1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Симфонический оркестр Симбирской чувашской учительской школы. 1913 г.
События, 30 Ноября 1941
Как УАЗ ковал Великую Победу в тылу

Наши земляки-ульяновцы внесли неоценимый вклад в победу над фашизмом, трудясь на заводах и фабриках не покладая рук, добиваяськолоссальных результатов. Перед Великой Отечественной войной внашем городе, помимо патронного завода им. Володарского, крупныхпредприятий не было. Но в военное время к нам эвакуировали порядка 15 мощных промышленных организаций страны. Так появилосьодно из самых известных предприятий нашего региона - Ульяновскийавтомобильный завод (УАЗ).

Сейчас на базе автозавода есть свой совет ветеранов, в котором на учете стоит порядка пяти тысяч человек, из них осталось 11 участников Великой Отечественной, двое узников фашистских лагерей, 165 тружеников тыла, около двух тысяч детей войны.

- В этом году 90 лет исполнится тридцати ветеранам, десять отметят 95-летие, одному человеку в следующем году будет 99. Многие из них уже не ходят самостоятельно, многие просто одиноки, поэтому мы стараемся помогать им, чем можем, привлекаем волонтеров, наша городская администрация тоже оказывает всяческое содействие в этом, - рассказал председатель совета Анатолий Лазарев. - А сейчас им необходима еще большая помощь и поддержка в связи с режимом самоизоляции, поэтому продолжим эту работу в более усиленном режиме. Опять-таки благодаря средствам, которые нам выделили из горадминистрации, будем закупать продовольственные наборы. Но кого бы из них я уже ни обзванивал, все в основном отказываются, говорят, найдите того, кому нужнее. Все они люди очень скромные.

А началась история Ульяновского автомобильного завода в 1941 году. Тогда немцы рвались к Москве, и уже летом в столице начались бомбежки. Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации ряда крупных предприятий из столицы в Сибирь, на Урал и на Волгу. Среди них было и сборочное производство ЗИСа (автомобиля, выпускавшегося на московском заводе им. Сталина. - Прим. ред.), которое решили эвакуировать в Ульяновск. Группа руководителей, побывав у нас в городе, телеграфировала, что место для автомобильного производства «не совсем пригодно, но в нынешних условиях удовлетворяет».

Территорию под сборочный цех определили на холмистом берегу Волги, там, где сейчас расположен моторный завод. Все основные цеха должны были разместиться в десяти низких длинных бараках, принадлежавших главному таможенному управлению. Преимущество их заключалось в том, что сюда подходили две железнодорожные ветки, по которым 20 октября 1941 года прибыли из Москвы первые руководители будущего Ульяновского автозавода. Эвакуировались сотрудники предприятия наспех, не успев взять даже теплые вещи, а морозы в ту зиму доходили до 40 градусов, не говоря уже о пронизывающем ветре.

Работа закипела с первого дня: люди освобождали складские помещения, разгружали платформы, монтировали оборудование. Приходилось трудиться по 12 часов и днем и ночью - спасали только свет и тепло от костров. А 30 ноября стало датой рождения завода, ведь именно тогда утвердили все необходимые нормативные документы предприятия.

Всего за два с небольшим месяца удалось наладить производство, и уже к новому, 1942 году цех боеприпасов (инструментальный №2) выпустил свою первую продукцию - авиационные снаряды. Но этот отдел завода получил еще и другое название - «девичий», ведь работали там в основном представительницы прекрасной половины населения. Причем этот коллектив прослыл одним из лучших в стране и неоднократно удостаивался благодарности от Правительства. Работница Вера Маркова в те годы стала первой рекордсменкой-ударницей во «фронтовой» бригаде Марии Клочковой. Такое почетное звание за всю войну на заводе получили 13 бригад.

В начале 1942 года на заводе организовали отдел рабочего снабжения, который взял под особый контроль отоваривание продовольственных карточек (заводчане обменивали карточки на питание. - Прим. ред). А за рекой Свиягой на Поповом острове на площади в 154 гектара в пользование автозавода выделялись участки под огороды. Так как основные кадры завода состояли из полутора тысяч московских работников, их директор Шварцбург первое время днем и ночью занимался размещением рабочих, а сам с семьей из восьми человек жил в 14-метровой комнате. Конструкторы и технологи со времени прибытия в Ульяновск ожидали постоянного пристанища сначала во Дворце книги, а затем в здании краеведческого музея, и только осенью 1944 года переехали на новую территорию завода за Свиягу. Эвакуированных «зисовцев» разместили не только в городе, но и в близлежащих селах: Лаишевке, Баратаевке, Арском, Кременках и других.

Автозаводской поселок в октябре 1943 года состоял из восьми бараков по 25 квартир, пяти деревянных четырехквартирных домов. В одном из «шалашей» оборудовали клуб на 120 человек и парикмахерскую, комнату для приезжих. Вскоре открылись начальная и средняя школы, здравпункт и гостиница на 40 мест. В январе 1943 года коммунальный отдел организовал детский сад на 250 человек. При детских городских организациях открылись две группы по 100 человек, под шефство взяли ясли на 75 малышей. А в следующем году автозаводцы открыли свою больницу, тогда же для подготовки квалифицированных кадров создали автомеханический техникум.

