Крестово-Городище выделяется даже на фоне таких уникальных по насыщенности историко-культурным наследием заволжских сёл, как Головкино, Архангельское и Белый Яр. Оно обладает и редким названием — на карте России я не нашёл поселений с таким же именем. К тому же Крестово-Городище сумело в значительной степени сохранить свою самобытность и целостность несмотря на то, что в первой половине 1950‑х гг. было полностью вынесено из зоны затопления Куйбышевской ГЭС, потеряв историческую территорию. В отличие от многих других сёл с такой же судьбой и сейчас уже не существующих или вымирающих и держащихся на плаву за счёт дачников и владельцев загородных особняков, оно и сейчас смотрится весьма выигрышно. А немаленькие соседние поселения Кайбелы и Тургенево канули в лету, а их жители разъехались по всей стране, хотя многие переехали в Крестово-Городище или Андреевку.
Отрадно, что здесь знают и помнят свою историю. Не случайно 5 июля 2014 г. в селе состоялся праздник в честь 60‑летнего юбилея нового Крестово-Городища (старое место было затоплено в 1956–1957 гг. Куйбышевским водохранилищем). На площади у Дома культуры наградили заслуженных сельчан, поздравили самого молодого и самого старого жителя. Выступали коллективы художественной самодеятельности, была организована праздничная торговля. О таких же торжествах я слышал только в сёлах Архангельское (Чердаклинский район) и Никольское-на-Черемшане (Мелекесский район).
Крестово-Городище издавна выделялось самобытностью. Так, традиционная одежда его жителей несколько отличалась от одежды крестьян близлежащих деревень. Особенно это относилось к женщинам — они не любили сарафанов, одевали юбки и кофты. Причём юбки были прямые, не расклешённые, а кофты с баской. Также местные крестьянки не любили фартуки, много оборок, а на головах носили шёлковые платки 345 (Бильдина Е. Эта земля твоя и моя // Приволжская правда. 1998. № 41 от 07.04. С. 2).
Первый раз мне пришлось побывать в селе летом 2004 г., когда я готовил к изданию первую монографию о строительстве Куйбышевской ГЭС и создании Куйбышевского водохранилища. Удалось найти старожилов, помнящих 1950‑е гг., и поговорить с ними о том, как шло переселение. Это были ныне покойные Григорий Васильевич Исаков и супруги Михаил Осипович (защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной) и Мария Григорьевна Поселенновы. Кстати, тогда Крестово-Городище приятно удивило меня относительным благоустройством и приветливостью жителей.
Во время работы по проекту «Культурное наследие зоны затопления Куйбышевской ГЭС на территории Ульяновской области» я два раза побывал в Крестово-Городище — в мае и октябре 2014 г. Неоценимую помощь в поиске исторических сведений оказали краеведы и учителя сельской школы Н. П. Мигунова, В. В. Лифанов и Т. А. Клементьева. В школе уже давно действует музей истории села с интересными, информативными экспозициями.
В июле 2014 г. в Крестово-Городище работала полевая филологическая экспедиция из Санкт-Петербургского государственного университета во главе с доцентом Я. В. Мызниковой; цель — сбор лексики по теме «Жилище» для «Словаря русских народных говоров» (СРНГ) и «Лексического атласа русских народных говоров» (ЛАРНГ).
Крестово-Городище находится в 35 км к юго-западу от рабочего посёлка Чердаклы, в 9,5 км от Красного Яра и в 37 км к югу от Заволжского района Ульяновска. Село отделяет от Куйбышевского водохранилища полоса леса вдоль его крутого берега, и расстояние до воды — не более 500 м.
До 1780 г. село находилось в Казанской губернии, затем — в Симбирском наместничестве и губернии, а с 1850 по 1917 гг. — в Самарской губернии (с 1861 г. стало центром одноимённой волости Ставропольского уезда). С 1943 г. относится к Ульяновской области. Сейчас оно является административным центром Крестово-Городищенского сельского поселения Чердаклинского района, в которое входит и посёлок Белая Рыбка. Поэтому все сохранившиеся документы по истории села находятся сейчас в трёх архивах — Центральном государственном архиве Самарской области (51 клировая ведомость 1830–1910 гг. и несколько других дел до 1930 г., всего порядка 90), Тольяттинском архиве (метрические книги за 1780–1864 гг.) и Государственном архиве Ульяновской области (в основном это несколько десятков дел Крестово-Городищенского сельсовета 1946–1963 гг. из фонда Р‑3288 и метрические книги за 1865–1898 гг.). Большинство из них — это источники по церковной истории. Одни из самых интересных дел самарского архива — это переписка с губернатором о награждении писаря Крестово-Городищенского волостного правления Исаева серебряной медалью за спасение людей на пожаре (ЦГАСО. Ф. 3. Оп. 81. Д. 7. 1864–1866 гг.) и об открытии земской библиотеки при этом же правлении (Ф. 3. Оп. 233. Д. 1420. 1896 г.).
Благодаря известному ульяновскому историку и культурологу В. А. Гуркину сейчас установлена примерная дата основания Крестово-Городища — 1661 г., «когда эти земли были впервые официально отданы Костромскому Богоявленскому монастырю в оброк, а значит, именно тогда могли быть предприняты монастырём меры по заселению данного участка земли своими крестьянами» 346 (В.А. Гуркин. О времени основания села Крестово Городище // 50 лет новому Крестово Городищу. Ульяновск, 2004. С. 26). Тем самым удалось подтвердить устные предания местных старожилов о том, что их предки спустились сюда на плотах с Верхней Волги. Эти ценные сведения о ранней истории села содержатся в документах, хранящихся ныне в Российском государственном архиве древних актов.
Большой интерес представляет комментарий Д. Мустафиной Ввозной грамоты казанского воеводы Д. А. Долгорукова и дьяка А. Ташлыкова игумену Костромского Богоявленского монастыря Герасиму на земли по Волге в Казанском уезде (1661 г.): «Согласно публикуемому документу эти земли — луга и лес — были «порозжими». Понятие «порозжие» указывает на то, что на каком‑то витке хозяйственной эксплуатации земельные угодья оказались исключены из сельскохозяйственного оборота и вследствие этого не попали в реестр обложения. Смысл этого понятия не следует сводить к значению «пустые» или не заселенные территории. Многочисленные археологические памятники, имеющиеся на территории Ульяновской области, в том числе на территории рассматриваемого Чердаклинского района, — курганные группы, одиночные курганы, курганные могильники, селища, поселения, сосредоточенные в окрестностях р. п. Чердаклы, с. Андреевка, п. Первомайский, с. Поповка, с. Старый Уренбаш, с. Татарский Калмаюр, с. Старый Белый Яр, с. Крестово-Городище и другие свидетельствуют, что эти территории были заселены уже во II тысячелетии до н. э. …Если вспомнить, что в 1630–1640‑х гг. серьёзную угрозу средневолжским землям и Прикамью стали представлять беспокойные кочевники-калмыки, а в 1654 г. все Поволжье оказалось во власти эпидемии чумы, то вполне вероятно, что переданные Костромскому монастырю угодья оказались заброшенными. С другой стороны, эти земли входили в лесостепную зону, что накладывало свой отпечаток на характер их эксплуатации: их не распахивали, и такие угодья, как правило, находились в коллективном владении, т. е. пользовании жителей окрестных поселений, их даже не размежёвывали» 347 (Мустафина Д. «А та земля — луги и лес — место степное, лежит в пусте никому не отдана» (Монастырская колонизация Заволжья: оброчные статьи Костромского Богоявленского монастыря).
