1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Герои, 18 Марта 1870
Герои, 20 Мая 1925
Воспоминания, 15 Мая 1889
Воспоминания, 28 Июля 1914
Места, 16 Апреля 1970
Герои, 18 Апреля 1894
Герои, 4 Апреля 1932
Места, 15 Мая 1945
Места, 22 Мая 1911
События, 13 Июля 1941
Фото, 1 Января 1899
Фото, 1 Июня 1900
Фото, 15 Сентября 1833
Фото, 24 Июля 1890
Фото, 13 Сентября 1880
Фото, 21 Июня 1930
Фото, 16 Октября 1916
Воспоминания, 23 Июля 1953
Воспоминания, 22 Июня 1941
События, 7 Февраля 1925
Места, 9 Декабря 1939
Места, 1 Сентября 1918
Герои, 30 Сентября 1900
Герои, 9 Января 1900
Воспоминания, 30 Июня 1924
Места, 19 Декабря 1893
Воспоминания, 20 Мая 1952
Воспоминания, 1 Сентября 1946
Фото, 19 Сентября 1995
Герои, 28 Сентября 1909
Фото дня
Брежнев на открытии Ленинского мемориала
Популярное
Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийБейсовБлаговБлаговещенскийБодинБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВладыка ПроклВоейковыГавриил МелекесскийГайГлинкаГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорячевГусевДавыдовДемочкинДмитриевЕрмаковЗагряжскийЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКоринфскийКругликовКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛенинЛивчакЛимасовЛюбищевМартыновМатросовМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовН.И. НикитинаНаримановНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Перси-ФренчПластовПолбинПоливановПугачевПушкинРадищевРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСергей НеутолимовСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофееваТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УхтомскиеФедоровичеваФилатовХитровоХрабсковЧижиковШадринаШартановШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯшин
АвиацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗдоровьеКартыКиноКосмосКультураМедицинаМитинги/демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОктябрята/Пионеры/КомсомолОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПожарыПолитикаПраздникиПрирода/экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦены
Воспоминания, 18 Января 1868
Неизвестный летописец села Белый Яр

Летопись!.. Когда мы слышим или читаем это слово, у нас моментально возникают устойчивые ассоциации: толстенный фолиант, припорошённый пылью веков, а рядом с ним – согбенный благообразный монах... А вот и нет, уважаемый читатель! Летопись – не такое уж замшелое явление! Мы постараемся показать, что сей объект нашего исследования – атрибут истории не такого далёкого времени… Конечно, наследие «Повести временных лет», Ипатьевской, Лаврентьевской и других источников неоценимо как для специалистов, так и для обывателей, но на этом история летописания в России не заканчивается.

В середине XIX века летописание получает новый толчок к развитию, на этот раз государственный. Синод указом от 19 января 1868 года обязывает епархии составлять исторические и статистические описания жизни прихода.

Прецеденты ведения церковных летописей были и в предшествующие десятилетия, но они являлись локальными (известны тобольские и владимирские летописи) и носили любительский характер. Значительный вклад в выявление и освоение сельского летописания внёс замечательный краевед, историк-исследователь из РГГУ с чудесной фамилией Добренький. Диссертация и статьи С.И. Добренького о вологодских и симбирских летописях, а также проведённый им комплексный анализ летописных источников выявляют периоды становления и развития церковно-приходских летописей как исторического источника, однако вопрос детального рассмотрения летописей Ульяновской области автор оставляет открытым.

Ульяновская область сейчас – рекордсмен по количеству сохранившихся церковных летописей. По словам научных сотрудников, в архивах Государственного архива Ульяновской области (ГАУО) сейчас находится около 70 их наименований – больше, чем в любом другом российском регионе. Однако в связи с частыми административными изменениями документы многих симбирских сёл оказались в самарских и казанских архивах. Например, рассматриваемая летопись села Белый Яр хранится в фондах Центрального государственного Самарского областного архива (ЦГАСО).

Известно, что сохранились только две летописи храмов левобережных сёл – Белого Яра и Тургенева. Их история ещё недостаточно разработана и описана в исторических трудах: подробные данные об истории белоярского храма публикуются в данной статье впервые.

Изучение истории села усложняется и тем, что на данный момент сравнительно подробно изучены только документы по истории села за XVII и XX века. Этот факт подчёркивает важность данного исследования, ведь рассматриваемая летопись относится именно к XIX веку.

