1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Венец
События, 18 Июня 1847
Театральная жизнь «Обыкновенной истории». К 170-летию романа

170 лет назад, в марте–апреле 1847 года (материал 2017 г. – прим. ред.), в журнале «Современник» вышел в свет первый роман И.А. Гончаро­ва «Обыкновенная история». Эта публикация принесла автору известность, сразу поставив его в ряд первых русских литераторов. Общее впечатление критики и публики высказал В.Г. Белин­ский: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный! Все мнения слились в её пользу. <...> Действительно, талант замечательный».

Гончаров не только создал произведение, которое ста­ло одним из первых лучших образцов русского клас­сического романа, он по­ставил в центр изображения историю обыкновенную, то есть такую, которая случается со всеми и во все времена. Недаром интерес к роману не ослабе­вает и сегодня. Одной из самых ярких иллюстраций популярности «Обыкно­венной истории» являются её много­численные театральные постановки на современной сцене.

Справедливости ради нужно отме­тить: несмотря на наибольшую драма­тургичность именно первого гончаров­ского романа, построенного на диалоге, споре между младшим и старшим Адуевыми, более эпические «Обломов» и «Обрыв» появились на сцене прежде него. Театральная жизнь «Обыкно­венной истории» началась в середине 1960-х, когда сразу два известнейших русских театра – московский «Совре­менник» и Ленинградский академиче­ский театр драмы им. А.С. Пушкина (знаменитый Александринский) – пред­ставили спектакли по инсценировке од­ного из ведущих советских драматур­гов В.С. Розова. Несмотря на то, что существовали и другие инсценировкиромана – В. Васильева (1954), А. Раски­на (1955) – только розовская версия на­шла своего постановщика. Более того, на её долю выпал большой успех. Сразу вслед за столичными «Обыкновенную историю» в драматургическом перело­жении В.С. Розова ставят один за другим театры самых разных уголков нашей страны: Казани, Саратова, Волгограда, Калинина, Ижевска, Свердловска, Во­ронежа, Воркуты, Перми, Челябинска, Красноярска, Иркутска, Владивостока, Ставрополя, Петрозаводска, Грозного, Риги, Минска, Бреста. Активная те­атральная рецепция романа 1960-х – начала 1970-х годов даже стала пред­метом отдельных исследований. В дис­сертации на соискание степени канди­дата искусствоведения М.Б. Тимченко отмечает: «Советский театр проявил к «Обыкновенной истории» Гончаро­ва-Розова повышенный, поистине – небывалый интерес <…> Спектакли, как правило, отличались высоким каче­ством. Даже в тех случаях, когда трудно говорить об этапном значении той или иной постановки для истории советско­го театра <…>, в истории коллектива, обратившегося к инсценировке Розо­ва, гончаровский спектакль чаще всего оставлял заметный след, не попадал в ряд «проходных», легко забываемых».

Самой известной постановкой 1960-х годов стал спектакль московского те­атра «Современник», у которого с В.С. Розовым были особенные отно­шения. В 1956 году с его пьесы «Веч­но живые» «начался» театр (снятый по пьесе фильм «Летят журавли» вошёл в Золотой фонд мирового кинематогра­фа). Спустя 10 лет, когда «Современ­ник» впервые решает обратиться к рус­ской классике, В.С. Розов направляет внимание режиссёра на «Обыкновен­ную историю». Его давно интересовали проблемы, связанные с формированием духовного облика молодого человека, становления молодого сознания в стол­кновениях с жизненными обстоятель­ствами. И сценарий был написан «для себя» ещё в 1940-е, военные годы, с ним Розов приехал в Москву поступать в Литературный институт. Позднее в творческой справке о спектакле руко­водитель «Современника» О. Ефремов напишет: «Автор и театр услышали в романе Гончарова близкую им мысль о порывах молодежи, об идеалах и реаль­ности, о нравственной бескомпромисс­ности, о необходимости отстаивать идеалы, бороться за них. Это произ­ведение давало возможность в слож­ных жизненных коллизиях говорить о тяжёлой цене компромисса, о настоя­щем трезвом, мужественном взгляде на жизнь и пагубности так называемого «здравого смысла», который немину­емо ведёт к умерщвлению души». В спектакле сошлось всё: талантливая режиссура Г.Б. Волчек, прекрасный актёрский состав. Историю преображе­ния молодого романтика, приехавшего покорять столицу, открытого, честно­го – в человека холодного и расчётли­вого сыграл 30-летний Олег Табаков. Его практичного дядюшку – Михаил Козаков, почти ровесник. Менее изве­стен сегодня, но также талантлив был и второй состав, где главные роли ис­полняли Андрей Мягков (Александр Адуев), Сергей Некрасов и чуть позже Валентин Гафт (Пётр Иванович Адуев). Интересно и современно была решена и сценография постановки: посредине сцены небольшой вращающийся круг, разделённый на комнаты несколькими перегородками, по бокам лестницы, на антресолях – чиновники, словно «мол­чаливый хор», ритмично, слаженно и неустанно штампующие бумаги. Всё это работало на образ государственной машины, которая ломает, «штампует» человека.