Первое свидетельство о количестве населения Крестово-Городище относится к 1744 г.348 (Гуркин В.А. О времени основания села Крестово Городище… С. 25). Тогда здесь проживало 446 человек. В 1848 г. в 212 дворах числилось 2152 жителя, в том числе 2012 удельных крестьян, 99 раскольников Спасова согласия, 10 приверженцев поповщины и 4 — беспоповщины 349 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 1. Л. 179 об.)
К 1889 г. в селе при реке Воложка (иногда указывается река Елшанка) насчитывалось 589 дворов и 3290 человек (также здесь кроме храма находились волостное правление, земская общественная школа, работали одна водяная и 19 ветряных мельниц, 11 обдирок*, два чесальных завода (см. «шерсточесалка*»); особо отмечались садоводство и наличие остатков древних укреплений — вал и рвы) 350 (Списки населенных мест Самарской губернии по сведениям 1889 года… С. 39).
В начале XX в. в Крестово-Городище было 718 дворов и 3678 жителей 351 (Списки населенных мест Самарской губернии. Составлен в 1910 году… С. 66).
В селе действовали земская школа, два овчинных и два кирпичных завода, маслобойня, одна газогенная вальцовая и 18 ветряных мельниц, 7 просо-обдирок (см. «обдирка»), 3 шерсточесалки*, волостное правление, Красноярское кредитное товарищество, урядник* и Заволжский военно-конский участок. Согласно клировой ведомости 1910 г. в 762 дворах проживало 4108 жителей, в том числе в 200 дворах 880 раскольников — примерно 21% от общего количества селян 352 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 192. Л. 58).
Местное кустарное производство было развито сильнее, чем в Красном Яре.
На первое января 2014 г. в Крестово-Городище в 1000 дворах проживало 2400 человек, в Белой Рыбке — 28 человек 353 (Информация предоставлена администрацией с. Белый Яр).
В окрестностях образовалось 5 садоводческих товариществ, а в самом селе обосновались владельцы загородных домов. Но всё это, по моим наблюдениям, в несколько меньших масштабах, чем в соседнем Красном Яре. В близлежащем лесу, вдоль дороги из Красного Яра, расположено много частных и ведомственных баз отдыха. В 2012 г. в Крестово-Городище проживало около пяти тысячи человек (около 40% домов выкуплены горожанами, приезжающими в основном на лето), причём многие сельчане ездили на заработки в Заволжский район Ульяновска 354 (Антонцев Г. А. Большой прорыв в Крестово-Городище. URL: http://g-antontsev.narod. ru/70712_bolshoi_proryv_v_krestovo_gorodische.html (дата обращения: 12.10.2015)).
Сейчас в селе находятся средняя школа, детский дом «Алый парус», ДОУ «Малыш», офис врача общей практики, магазины «Весна» ЧП Морозов, «Радуга» и «СтройМаг» ЧП Мыльникова, «Метелица» ЧП Трушина, магазин-пекарня ЧП Кузьминых, свинокомплекс «Волжский» и КФХ «Макаров».
В Крестово-Городище существуют 12 улиц: 9 Мая, Горького, Калинина, Колхозная, Ленина, Мира, Мичурина, Молодёжная, Славянский базар, Степная,
Чапаева и Шофёров, а также 4 переулка: Комсомольский, Кооперативный, Пионерский и Южный. В старом селе до затопления были районы Кокшай (в середине), Выселки и Конец.
Поскольку современное село по историческим меркам ещё молодое, в нём нет памятников истории и архитектуры даже XX в., не говоря уже о XIX. Но в его центре стоит сооружённый в 1970 г. памятник 462 воинам-односельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну (всего ушли на фронт более 1200 жителей Крестово-Городища и Кайбел). Кроме того, как удалось узнать от краеведов, в 1980‑е гг. сельсоветом был заказан памятник В. И. Ленину, но его так и не поставили на предполагаемое место, а после развала СССР уничтожили. Также на местном кладбище в 1992 г. похоронили известного поэта Н. Н. Благова.
Почему Крестово-Городище?
Первым версию происхождения названия села озвучил К. И. Невоструев в 1871 г.: «Городище названо Крестовым уже впоследствии русскими, как говорят старожилы, от крестообразного взаимного пересечения здесь двух истоков Волги», причём сразу же приводил цитату из источника 1670 г., подтверждающую эти слова (там упоминаются Застенная и Кайбелина воложки, т. е. рукава Волги) 355 (Невоструев К.И. О городищах древнего Волжско-болгарского и Казанского царств… С. 33). Средневековое городище располагалось за южной околицей села, и даже во второй половине XIX в. можно было увидеть два вала ориентировкой «север-юг» и «восток-запад», притом последний упирался обоими концами в крутояры. Получается, что образованное во второй половине XVII в. русское село получило название от расположенного рядом городища, получившего это имя от самих первопоселенцев. Первая часть — «Крестовое» («Крестово»), употреблялась уже в начале XVIII в. Например, в «Переписной книге архиерейских и монастырских вотчин Казанского уезда» 1710 г. упоминаются: деревня Крестовые Городища и село Красный Яр — вотчины Костромского Богоявленского монастыря 356 (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 154. Л. 415 об.) Возможно, что деревня Крестовые Городища после основания какой‑то период состояла в церковном приходе села Красный Яр. У интересующего меня поселения имелось и второе название (по храму) — «Рождественское», упомянутое в метрической книге 1780 г. — самой ранней из сохранившихся 357 (Тольяттинский городской архив (ТГА). Ф. 31. Оп. 1. Д. 44. Л. 128).
Из метрических книг XVIII в., например, за 1791 г., известно, что ещё село иногда именовали «Христорождественским» 358 9 Там же. Д. 34. Л. 175).
Интересно, что на картах 1745 и 1780 гг. ниже села Красное (Красный Яр) указывается село Городище (Городищи). Исходя из сведений К. И. Невоструева, всё же нельзя исключать и версию происхождения названия от пересекавшихся в виде креста валов укреплённого селения.
Первую версию позже поддержал В. Ф. Барашков, писавший, что из-за существовавшего ранее вблизи села тюркского поселения первоначально оно называлось одним словом («Городище»), а позже к нему добавилось слово «Крестовое» — по двум пересекающимся протокам 359 (Барашков В. Ф. Указ. соч. С. 43). На топографических картах первой половины XX в. напротив села было занесённое песком пересечение небольших проток, но вдоль Крестово-Городища текла большая Воложка, между ней и Волгой располагался остров Застенный. Поэтому полностью версию о пересекающихся протоках отвергать нельзя.