Белоярская летопись – очень ранний отклик на призыв Синода к летописанию; её первая запись сделана уже в 1868 году, то есть практически сразу же после издания указа. Инструкции и указания к ведению летописей в то время только составлялись, ещё не было единой, установленной структуры их написания, поэтому белоярского летописца можно по праву считать одним из первопроходцев в этой области. Имя его неизвестно.

Сама летопись не содержит ни подписи летописца, ни косвенных данных о нём. Наиболее вероятно, что летопись составил священник местного прихода. В 1868 году им был Дмитрий Цареградский, служивший в приходе с 1850 года и награждённый в 1864 году за «доброе житие и отличноревностное служение» набедренником. Однако авторство ничем, кроме моего логического вывода, не подтверждено, и нуждается в дополнительном изучении.

Следуя заведённой традиции, летописец начинает свой рассказ с исторического очерка. В первую очередь его интересует история создания храма и его внутреннее убранство, детальное описание расположения икон и украшений на иконостасе. По данным летописца, деревянный храм построен в 1854 году усердием прихожан, предшествовал ему сгоревший при пожаре 1848 года такой же деревянный храм, выстроенный уже в 1790 году. По данным сводной клировой ведомости по некоторым сёлам Ставропольского уезда, точная дата уничтожения церкви – 13 сентября 1848 года. А до постройки храма в 1790 году существовал ещё один, но никаких документальных подтверждений летописец здесь привести не может, но уверен, что «несомненно существовал такой храм», об этом свидетельствует надпись на одном Евангелии, подаренном царем Алексеем Михайловичем, которое до сих пор хранится в церковной ризнице.

Надпись эта читается так: «лето 7160 февраля 21, Государь Царь и Великий Князь всея России Самодержец пожаловал в сию книгу Евангелию на престольное в Казань на Белый Яр, Церковь Живоначальной Троицы, тогда в предании святого праведного Алексия человека Божия, да в предание Марии Египетской».

При храме состояло две часовни, кладбище и открытое в 1860 году училище: «Со времени открытия училища до настоящего времени обучалось в нём 52 мальчика, детям преподают следующие предметы: закон Божий, Крестный катихизис Пресвященного Филарета, митрополита Московского и краткая священная история Ветхого и Нового завета, потом 4 первые правила арифметики, чтение церковной и гражданской печати, начисление на счётах, письмо с прописей и под диктовку». В библиотеке, помимо богослужебных, хранилось 23 книги религиозного толка.

Рассказ летописца о причте краток, он не сообщает ни семейного положения, ни возраста священнослужителей.

По данным летописи, приход «В настоящее время состоит из следующих лиц: а) старший священник Дмитрий Алексеев Цареградский, состоит в должности при настоящем храме с 13 июля с 1850 года, обучался и окончил курс Симбирской Духовной Семинарии, уроженец Симбирской Губернии, за доброе житие и отличноревностное служение церкви Божьей 4 августа 1864 года награждён набедренником; б) младший священник Пётр Фёдоров Листов, уроженец Симбирской Губернии, состоит на должности в настоящем приходе с 27 июля 1861 года, обучался и кончил курс Богословских наук в Симбирской Духовной Семинарии; в) дьякон Иоанн Зефиров, обучался в Симбирской Д. Семинарии до среднего отделения, состоит в настоящем приходе с 1 апреля 1860 года, родился в Симбирской Губернии; г) дьячок Михаил Яковлев Яковлев, обучался в Симбирском Д. Училище, исключён из второго класса, состоит на должности в настоящем приходе с 12 марта 1859, родился в Симбирской Губернии, д) пономарь Тихон Матвеев Острогривов, уроженец Симбирской Губернии, обучался в Симбирском Д. училище до среднего отделения, состоит на должности в настоящем приходе с 10 сентября 1861 года». Такая сухость в рассказе о причте не обусловлена, кажется, ничем, кроме личностных свойств летописца: в аналогичных летописях других церквей информация о причте гораздо более детальна.

Описание церковного прихода начинается с изучения происхождения названия села. «Название своё Белый Яр получил от местности и почвы, на которых расположено селение. Слово Яр на местном наречии означает крутизну, обвал, обрыв – какой вид и отличается тот берег потока Волги, на котором стоит село, а Белый добавлено от песчаного беловатого грунта», – объясняет летописец.

Нужно особо отметить, что, изучая историю прихода, автор применял для подтверждения своих слов архивные документы. Он использует указы Петра I, направленные в Белый Яр на имя воеводы Алексея Ивановича Поздеева, говоря о времени основания села, а также для подтверждения достоверности информации о прихожанах былых времён.

Продолжая описывать историю прихода, летописец указывает первоначальный состав населения.

