Запишите в Книгу рекордов Гиннесса: 49 с половиной лет у нас не было войны.
С той самой Победы.
Глупо тогда было спрашивать: хотят ли русские войны?
Кто мог хотеть? Пришедшие с фронта калеки, носящие в теле осколки, в ушах – вой фугасок, в ноздрях – горький запах отвоеванных пепелищ? Или бабы, с утра дотемна пахавшие на себе землю, а ночами ждавшие похоронок? Или пацаны-недоростки, надорвавшие жилы на военных заводах?
Найдись тогда дурак, который заявил бы, что он не за мир – его прибили бы на месте.
На все шли – только бы не было войны.
Самых лучших – мастеровитых, башковитых – отдали в оборонку, в секретные НИИ и КБ, а сами десятилетиями терпели власть дебилов. Готовы были кукурузу есть, работать за гроши, но содержать самую большую в мире армию, кормить ораву бледнолицых и чернокожих братьев.
Только бы не было войны!
И вот – Афганистан. Война? Да, но не у нас – за границей. А то, что парни наши домой возвращаются в цинковых бушлатах – это интернациональный долг таким платежом красен.
Потом – Карабах, Таджикистан, Приднестровье, Грузия. Теперь-то у нас? Нет, снова за границей – успели отделиться. Конечно, и русские там, бывает, гибнут, и родственники прочих россиян, но нельзя же вмешиваться в чужие внутренние дела!
Но вот уже и не отделиться: самый центр России, Москва, Белый дом.
Нет, мы, конечно, в принципе не одобряли: нельзя из танков стрелять по людям. Даже если они парламентарии. Даже если они не согласны с политикой Президента.
Но мы смотрели репортажи «Си-Эн-Эн» сквозь пальцы. И все простили. Главное – войны не было!
Так мы думали.
А это уже была война. Настоящая: с войсками, боевыми действиями, трупами. Далеко не выдающаяся по масштабам и потерям, она, тем не менее, ознаменовала переход в новое качество. Она показала, что МОЖНО УБИВАТЬ. В открытую. На виду у всего народа, у всего мирового сообщества. И никому ничего за это не будет!
Не важно – кого конкретно. Тех, кто не согласен. Вчера – парламентариев, за оппозиционность. Сегодня – чеченцев, за сепаратизм. Завтра можно чукчей – за удаленность. А можно опять парламентариев – нынешних, если начнут пугать импичментом (Рыбкин, видно, понимает это и из кожи лезет, чтобы продемонстрировать свою лояльность).
А что же делать? Нам, россиянам?
Молчать, конечно. Сидеть и радоваться. Когда кого-то убивают – радуйся, что не тебя. Когда послали в Чечню таманцев и кантемировцев – радуйся, что не ульяновцев. Когда послали нашу 104-ю – радуйся, что у тебя там никто не служит. Когда у тебя там кто-то служит – радуйся, что не ты.
На то и праздники нам даны. Жаль вот только – не дотянули до «золотого юбилея» Победы: полвека без войны не получилось. Но есть ведь и другие праздники. Новый год, например. Включай телевизор, смотри Пугачеву, Ротару, Газманова, слушай новогодние поздравления.
Говорят, во Франции в ночь с 31 декабря на 1 января показывали прямой репортаж из Грозного. О штурме, во время которого погибло столько наших ребят. У нас это не показывали: зачем портить людям праздник? У нас даже когда не праздник, когда бы можно и омрачить немного – и то показывают вранье. Депутат Госдумы Сергей Ковалев об этом однозначно выразился, уж кому-кому, а ему в этом вопросе можно верить. И то председатель Российской телекомпании Олег Попцов вот-вот загремит «под фанфары» – неужто недопереврал?
Наивный Ковалев примчался в Москву из Грозного, чтобы открыть Президенту глаза на то, что творится в Чечне. Думал – тот не в курсе. Да в курсе он, в курсе. Знает. И что воюет не с боевиками, а с ополченцами – то есть вооруженным народом. И что бомбят не только базы бандформирований, а очень часто – жилые кварталы. И что гибнут сотни, тысячи: мирные жители – по одну сторону и 18-летние необстрелянные пацаны – по другую. И что Грачев – бездарный и жестокий солдафон – тоже знает. Они, чай, с ним в одной бане моются, была возможность разглядеть! Но знает он и то, что никто ему в этой стране не указ – он сам указы пишет.
А что мы можем сделать? Ругать Президента? Да на здоровье! Вон «Комсомолка» в новогоднем номере смело выступила – дала на первой странице фотомонтаж: сидит Ельцин с полным бокалом шампанского, а на праздничном столе – трупы убитых в Чечне.
Смело? Да. Но не точно. Не один же Ельцин виноват. Можно было просто изобразить – человека. И вместо лица оставить пустое место. Чтобы каждый мог вклеить туда фотографию. По желанию: Ельцина, Дудаева, Грачева, Черномырдина… Или – свою.
А что, разве не так?
Владимир Топорков.
Симбирские губернские ведомости,
11.1.1995 г.
К 80-летию Победы ульяновских ветеранов ждут подарки и медали
Герои, 9.1.2025Говорухин, Маркова, Куценко: что звёзд связывает с Ульяновской областью
Воспоминания, 28.12.2024