Имеются и другие варианты. По одному из них в средние века эта местность являлась свидетелем «крестового» похода против мусульман, а по второму — когда‑то на въезде и выезде из Крестово-Городища стояли большие кресты 360 (Лифанов В. В. История села Крестово Городище // 50 лет новому Крестово Городищу. Ульяновск, 2004. С. 14). Если первый ничем не подтверждается, то второй весьма вероятен, так как традиция установки крестов около поселений существует и по сей день. По воспоминаниям старожилов, первые поселенцы боялись «нечистой силы» из развалин старого мусульманского городища, тем более что на его месте было жестокое побоище 361 (Подгорный С. Не Крестово-Городище, а село Симбирское // Приволжская правда. 1965. 26.11. С. 4).
Но потом соорудили по четырём сторонам от городища своеобразную защиту — кресты. В 1965 г. даже предлагали переименовать Крестово-Городище по названию средневекового памятника, давшего имя Симбирску — Ульяновску, то есть в Симбирское.
Думаю, что наиболее достоверные из всех перечисленных — это версия происхождения названия села от пересекавшихся валов средневекового городища и версия о скрещивавшихся волжских протоках.
Симбирское городище, Святая гора и Воровской овраг
Сейчас в официальный список памятников археологии Чердаклинского района (постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г.; распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г.) входит 5 объектов в районе нового села: 1) стоянка «Крестово-Городище» («Кайбелы», эпоха бронзы)»; 2) курганная группа из 20 курганов (эпоха бронзы); 3) курганная группа из 9 насыпей (II тыс. до н. э.); 4) селище «Крестово-Городище» (II тыс. до н. э.); 5) могильник «Кайбелы» (1‑я четв. II тыс.) 362 (Сводный список объектов культурного наследия Чердаклинского района Ульяновской области. URL: http://nasledie73.ulgov.ru/28/314.html (дата обращения: 12.10.2015)).
Самое дальнее из них находится в 5 км от поселения.
Понятно, что все перечисленные памятники — лишь малая часть того богатейшего и почти неисследованного археологического наследия, которое в 1956– 1957 гг. ушло под воду. Самый интересный и важный объект — это таинственное Симбирское городище (иногда его называют по лежавшей за Крестово-Городищем высокой утёсистой «священной горе» — Симбер (или Синбирская гора). Некоторые краеведы считали его предшественником русского города, возникшего в 1648 г. на расположенной выше по течению Волги правобережной круче. Современный Ульяновск– преемник средневекового Симбера только по названию. Удревнить первый за счёт второго — пустая затея хотя бы из-за того, что они стояли на расстоянии около 20 км друг от друга.
Многочисленные упоминания о Симбирском (Синбирском) городище содержатся в источниках XVII–XVIII вв., иногда отражающих более ранние сведения, например, XVI в. Большой вклад в их систематизацию и анализ внесли исследователи К. И. Невоструев и П. Л. Мартынов 363 (Мартынов П. Л. Город Симбирск за 250 лет существования… С. 14–15; Невоструев К. И. О городищах древнего Волжско-болгарского и Казанского царств… С. 31–35). Они убедительно показали, что городище было основано булгарским князем Синбиром (варианты: Симбир, Симбер), а Симбирск и Кайбела — татарские имена. Напомню: Кайбелы — это село, почти примыкавшее к Крестово-Городищу с юга. По другой версии, на его месте раньше находилась могила знаменитого булгарского князя, при которой по традиции строили мечеть и поселение для муллы и причта. Он базируется на предполагаемом переводе слова «Синбирск» как «одиночная могила».
Наличие мусульманского населения в данном районе подтверждают и средневековые надгробные плиты XIV в. (по другим сведениям — XII в., всего 7, и это количество тоже под вопросом), которые до сих пор можно увидеть на старом кладбище в Татарском Калмаюре. Некоторые краеведы считали, что их перенесли из зоны затопления Куйбышевской ГЭС в районе Крестово-Городища и Кайбел, и тем самым спасли. Но недавно обнаруженная статья 1833 г. полностью опровергает данную гипотезу 364 (О надгробных камнях близ селения Калмаюр // Заволжский муравей. 1833. Ч. 1. № 4. С. 230–234). Хотя, конечно, нельзя исключать факт более ранней транспортировки шести артефактов из района Симбирского городища (а это около 25 км). Правда, непонятно зачем, так как по мусульманскому обычаю за могилами ухаживать не полагалось, как и тревожить их.
П. Л. Мартынов совершенно справедливо писал: «Вопрос о том, кем и по каким основаниям нашему городу дано название старинного городища, едва-ли может быть разрешён, за неимением точных данных, отсутствие которых даёт полный простор предположениям, более или менее основательным» 365 (Мартынов П. Л. Указ. соч. С. 15).
Весьма примечательны сделанные в районе Симбера находки. В 1851 г. у села Кайбелы рыбаки нашли на луговом берегу Волги богато украшенную золотую цепь с двумя подвесками 366 (Невоструев К. И. Указ. соч. С. 33.)
Саму цепь купил царь Николай I у московского купца Дементия Пискарёва, а одну подвеску (вторую потеряли) поднёс государю крестьянин Алексей Комаров. По другим данным, примерно там же была обнаружена ещё одна реликвия — большая золотая серьга. Эти уникальные вещи говорят о высоком статусе их владельца или владельцев. Сейчас они хранятся в Оружейной палате Московского кремля. Однако мало кто знает о том, что в экспозиции Государственного исторического музея в Москве выставлены вырезанное монолитом захоронение эпохи бронзы (по нему сделана первая и пока единственная реконструкция по черепу человека срубной культуры, которая экспонируется в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (раскопки В. А. Городцова 1925 г.) и сосуд того же времени из погребения в кургане № 4 близ села Кайбелы 367 (Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: (современный и ископаемый человек). – М., 1955. С. 105). Артефакты из этой же местности хранятся и в Ульяновском краеведческом музее. Например, к ним относятся сосуд баночной формы из Кайбельской II курганной группы, (раскопки Н. Я. Мерперта, 1954), кельт (ананьинская культура, VI в. до н. э.) и два савроматских жертвенника (VI–V вв. до н. э.). Все перечисленные предметы относятся к эпохе бронзы и раннему железному веку. Даже этот короткий список говорит о том, насколько притягательной для людей являлась эта местность с глубокой древности. Их можно понять: заливные луга, озёра, леса, и наконец, сама красавица-Волга обладали огромными биоресурсами и служили мощным магнитом для всех племён и народов.
По мнению начальника Куйбышевской археологической экспедиции А. П. Смирнова, в конце XIII — начале XIV вв. одновременно возникли Симбирское и Ундорское городища 368 (Смирнов А. П. Древняя и средняя история Ульяновского края… С. 27). В их культурном слое содержались артефакты этой эпохи: обломки характерной красной посуды, поливной керамики и ордынские монеты. Учёный считал, что городища являлись опорными пунктами Золотой Орды, в которых стояли гарнизоны и проживали чиновники для сбора дани.