Спектакль «Современника» был отмечен на самом высоком уровне: в 1967 году режиссёр Г.Б. Волчек, ис­полнители главных ролей О.П. Табаков и М.М. Козаков, а также, вопреки пра­вилам, автор инсценировки В.С. Розов (обычно премию давали только за ори­гинальную пьесу) стали лауреатами Го­сударственной премии СССР. А в 1970 году спектакль был экранизирован центральным телевидением.

Интересно, что в жизни О. Табакова отношения с «Обыкновенной истори­ей» имели продолжение. В 1990 году он поставил инсценировку В.С. Розо­ва в собственном театре, и в течение 17 лет спектакль не выходил из реперту­ара «Табакерки». Прошли годы, смени­лись поколения, и в новой постановке Олег Павлович играл уже не романтика Адуева, а его дядюшку. Свою же роль он передал молодым талантливым актё­рам Игорю Нефёдову, а затем Евгению Миронову и Егору Бероеву. Наблю­дая за игрой О.П. Табакова, театровед Т. Тихоновец отмечала: «В сегодняш­нем спектакле Петр Иванович Адуев в его исполнении как будто вспомина­ет себя, молодого. А Табаков, глядя на Е. Миронова, – себя в этой роли. Артист играет всю свою сложную и давнюю историю отношений с этим спектаклем. Он (а не только его герой) грустит о своей юности, усмехается своему про­шлому романтизму, он избавляется от иллюзий, он вообще мягче и добрее всех предыдущих дядюшек».

Кстати сказать, таких «мостиков» из прошлого в настоящее, от одного спек­такля к другому, в театральной истории первого гончаровского романа немало. Дважды «Обыкновенную историю» ставили на сцене Свердловского драма­тического театра (в 1968 и 2011 годах), Саратовского ТЮЗа (в 1966 и 2016 го­дах). В 2012 году новую версию романа представили в Минске, на этот раз на сцене Белорусского государственного молодёжного театра. В Белгородском государственном академическом дра­матическом театре им. М.С. Щепкина с 2004 года «Обыкновенная история» с успехом шла на большой сцене, в 2011 году был поставлен новый спек­такль-урок для школьников – на малой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В 1987 году впервые к инсцениров­ке В.С. Розова обратился Ульяновский драматический театр.

Специально при­глашенный из Тулы режиссёр Алек­сандр Попов подобрал на роли героев восходящих звёзд ульяновской сцены: Валерия Шеймана (Петр Иванович Адуев), Зою Самсонову и Аллу Тро­ицкую (Елизавета Александровна), Андрея Троицкого (Александр Адуев). В 2010 году А. Попов поставил ро­зовскую инсценировку уже в родном Тульском академическом драматиче­ском театре. А на ульяновской сцене в 2008 году вновь играли «Обыкновен­ную историю». На этот раз художе­ственным руководителем постановки стал народный артист России Л. Хей­фец, режиссёром – его ученик Д. Ко­жевников. Спектакль был отмечен и критикой, и публикой. К сожалению, его история оказалась недолгой: в 2009-м уехал в Москву молодой талант­ливый актёр Денис Ярыгин, сыгравший Александра, в 2015-м не стало мастера ульяновской сцены Сергея Кондратенко (Петр Иванович Адуев). Ставшая событием в духовной жиз­ни шестидесятников, «Обыкновенная история» не была забыта театрами: новые постановки романа неизменно появлялись все последующие годы. Свежо и современно идеи классика зву­чат и в XXI веке. Только за последнее десятилетие можно назвать не менее 15 постановок. Конечно, нельзя отри­цать влияния большой юбилейной даты – 200-летия И.А. Гончарова, которое мы широко отмечали. В 2013 году исполни­лось 100 лет со дня рождения драматур­га В.С. Розова, спектаклем «Обыкно­венная история» юбилей знаменитого уроженца города отметил Ярославский ТЮЗ. Притом что по-прежнему инс­ценировка В.С. Розова остаётся самой репертуарной, в последние годы театры предлагают свои прочтения романа, в основе которых лежат новые ориги­нальные сценические версии.

