Через несколько дней после моего выхода на пенсию с должности директора краеведческого музея секретарь обкома партии В.Н. Сверкалов вызвал меня к себе и сказал: «Освободилось место заведующего Ленинской картинной галереей (филиал Художественного музея). Мы можем тебя туда рекомендовать».
Я согласился, так как в городе ничего другого по моей специальности не было. Так в октябре 1982 года я был назначен заведующим галереей.
Музей этот торжественно открылся к столетию со дня рождения Ленина, но позже никто из руководителей не интересовался его состоянием. В галерее, помимо работ, посвящённых ленинской теме, большая часть произведений живописи и скульптуры была связана с историей советского периода. После 1970 года эта экспозиция почти не пополнялась.
Особенную тревогу вызывало состояние здания и коммуникаций. Галерея размещалась в бывшем особняке барона фон Штемпеля, построенном в 1905 году по проекту архитектора А.А. Шодэ. Здание в результате халатного к нему отношения разрушалось. Имевшиеся на фасаде лепные украшения падали на землю. Во многих местах была повреждена кровля.
Система отопления не обеспечивала нормальную температуру: зимой в здании было не выше 12 градусов. Не было и нормального освещения залов, так как не выдерживала электропроводка. В некоторых залах не были завершены работы по настилке паркета. Отсутствовал и гардероб: посетители сами вешали одежду под лестницей.
Я обратился за помощью в областное управление культуры, но на мою докладную реакции не было. Исправить сложившееся в галерее положение помог случай.
Однажды вечером мне позвонил заместитель председателя облисполкома А.А. Ланков и попросил на следующий день, во вторник (в выходной день), быть в галерее с экскурсоводом: в город приехал заведующий орготделом ЦК КПСС Е.К. Лигачёв, он посетит Дом-музей В.И. Ленина и, возможно, захочет посмотреть галерею.
Поздно вечером я созвонился с научным сотрудником галереи Е. Шаталиной и попросил её выйти с утра на работу. Та согласилась, но сказала, что у неё нет подходящей одежды: всё в стирке – она может прийти только в брюках. Я задумался. Брюки на женщинах только входили в моду, и начальство относилось к этому неодобрительно, но выхода не было, и я сказал: «Приходите в брюках».
На следующий день мы вышли на работу и до самого вечера ждали высокого гостя. Наконец, увидели подходившую к галерее группу людей. Один из них представился: «Моя фамилия Лигачёв, я приехал в Ульяновск по поручению ЦК. Можно мне посмотреть галерею?» Я ответил: «Что за вопрос? Конечно. Мы Вас ждали. Вы будете смотреть сами или с экскурсоводом?» Он ответил: «Лучше с экскурсоводом». Минут сорок осматривал экспозицию и остался очень доволен.
Перед уходом Егор Кузьмич обратился ко мне с вопросом: «Как посещают галерею руководители?» Я ответил, что посещают, и сегодня вот пришли. Он улыбнулся, а затем спросил: «А скажите, какие у вас есть проблемы?». Я решил воспользоваться этим вопросом и довольно подробно рассказал о состоянии галереи. Он внимательно выслушал меня, а затем обернулся к председателю облисполкома А.М. Большову: «Надо помочь музею». Г.В. Колбин, которого Лигачёв должен был от имени ЦК рекомендовать пленуму обкома на должность первого секретаря, стоял несколько поодаль и слушал.
Конечно, мой разговор с Лигачёвым руководителям области не понравился. Вечером мне позвонил А.А. Ланков и сказал: «Ну-ка, расскажи, что ты там наговорил Лигачёву? Почему не обратился к нам?». Я ему изложил суть дела, сказал, что обращался в управление культуры, но там не реагировали, а Лигачёв сам меня спросил о проблемах музея, и я не мог его обманывать.
Вскоре бюро обкома партии приняло решение, обязавшее один из оборонных заводов произвести в галерее необходимые ремонтно-реставрационные работы. Решение было выполнено. Так посещение музея высокопоставленным работником ЦК помогло коренным образом улучшить его материальную базу. Замечу также, что за многие годы моей работы высокие руководители, посещавшие музеи, не интересовались условиями их работы. Приятным исключением был визит Лигачёва.
Марк Валкин
«Мономах», 2010 г., №3(62)