«Первоначальные жители белоярские были пешие и конные стрельцы, которые поселены были, вероятно, по распоряжению правительства для водворения спокойствия края от набегов ординцов и татар, после покорения царства Казанского… В первой четверти минувшего столетия в числе поселенцев были так называемые пахотные солдаты».

Приводятся и статистические данные:

«Всё это народонаселение в 1726 г. простиралось до 421 души (указ февраля 15) и состояло из 126 дворов (указ 1720, май 22)».

Клировые ведомости по IV благочинному округу от 1910 года сообщают, что за вторую половину XIX века количество дворов увеличилось до 954, соответственное число мужских и женских душ – 2571 и 2578.

Особый интерес представляет описание предрассудков и обычаев, и не только в плане научного исследования.

«В народе существует много разных предрассудков и суеверий на разные случаи их обыденной жизни, например, что есть лешие, домовые, ведьмы, оборотни, ворожба на картах, на бобах, разные заклинания, нашёптывания на воск, на воду, имеют место тоже в соверованиях народа. Впрочем, подобного рода ворожбой занимаются исключительно только женщины, и женщины же исключительно им только и верят. Впрочем, относительно предрассудков и суеверий, хоть и много их осталось в ходе своём, справедливость требует сказать, что большая часть их многими совершенно отвергается, а если что и принимается, то по какому тёмному преданию потому только, что верили тому деды их, без сердечного личного убеждения в их истинности», – сообщает он.

Летописец не удостаивает читателя описанием заклинаний и нашёптываний, вероятно, по причине личного к ним отношения.

Исторический очерк заканчивается кратким рассказом о национальном составе приходской деревни Таборной (мордва из племени мокши и семь домов чувашей). Летописец отмечает, что они практикуют языческие обряды, но «справедливость требует сказать, что все они исключительно осмыслены христианством и совершенно потеряли своё первоначальное значение».

Ежегодное описание жизни прихода, то есть непосредственно летопись, на всём её протяжении излагается совершенно одинаково. Записывается процесс изменений в самой церкви (ремонт, приобретения, улучшения, которые происходили практически каждый год, а в 1870 году построен был и новый тёплый каменный храм), в причте (поступление и уход со службы священнослужителей), в конце года подводился итог количеству родившихся, умерших, исповедовавшихся прихожан, а также указывалось движение церковных сумм (откуда поступили деньги, сколько было потрачено, сколько осталось на следующий год).

Нужно отметить, что в епархиальном распоряжении от 31.01.1868 о начале церковно-приходского летописания во Владимире, содержащем и некоторые общие правила для его составителей, именно эта схема ведения летописи позиционировалась как предпочитаемая синодальным начальством. Знал ли об этом белоярский автор или его записи случайно совпали с указаниями начальства, неизвестно.

Такой схеме летописец следует до 1880 года, однако потом круг интересующих его тем значительно расширяется: он начинает записывать изменения в общественной жизни, приводит статистические данные по училищу (количество учеников, смену учителей), а также метеорологические наблюдения и сводные данные о годовом урожае.

Знаменательные события рассматривались летописцем отдельно, вне вышеуказанных разделов. В 1868 году он рассказывает об ударе молнии в храм и последующем пожаре, растопившем колокола и уничтожившем 121 обывательский дом, в 1872 году – об эпидемии холеры, в 1874 году – о крушении плота на Волге. Описывал он и астрономические явления. Рассказ 1881 года о пролетевшей по небу комете и о связанных с этим событием предрассудках летописец ведёт в своей неизменной лаконичной манере, не увлекаясь деталями и дополнительной информацией.

«Сия комета, хотя появлялась и исчезала без всяких последствий, но в начале своего появления породила, особенно между сельскими жителями, множество толков; одни предсказывают кровопролитную войну, другие, особенно раскольники, кончину века, определяя оную днем 18 Ноября, и даже приготовлялись к оной».

Вскоре летописные записи обрываются, происходит это в 1884 году. Жаль расставаться с неизвестным летописцем, с его необычным слогом, с его оригинальным отношением к событиям. Однако те данные, что дошли до наших дней сравнительно хорошо сохранившимися, являются крайне ценным источником по недавней локальной истории Ульяновской области и доказывают, что Белоярская летопись – редкий источник приходской истории ульяновского левобережья Волги, и его изучение может привести к важным открытиям в исторической науке. Как знать, может быть, эти открытия ждут нас за одной из волжских излучин? Или в дальнем пыльном углу ветхой деревенской избушки? Как знать...

Александра Рыбакова

«Мономах», №4 (88), 2015 г.

На фото - Белый Яр. 1947 г.

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru