1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Венец
События, 16 Октября 1842
Громачи, кладоискатели, кошатники: необычные промыслы Симбирского края
Источник: Иван Сивопляс

Сколько зарабатывал профессиональный нищий? зачем для поиска клада нужен был колдун? где в губернии был центр торговли кошачьим салом? — историк и краевед Иван Сивопляс рассказывает о необычных симбирских промыслах и их особенностях.

Оренбургские платки, гжельская керамика, вологодского кружево, хохломская роспись, дымковская игрушка, тульские пряники… Народным промыслом принято называть общее занятие жителей какой-нибудь местности. Теперь это слово ассоциируется по преимуществу с изготовлением народных сувениров: тульских пряников, оренбургских платков, гжельской посуды. В старину понятие промыслов распространялось на куда как более обширный круг занятий.

Особенно развиты были промыслы отхожие, вроде современных «вахт». В симбирских краях, например, всё взрослое мужское население иных сёл и деревень «ходили бечевой», нанимались бурлаками. Целые деревни, особенно татарские, трудились дворниками и старьёвщиками в Санкт-Петербурге, и всё это были уважаемые и денежные профессии.

Но среди промыслов были занятия, которые и в старину казались необычными…

Как известно, раньше в сёлах не запирали домов, просто красть было нечего. Крестьяне жили скудно. Выживать помогало собственное хозяйство, помощь родственников – и религия: подать нищему, даже из последнего, считали своим долгом и христиане, и мусульмане. Просить милостыню тоже не считалось зазорным. Даже богатые мужики «ходили по миру». Просивший подаяние надевал холщовую суму: если человеку было стыдно просить о милостыни вслух, это был знак людям, что ему нужно подать: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся!»

Татары-бедняки в Симбирской губернии. На мальчике-подростке сума для подаяний:

Однако были и те, кто превращал нищенство в промысел. Профессиональное нищенство в третьей четверти XIX века отмечалось в качестве «общего промысла» в ряде сёл в Карсунском и Ардатовском уездах Симбирской губернии. Своеобразным «эталоном» считалась деревня Трепаловка, находившаяся в пятнадцати верстах от города Ардатова, при пруде, на левом берегу речки Алатырь – ныне это Мордовия, и в 1967 году Трепаловку переименовали в село Сосновое. Деревня была невелика – 60 дворов, 630 жителей. Христарадничали трепаловцы поначалу по нужде, «вследствие плохого качества земли», но потом увлеклись, поставили дело на широкую ногу.

Трепаловских профессионалов прозывали «громачами». В воровском жаргоне этим словом обозначали разбойников и налётчиков – к трепаловцам, видимо, имя громачей применяли с иронией. Промышляли громачи всю зиму и часть весны, до начала полевых работ. «Бедняки» выезжали для сбора милостыни на лошадях. За громачом по снегу трусил мальчик-поводырь, нанятый в Трепаловке или в её окрестностях.

Бедняки в Симбирской губернии. На мальчике-подростке сума для подаяний:

Ярмарки, базары, храмовые праздники, места скопления сельской публики, сюда спешили громачи со своими несложными «представлениями»: «Люди эти, несмотря на совершенно здоровый организм, притворяются увеченными: слепыми, хромыми, безногими. Мальчики, сопутствующие им, должны выпрашивать милостыни; если они достаточно жалобно просят милостыню и сбор бывает хороший, то хозяева покупают мальчику меду, калача, вина, в противном же случае держат их на чёрном хлебе, но ещё и бьют. Чтобы показать себя безногим, громачи надевают особенные лапти, при помощи которых довольно трудно отличить с первого раза, действительно ли у громача нет ног по колена, или напротив ноги целы и невредимы».

Собирать милостыню «громачи» норовили не деньгами, слишком велик был соблазн промотать их среди базарного веселья, и не кусками печёного хлеба, а зерном. Мешки с накопленной добычею грузились на лошадь и продавались где-нибудь в стороне от места сбора, и вновь громач «пускался на промысел». Зима приносила удачливым нищим до сотни рублей серебром.

Кладоискатель на старинной гравюре:

Накопленные металлические деньги и ценные вещи в старину нередко закапывали в землю в качестве кладов. Клады прятались во времена различных потрясений, войн, восстаний, денежных реформ. Клады из награбленной добычи прятали разбойники, причём подобный клад даже не собирались откапывать – это была фактически жертва «на удачу», чтобы, поступившись добычей теперь, в другой раз добыть ещё больше. А где есть клады, там обязательно появляются кладоискатели, тем более, что народная молва мерила бочками и телегами золото, серебро и драгоценные камни, попрятанные будто в симбирских пределах атаманами Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым.

Чтобы добыть клад, мало было знать место, надо было знать заговоры и молитвы, чтобы одолеть нечистую силу, которая, по мнению наших предков, обязательно охраняла место сокрытия клада. По рукам доморощенных кладоискателей обязательно гуляли карты и планы «интересных» мест, вкупе с заговорными тетрадями, которые понадобятся при раскрытии клада.

Немало подобных документов видел и держал в руках симбирский краевед и этнограф Владимир Петрович Юрлов (1830 – 1903), сам питавший особый интерес к вещам сверхъестественным и непознаваемым.

«В Симбирске очень много можно встретить кладоискателей, — писал Владимир Петрович. — Между этими кладоискателями распространено суеверие, что каждый клад сберегается приставником (нечистою силою), и что нужно непременно отчитывать клад молитвами». Ради этого кладоискатели разъезжали по соседним губерниям в поиске колдунов, способных отчитать и добыть клад.