Видимо, Симбер в значительной степени был размыт Волгой ещё перед созданием Куйбышевского водохранилища (такая же судьба постигла и крупное укреплённое поселение у деревни Палицино (Пальцыно), располагавшейся чуть выше современной Нижней Террасы). Не случайно после понижения уровня воды в водохранилище почти по всему берегу от Крестово-Городища до Святой горы, на расстоянии примерно в 5 км, местные жители находят обломки керамики и другие артефакты, начиная с эпохи бронзы и заканчивая XIX — первой половиной XX вв.
В сентябре 2014 г. я побывал на Святой (Священной) горе, расположенной на берегу Куйбышевского водохранилища примерно в 3 км к югу от современного села. Несмотря на то, что сейчас почти вся она разрушена, гора всё же производит сильное впечатление. Перед ней находится так называемый «Воровской овраг», по которому, согласно легенде, проходила дорога — торговый путь, причём его облюбовали разбойники, часто грабившие купцов. Между прочим, эта легенда служит дополнительным доказательством существования здесь старинной дороги к переправе на правый берег и обратно. Тем более что почти напротив Симбера располагалось другое крупное городище — Арбухим. До сих пор у подножья Святой горы можно найти фрагменты человеческих скелетов из упавших погребений и керамику. На ней находилось ныне почти разрушенное мусульманское кладбище. На некоторых картах XIX в. Видно, что дорога из Белого Яра в Симбирск шла через Воровской овраг, то есть спускалась с возвышенности на низменную левобережную пойму Волги.
Пожалуй, второй по значимости объект археологического наследия — это Кайбельский могильник VIII–IX вв., открытый в 1953 г. и ныне затопленный. Заместитель начальника Куйбышевской археологической экспедиции Н. Я. Мерперт писал: «…были раскопаны 20 погребений, частично впущенных в более древние курганы, частично покрытые небольшими плоскими насыпями. Все погребения были совершены в узких прямоугольных ямах с заплечиками, иногда перекрыты брёвнами. Погребённые лежали вытянуто на спине, ориентировка различная — от северной до юго-восточной. При одном из погребений найден череп лошади. Инвентарь поразительно близок к инвентарю донецких и дунайских погребений. Здесь найдены стремена с плоской подножкой и высокой петлёй, удила с Ѕ-видными псалиями, поясной набор салтовского типа, большие сбруйные пряжки, трёхгранные наконечники стрел, большой кинжал, серьги с подвесками, глазчатые бусы и те же самые лощёные одноручные кувшины. Могильник датируется арабской монетой 701–705 гг. Черепа из этого могильника имели весьма заметные монголоидные черты. Характерно, что рядом с могильником открыто поселение с остатками круглых юртообразных жилищ. Кайбельский могильник является наиболее характерным ранне-болгарским могильником на Волге. Он чётко документирует приход на Среднюю Волгу большой и компактной группы приазовских болгар…» 369 (Мерперт Н.Я. К вопросу о древнейших болгарских племенах. Казань, 1957. С. 34–35). В материалах погребений встречались и финно-угорские вещи, а около могильника учёные обнаружили другой, судя по обряду, принадлежавший мордве-мокше. Поэтому был сделан вывод о слиянии пришельцев с коренным населением.
По научной значимости и уникальности в 1950‑е гг. этот памятник сравнивали с Большетарханским и Танкеевским могильниками (Республика Татарстан). В 1992 г. на противоположном берегу Волги у села Шиловка были раскопаны курганы тюркоязычной хазарской знати VII в., но это отдельная история.
В заключение хочется отметить, что окрестности Крестово-Городища и Кайбел до 1956 г. отличались обилием археологических объектов. Только Куйбышевская археологическая экспедиция в течение 1953–1955 гг. обследовала здесь десятки разновременных памятников, большая часть которых относилась к бронзовому веку, а именно к срубной культуре 370 (Мерперт Н. Я. Из древнейшей истории Среднего Поволжья // Материалы и исследования по археологии СССР. № 61. Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Сб. научных трудов. Т. 2. М., 1958. С. 89). В основном это курганные группы, в которых были раскопаны десятки погребений. Тех, кто хочет подробно ознакомиться с интереснейшими результатами исследований, я отсылаю к большой статье Н. Я. Мерперта.
До XX в. в Крестово-Городище жила легенда о ханском кладе. Якобы хан Токтамыш, уходя из Синбира, не смог забрать несметные сокровища, награбленные в военных походах. Целая золочёная карета была набита до самого верха всевозможными драгоценностями, золотыми и серебряными вещами и зарыта где‑то в окрестностях села. Многие поколения искателей лёгкой добычи пытались найти ханские сокровища, но все их попытки не увенчались успехом 371 (Информация предоставлена Т. А. Клементьевой).
Рыбаки ловили рыбу
В Государственном архиве Ульяновской области мне как‑то попалось на глаза любопытное дело 1798–1799 гг. под названием «Примечания об обывателях Ставропольского уезда сел Красного Яра, Камбелы и Городищ, судимых за ослушание против указов Симбирского губернского правления» 372 (ГАУО. Ф. 732. Оп. 2. Д. 123). Если название первого поселения знакомо современному читателю, то второе и третье — это Кайбелы и Крестово-Городище.
Кратко расскажу об этом весьма неординарном деле. 8 апреля 1798 г. озеро (одно из озёр?) в Красноярской волости безраздельно отвели Симбирскому Покровскому монастырю, с запретом ловли рыбы для всех остальных. Об этом нужно было оповестить местных крестьян через поверенных, закрепив данный факт подписями первых. 7 января 1799 г. Земский суд донёс Казённой палате о выполнении задачи. Но это не остановило крестьян из сёл Красный Яр, Кайбелы и Городище, и они продолжали ловить рыбу в озере, нанеся при этом урон монастырю в 500 (по его оценке) или 450 (по оценке суда) рублей. В ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что виновные крестьяне отказались признавать урон и давать подписи. На место событий прибыл губернский стряпчий*, который собрал всех подозреваемых, истолковывая и внушая им законы. Но и после такой разъяснительной работы подписываться они отказались. Этому содействовали крестьянин Василий Фёдоров, обыватель Алексей Семёнов и староста Тимофей Петров. В итоге всех участвующих в деле (58 человек) отправили в Ставропольский уездный суд.
Там выяснилось, что крестьяне отказывались давать подписи не умышленно, а из-за неосведомлённости (в источнике — непросвещённости) и по своей неграмотности. Осознав свои ошибки, они исправились. Потом монастырь неожиданно заявил о новых убытках, оценив их в 550 рублей. Суд решил наказать виновных в непросвещении жителей селений поверенными — мол, всё произошло по их легкомыслию. Красноярские поверенные Евстигней Маркелов, Егор Алимпиев, Городищенские Козьма Крохалёв и Пётр Макаров были наказаны двадцатью плетьми. Крестьян же решили отпустить. Судьба нанесённого монастырю ущерба неясна. Вот такие нешуточные страсти разгорелись в Красноярской волости в конце XVIII в.