В 1942-м ряды москвичей пополнила ульяновская молодежь, мобилизованная в городе по постановлению обкома ВКП(б). Рабочей силой автозавод снабжали за счет неработающего населения и предприятий, учреждений города общей численностью 2,7 тысячи человек. В самые трудные дни 16-17-летние ребята и девушки отдавали производству по 12-14 часов своей жизни в день, а затем помогали в госпитале, детском доме, собирали на фронт посылки с вязаными теплыми вещами. Девушки шили кисеты, вязали варежки и носки, парни мастерили зажигалки, чтобы после отправить подарки бойцам на передовую.

Заводчане собирали деньги на выпуск танков, машин, самолетов. 30 апреля 1942 года собрали первый автомобиль ЗИС-5. Но тогда еще не наладили поставку двигателей из Миасса (город в Челябинской области. - Прим. ред.), поэтому пять машин первой серии собирались без главного комплектующего. Начальник инструментального цеха Воробей тогда даже жаловался, что не может смотреть на этих «уродцев», но в конце концов все наладилось.

В мае того же года на заводе действовали два механосборочных и инструментальных цеха, цех нормалей, цех сборки и испытаний, термический с отделением металлопокрытий, механомонтажный и железнодорожный цехи, а также центральная лаборатория.

Буквально через пару месяцев темпы сборки возросли до 20-30 машин в сутки, и Ульяновский филиал №4 ЗИС (УльЗИС) официально назначили головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5. Здесь также собирали походные мастерские, кроме того, осуществляли сборку двигателей малолитражек для мотоциклов и газогенераторных установок для модели ЗИС-21.

К концу декабря на предприятии работало четыре тысячи человек и порядка 1,9 тысячи автомобилей ЗИС-5 уже отправились на фронт. За образцовое выполнение заданий по производству боеприпасов 13 работников Ульяновского автозавода удостоились правительственных наград. Орден Красной Звезды вручили начальнику цеха №2 Протопопову, медаль «За трудовую доблесть» - технологу Лукину, а «За трудовое отличие» наградили Алябьева и Мухину.

После принятия в 1943 году решения Государственного комитета обороны о строительстве в Ульяновске автозавода горисполком выделил за Свиягой 200 гектаров земли под промышленное и гражданское строительство. Велось оно поначалу с большим трудом: не было стройматериалов, не хватало квалифицированных кадров, сдерживали также перебои со снабжением лесом. Тормозило дело также отсутствие электроэнергии, поэтому одновременно решили строить ТЭЦ.

Тем временем коллектив завода перевыполнил производственную программу февраля и получил 2-е место во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное Знамя ГКО. Не только своими силами и временем жертвовали на благо общей цели заводчане: каждый отдавал во благо общего дела все, что только мог, в течение года на нужды фронта труженики внесли более 300 тысяч рублей своих сбережений.

Люди преодолели все трудности: построили в Вырыпаевке кирпичный завод, а в апреле 1944 года заработал бетонный. В Старомайнском районе организовали заготовку леса. В сентябре 1945 года команда плотников бригадира Подосинникова выступила инициатором досрочного пуска отстроенной теплоэлектроцентрали, которая свой первый ток дала за пять минут до начала нового, 1947 года.

Одно из самых знаменательных событий того времени - создание автомобиля УльЗИС-253, в разработке которого принимали участие конструкторы Чуразов, Давыдов, Пахтер, Кузнецов, Гришин. Под руководством главного конструктора Бориса Шапошника к маю 1944-го собрали первый опытный образец дизельного грузовика. Особенность ее была в том, что эта 3,5-тонная машина по экономичности двигателя и динамическим качествам ничем не уступала американскому «Студебеккеру». Автомобиль получил высокую оценку, в том числе и московских специалистов, но в серию он все-таки не пошел. «Наверху» решили в пользу производства грузовика Горьковского автозавода ГАЗ-АА, или «полуторки», как называли его в обиходе. Дело в том, что страна в то время взяла цель на восстановление разрушенного войной хозяйства, поэтому выбор пал на уже проверенную довоенную технику, вместо того чтобы «доводить до ума» грузовик со сложным в освоении дизелем. Группа «горьковских» специалистов вместе с первыми партиями различного оборудования и технической документацией уже осенью 1945 года прибыла в Ульяновск, чтобы наш завод начал выпуск полуторатонного ГАЗа.

В 1944 году 19 заводчан получили ордена и медали. Награждения орденом Красного Знамени удостоились директор Дундуков и главный конструктор Шапошник. Начальнику термического цеха Павлову вручили орден Красной Звезды, а труд конструктора Власова, слесаря Занкина, начальника цеха Лайхтмана и монтажника Хайруллина отметили орденом «Знак Почета». Помимо этого, указом Президиума Верховного Совета СССР в 1945 около 500 заводчан гордо носили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

За годы войны автозавод выпустил почти 7,3 тысячи автомашин ЗИС-5, около 20 тысяч двигателей Л-312. За всю историю существования труженики предприятия произвели около пяти миллионов автомобилей. Сегодня Ульяновский автомобильный завод выпускает более десяти моделей автомобилей и около сотни модификаций. ООО «УАЗ» - градообразующее предприятие для Ульяновской области. Оно признано добросовестным налогоплательщиком, а коллектив продолжает вносить весомый вклад в развитие экономики области и повышение инвестиционной привлекательности региона.

Материалы страницы подготовила Дарья Гордеева

"Ульяновск сегодня", №32, 17 апреля 2020 г.

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru