Село Языково - родовое имение симбирских дворян Языковых, которые внесли значительный вклад в научную и культурную жизнь нашего края. Идея создания усадьбы принадлежала, вероятно, отцу поэта Николая Михайловича, одному из богатейших помещиков Симбирской губернии, Михаилу Петровичу Языкову.
В состав усадьбы кроме дома входили церковь и парк с прудами. Господский дом - деревянный, двухэтажный, с двумя одноэтажными флигелями по бокам, с колоннами по двум основным фасадам - был типичным для богатых дворянских усадеб эпохи классицизма. Он стоял в центре парка, в живописнейшей местности, в долине реки Урень, окруженной холмами. Неизвестный нам архитектор, следуя традициям пейзажных парков, умело использовал эти особенности рельефа.
Как же выглядел парк в первой половине прошлого века? Каким видели его братья Языковы, их гости, среди которых были Д. Давыдов, поэт и переводчик Д. Ознобишин, собиратель народных песен П. Киреевский и А.С. Пушкин, дважды побывавший здесь в сентябре 1833 года?
Закладка парка началась примерно в 1804 году параллельно со строительством церкви. Тогда были высажены вязы, которые должны были создать парадную аллею, ведущую к будущему дому. Часть этих вязов, а также посадки сирени и два ряда желтой акации вдоль центральной дорожки сохранились до наших дней.
Основная часть парка располагалась на склонах Уреня, с западной стороны дома. Вот как описывает его в своей книге известный ульяновский краевед А.Н. Блохинцев:
"Четыре террасных понижения следуют одно за другим, на каждом из них были партеры - с фонтаном на одном, с большой цветочной клумбой на другом и с небольшой площадкой на третьем. Каменные лестницы, соединявшие эти партеры, вели к большому пруду... На пруду - два острова. Один из них, небольшой, с деревянной беседкой, соединен с берегом горбатым металлическим мостиком. На берегах этого и двух других прудов растут огромные деревья с широкими и густыми кронами, нависающими над зеркальной гладью воды".
Живописно расположенные группы берез, лип, вязов в сочетании с соснами и елями, красиво цветущие кустарники, заросли ивы, черемухи и сирени по берегам прудов придавали саду необыкновенную романтичность. Партер прорезала главная аллея, совпадающая с центральной осью усадьбы. Она как бы являлась продолжением въездной аллеи. Начинаясь от дома, она упиралась в прямоугольный пруд (таким он изображен на плане села Языково 1858 года).
Прудов в парке было два. Как писал Николай Михайлович: "И двух прудов спокойное стекло". Первый пруд, верхний, находился на ключе, вытекающем из-под горы (сейчас его называют Попов ключ). Второй пруд находился ниже по течению реки Урень и граничил с селом Языково. Позднее он стал называться фабричным. Ныне существующая система прудов, по мнению исследователей, была образована во второй половине XIX века, при новых владельцах.
Недалеко от церкви, около верхнего пруда растет большая ель, называемая в народе "пушкинской".
По преданию, ее посадил А.С. Пушкин, а ее раздвоенная вершина символизирует дружбу двух русских поэтов. Но, по мнению известного нашего специалиста ботаника Н.С. Ракова, ко времени посещения великим поэтом языковских мест этой ели было уже около 60 лет и посадить ее он не мог. Но то, что он ее видел, это не вызывает ни у кого сомнений. Так что, ель является реликвией языковской земли.
В 1881 году усадьба быта куплена купцом Ф.С. Степановым. Степановы очень бережно относились к языковскому наследию, в том числе и к парку. Были выкопаны новые пруды, устроены дополнительные аллеи, высажены новые виды деревьев. Сейчас в Языковском парке растет около 30 видов деревьев и кустарников, из них около 35 деревьев - посадки времен Языковых. При Степановых в парке появились сибирская сосна, колючая ель, пихта, лиственница.
В нашем веке парк претерпел существенные изменения. Погибло много старых деревьев, сильные изменения произошли в партерной части парка: разрослись кусты акации и сирени, образовался густой подлесок вокруг деревьев. В период Первой мировой войны в южной части появился так называемый австрийский пруд, выкопанный пленными австрийцами. Позднее, после войны, были расширены проточные канавы между прудами. На острова верхнего пруда перекинули металлические мостики и на них установили беседки современного вида.
Сейчас, к сожалению, парк теряет свою красоту и былое очарование. В 1829 году Н.М. Языков писал из Дерпта:
"Как бы только добраться до Языкова! Уж там-то застихотворствую и восстановится моя блистательная слава поэтическая".
Языково вдохновляло поэта. Вдохновится ли кто сейчас на благое дело: восстановление этого замечательного уголка симбирской земли?
«Мономах», №2 (17), 1999 г.