Христорождественский храм
Деревянную Христорождественскую церковь возвели примерно в первой половине XVIII в., а в 1762 и 1846 гг. её полностью перестраивали. Перед созданием Куйбышевского моря здание разобрали (1954), использовав стройматериалы для нового клуба и других построек. В 1997 г. в Крестово-Городище начал работать новый храм в честь Рождества Христова 373 (См. подробнее в книге «Затопленные святыни Симбирского-Ульяновского края»).
Перед потопом
Чердаклинский район наряду со Старомайнским больше всех пострадали от создания в 1956–1957 гг. Куйбышевского водохранилища, поскольку в их состав входили обширные территории волжской поймы* и надпойменных террас, подлежавших затоплению. Правда, по сравнению с первым во втором лесистость была гораздо меньше — 15% против 60%, что обусловило меньший объём работы по лесосводке 374 (Бурдин Е. А. Волжская Атлантида… С. 106).
В схематическом проекте переселения по Чердаклинскому району давалась его социально-экономическая характеристика: «Отдельные приволжские колхозы в зоне тяготения к г. Ульяновску имеют сравнительно развитое животноводство на базе естественных кормовых угодий и небольших площадей плодовоягодных насаждений, овоще-бахчевых культур. Промышленность в районе развита слабо — имеется спиртзавод. …На 1.1. 1949 г. в районе сельских советов — 27, населённых пунктов — 46, колхозов — 59, хозяйств колхозников — 5311, хозяйств единоличников — 285, хозяйств прочих — 3697, хозяйств всего — 9293, трудоспособных — 7550» 375 (Там же. С. 106–107).
В январе 1952 г. на заседании Чердаклинского райсовета были утверждены места для переноса всех селений района, в том числе Крестово-Городища и Кайбел, которые решили эвакуировать на одну площадку с единым хозяйственным центром по причине объединения данных сёл в один укрупнённый колхоз «Память Ильича» 376 (ГАУО. Ф. Р‑3038. Оп. 2. Д. 808).
Эвакуацию планировали начать летом 1952 г. Ей предшествовали большие подготовительные работы: выбор места, инвентаризация строений и сооружений, их оценка и прочее. Всего из Чердаклинского района выносу подлежало 2948 домовладений — это самое большое количество из всех затопляемых административных территорий области 377 (Бурдин Е. А. Указ. соч. С. 228). По авторским подсчётам, в районе полностью или частично затопило 18 населённых пунктов, самыми крупными и значимыми из которых являлись: Архангельское, Ботьма, Кайбелы, Крестово-Городище, Сосновка и Тургенево. Все они ушли под воду полностью. Очевидно, что району был нанесён огромный ущерб.
Общая численность населения сёл Крестово-Городище и Кайбелы в 1952 г. составляла 3664 человек 378 (ГАУО. Ф. Р‑3037. Оп. 1. Д. 8. Л. 181 об.) В первом насчитывалось 870 жилых домов, а во втором — 277, то есть всего 1147 379 (Там же. Оп. 2. Д. 58. Л. 41).
В Крестово-Городище располагались здание сельсовета, пожарное депо, детский и родильный дома, школа и клуб с библиотекой, механическая мельница, два кирпичных завода производительностью до 100 тысяч штук в год, две кузницы на два горна, столярно-плотницкая мастерская, две шерстобитки* и шерстомойки* 380 (Там же. Оп. 1. Д. 42. Л. 168, 171; Д. 65. Л. 110).
В 1931 г. в селе была создана 7‑летняя школа, которую в 1939 преобразовали в среднюю 381 (Информация предоставлена архивом школы в с. Крестово-Городище).
После переселения в новом Крестово-Городище среднюю школу открыли в 1954 г., она располагалась в 4 деревянных зданиях. Осенью 1969 г. занятия начались в новом двухэтажном здании.
А. К. Мухортова вспоминала, что «в селе располагались правление колхоза «Волна», ветлечебница, школа дореволюционной постройки (вообще в селе 2 школы — начальная и средняя (с 1939 года). В селе были саманные и деревянные дома, а около церкви жил батюшка с матушкой. По большой улице были и каменные дома. Стояла одна мельница, мололи сейку, то есть белую муку высшего сорта. Волга весной разливалась и доходила до огородов. Ездили на лодках за цветами, ягодами на Крутые горы (Красный Яр). Лугов много было. Выселяли с 1952 года, в 1956 году вода пошла» 382 (Мухортова А. К. Воспоминания // записал Е. А. Бурдин 28.05.2014 г. в с. Крестово-Городище Черд. р-на Ульяновской области. С. 1).
В Крестово-Городище ответственными лицами, отвечающими за ход переселения, являлись председатели сельсовета и колхоза (это было обычной практикой), они же занимались организацией общих собраний сельчан. Летом 1952 г. при проверке чиновником из облисполкома состояния дел выяснилось, что графика повседневного плана проведения эвакуации не имелось, и она проходила самотёком 383 (Бурдин Е. А. Указ. соч. С. 109).
Более того, многие жители не хотели покидать обжитые места, находившиеся рядом с волжской долиной, и под любым удобным предлогом оттягивали переезд. Ведь новые сёла планировалось создавать на возвышенных степных местах, где существовали серьёзные проблемы с водой (кстати, они есть до сих пор). Явно не способствовало этому процессу и множество трудностей: отсутствие рабочих рук, транспорта, денег, стройматериалов и т. д. А ведь это было трудное, голодное время, когда после кровопролитной войны в селениях жили в основном женщины, дети и старики.
На всю жизнь врезались в мою память слова бывшего заместителя начальника Куйбышевской археологической экспедиции, ныне всемирно известного и, увы, покойного археолога Н. Я. Мерперта. На мой вопрос в письме к нему, как относилось местное население к предстоящему затоплению, он ответил: «Местное население затапливаемых сёл было удручено и растеряно. Оплакивали не только каждый дом, но каждое дерево, каждый куст. Очень боялись пожаров: ведь дома (а вернее, маркированные брёвна от них) перевозили в открытую степь третьей надпойменной террасы, где водоносный слой очень глубок» 384 (Там же. С. 115).