В 2009-м «Обыкновенную исто­рию» поставил Липецкий государ­ственный академический театр драмы им. Л.Н. Толстого.

Художественным руководителем проекта так же, как в ульяновской постановке 2008 года, выступил народный артист России Л. Хейфец. Однако на этот раз его учени­ки режиссёр-постановщик С. Бобров­ский и автор сценария М. Смоляницкий (известный больше как режиссёр и сце­нарист на телевидении) представили публике совершенно иной спектакль. Масштаб действия – эпический. В спектакле около 40 действующих лиц, занята практически вся труппа теа­тра. Длительность постановки – почти 4 часа. При этом стремительный ритм представления, где картины не сменя­ют одна другую, а действие происходит сразу в нескольких плоскостях, вы­плёскивается за сцену, не даёт скучать ни минуты. Спектакль зрелищный, на­пряжённый, полный ярких творческих решений. Авторы постановки сумели «раздвинуть» пространство и время. Здесь, кроме главной, развивается мно­жество других романных и дополни­тельных сюжетных линий. Некоторые близки к фантасмагории. Так, рядом с Александром живёт странное, фан­тастическое существо с изломанной пластикой, в котором можно увидеть, например, зримое воплощение изломов больной души героя или живой укор его поступкам. По словам С. Бобровского, этот выдуманный персонаж – «своего рода дух Петербурга, его совесть <…>, мистический образ, но он делает дей­ствие более выпуклым». Неожиданно и органично, к удивлению публики, в историю Александра Адуева вплета­ются реминисценции из «Обломова» Гончарова и других авторов. Определяя замысел своей постановки, режиссёр спектакля отмечает: «В условном про­странстве дореволюционного Петер­бурга можно усмотреть универсальную общечеловеческую цивилизацию. Вни­мательный зритель найдёт там отголо­ски древнего Египта, Вавилона, Византийскую империю. Так получилось не случайно: речь в спектакле на самом деле идёт о развитии земной цивили­зации в целом и о том, что сей путь, в общем-то, тупиковый. В этом процессе теряется душа».

Своего рода современную мисте­рию о расчеловечивающей силе города, символизирующего дьявольское начало, поставил на сцене московско­го «Гоголь-центра» Кирилл Серебрен­ников (премьера состоялась в марте 2015 года).

Неординарные, порой эпатажные постановки этого авангардного театра всегда вызывают неоднознач­ную реакцию. И на этот раз сценарий К. Серебренников написал скорее по сюжетным мотивам романа И.А. Гончарова. Действие происходит в XXI веке. Место действия – современная Москва. Осовременен и язык произведения. Самодеятельный рок-музыкант Саша Адуев (Филипп Авдеев) приезжает покорять столицу. Его дядюшка – удач­ливый бизнесмен, торгует светом, тем искусственным светом, что ослепляет провинциалов на московских улицах. Правда, слово «свет» рядом с Петром Адуевым приобретает в спектакле и иное значение. Дядюшка в талантливом исполнении Алексея Аграновича даже внешне (весь в чёрном, прихрамывает) скорее похож на тёмную силу, что по ту сторону света – на дьявола. Он про­водит племянника по всем кругам ада, и Саша не выдерживает, в трактовке К. Серебренникова продаёт душу дья­волу, постепенно теряя как внутренне, так и внешне, всё человеческое. Он об­ставляет и дядюшку, который его «вы­растил»: в финале Сашу назначают ми­нистром в министерство света. В одном из интервью А. Агранович определил спектакль как реквием по исчезающему человеческому виду, по цивилизации, где каждое последующее поколение приводит себе на смену ещё худшее. Автором сценографии постановки вы­ступил сам К. Серебренников. Главный цвет (декораций, реквизита, костюмов) – чёрный, в этом мраке искусственным красным светом горят лишь две буквы «М», обозначающие московское метро, и три огромных светящихся белых пор­тала в виде буквы «О», которые герои катают по сцене. Ассоциации рожда­ются самые разные. Три знаменитых романа И.А. Гончарова, три спектакля на «О» К. Серебренникова – «Около­нуля», «Отморозки», «Обыкновенная история» – все истории о молодых лю­дях в современной России. «О» – нуль, символ больших денег. Нулём в финале становится Саша Адуев. «О» – это чёр­ная дыра, злая сила, поглощающая всё человеческое.

