Из истории Симбирского епархиального училища
В 1847 году стараниями преосвященного Феодотия в Симбирске при Спасском женском монастыре был открыт приют для девочек-сирот из духовного сословия, позже преобразованный в епархиальное училище.
В воспоминаниях протоиерея Елпидифора Успенского приводится два случая из жизни епископа Феодотия, сподвигнувшие его на создание приюта. Первый – скоропостижная смерть родного брата, после которой на попечении Феодотия осталось четверо детей (два мальчика и две девочки).
«Владыка с двумя племянницами был в покоях матушки игуменьи Серафимы, земно кланяясь ей, прося принять сих малых и воспитать их вместо родной матери!».
Другой случай произошёл, когда однажды на приём к Феодотию «явился молодой священник П. с двумя девочками на руках и сказал, что на днях у него умерла жена, оставив сироток.
«Что я с ними буду делать?». Преосвященный был изумлён и не знал, что ответить. Проситель же, сказав: «Вас сам Бог вразумит!», – сделал земной поклон и быстро удалился, оставив своих дочек у владыки».
Умудрённый Богом и жизненным опытом, Феодотий основал приют, для которого на территории Спасского женского монастыря был построен одноэтажный дом. В разных концах здания помещались классная комната и комната для рукоделий, между ними – комнаты надзирательницы и помощниц, спальни и столовая. Первоначально «все воспитанницы были сироты духовного звания». Сердобольные монахини обучали девочек рукоделиям и домашнему хозяйству. Закон Божий преподавал монастырский протоиерей З.П. Рождественский, русскую историю – протоиерей А.П. Успенский, русский язык – священник Д.Н. Орлов, арифметику – смотритель Симбирского духовного училища С.Н. Миловский.
«Чистописанию и церковному пению обучал или диакон, или псаломщик монастырской церкви». Однако, как отмечает П.Л. Мартынов, «обучение находилось в незавидном положении: все учились в одной комнате, без определённой программы, преподаватели открытия училища было не суть обучение, а временное содержание и дальнейшее устройство девиц, которых по выходе из приюта «старались выдать замуж за... воспитанников семинарии».
Елпидифор Успенский писал, что во время пребывания в приюте «отпусков на вакаты и каникулы в дома родных не полагалось... Моя жена, питомица приюта, привезённая через два месяца после смерти отца к 1-му сентября 1852 г., вышла оттуда накануне своей свадьбы в дом дяди родного протоиерея П.И. Юстинова 28 июля 1860 г.».
Число воспитанниц всегда было небольшим: в 1848 году – 20, в 1864 году – 2, в 1875 году – 32. Реформы в сфере народного образования 1860–1870-х годов не могли не затронуть и учебные заведения духовного ведомства. После смерти в 1867 году митрополита Московского Филарета церковная жизнь начала принимать несколько иное направление, менее строгое, и с поворотом к новшествам. Епископ Симбирский и Сызранский преосвященный Евгений долго и упорно держался в стороне от нового направления. Всё, что не принимал Евгений, воплотил в жизнь новый епископ Феоктист. При нём «были учреждены благочиннические советы, устроены епархиальные, окружные съезды представителей духовенства», начали издавать «Симбирские епархиальные ведомости».
«Но самым крупным делом преосвященного Феоктиста, – указывает П.Л. Мартынов, – было преобразование Симбирского училища девиц духовного звания в епархиальное училище» в 1874 году. Однако нельзя умалять и заслуг владыки Евгения, ведь преобразование приюта в училище произошло именно при нём.
Из всех учебных заведений епархиальные училища оставались самыми дешёвыми, но вместе с тем являлись закрытыми учебными заведениями. Главным источником их содержания были различные сборы с церквей, монастырей и духовенства епархии.
Далее в донесении Н.Л. Лукашевич читаем: «начальствующих учащих и других должностных лиц состоит 17,.. от духовенства преподавателей 8 человек, воспитательниц 3, врач и эконом...». Среди преподавателей училища в 1880-х годах были А.С. Кабанов, В.А. Ястребов, Павел Неболюбов – преподаватель истории, автор исторических очерков в «Симбирских епархиальных ведомостях».
Программа изучаемых предметов, за исключением необязательных новейших языков (платное изучение французского и немецкого языков для желающих было введено в училище в 1898–1899 учебном году), была почти та же, что и в женских светских учебных заведениях. В 1887 году при училище была открыта «воскресная школа... для практического ознакомления воспитанниц старшего класса с приёмами преподавания в начальных народных школах». В 1892 году школу преобразовали в образцовую женскую церковно-приходскую. Епархиалок обременили уроками «кройки и шитья церковного и домашнего одеяния священнослужителей».
Так в начале XX века епархиальные училища оставались самыми доступными среди других средних учебных заведений, в том числе и для некоторых представителей других сословий, хотя число таких учащихся было невелико.
«Мономах», 2015 г., №3