Значимые воспоминания оставили нам и коренные жители Крестово-Городища. Так, Г. В. Исаков рассказывал: «Осенью 1952 года объявили о переселении в связи со строительством ГЭС, объясняли так: «не хватает электроэнергии», её действительно не было, «нужно затоплять — дешёвая энергия». Церковь разобрали на кирпич. Каждый дом оценивала комиссия, и давали сразу деньги, плотников нанимали сами — их много понаехало. Переселенцам Главснаббыт продавал стройматериалы за 50%, было 2 пилорамы. Строили новые дома «тяп-ляп». На общем собрании выбрали новое место. Специалисты этим занимались — отмеряли участки и писали бирки с фамилиями, каждому дали по 30 соток, а раньше было 40–50. Распланировали село (новое Крестово-Городище — Е.А. Б.) на 7 улиц, план — прямоугольный. Чувства — главное, что все узнали — денег на переселение хватает. Садов раньше не было, а на новом месте начали сажать, стали копать скважины на глубину 100–190 м. Трудности с водой есть и сейчас. Двое селян не хотели переселяться — было жалко бросать участок. Перенесли 2 старых кладбища на окраину нового Крестово-Городища — бульдозер и экскаватор вырывали старые могилы до гробов, а потом поднимали их и перевозили, многие гробы искорежили и переломали. Потом всё это свалили в общую братскую могилу. В 1954 году уже всех выселили — начали осенью 1952 года, закончили осенью 1953, но отдельные дома перенесли в 1954 году. На старом месте красота была: у каждого лодка, дров много, рыбы, её на телегах возили — хвосты свешивались. В пойме весь лес спилили перед затоплением. Волга была шириной 900 метров, переплывали её, течение — 5–6 километров в час» 385 (Исаков Г. И. Воспоминания // записал Е. А. Бурдин 19.07.2004 г. в с. Крестово-Городище Ульяновской обл. С. 1).
Односельчанин Григория Васильевича Исакова Михаил Осипович Поселеннов, бывший председатель сельсовета, защитник Ленинграда в блокаду, и его жена Мария Григорьевна вспоминали: «До затопления света не было, радио тоже, старое село было в 2 километрах отсюда — протяжённостью 7 километров вдоль Волги, жили плохо, дома сгнившие. Переселенцам платили подъёмные деньги. Новую площадку для села выбирали представители сельсовета: измеряли, потом всем переселяемым показали новые места. Были строительные бригады, в основном, приезжие со всех сторон — Казани, Горького, Чувашии, брали дорого, строили не очень хорошо. Государство помогало — давало ссуду на постройку дома, на 10, 15 лет в зависимости от суммы, скотину продавали. Деньги давали не все сразу, приходилось занимать. Трудно было, не хватало машин, в колхозе их было всего 2, со стройматериалами тоже плохо. Пять семей не хотели переселяться и ещё долго жили на старом месте: «заливать не будет, всё это временно», не верили, но вода начала прибывать, и они уехали. Переселение закончилось в 1956–1957 годах, переселились в чистое поле. Зарплату получали только председатель сельсовета — 65 рублей и его секретарь — 47 рублей, остальные работали за трудодни. Деньги были только от продажи на рынке продуктов, для чего ездили по воде на базар в Сенгилей. Можно было обойтись без затопления» 386 (Поселеннов М.О., Поселеннова М. Г. Воспоминания // записал Е. А. Бурдин 19.07.2004 г. в с. Крестово-Городище Ульяновской обл. С. 1–2).
Интересные воспоминания предоставила И. Трошина: «Отец деда (мой прадед) работал бакенщиком на Волге. Теперь это забытая профессия, но дедушка был с ней знаком не понаслышке. Прежде чем поступить на работу в город на завод он с отцом, а иногда и один плавал на лодке зажигать и тушить бакены. А во время весеннего половодья, когда Волга разливалась, дедушка спасал зайцев. Он хватал их за уши, сажал в лодку и перевозил на сухое место. Когда дедушка мне в детстве рассказывал о зайцах, я представляла его дедушкой Мазаем из стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», хотя мой дедушка и спасал зайцев будучи подростком. К слову сказать, дед Мазай происходил из бывших монастырских крестьян Костромской губернии. А по архивным документам известно, что крестьяне Крестовых Городищ в старину принадлежали Костромскому Богоявленскому монастырю.
Вообще, дедушка очень любил Крестово-Городище, а особенно природу родного края. Он всегда с грустью вспоминал неописуемую красоту затопленных родных мест, особенно заливных лугов…» 387 (Трошина И. Письмо Е. А. Бурдину от 19.05.2015 г. С. 1).
Показательно, что средства массовой информации писали о переселении с большой долей оптимизма: «Если посмотреть с горы на место, где ещё два года тому назад были Крестовые Городищи, то лишь пустые каркасы саманных домов, да оставшаяся мельница напомнят о том, что здесь когда‑то располагалось село. А дальше, где ещё недавно на берегу Волги стеной стоял лес, на много километров раскинулась равнина — ложе будущего Куйбышевского водохранилища.
…Новые Крестовые Городищи выглядят значительно лучше тех, что были под горой. На прямых, красивых улицах не найдёшь ни одного дома, крытого камышом или соломой. Все они под железом, тёсом или шифером. В центре села возвышаются здания клуба, почты, магазина, сельского Совета.
На улицах, выросших в прошлом году, у каждого дома загорожены палисадники. Около пятисот колхозников уже заложили молодые фруктовые сады» 388 (Петров Б. На новом месте // Колхозная стройка. 1954. № 148 от 10.12. С. 4).
В отличие от многих других селений, канувших в лету, жители Крестово-Городища сумели в известной мере сохранить свою самобытность и компактность, а также память о своём историко-культурном наследии.
Летом 1952 г. заведующий кафедрой истории Ульяновского педагогического института Н. П. Гриценко организовал научную экспедицию по некоторым селениям, предположительно входящим в зону затопления Куйбышевской ГЭС. Всего исследователи посетили 11 сёл и деревень (в т. ч. Крестово-Городище и Кайбелы), сделали более 50 фотоснимков. Во многом благодаря им мы можем представить, как выглядели ныне не существующие поселения.
Знаменитые люди села
Большой вклад в изучение истории и культуры села внесли учителя средней школы: учитель географии Виктор Васильевич Лифанов, создатель признанного в России кружка юных филателистов «Симбер», учитель литературы Нина Павловна Мигунова, учитель истории Татьяна Александровна Клементьева, автор историко-воспитательного проекта школьного музея «Мы – волжане», в котором большое место уделяется объектам культурного наследия.
Учителя Крестово-Городищенской школы разработали 4 туристско-краеведческих маршрута по родному селу и его окрестностям: 1) «Улицы нашего села»; 2) «Уголок боевой славы»; 3) «Поэт Н. Благов»; 4) «Святая гора».
И если об улицах, Святой горе и прочих достопримечательностях я в той или иной степени рассказал, то теперь пора упомянуть хотя бы о самых известных людях, чья жизнь была связана с Крестово-Городищем.
Благов Николай Николаевич (1931, г. Ташкент — 1992, г. Ульяновск). Автор 4 поэм (первая — «Волга») и 19 стихотворных сборников (1955–1984), в 1983 г. за книгу стихов и поэм «Поклонная гора» удостоен Государственной премии РСФСР имени М. Горького. Далеко не случайно поэт со всероссийским именем был похоронен на Крестово-Городищенском кладбище, рядом с матерью. В июне 1932 г. она привезла его в родные края из Ташкента, последним отрезком пути было путешествие на пароходе от Ульяновска до пристани Крестово-Городище, откуда они добрались до родины покойного отца — Андреевки, где жила бабушка. Здесь Николай закончил начальную школу (1942), затем учился в семилетке села Тургенево, а в 1945 г. стал восьмиклассником Крестово-Городищенской средней школы, которую окончил в 1948 г. С 2000 г. на базе Андреевской школы существует музей поэта 389 (Благов Николай Николаевич. URL: http://litmap.uonb.ru/?page_id=879 (дата обращения: 16.10.2015)).
