскими ребятишками, причём вместо 30 записавшихся детей за новые парты село 40. Так стало известно, когда и благодаря кому в Майне была открыта школа.
Целый ряд новых начальных школ в районе открылся в начале 20-го столетия. Например, с 1901 года по 1928 год появилось 20 школ, в том числе в Карцевке и Путиловке, Дедяшевке и Кочетовке, Карамзинке и Бычковке, Ленивцеве и Сухаревке, Городецком и Андреевке и в других сёлах и деревнях.
Из книги «Страницы истории Майнского района Ульяновской области» (В.К. Воробьев)
Рецензент – В.А. Перфилов, заместитель директора ОГУК «Ленинский мемориал», кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации
В авторской редакции
Научно-популярное издание.
Ульяновск. Издательство Государственная корпорация СМИ «Медиа 73». 2011
Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год. Воспоминания Бориса Тельнова
События, 22.4.1970