
ВЕНЕЦ. Высоко над Волгой, на крутом правом берегу ее, поднялась центральная часть Ульяновска. Со времен основания города в 1648 году именуется эта часть волжского крутогорья красивым и звучным словом Венец. Слилось оно с именем города. И теперь трудно представить Ульяновск без Венца, как и Венец без Ульяновска. Но, оказывается, ульяновский Венец не одинок. Неоднократно встречается это название уже в пределах Ульяновской области: Венец - гора близ села Поникай Ключ; Венец - гора у села Тиялино Инзенского района; гора и лес близ села Комаровки Карсунското района. Многочисленны горы и селения близ них под этим названием на Псковщине, в Поочье и в Верхневолжье. Обилие Венцов в топонимии не случайно. Дело в том, что во многих местностях, где с древних времен проживает русское население, слово венец употребляется и как нарицательное. Оно означает "гребень округлой горы, возвышенность, высокий берег, окружающим речную долину". На этой основе утвердился и ульяновский Венец, от которого в пределах города возникли производные топонимы: Новый Венец, Старый Венец, Средний Венец, Северный Венец. Название свидетельствует, что первостроителями русской крепости и города были верхневолжцы, выходцы со стороны Нижнего Новгорода.
МОСТОВАЯ. Микрорайон города по берегу Свияги. Основана как подгородная слобода в 1649 году одновременно с Большой Конной (ныне улица Шевченко), Малой Конной (ныне улица Вoробьева) и Засвияжской Конной. Длительное время Мостовая существовала как пригородное село. В 17 веке так нередко назывались селения, улицы которых мостились, выстилались бревнами.
СВИЯГА. Река, правый приток Волги. Истоки имеет в Барышском и Кузоватовском районах. Впадает в Волгу в Татарии у города Свияжска .Татары именуют реку - Зия, чуваши - Сыне. Прямых соответствий названию в языках народов, обитавших и обитающих в Среднем Поволжье, не обнаружено. Поэтому было высказано несколько несовпадающих предположений о том, на какой основе могло возникнуть название реки. Так, в частности, некоторые исследователи (А.И.Полов, М.Фасмер) пытались связать гидроним с русским языком, сопоставляя его с глаголами вить, свивать. В буквальном и первичном значении названия истолковывалось как "Свитая", что, якобы, отражало характер течения реки и соединения ее с Волгой. Но такая значительная река как Свияга, имела название, бесспорно, задолго до утверждения русских в Средневолжье. Русские могли лишь видоизменить, трансформировать существовавшее до них и непонятное им наименование реки. Основу дорусского названия, как можно полагать, составило распространенное в иранских и тюркских языках нарицательно слово зиях - "мутная, грязная". По этому признаку река могла быть поименована в древности в связи с тем, что на значительном расстоянии протекает по низменной, заболоченной местности. С приходом русских непонятное для них Зиях трансформировалось в Свиягу.
СЕЛЬДЬ. Речка, левый приток Свияги с устьем в черте Ульяновска. Истоки реки находятся близ села Абрамовки в Майнском районе. Протяженность речки - около шестидесяти километров. Местное население называет речку Сельгой. В документах 17-18 в.в. - Сельга и Сельдя. Современный вариант названия представляет собою результат видоизменения более древних наименований речки (Сельдя - Сельдь) по аналогии с нарицательным названием рыбы - сельдь. Однако в действительности гидроним никакого отношения к рыбе сельдь не имеет. В пределах области это одно из древних речных названий. Его основу некогда составило нарицательное "сель", которое в разных восточных языках (тюркских, иранских) используется со значениями "горный грязе-каменный поток", "поток, река", "селевый поток". Академик П.С.Паллас в записках о своих путешествиях по России (18 век) отмечал, что словом зильга называется "у башкирцев и татар каждый поток, в коем бегучая льется вода". Таким образом, Сельдь в своем первичном, исходном значении и есть "водный поток, речка". Село Сельдь, расположенное близ устья реки, основано около 1648 года как Сельдинская слобода и поименовано по реке.
ТУТИ. Микрорайон города Ульяновска между старым железнодорожным вокзалом и рекой Свиягой. Название интересно тем, что хранит память о попытке разведения здесь тутового шелкопряда. Вскоре после основания Симбирска, в 1652 году, на берегу реки Свияги были высажены тутовые деревья, по-местному "тути". В одной из грамот отмечалось: "При стольнике и воеводе при Петре Андрееве сыне Измайлове... тутовые всходы на всех восьми гранях взошли с весны прошлого (1653 года) на аршин и больше..." Однако в итоге попытка разведения тутового шелкопряда тогда оказалась неудачной. А вот название местности, связанное с этой попыткой, сохранилось и до сих пор.
УНДОРЫ. Местечко на правом берегу Волги в северной части области. Получило известность своими минеральными источниками и развивающимся курортом. Село Воскресенское, "что на Ундоровских горах", упоминается в одной из грамот 1679 года. По этим горам и было позднее поименовано. Близ села сохраняются остатки древних городищ, относящихся, по данным археологов, к временам Волжской Булгарии. Топоним, не объясняемый на базе местных языков, вместе с тем соотносим с монгольским нарицательным "ундэр" - "высота, возвышенность, высокий". Географическое положение местечка на крутом и высоком волжском берегу полностью соответствует отмеченной семантике названия. Топоним мог закрепиться здесь во времена золотой Орды... В связи со сказанным заслуживает внимания тот факт, что и в топонимии современной Монголии географические названия типа гора Ундэр, гора Баян-Ундэр-Обо, местечко Ундэр-Шил и подобные оказываются достаточно частотными.
Венедикт Барашков, профессор Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Автор восьми книг и 45 научных статей. Преподавал в Глазовском и Пермском педагогическом институтах. Но в сердце навсегда сохранилась любовь к родному краю. С 1961 года В.Ф. Барашков снова живет и работает в Ульяновске, в родном педагогическом вузе.
Журнал «Мономах», №2(3), 1995 г. Продолжение - Часть 2, Часть 3 и Часть 4
Книга «Объективом и пером о былом». Часть I. 30 ЛЕТ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ. По ленинскому пути
Воспоминания, 22.4.1946