В тот же театральный сезон 2014/15 года в столице состоялась ещё одна премьера «Обыкновенной истории». Московский театр «Сфера» под руко­водством народного артиста России А. Коршунова продолжает традиции старой школы, русского психологи­ческого театра.

Здесь крайне бережно относятся к авторскому тексту. Не­обычное сценическое пространство – крохотная вращающаяся игровая пло­щадка, вокруг которой непосредствен­но близко сидят зрители – требует от актёров полной отдачи, искренней, до­стоверной, глубокой и тонкой игры с тем, чтобы убедить, дойти до сердца. Интересно отметить, что исполнитель главной роли в спектакле – Александра Адуева – Денис Береснев жил и начи­нал учиться театральному мастерству в Ульяновске, в театральной студии Г.Н. Родионова. Спектакль «Сферы» стал лауреатом премии «Звезда теа­трала-2015», был отмечен на III Все­российском фестивале «Волжские теа­тральные сезоны» (в том числе диплом лауреата получил Д. Береснев). Дипло­мом «За верность и служение традици­ям русской классической драматургии» отметили постановку А. Коршунова в Ульяновске в декабре 2016 года на III Международном театральном фе­стивале «История государства российского. Отечество и судьбы».

Безусловно, в рамках журнальной статьи рассказать обо всех постановках романа невозможно. В завершение от­мечу спектакль Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза им. А. Миронова», также 2015 года.

Когда-то ху­дожественный руководитель театра Рудольф Фурманов сам играл Алек­сандра Адуева на эстраде, в концерт­ных программах народных артистов М. Козакова, В. Медведева (исполни­телей роли П.И. Адуева в «Современ­нике» и Ленинградском академическом театре). Несколько лет назад его сын, режиссёр театра и кино Влад Фурман, поставил в «Антрепризе» «Обломова» один из самых успешных спектаклей в истории театра. И вот новое обращение к Гончарову. Следуя традициям театра, известного бережным и одновременно небанальным подходом в работе с клас­сикой, актёр и режиссёр, заслуженный артист России Е. Баранов поставил умный и трогательный спектакль, глу­бокий в обрисовке психологических портретов персонажей и полный совре­менных ассоциаций. В главных ролях – народный артист России В. Дегтярь (П.И. Адуев), заслуженная артист­ка России М. Солопченко (Елизавета Александровна), молодые талантли­вые артисты А. Аладьин (А. Адуев), Ю. Скороход (Наденька). Действие происходит на крошечной сцене, где о Петербурге напоминают лишь тощие деревца, торчащие из местных болот, и видеопроекции дождя. А в центре – две подвижные ступенчатые конструкции, на вершине которых оказываются то старший Адуев, то младший. «Перед нами разворачивается драма двух чув­ствительных людей, один из которых до поры ничем не защищен от сердеч­ных ударов, а другой воображает, будто защищен могучей стеной своей рас­судительности и умения жить <…>. Чувствительный элемент в человеке – называемый сердцем – неизменен <…>. И Сашенька Адуев вовсе не пре­вратился из дивного юноши в мерзкого делягу. Он стал таким же несчастным жалким беглецом от жизни, как и его дядюшка» [Т. Москвина, «Аргументы недели»]. Примечательно, что своюверсию «Обыкновенной истории» в те­атре назвали «Страсти по Александру», обозначив тем самым и силу чувств и стремлений главного героя и возвысив его на пути испытаний, мук, страданий, отсылая к известной евангельской исто­рии о Страстном пути Иисуса Христа.

Как настоящая классика роман И.А. Гончарова пережил своё время и уже более полувека остаётся любимым театрами. При этом каждый театр пред­лагает новое прочтение, по-разному определяя даже жанр постановки: тра­гедия, драма, трагикомедия, грустная или лирическая комедия, мелодрама, мистерия, страсти. Уверена, точку ста­вить рано: «Обыкновенная история» на театральной сцене будет иметь продол­жение и не раз ещё удивит и зрителя, и читателя своей непреходящей совре­менностью.

Елена Клевогина, заведующая отделом научно-экспозиционной работы ИМЦМ И.А. Гончарова

В качестве иллюстраций представ­лены материалы из фондов Ульяновско­го областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова, а также переданные в дар музею театрами страны специаль­но к 170-летию романа «Обыкновенная история».

«Мономах», №3(99), 2017 г.

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru