Как-то осенью, проезжая по Тереньгульскому району на поезде, я невольно подметил, что снежный покров, обильно застлавший землю накануне, резко оборвался. Причём граница между глубоким снежным покровом и землёй, ещё не покрытой снегом, в пределах видимости проходила по прямой линии. В Ульяновске, изучив карты, я установил, что эта линия проходила строго над тектоническим разломом.
Несколько ранее мне приходилось наблюдать такое же явление и в других районах области. И каждый раз граница между белым покрывалом и чёрной землёй обязательно проходила над глубинными тектоническими разломами земли – знаменитым Жигулёвским валом, в «обнимку» с которым над самой тектонической трещиной протекают в Новоспасском районе речка Сызранка, а в Николаевском – Канадейка.
Подметил я также, что тектонические трещины в земной коре зачастую разделяют весенний сход снега или его задержку. Оказалось, что эти бытовые наблюдения имеют под собой чисто научное объяснение. Ещё в 1933 году геологи отмечали, что форма облаков в зонах разломов резко отличаются от формы облаков в тех местах, где трещин нет.
Современные геофизические приборы указывают, что в приземном слое воздуха над зонами разломов увеличивается электропроводность. По их мнению, это происходит потому, что трение в местах контактов горных пород при их взаимном перемещении в ходе тектонических процессов способствует превращению механической энергии в электрическую или иную…
Вот почему, видимо, продвижение грозовых облаков и другие атмосферные явления «не обходятся» без влияния электростатического поля земли, возникающего в тектонических трещинах. Известно, что грозовое облако иногда накрывает один район города и обходит стороной другой. Разрушительные грозовые бури часто проходят на ограниченной территории и как раз рядом с местами, где «скрываются» тектонические нарушения в земных недрах. Как утверждают геопатогенологи, молнии в основном возникают над тектоническими трещинами в земной коре…
Как-то мои знакомые 6 августа 2010 года попали в сильную грозу во второй половине дня в Тереньгульском районе. Интересно, что они оказались под проливным дождём в том самом месте, где я наблюдал глубокой осенью 1959 года прямую разделительную линию между только что выпавшим снегом и чёрной землёй. Причём, гроза закончилась так же внезапно, как и началась…
Описанные явления происходят, видимо, только тогда, когда геоблоки, разделённые тектоническими трещинами, «отдыхают». Когда они «отдыхают», а когда «работают», пока человеку выяснить не удалось. Аномальная жара лета 2010 года, трескучие морозы прошлой зимы – загадка того же порядка…
Тектонические подвижки продолжаются и в настоящее время. Как утверждает исследователь Ю.А. Мещеряков, скорость вертикальных перемещений земной коры в Поволжье очень невелика и составляетнесколько миллиметров в год. Например, за год в Ульяновской области
происходит опускание поверхности земной коры от 0,8 мм в Кузоватово до 4,6 мм в Ульяновске. Наивысшая точка в Пензенской области, расположенная на самом гребне Жигулёвского вала у деревни Кармановка в 15 км от Белого Озера, за последние 50 лет «подросла» почти на 40 сантиметров, а города Кузнецк и Пенза опускаются на 5,4 мм в год…
Несколько лет назад ульяновский геолог В. Ерхов высказал мысль, что Жигулёвский вал представляет собой «гигантский вечный двигатель, генератор неотектонических волн», и грядущие поколения должны «разобраться в геологических преимуществах родного края и использовать для блага населения неодолимую силу Сызранского взброса (Жигулёвского вала – Ю.О.)».
Таким образом, даже мои наблюдения, в которых я старался увязать погодные явления аномального характера с геологическими процессами в земной коре, позволяют сделать вывод, что изучение погодных явлений необходимо вести в неразрывной связи с изучением геологических процессов в земной коре. И в недалёком будущем на стыке метеорологии и геологии, скорее всего, следует ожидать появления нового направления в науке – геометеорологии или недропогодоучения…
Юрий Осипов
"Мономах", №4, 2010 г.