
22 июня в 4 утра фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз.
22 июня – самая короткая в году ночь, граница между миром и войной. Уже в первые часы, дни, недели боев врагу дали понять: на нашей земле не будет легкой прогулки. Советский народ встал на защиту Родины. Сегодня мы вспоминаем тех, кто встретил войну в июне 1941-го. Среди них были и наши земляки.
Одними из первых удару подверглись солдаты Брестской крепости.
Алексей Наганов – лейтенант, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Стал военным уже в 1937 году. Окончил школу младших лейтенантов, в затем Минское пехотное училище имени Калинина с отличием. В 1940 году как лучший выпускник был отправлен в полковую школу 333-го стрелкового полка командиром взвода Брест.
Алексей Наганов со своими товарищами отважно защищал подступы к Цитадели крепости. Когда был взорван Тереспольский мост, бойцы Наганова заняли оборону в районе Тереспольких ворот. Однако силы были неравны. Когда Алексей остался один, он укрылся в одной из комнат башни и отстреливался до тех пор, пока его сердце не остановила пуля немецкого автомата. Так, с пистолетом в руке и комсомольским билетом в кармане только в 1949 году нашли его останки при раскопках Брестской крепости, которые были торжественно преданы земле в братской могиле в Бресте. В Ульяновске один из проспектов Нового города носит имя героя.
Первый военный удар приняла на себя не только Брестская крепость, но и вся белорусская граница. В архиве новейшей истории Ульяновской области хранится личный фонд участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Николая Павловича Клещина.
Николай Павлович, военный комиссар, встретил войну на границе в самой западной точке Белостокского выступа, и закончил ее в мае 1945 года. И тогда в июне 1941 года, как военный, приближаясь к границе, начал ощущать приближение войны. В своих воспоминаниях Николай Павлович напишет: «То ли от предчувствия, то ли от любопытства я наблюдал за границей. И вдруг на немецкой стороне взвилась ракета. В ответ несколько ракет засветилось на нашей. Я был ошарашен! Теперь, можно сказать, что это передавались сигналы для диверсионных групп. Ибо в два часа ночи была полностью нарушена связь и выведены из строя все крупные радиостанции….в 4-м часу пошли самолеты на бомбежку, в 4 часа у нашего окна, где размещались мы, молодые офицеры, разорвался снаряд.» так начнется его война и к счастью закончится в мае 1945 года вместе с Победой, после которой он продолжит службу.
Есть и такие, кто встречая войну в июне, практически с первых дней вел войну в тылу врага, попадая в плен. «Узник фашистских лагерей» - так будет называться история об Александре Ивановиче Игнатьеве.
В ночь на 22 июня 12 выпускников бронетанкового училища им В. И. Ленина были направлены к месту продолжения военной службы – в 39-ю танковую дивизию в г. Черновцы, и по дороге узнали, что началась война. Они были полны желания отдать свои знания, молодость служению Родине, а если и понадобится – свою жизнь. В августе 1941 года Александр Игнатьев попал в плен. Но и там бойцы Красной Армии не сдавались. Проводили антифашистскую агитацию, устраивали диверсии.
Удалось Александру Игнатьеву пережить все ужасы фашистского плена, и даже то, что когда наша армия была уже на подступах к Берлину, фашистская охрана начала без разбору и с большей жестокостью уничтожать военнопленных. Александр Иванович смог вернуться в родной город и продолжить свою жизнь.
Ребята, можно сказать, юнцы, разных профессий, разных судеб, объединились в одну большую силу, чтобы отразить натиск врага и освободить нашу родную землю от захватчиков.
Геннадий Васильевич Анциферов, в будущем главный инженер-строитель в Ульяновске, пошел защищать свою Родину, не жалея жизни. По добровольному отбору в ряды Красной Армии попал в 1943 году, где уже на фронтах воевали его братья.
Его старший брат – Александр Васильевич – уже на фронтах войны с 1941 года. В архиве хранится более 40 писем с фронта Александра, в которых он описывал условия, в которых приходилось воевать и давал советы своим братьям, как вести себя на войне. В1944 году он погиб. Среди писем Александра хранится последнее, на которой рукой родственников написано «Такую страшную цену за Победу заплатила наша семья».