Так называемый Топорик Андрея Боголюбского, одна из самых известных находок симбирских кладоискателей в XIX веке:

Кладоискательство было целью жизни для многих жителей пригородной деревни Фарафонтьихи, больше известной как Поливна. «Деревушка эта ничем не была бы замечательна, если бы не служила жилищем многим из наших кладоискателей», — писал Владимир Юрлов. Краевед сумел свести знакомство со здешней легендой, престарелым кладоискателем дядей Осипом.

— Клады взять мудрено, — объяснял дядя Осип. — Все они-то заговорены до пришествия Антихриста. Как он окаянный придёт, ему и богатство готово. Вот и теперь около Поливны три клада есть и выходят под случай, а без доки-колдуна взять нельзя.

— Где же такого колдуна отыскать, дядя Осип?

— Есть, сударь, один такой, в Вятской губернии, Черемисин Комаров. Черемисин этот важный дока, богач страшнейший. У него сидят на цепях 700 бесов.

— Ты их видел?

— Видели их, сударь, наши старики, слепой Михайла да Мишка Анучкин. Михайла хоть и слеп, а нечистую силу увидать может. Живёт тот Черемисин в большущем дому в лесу, денег имеет страсть, только никакой птицы не водит. Нельзя – всех передушат бесы. Я, говорит, не колдун, а мудрец; я бесами владею не просто, а крестной силой. Я, говорит, их для батюшки царя и на войну отпускал, и турок они, говорит, побили без счету. Сделан у него, сударь, под домом большущий подвал, обложен весь дикарём, там и сидят на цепях бесы… Страх, и только: как слоны топают. И водку, говорят, любят до страсти, по четыре ведра в день водки лопают, а едят одни яйца. Бес яйцо съест, а скорлупу прячет. Лишь загремит гром, они, окаянные, в скорлупы-то и прячутся.

— Ну и дока же ваш Черемисин! И помог-то он вам здесь клады добыть?

— Спровадил он нас! На счет, говорит, ваших кладов мне заняться не время, чего, говорит, вы летом приехали. Летом, говорит, много грома — бесам моим гром мешает. Приезжайте зимой, я, говорит, зимой какой хочете клад вытяну.

После некоторой паузы, историк задал старику главный вопрос:

— Скажи же, дедушка, вот уж, сколько лет вы клады ищете, ездите по разным докам. Нашли ли когда-нибудь клад?

— Это точно, сударь, трудов много мы потеряли, Ну, сами мы хоть и не попользовались, да знаем многих мужичков, что от кладов разбогатели. Авось, и нам свезёт!.

Крепок он, русский «авось»!..

Лубочное изображение кота:

В повести Николая Гоголя «Шинель», опубликованной в 1842 году, мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, скопив трудами и лишениями нужную сумму, идёт покупать материал для вожделенной шинели, сукно, ткань на подкладку и мех на воротник – кошку. И кошка, купленная героем повести, была не просто кошкой — а кошкой симбирской! Именно в нашей губернии, в Карсунском уезде процветал народный промысел — «кошатники», как называли они себя сами. Торговлю кошачьим мехом как местную достопримечательность описывал императору Александру II симбирский губернатор Егор Извеков, возглавлявший губернию в 1856 – 1861 годах.

«Кошка товар заграничный; ее идет много в Австрию и в Китай. На мех идет обыкновенно от 18 до 20 и более кошек; идет она и на воротники, а также вставляются лучшие из нее кусочки в другие меха», — писал местный историк-краевед Михаил Арнольдов.

Центр торговли кошачьими шкурками и «высоко ценимым» кошачьим салом помещался в большом торговом селе Жадовка. Целые кланы кошатников обитали в окрестных селах Румянцево, Воецкое, Базарный Сызган, Должниково, Русская Хомутерь, Новая Зиновьевка. Всего по Карсунскому уезду кошатным промыслом занималось более полутора тысяч человек.

По осени кошатники разъезжались за товаром по всей Российской Империи, на Дон, в Сибирь, в губернии Вятскую, Пермскую, Самарскую, Оренбургскую, Тамбовскую. С собою не брали денег, а нагружали походные телеги щепным товаром – деревянной посудой и предметами домашнего обихода, – посудой стеклянной, лентами, бусами. В земли донских и уральских казаков симбирские кошатники везли оконные рамы, иногда даже со вставленными стеклами. Кошек не покупали, а меняли на вещи.

Как мыши кота хоронили. Лубочная картина:

Лучшими в меховом смысле считались кошки сибирские и вятские – в Вятской губернии их даже разводили на «мех». Набрав за два-три месяца трудов телегу-другую необработанных шкур (телега – 1000 штук), кошатник вез товар прямиком на Жадовский базар.

Здесь их уже поджидали агенты-приказчики крупных оптовиков, первогильдейских купцов из Тульской, Владимирской и Нижегородской губерний, имевших право на торговлю с заграницей. За сотню шкурок кошатникам платили 15-20 рублей, в то время как приобретение их обходилось всего-то в 2-4 целковых. За иной год через базар проходило до миллиона кошачьих шкур, до 800 пудов кошачьего сала!..

Когда мода на кошек минула, промысел кошатников отошёл в область истории и художественной литературы. Мы уже вспомнили Гоголя, вспомним «Собачье сердце» Михаила Булгакова:

— Что же вы делаете с этими… котами?

— На польты пойдут, — ответил Шариков, — из них белок будут делать на рабочий кредит.

Иван СИВОПЛЯС

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru