Наши земляки-ульяновцы внесли неоценимый вклад в победу над фашизмом, трудясь на заводах и фабриках не покладая рук, добиваяськолоссальных результатов. Перед Великой Отечественной войной внашем городе, помимо патронного завода им. Володарского, крупныхпредприятий не было. Но в военное время к нам эвакуировали порядка 15 мощных промышленных организаций страны. Так появилосьодно из самых известных предприятий нашего региона - Ульяновскийавтомобильный завод (УАЗ).
Сейчас на базе автозавода есть свой совет ветеранов, в котором на учете стоит порядка пяти тысяч человек, из них осталось 11 участников Великой Отечественной, двое узников фашистских лагерей, 165 тружеников тыла, около двух тысяч детей войны.
- В этом году 90 лет исполнится тридцати ветеранам, десять отметят 95-летие, одному человеку в следующем году будет 99. Многие из них уже не ходят самостоятельно, многие просто одиноки, поэтому мы стараемся помогать им, чем можем, привлекаем волонтеров, наша городская администрация тоже оказывает всяческое содействие в этом, - рассказал председатель совета Анатолий Лазарев. - А сейчас им необходима еще большая помощь и поддержка в связи с режимом самоизоляции, поэтому продолжим эту работу в более усиленном режиме. Опять-таки благодаря средствам, которые нам выделили из горадминистрации, будем закупать продовольственные наборы. Но кого бы из них я уже ни обзванивал, все в основном отказываются, говорят, найдите того, кому нужнее. Все они люди очень скромные.
А началась история Ульяновского автомобильного завода в 1941 году. Тогда немцы рвались к Москве, и уже летом в столице начались бомбежки. Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации ряда крупных предприятий из столицы в Сибирь, на Урал и на Волгу. Среди них было и сборочное производство ЗИСа (автомобиля, выпускавшегося на московском заводе им. Сталина. - Прим. ред.), которое решили эвакуировать в Ульяновск. Группа руководителей, побывав у нас в городе, телеграфировала, что место для автомобильного производства «не совсем пригодно, но в нынешних условиях удовлетворяет».
Территорию под сборочный цех определили на холмистом берегу Волги, там, где сейчас расположен моторный завод. Все основные цеха должны были разместиться в десяти низких длинных бараках, принадлежавших главному таможенному управлению. Преимущество их заключалось в том, что сюда подходили две железнодорожные ветки, по которым 20 октября 1941 года прибыли из Москвы первые руководители будущего Ульяновского автозавода. Эвакуировались сотрудники предприятия наспех, не успев взять даже теплые вещи, а морозы в ту зиму доходили до 40 градусов, не говоря уже о пронизывающем ветре.
Работа закипела с первого дня: люди освобождали складские помещения, разгружали платформы, монтировали оборудование. Приходилось трудиться по 12 часов и днем и ночью - спасали только свет и тепло от костров. А 30 ноября стало датой рождения завода, ведь именно тогда утвердили все необходимые нормативные документы предприятия.
Всего за два с небольшим месяца удалось наладить производство, и уже к новому, 1942 году цех боеприпасов (инструментальный №2) выпустил свою первую продукцию - авиационные снаряды. Но этот отдел завода получил еще и другое название - «девичий», ведь работали там в основном представительницы прекрасной половины населения. Причем этот коллектив прослыл одним из лучших в стране и неоднократно удостаивался благодарности от Правительства. Работница Вера Маркова в те годы стала первой рекордсменкой-ударницей во «фронтовой» бригаде Марии Клочковой. Такое почетное звание за всю войну на заводе получили 13 бригад.
В начале 1942 года на заводе организовали отдел рабочего снабжения, который взял под особый контроль отоваривание продовольственных карточек (заводчане обменивали карточки на питание. - Прим. ред). А за рекой Свиягой на Поповом острове на площади в 154 гектара в пользование автозавода выделялись участки под огороды. Так как основные кадры завода состояли из полутора тысяч московских работников, их директор Шварцбург первое время днем и ночью занимался размещением рабочих, а сам с семьей из восьми человек жил в 14-метровой комнате. Конструкторы и технологи со времени прибытия в Ульяновск ожидали постоянного пристанища сначала во Дворце книги, а затем в здании краеведческого музея, и только осенью 1944 года переехали на новую территорию завода за Свиягу. Эвакуированных «зисовцев» разместили не только в городе, но и в близлежащих селах: Лаишевке, Баратаевке, Арском, Кременках и других.
Автозаводской поселок в октябре 1943 года состоял из восьми бараков по 25 квартир, пяти деревянных четырехквартирных домов. В одном из «шалашей» оборудовали клуб на 120 человек и парикмахерскую, комнату для приезжих. Вскоре открылись начальная и средняя школы, здравпункт и гостиница на 40 мест. В январе 1943 года коммунальный отдел организовал детский сад на 250 человек. При детских городских организациях открылись две группы по 100 человек, под шефство взяли ясли на 75 малышей. А в следующем году автозаводцы открыли свою больницу, тогда же для подготовки квалифицированных кадров создали автомеханический техникум.
В 1942-м ряды москвичей пополнила ульяновская молодежь, мобилизованная в городе по постановлению обкома ВКП(б). Рабочей силой автозавод снабжали за счет неработающего населения и предприятий, учреждений города общей численностью 2,7 тысячи человек. В самые трудные дни 16-17-летние ребята и девушки отдавали производству по 12-14 часов своей жизни в день, а затем помогали в госпитале, детском доме, собирали на фронт посылки с вязаными теплыми вещами. Девушки шили кисеты, вязали варежки и носки, парни мастерили зажигалки, чтобы после отправить подарки бойцам на передовую.
Заводчане собирали деньги на выпуск танков, машин, самолетов. 30 апреля 1942 года собрали первый автомобиль ЗИС-5. Но тогда еще не наладили поставку двигателей из Миасса (город в Челябинской области. - Прим. ред.), поэтому пять машин первой серии собирались без главного комплектующего. Начальник инструментального цеха Воробей тогда даже жаловался, что не может смотреть на этих «уродцев», но в конце концов все наладилось.
В мае того же года на заводе действовали два механосборочных и инструментальных цеха, цех нормалей, цех сборки и испытаний, термический с отделением металлопокрытий, механомонтажный и железнодорожный цехи, а также центральная лаборатория.
Буквально через пару месяцев темпы сборки возросли до 20-30 машин в сутки, и Ульяновский филиал №4 ЗИС (УльЗИС) официально назначили головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5. Здесь также собирали походные мастерские, кроме того, осуществляли сборку двигателей малолитражек для мотоциклов и газогенераторных установок для модели ЗИС-21.
К концу декабря на предприятии работало четыре тысячи человек и порядка 1,9 тысячи автомобилей ЗИС-5 уже отправились на фронт. За образцовое выполнение заданий по производству боеприпасов 13 работников Ульяновского автозавода удостоились правительственных наград. Орден Красной Звезды вручили начальнику цеха №2 Протопопову, медаль «За трудовую доблесть» - технологу Лукину, а «За трудовое отличие» наградили Алябьева и Мухину.
После принятия в 1943 году решения Государственного комитета обороны о строительстве в Ульяновске автозавода горисполком выделил за Свиягой 200 гектаров земли под промышленное и гражданское строительство. Велось оно поначалу с большим трудом: не было стройматериалов, не хватало квалифицированных кадров, сдерживали также перебои со снабжением лесом. Тормозило дело также отсутствие электроэнергии, поэтому одновременно решили строить ТЭЦ.
Тем временем коллектив завода перевыполнил производственную программу февраля и получил 2-е место во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное Знамя ГКО. Не только своими силами и временем жертвовали на благо общей цели заводчане: каждый отдавал во благо общего дела все, что только мог, в течение года на нужды фронта труженики внесли более 300 тысяч рублей своих сбережений.
Люди преодолели все трудности: построили в Вырыпаевке кирпичный завод, а в апреле 1944 года заработал бетонный. В Старомайнском районе организовали заготовку леса. В сентябре 1945 года команда плотников бригадира Подосинникова выступила инициатором досрочного пуска отстроенной теплоэлектроцентрали, которая свой первый ток дала за пять минут до начала нового, 1947 года.
Одно из самых знаменательных событий того времени - создание автомобиля УльЗИС-253, в разработке которого принимали участие конструкторы Чуразов, Давыдов, Пахтер, Кузнецов, Гришин. Под руководством главного конструктора Бориса Шапошника к маю 1944-го собрали первый опытный образец дизельного грузовика. Особенность ее была в том, что эта 3,5-тонная машина по экономичности двигателя и динамическим качествам ничем не уступала американскому «Студебеккеру». Автомобиль получил высокую оценку, в том числе и московских специалистов, но в серию он все-таки не пошел. «Наверху» решили в пользу производства грузовика Горьковского автозавода ГАЗ-АА, или «полуторки», как называли его в обиходе. Дело в том, что страна в то время взяла цель на восстановление разрушенного войной хозяйства, поэтому выбор пал на уже проверенную довоенную технику, вместо того чтобы «доводить до ума» грузовик со сложным в освоении дизелем. Группа «горьковских» специалистов вместе с первыми партиями различного оборудования и технической документацией уже осенью 1945 года прибыла в Ульяновск, чтобы наш завод начал выпуск полуторатонного ГАЗа.
В 1944 году 19 заводчан получили ордена и медали. Награждения орденом Красного Знамени удостоились директор Дундуков и главный конструктор Шапошник. Начальнику термического цеха Павлову вручили орден Красной Звезды, а труд конструктора Власова, слесаря Занкина, начальника цеха Лайхтмана и монтажника Хайруллина отметили орденом «Знак Почета». Помимо этого, указом Президиума Верховного Совета СССР в 1945 около 500 заводчан гордо носили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
За годы войны автозавод выпустил почти 7,3 тысячи автомашин ЗИС-5, около 20 тысяч двигателей Л-312. За всю историю существования труженики предприятия произвели около пяти миллионов автомобилей. Сегодня Ульяновский автомобильный завод выпускает более десяти моделей автомобилей и около сотни модификаций. ООО «УАЗ» - градообразующее предприятие для Ульяновской области. Оно признано добросовестным налогоплательщиком, а коллектив продолжает вносить весомый вклад в развитие экономики области и повышение инвестиционной привлекательности региона.
Материалы страницы подготовила Дарья Гордеева
"Ульяновск сегодня", №32, 17 апреля 2020 г.
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024