Как поется в песне: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..» В семейном фонде Вадима Григорьевича Григорченко – научного сотрудник партийного архива – хранятся документы сразу нескольких участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Все его братья, сестра и племянник встретили войну в 1941 году. К сожалению, вернулись не все. Сергей Сергеевич погиб в 1943 году под Смоленском, в этом же году на территории Украине погиб Вячеслав Григорьевич. Сергей, Елена, Вениамин, Мстислав и Вадим вернулись с войны и продолжили жизнь уже в мирной стране, работая на восстановление Родины.
В семье Якурновых было сразу три участника военных действий. В первые дня войны под Кенгисеппом погиб Петр Якурнов. Второй брат – Василий – пал смертью храбрых, защищая Москву.
Иван Якурнов рвался на фронт, однако аэроклуб, в котором он работал, оформил на него бронь. В середине 1942 г. Постановлением Советского правительства аэроклубы были закрыты, а личный состав переведен в ВВС Красной Армии. После переучивания в запасном полку на боевом самолете ИЛ-2, в конце 1942 г. с группой летчиков прибыл на Калининский фронт в 212 Штурмовую авиадивизию, в скором времени переименованную в 4-ю Гвардейскую. 92 гвардейский штурмовой авиационный полк в этой дивизии комплектовался для действий на самолете ИЛ-2 в сложных метеоусловиях и ночью. Для прохождения службы Иван Федотович был направлен в этот полк, так как он имел большой опыт летной работы. Как вспоминает Иван Федотович, к концу Великой Отечественной войны в этом полку было десять Героев Советского Союза.
В своих воспоминаниях Иван Федотович рассказывает о своем вылете, который принёс ему высокую правительственную награду: «Наш полк стоял на аэродроме Грановка очень близко от линии фронта, восточнее города Броды. Немецкие истребители два раза штурмовали наш аэродром. Сожгли один самолет, убили воздушного стрелка и техника…Штурман корпуса полковник Сторлигов, летая на задание, нашел немецкий аэродром полевого типа, откуда делали налеты на наш аэродром. Командир корпуса разрешил нам сделать ответный визит, так и сказал: «Покажите фрицам, как надо штурмовать аэродромы».
Атаковать решено было ночью. 11 апреля 1944 г. группу из шести «Илов» повел на цель штурман полка Штыков. Якурнов рассказывает: «Взлетели при темноте. При подходе к аэродрому противника по нам интенсивно ударила зенитка, командир немного изменил курс полета и разрывы от зениток остались в стороне. Я в строю был крайним правым. Всматриваясь в расположение зенитных батарей, заметил странное явление. В круге зенитной обороны аэродром не расположен в центре, он приходится на его восточный край. Следовательно, противник мощным зенитным огнем охраняет не аэродром. А что же тогда? Стал всматриваться в центр круга и заметил на железнодорожной станции Красно длинный эшелон с паровозом в его восточном конце. Сразу стало все ясно. На днях наши войска в районе г. Броды окружили небольшую группировку противника. Заткнуть образовавшуюся брешь в линии фронта немцы подбросили свежие войска и тыл».
Аэродром найти удалось, однако не было на нём ни самолетов, ни машин, ни заправщиков. Иван Федотович, не тратя бомбы впустую, решил лететь к запасной цели самостоятельно: «Я решил атаковать эшелон, находящийся под разгрузкой на станции Красно. Но как это делать? Эшелон прикрыт мощным зенитным огнём…как только я стал разворачиваться на боевой курс, по мне зенитчики открыли такой ураганный огонь, при котором трудно удержаться на спланированном пути…».