В биографическом очерке о Николае Николаевиче Ж. А. Трофимов писал: «Школа в Крестово-Городище представляла собой сложное образование. Основная усадьба с большим садом и огородом, двумя учебными зданиями, флигелем с комнатами для ребят и школьной библиотеки, а также домики с учительскими квартирами находились в самом центре села, невдалеке от паровой мельницы. А младшие классы и общежитие для девочек — несколько поодаль.
Так Николай Благов оказался в интернате. Из рассказов полковника в отставке Александра Владимировича Штырлина, которому довелось в 1947–1948 годах жить бок о бок с будущим поэтом в общежитии при этой десятилетке, видно, что обстановка для жизни и учёбы здесь была весьма благоприятная. В этом была заслуга и директора, и его коллег учителей- энтузиастов: завуча — литератора Марии Николаевны Корелиной, историка Андрея Ивановича Зайцева, супругов Бажановых — географа Татьяны Петровны и физика Василия Михайловича. Все помещения отапливались, мебель и учебные пособия в достаточном количестве.
Флигель, где жили приезжие мальчики, представлял собой шатровый домик, в одной комнате которого было общежитие, в другой, напротив, помещалась библиотека. Заведовала ею бывшая учительница — Наталья Степановна Борисова, жена опытнейшего учителя литературы в‑пятых-седьмых классах.
В просторной комнате общежития все 10–12 кроватей располагались у двух стен (спинками к ним), а посредине из нескольких столов был составлен один общий, размером примерно 2 на 4 метра. У каждого из ребят было свое место для занятий и приема пищи.
Война уже кончилась, но в школе осталось несколько толковых учителей из беженцев, и можно сказать, что Николаю Благову и его однокашникам крупно повезло, что уроки литературы вела завуч — Мария Николаевна Корелина. В начале фашистского нашествия ей в Белоруссии пришлось пережить страшную трагедию. Муж её погиб в боях с захватчиками, а она, воспитанница Минского университета, потеряла во время бомбёжки сестру, и, взяв оставшуюся сиротой племянницу, вместе со своими сыновьями-дошколятами, эвакуировалась в Ульяновск. Здесь тридцатилетней учительнице-беженке и дали направление в Крестово-Городище, где её поселили в домике в школьном дворе и помогли с первоначальным обустройством.
В благодарность за гостеприимство и заботу волжан Мария Николаевна — прекрасный знаток своего любимого предмета — положила все свои силы и способности на то, чтобы сельские ребята получили прочные знания русского языка и литературы. Объектом её особой заботы были ученики, жившие в школьном интернате, рядом с библиотекой, в которую она часто наведывалась. Естественно, что словесница очень скоро убедилась в том, что Николай Благов — самый большой книголюб, а природа щедро наделила его литературным даром» 390 (Трофимов Ж. А. Николай Благов, поэт и гражданин. Биографический очерк. Ульяновск, 2002. С. 30–33).
Ж. А. Трофимов довольно‑таки подробно описал деятельность М. Н. Корелиной, но я добавлю, что она была матерью Авенира Павловича, впоследствии выдающегося российского историка, о котором пойдет речь далее. Осталось только добавить, что в Крестово-Городищенской школе когда‑то учился ещё один современный ульяновский поэт, правда, менее известный — Валерий Николаевич Гришин.
Корелин Авенир Павлович (1933, г. Архангельск — 2017, Москва). Главный научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук, руководитель центра «История России в ХIХ — начале XX в.», доктор исторических наук, профессор. Область научных интересов: социально-экономическая, политическая история России ХIХ — начала ХХ веков, аграрная история, предпринимательство, государственное строительство, правительственная политика, персоналии государственных и общественных деятелей.
Авенир Павлович жил в Крестово-Городище с 1941 по 1952 гг., куда его семья была эвакуирована из Минска. Закончив сельскую школу в 1952 г. с золотой медалью, поступил на исторический факультет МГУ. С 1966 г. работал в Институте российской истории 391 (Корелин Авенир Павлович. URL: http://iriran.ru/?q=korelin (дата обращения: 16.10.2015)).
Чижиков Виктор Александрович (1935, г. Москва — 2020, Москва). Народный художник Российской Федерации, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 г. Наибольшую известность снискал как автор иллюстраций к детским книгам, всего с 1960 по 2012 гг. оформил 89 изданий. Участник многочисленных художественных выставок, в том числе персональных, имеет множество наград 392 (Виктор Чижиков. URL: http://www.peoples.ru/art/painter/viktor_chizhikov/index1.html (дата обращения: 16.10.2015)).
Мало кто знает о том, что в 1941 г. его с мамой эвакуировали из Москвы в Крестово-Городище (также в селе жили несколько других семей из Москвы и Ленинграда). Здесь они жили почти 3 года — с августа 1941 до апреля 1944 гг. В одной передаче по радио России (22.03.2014) В. А. Чижиков с любовью рассказывал о Крестово-Городище, о местном жителе дяде Лёве без обеих рук. Он работал почтальоном, а ещё рисовал. Для этого в культю ему вставляли кисть. Так, дядя Лёва нарисовал на здании почты плакат «Почта». Сам маленький Витя Чижиков любил бегать купаться на Волгу один, а плавал плохо. Один раз устал, хотел встать на дно, а его не оказалось, и начал тонуть. В это время на берегу оказался дядя Лёва, он кинулся в воду, поднырнул и спас мальчика. Позже, узнав, что это село теперь затоплено, Виктор Александрович очень сожалел об этом.
Художник приехал в Ульяновск на открытие своей персональной выставки 6 сентября 2015 г. Я встретился с ним, и он оставил мне на память автограф, а я подарил ему диск с материалами по истории села Крестово-Городище. Об эвакуации у него остались самые добрые и тёплые воспоминания. Не случайно в своей речи на открытии выставки Чижиков рассказал несколько историй о жизни в селе и даже спел крестово-городищенскую частушку. Виктор Александрович сказал мне, что в октябре выходит книга мемуаров. Она была опубликована в Москве издательским домом Мещерякова под названием «Мои истории о художниках книги и о себе». Но шикарное и богато иллюстрированное 296‑страничное издание уже сейчас становится библиографической редкостью. В книге есть несколько рассказов о Крестово-Городище, написанных великолепным языком — воспоминания художника о давно прошедшем детстве.
Во время телефонного разговора (08.11.2015 г.) Виктор Александрович сказал, что у жителей Крестово-Городища была яркая, окающая речь — ну прямо заслушаешься (увы, теперь в селе акают, то есть говорят на московский манер)! И вспомнил несколько частушек.
Девушки начинали так:
Городишные ребята
Из себя культуру гнут,
Из ковша воды напьются,
Будто пьяные идут!
Парни отвечали:
Городишные девчата
Из себя культуру гнут,
Губы сахаром намажут,
Целоваться к нам идут!
Но после первых похоронок с фронта появились грустные частушки:
Все папаши в поле пашут,
Моего папаши нет
Мой папаша миленький
Лежит в земельке сыренькой…
А следующая частушка была посвящена проводам на войну местных мужиков, которые проходили на расположенной рядом пристани:
Пароходик «Власть Советов»,
Поскорей отчаливай,
Пассажиры без билетов,
Сердце не расстраивай!
Между прочим, сельчане в условиях отсутствия радио и тем более телевидения сверяли время с двумя пароходами, прибывавшими на местную пристань — они назывались «Власть Советов» («Большой») и «Джон Рид» («Маленький»), причём более точным являлся второй. Вот такой был способ ориентировки!
Много вспоминал В. А. Чижиков и о лошадях, которых в Крестово-Городище содержали очень много, но во время войны почти всех отправили на фронт. По его словам, в селе в большом дефиците были обычные швейные иголки и галоши. Обычно сельские ребята ходили в школу, особенно в слякоть, на ходулях, тем самым сохраняя чистоту ног.
На мой вопрос, помнит ли он церковь, Виктор Александрович ответил, что она располагалась на большой площади перед колхозом «Волна» (в то время большое село делилось на несколько колхозов), причём от неё остались только фундамент и часть стен, колокольню разрушили до войны. В общем, храм не действовал, а в нём хранили сельхозинвентарь, а в алтарной части — зерно. Снаружи здание было, насколько он помнит, оштукатурено и побелено. Возможно, штукатурку наносили на брёвна, то есть, скорее всего, церковь являлась деревянной 393 (См. подробнее: Бурдин Е. А. Детство художника: Чижиков в Крестово-Городище // Мономах. 2016. № 1. С. 54–58).
Гардымов Герман Петрович (1941, с. Крестово-Городище — 1999, Санкт-Петербург). Крупный специалист в области технологии и организации производства летательных аппаратов; руководил серийным выпуском зенитных ракет для комплексов ПВО С‑75, С‑200 и С‑300 ПМУ; доктор технических наук, профессор Балтийского государственного технического университета; заслуженный деятель науки и техники РФ, Почётный авиастроитель СССР; академик Санкт-Петербургской и Международной инженерных академий; награждён многими орденами, медалями и знаками отличия; депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга первого созыва. С 1991 по 1999 гг. — генеральный директор государственного предприятия «Ленинградский Северный завод» 394 (Северный завод остался без директора. URL: https://www.dp.ru/a/1999/11/05/Severnij_zavod_ ostalsja_be (дата обращения: 18.10.2015)).
Орденом Ленина за большие успехи в трудовой деятельности после войны награждались следующие жители села: Клавдия Фёдоровна Иевлева (1967), Григорий Михайлович Фёдоров (на войне лётчик бомбардировочной авиации, с 1962 по 1978 председатель колхоза, награждён другими орденами и медалями), Александр Иванович Лифанов (1971), Иван Фёдорович Ерасов и Валентин Павлович Хлопин 395 (Информация представлена музеем школы в с. Крестово-Городище).
12 памятных дат и уникальных фактов истории села
1) II тыс. до н. э. — в окрестностях села появились первые люди; наиболее значительные памятники археологии — Симбирское городище XIII–XIV вв. и Кайбельский могильник VIII–IX вв. (ныне затоплены);
2) 1661 г. — предположительное время основания Крестово-Городища выходцами с Верхней Волги, когда эти земли получил во владение Богоявленский Костромской монастырь;
3) с самого начала крестьяне Крестово-Городища принадлежали монастырю, а затем стали государственными (удельными);
4) название поселения — до сих пор единственное в России;
5) главной архитектурной и духовной доминантой для православных жителей села являлась деревянная Христорождественская церковь, возведённая примерно в первой половине XVIII века (после 1710 и до 1745 г.); неоднократно полностью перестраивалась (например, в 1762 и 1846 гг.), разобрана в 1954 г.;
6) здесь проживала значительная группа старообрядцев (в 1910 г. около 1/5 населения);
7) в начале XX в. в Крестово-Городище действовали земская школа, два овчинных и два кирпичных завода, маслобойня, одна газогенная вальцовая и 18 ветряных мельниц, 7 просо-обдирок, 3 шерсточесалки, волостное правление, Красноярское кредитное товарищество, урядник и Заволжский военно-конский участок;
8) в 1940–1950‑е гг. в селе проживали эвакуированные семьи из западных и центральных районов СССР, наиболее известными среди них являются Корелины и Чижиковы; в 1945–1948 гг. здесь учился поэт Н. Н. Благов (похоронен на сельском кладбище); уроженцем Крестово-Городища является Г. П. Гардымов;
9) в 1952–1954 гг. жители Крестово-Городища (и соседних Кайбел) переселились из зоны затопления на возвышенное место, в новый хозяйственный центр — село Крестово-Городище;
10) летом 1952 г. село посетила научная экспедиция под руководством Н. П. Гриценко, сделавшая несколько фотоснимков.
11) ныне в Крестово-Городище находится один объект культурного наследия — памятник 462 воинам-односельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну (1970); в местной школе работает музей истории села и кружок юных филателистов «Симбер»;
12) в 1997 г. здесь начал работать новый храм в честь Рождества Христова.
Материал из книги Бурдин Е.А. Книга «Замечательные поселения Ульяновского левобережья: страницы истории и культурного наследия»
Оглавление
Введение 5
Глава 1. Замечательные поселения Старомайнского района 7
1.2. Село Волжское (Старая Грязнуха) 15
1.3. Посёлок городского типа Старая Майна (Богоявленское) 22
1.4. Село Головкино (Вознесенское) 37
Глава 2. Замечательные поселения Чердаклинского района 59
2.2. Село Архангельское (Репьёвка) 63
2.3. Село Сосновка (Троицкое) 82
2.4. Часовня, Канава и Королёвка (заволжские слободы Симбирска-Ульяновска) 89
2.6. Село Крестово-Городище (Рождественское) 111
2.7. Село Кайбелы (Ильинское) 130
2.8. Село Тургенево (Богоявленское) 141
2.9. Село Белый Яр 165
Глава 3. Замечательные поселения Мелекесского района 189
3.1. Село Табурное 189
3.2. Село Бирля 192
3.3. Село Кондаковка 198
3.4. Село Никольское-на-Черемшане 202
3.5. Село Кротково-Городище (Архангельское) 226
3.6. Село Ерыклинск 235
3.7. Село Приморское (Грязнуха) 259
3.8. Село Чувашский Сускан 266
Заключение 278
Библиографический список 282
Список сокращений 295
Словарь 297
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979История новогодних игрушек: чем украшали ёлку и где ульяновцам научиться делать фигурки из ваты
Без рубрики, 1.1.1648