Совершая обманные маневры, несмотря на опасность для своей жизни, Иван Федотович все же смог уничтожить вражеский эшелон. Его самолет был подбит, однако, благодаря профессиональному мастерству Якурнов, смог совершить посадку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 г., за мужество и героизм, Ивану Федотовичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Личный состав эскадрильи 92-го гв. ШАП. В центре командир эскадрильи И.Ф. Якурнов
Лётчики 92 гв. ШАП после выполнения боевого задания. 1943
В послевоенные годы Якурнов продолжал свою трудовую деятельность в Аэрофлоте. В начале 1950 г. перешёл работать летчиком-инструктором в Школу Высшей Летной подготовки Гражданского воздушного флота, до 1963 г. в школе работал лётчиком-инструктором, обучая командиров кораблей для транспортной авиации. Будучи пенсионером, продолжал работать диспетчером службы движения. Много сил и энергии Якурнов отдавал дело обучению и воспитанию авиаработников, молодежи г. Ульяновска. Внес личный вклад в создание головного отраслевого Музея истории гражданской авиации.
Якурнов И.Ф. с женой
Жена Ивана Федотовича, Якурнова Нина Михайловна, тоже прошла войну. До Отечественной войны она окончила педагогическое училище и работала заведующей начальной школы. С началом войны Нина Михайловна окончила курсы медсестер и добровольцем ушла на Ленинградский фронт. После Постановления Правительства о мобилизации женщин в действующую армию была зачислена в кадры Красной Армии. Находилась в действующей армии до дня победы, после чего была демобилизована. В новом городе именем Ивана Федотовича Якурнова названа улица.
Участником боевых действий во время Великой Отечественной войны был ещё один наш земляк – Петров Александр Иванович.
Петров А.И. Весна 1945 г. г. Нойбранденбург
В своей анкете участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в графе «где работал до войны» указывает войну с Японией и с белофиннами на финском фронте.
Он был призван на фронт ещё в 1935 г. Ульяновским военкоматом, по специальному набору. Великую Отечественную войну прошел от начала до конца. Утром, 22 июня 1941 г. 149 истребительный авиационный полк стоял на западной границе в районе Черновцов. До ближайшего вражеского аэродрома было всего четыре минуты лёта. Александр Иванович вспоминает: «Мы чувствовали, что война близко, но в боевую готовность нас не приводили. Если бы мы в то утро сидели в самолетах!». Летчиков тогда подняли по тревоге. В это время над аэродромом уже висела большая группа немецких истребителей и бомбардировщиков. Посыпались бомбы, пулеметные очереди прошивали взлетающие «ястребки». Аэродром горел, гибли люди.
«Понимаете, когда мы сходимся в воздухе, один на один, наши шансы равны. Но на взлете самолет беспомощен: нет скорости, не убрано шасси, нет возможности для маневра. Ребята гибли, так и не успев взлететь». Потом оставшиеся в живых сосчитают, что за два часа налеты фашисты сбросили на аэродром 370 бомб. Но это выяснится позже, а тогда, под огнем, надо было во что бы то ни стало взлетать. И Петров сумел-таки поднять свой МИГ-3, атаковал группу вражеских бомбардировщиков и подбил одного из них. Но силы были неравны. Истребитель изрешетили немецкие пулеметы, а сам летчик был ранен в голову и в ногу. Приземлился чудом. Его вытащили из изуродованного самолета и отправили в госпиталь в Черновцы. Снова Петров поднялся в воздух лишь спустя два месяца.
Петров А.И. на празднике Победы 9 мая 1984 г. в г. Ульяновске на Центральном стадионе
Петров А.И. во время беседы с пионерами и их родителями 22 июня 1978 г. Пионерский лагерь Дзержинец. г. Москва
Снимок после взятия Берлина. 1945. У памятника Бисмарка. Петров А.И.с однополчанами
22 июня в 149-м истребительном полку было 57 лётчиков. На третий день войны их осталось 17. А до победы дошли лишь четверо из тех, с кем Александр Иванович принял тот первый бой. За участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск Александр Иванович был награжден Орденами Красного Знамени, Орденом Александра Невского, Орденом Отечественной войны I степени.
Начальник отдела комплектования Архивного фонда ведомственных архивов Татьяна Толстик;
Ведущий архивист отдела использования и публикации документов Юлия Николаева.